Цель работы — осветить ценные, интересные и полезные сведения об истории, традициях и духовном развитии казахского народа.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.46 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белогорская основная общеобразовательная школа»
Беляевского района
Областной конкурс детских исследовательских и проектных работ
«Многонациональное Оренбуржье-2025»
Направление: «Сохранение народных традиций в моей семье»
Тема: «Культура и традиции казахского народа»
Автор:
Тургумбаев Алан, 7 класс
Руководитель: Султанова
Жумаслу Асылбековна,
учитель истории
2025 г.
Содержание
Введение………………………………………………….……………………3
Глава 1. Происхождение казахского народа……..…….……………………4
Глава 2. Национальные традиции и праздники казахского народа .……...6
Свадебный обряд……………….………………………………6
Дастархан, сервировка ..…………………………….………...7
Наурыз …………………………………………………………10
Курбан-Байрам …………………….……………………….…11
Глава 3. Какие национальные традиции есть в нашей семье? ……………12
Роль традиций в моей семье ………………………………......14
4. Заключение………………………………………………………………...16 5. Список используемой литературы………………………………………..17
6. Приложение…………………………………..…………………………….18
Введение
Проблема исследования.
Нашу Оренбургскую область населяют народы разных национальностей. Не зря Оренбург зовется многонациональным городом. Среди народов, живущих в Оренбургской области, есть и татары, и кавказцы, и украинцы, и калмыки. Но большую часть коренного населения занимают русские и казахи. С давних времен эти народы дружны. Они живут общими интересами, делятся своими традициями и обычаями, создают семьи, передают культурное наследие из поколения в поколение. В нашем селе часто проводятся различные мероприятия. Я часто принимаю участие в мероприятиях, выступаю с национальными танцами на праздниках и фестивалях. И вот я задался вопросом: «Откуда произошли мои предки? Давно ли они живут на Оренбургской земле? Как удалось им сохранить культурные традиции своего народа?» Я решил найти ответы на мои вопросы и провести исследовательскую работу.
Объект исследования: казахское население с. Белогорский.
Предмет исследования: культурное наследие казахов.
Цель проекта: выявить, как удается моей семье сохранять традиции и обычаи казахского народа.
Задачи:
Теоретическая значимость: информацию проекта можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках ОРКСЭ, истории и географии, краеведения, изобразительного искусства учителями школы, учащимися, а также при проведении тематических вечеров и лекций.
Практическая значимость: проведение тематических праздников и лекций для учащихся.
Гипотеза: культурное наследие казахского народа – это история всего народа Оренбургской области.
Методы работы над проектом: организационный, планирование, сбор и обработка информации, интервью, анализ и отбор материала, художественное оформление работы, защита проекта.
Актуальность данного исследования заключается в том, что современная молодежь мало знакома с культурным наследием своего народа. Ребята редко задумываются о том, что их окружает чудесный мир традиций и обычаев, что этот мир полон тайн и загадок. Для того, чтобы расширить кругозор школьников и привлечь их внимание к миру культуры, я выбрал исходную тему.
Глава 1. Происхождение казахского народа.
Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. Именно эту версию озвучивают китайские ученые исследователи, занимающиеся тюркологией.
После разгрома Золотой орды в начале XV века начинается формирование Казахского ханства. Тюркские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине XV века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронул Ногайскую Орду.
Сближение Казахстана и России происходило благодаря политике, которая поощряла крестьян, работающих в приграничных районах. На границах построили множество крепостей. Мощь Российской империи была очень велика, поэтому казахские ханы решили присягнуть ей на верность.
С появлением советской власти произошел ряд изменений, часть из которых была проведена силовым путем. В частности, большевики устранили Алашскую автономию и расправились с ее лидерами. В 20-е годы XX века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. В результате этого многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Позднее большевики стали проводить массовые репрессии, в ходе которых была уничтожена большая часть интеллигенции. Во времена Второй мировой войны около 500 тыс. человек были призваны на фронт.
Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы РФ и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей.
В самой России, в основном в приграничных с Казахстаном районах, после распада СССР осталось большое количество этнических казахов. По численности среди всех этносов страны они занимают 10-е место, их насчитывается около 650 тыс. человек. Казахстан — земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Историко-культурные объединения древних племен, существовавшие на территории страны на протяжении многих веков, являлись основой становления казахского этноса (саки, усуни, гунны, канглы, тюрки, кыпчаки, Казахское ханство).
Казахи, қазақ халык (само название). Этническая родина Казахстан. В российской историографии и дореволюционной литературе – киргиз-кайсаки, татары. Чтобы разделить народы, для последних были введены названия кара-киргиз, бурут, а также дикокаменные киргизы. В 1925 году было восстановлено историческое название- қазак. В 1936 году была установлена форма казах.
Земля, на которой родились и живут тюрко-язычные народы Евразии, в т.ч. и Казахстан, в соответствии каждому временному периоду называлась по разному: Туран, Степь огузов, Дешт-и-Кыпчак, Туркестан. В 20 в. казахи получили исторический шанс создания своего независимого государства. Идеи возрождения старинных традиций, обрядов и обычаев, историко-культурных ценностей вновь стали особо актуальны и значимы для молодого государства.
Казахская культура как форма кочевой культуры представляет собой своеобразное философское осмысление мира, и она по своей глубине не уступала так называемым оседлым культурам. Она не нуждалась ни в поощрении, ни в осуждении, замкнутая в мире собственных представлений, но открытая всем, кто захотел бы ее понять.
Более того, казахи не придавали большого значения тому, чем владели, ибо философское отношение к миру было для них нормой жизни.
Казахи в Оренбургской области
Казахский народ - один из тех, кто присоединился к России добровольно. Хотя во взаимоотношениях Российской империи и Казахстана позже бывало разное. Оренбургский край - это как раз те земли, на которых это присоединение оформлялось.
Название народа Казах на древнетюркском языке означает "Свободный воин", хотя есть и другие версии. Казахский народ стал выделяться после того, как Тамерлан разгромил Золотую Орду. Национальность образовалась из смешения кочевых племен, живших в Южно-Уральских и Западно-Сибирских степях, а также южнее, от берегов Каспийского моря до предгорьев Тянь-Шаня. Казахи много воевали как со своими соседями, так и между собой. В Средние века все воевали со всеми.
В XVII веке на восточных границах Казахского ханства монгольские племена создали государство Джунгарию. В регионе начали сражаться между собой три силы. Это были Китайская (циньская) империя, джунгары и казахи. Иногда они воевали каждый за себя, иногда объединялись в союз вдвоем против третьего, иногда вмешивались во внутренние дела соседа и стремились привести к власти своего ставленника.
В это время севернее русские активно осваивали и завоевывали Сибирь. В дела Казахстана наши серьезно не вмешивались. Хватало своих забот. Однако среди самих казахов появились, как сейчас бы сказали, пророссийские настроения. Их слишком донимали восточные соседи. В середине XVIII часть казахских племен присягнула на верность России. Для укрепления вновь приобретенных территорий в 1735 году на реке Яик ( так тогда называлась река Урал) был основан город Оренбург.
Глава 2. Национальные традиции и праздники казахского народа.
Национальные традиции – это такие общественные явления, которые многократно повторяются, стали устойчивыми, общепринятыми, вошли в повседневную жизнь людей, принадлежащих той или иной этнической общности. Это такие общественные явления, посредством которых от поколения к поколению передаются идеи, знания, нормы поведения, способы, приемы, формы, мотивы деятельности людей, различные вкусы, стили, творческие направления.
Национальные традиции казахского народа уходят корнями в языческие культурные традиции Великой степи. С распространением ислама казахи переняли и основные религиозные праздники и традиции арабского Востока, которые, появившись в Центральной Азии, изменились, включив и местные обычаи. Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смыслового наполнения и в полной мере отражают сущность казахского национального характера – открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.
#1057;вадебный обряд.
В полной мере эти замечательные черты находят свое отражение в свадебном обряде. Как и у других народов, у казахов существовало мистическое представление о соединении двух людей в супружеский союз. В народе говорили: “В жизни невозможно предугадать три вещи: с кем будет заключен супружеский союз, пол будущего ребенка и дату смерти”. Люди считали, что брачный союз заранее предписывался судьбой еще со времени появления их на свет. Весь процесс вступления в брак разделялся на ряд этапов, каждому из которых соответствовал свой комплекс традиций и обычаев. Первым этапом было сватовство. Оно начиналось с предварительного сговора. С этой целью отец будущего жениха посылал к отцу невесты свата – своего родственника или всеми уважаемого человека в качестве жаршы, реже двух или трех человек.
Сват, садясь на коня, на одной ноге заправлял штанину за голенище сапога, на другой выпускал её на сапог, что должно было способствовать более снисходительному отношению отца засватываемой девушки к предлагаемому зятю. В этом обычае заложена древняя народная символика ритуала нарушения порядка в одежде, что должно было извещать о том, что пришли с целью нарушить существующее положение, установившийся порядок в данной семье.
На сватовство посылали в “счастливый день”. У отдельных людей были свои “счастливые дни”. Обычно такими днями считались среда и четверг. Если отец девушки выражал свое согласие, то приехавшему свату преподносили подарок шеге шапан (гвоздь-халат). Халат, как гвоздь, должен был скреплять предварительный сватовской договор.
После определенной платы, калыма, жених совершал первый официальный визит в аул невесты – урын бару и привозил подарки – коржын (одежду для родителей, для их родственников), продукты животноводства (курт, ирымшик), сушеные фрукты (урюк) и другие сладости. Кроме этого, жених привязывал к порогу юрты кобылу – подарок тестю.
Переступая порог дома тестя, жених обязан поклониться трижды. Эти поклоны посвящались старухам, отцу и матери невесты. Мать невесты подносила ему молока или кумыса и благословляла его. Потом жениха подводили к огню, разведенному в очаге юрты, и вручали железный ковш, наполненный растопленным жиром, который он выливал в огонь, а все присутствующие должны были шагать через пламя. Этот обряд уходит корнями в древнейшие религиозные традиции: он связан с культом огня. Кто-либо из женщин сыпал на жениха сушеные фрукты и плоды, сладости – символ изобилия, которые тут же подбирались присутствующими. Этот обряд назывался шашу(Приложение №2). Наконец, все удалялись из юрты и молодых оставляли наедине до возвращения родителей невесты, делающих вид, что не замечают жениха. Этот приход жениха в юрту невесты назывался есик ашау (“отворить дверь”).
Казахи предпочитали выдавать замуж дочерей и женить сыновей осенью или в конце летнего сезона, когда заканчивался религиозный пост (ураза) и появлялись в изобилии плоды летних трудов.
Свадьбу старались играть в период полнолуния. Этот выбор был неслучаен: сравнительно светлые ночи удобны и для проведения ночных игр алтыбакан(качели), аксуйек (игра с белой костью) и для выполнения некоторых хозяйственных работ, которые нельзя было проводить днем из-за свадьбы. Считалось нежелательным присутствие бездетных людей на свадьбе, поскольку они могли “сглазить” будущее семейное счастье.
По поверью, существует связь между днем свадьбы и будущей судьбой самой семьи. Если в день свадьбы стоит прекрасная погода, то и семейная жизнь вступающих в брак будет счастливой. Свадьба проходила в два этапа: вначале в доме невесты, затем в ауле жениха. В нашей семье эти традиции сохраняются из поколения в поколение.
Гостеприимство
Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя - дастархане!(Приложение №3)
Издавна у казахов существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлег, не угостить его считалось зазорным. В народе бытовали сказки о скупцах и щедрых хозяевах. В одной из таких сказок говорится о том, как был поглощен землей скупец за то, что не пожелал принять гостя, а его богатство (бесчисленные стада скота) так и пропало без пользы для людей. Стремление к наживе и скупость привели в конце концов и другого богатого скупца к тому, что он, проклятый людьми, превратился в волка и его заклевали хищные птицы.
Принять любого путника из дальних краев или из близкого аула – древний дедовский обычай казахов, существующий до сих пор. “Хлеб-соль бери, правду расскажи”,– говорят в народе. При этом было принято не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод. В ауле, где проводился той (пир), ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс (Приложение №4)и шубат. Мясо варили в больших котлах -казанах, а число гостей не ограничивалось. Совершенно случайные путники могли заглянуть в аул, где проходил той(свадьба), и получить угощение. Конакасы — так называется по-казахски угощение для гостя, которому хозяева предоставляли самые лакомые куски. Считалось зазорным, если гостю не был оказан почет. Гостя не отпускали, пока он не насытится. На большой праздник существовал обычай приходить с подарком в виде еды, так называемым шашу. В подарок приносили иримшик, курт, баурсаки, сладости, печенье.
В старину в особо торжественных случаях, например, при рождении долгожданного наследника, забивали белого верблюда и готовили из свежего мяса различные блюда. Существующая в народе поговорка “распоролся желудок белого верблюда” (“ак туйешн карны жарылды”), связана с обычаями подобного рода. Дастархан устраивался и в случае Уме салу – так называется соседская помощь друг другу. Если не под силу, скажем, одному построить дом или нужно сделать это быстрее, собирали соседей, родственников, знакомых для помощи. После окончания работы хозяин ставил обильное угощение. Перед дальней дорогой также собирали людей и угощали их (жол аяк). Если в ауле появлялась новая семья, она также устраивала угощение соседей (ерулик). Когда запасались мясом на зиму (со-ғым), то угощали старейших. Когда сын садился впервые на коня или в первый раз покидал родной аул, устраивали праздник токым қагар. Многие праздники у казахов были связаны с хозяйственными работами. Например, первый день на зимовье отмечали дастарханом жұрт майлар, начало жатвы – қырман майлар, окончание —сабан той, первый день дойки кобыл отмечали дастарханом бие бау и т. д.
До настоящего времени сохранился обычай в день убоя скота на согым(заготовка на зиму) приглашать в гости родственников, соседей и знакомых. При этом готовили любимое национальное мясное блюдо куырдак, которое гвоздем пира.
Если вам доведется побывать в гостях за традиционным дастарханом, вы можете стать свидетелем древнего обычая. Хозяин дома преподносит самому уважаемому гостю приготовленную особым образом голову барана. Тот принимает ее и затем разделывает на части, которые делит между остальными гостями. При этом каждой части головы придается определенный смысл. Наделяя каждого гостя той или иной частью головы, почетный гость, которому поручено это дело, в шутливой форме сопровождает эту процедуру дружескими намеками и добрыми пожеланиями. Например, он отрезает уши (кулак) и подает их молодым мужчинам (юношам) с пожеланиями быть внимательными, нёбо (таңдай) – девушкам или молодым женщинам: от этого они якобы будут трудолюбивыми, красноречивыми. Таким образом почетный гость отрезает от головы мясо небольшими кусочками и раздает его остальным. Он может также передать голову сидящему справа, и тогда она переходит от одного гостя к другому. После этой процедуры большое блюдо с мясом и отваренными кусочками тонко раскатанного теста ставят посередине стола или низенького столика. Мясо принято подавать на стол вместе с костями. Здесь на виду у гостей хозяин начинает мелко крошить его, а ароматно пахнущие кости с небольшими кусочками оставшегося на них мяса раздает гостям. Здесь снова вступает в силу освященный временем и традициями порядок распределения лакомых костей: тазовые кости (жанбас) и голень (асык-жілік) дают почтенным, старшим по возрасту гостям, чтобы они съели мясо, грудинку (төсь) – невестке или зятю, шейный позвонок (мойын омыртқа) – замужним женщинам или девушкам.
Некоторым кускам мяса с костью придавалось особое значение. Например, трахею не давали девушкам, так как существовало поверье, что они могут остаться бесприданницами. Если угощали жениха при первом его посещении семьи невесты, ему давали грудинку.
По казахским обычаям считалось признаком дурного тона (нескромностью или бестактностью), если, например, при живом отце сыну давали голову, детям – мозг, девушкам – локтевую кость. В тарелку приемного сына непременно надо было класть мясо с большой берцовой костью.
Традиционным обеденным столом у казахов служил низкий круглый столик (устел), который застилали скатертью или клеенкой. Сидели на бустоках (войлочных подушках или покрывалах), на которые клали длинные неширокие ватные одеяла. Почетное место предоставлялось старшим, уважаемым гостям или хозяину. Разливала чай и подавала пищу чаще всего невестка, которая сидела около самовара.
Традиционный знак почета женщине, будущей матери, приготовление специального желаемого ею блюда. В блюдо для молодой женщины клали мясо с большой берцовой костью, грудинку, сычуг, женщине постарше – мясо с тазовой костью вместе с другими частями. Невестке после свадебного обряда подавали специальное блюдо – беташар табақ.
В казахской кулинарии издавна было принято подавать еду в красивой посуде. Так, кумыс наливали в широкие миски, отделанные серебром, или в раскрашенные чашки. Мясо накладывали в посуду с широкими краями. В большом разнообразии у казахов была представлена посуда и утварь из сыромятной кожи (көн). Самый большой по размеру был мешок из специально выработанной конской кожи – саба, который использовался для приготовления кумыса и масла. Форма его была конической: квадратное основание внизу постепенно переходило в узкую горловину, в отверстие которой вставляли деревянный пест, предназначенный для взбалтывания.
В казахском дастархане особое место занимает чай. Заваривают его в специальном фарфоровом чайнике – акмане. Кипяток наливают из самовара. Считается, что чай, заваренный из самовара, имеет особый вкус. Чай по-казахски пьют с небольшим количеством кипяченых сливок или молока. Чаепитие у казахов перекликается с древними традициями. Так, собравшиеся на свадьбу почетные люди принимали пиалу с чаем только из рук невестки. За дастарханом строго следили за тем, правильно ли она разливает чай. В такой ситуации ей приходилось обслуживать не один десяток гостей. Очень важно было не перепутать пиалы, каждому подать свою чашку. Невестка не должна была оставить без внимания ни одного гостя, вовремя предложить так называемый сый аяк – чашку почета.
Дастархан – это не только традиция пира, но и целая философия гостеприимства, семейных и общественных отношений. У тех, кто хоть раз был принят в качестве гостя на казахском дастархане, навсегда остаются в памяти не только экзотические блюда, но и древние ритуалы, суть и смысл которых не обветшали со временем – они до сих пор призваны хранить единство и традиции дружной казахской семьи.
Наурыз
Самый долгожданный и радостный праздник у казахского народа – это Наурыз , торжество весеннего обновления. Наурыз возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз - первый день нового года, который совпадает с днем весеннего равноденствия. Иными словами, это древний праздник Нового года. У него есть и другое название: Улыс Куны (“Первый день Нового Года”) или Улыстын Улы Куны (“Великий день народа”).
Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обойдут его стороной, а щедрое празднование этого праздника принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев.
С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.
Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже. Наурыз-коже обязательно должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры 7 является обязательным: она заключает в себе 7 дней недели - временные единицы бесконечности Вселенной. По обычаю 7 чаш с наурыз-коже должны стоять перед самым уважаемым аксакалом (“белобородый старик”). В этот праздник каждый казах должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.
Разнообразные театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана.
Курбан байрам
Курбан-Байрам - один из главных мусульманских праздников. "Название праздника имеет тюркское происхождение. На арабском это звучит, как Ид аль-Адха — "праздник жертвы". «Этот праздник имеет большое значение для каждого мусульманина. В странах, где проповедуют ислам, этот день является официальным выходным, но и в нашей стране есть регионы и города, где объявляют этот день нерабочи», - говорит Герман Барух, президент благотворительного фонда "Альтаф", правоверный мусульманин.
Курбан-Байрам не имеет постоянной даты, он отмечается по окончанию хаджа через 70 дней после другого самого важного праздника для мусульман – Ураза Байрам (торжества по случаю окончания поста, который длится на протяжении всего месяца Рамадан) на 10-й день месяца Зуль-хиджа исламского лунного календаря в память жертвоприношения пророка Ибрахима. В 2022 году праздник приходится на субботу 9 июля. Продолжаться он будет три дня, до 11 июля включительно."Связано такое длительное празднование с тем, что мусульманин должен посетить всех родственников, а за один день это сделать невозможно. Кроме того верующие должны читать молитвы и проповеди. Подготовка к торжеству начинается задолго до него. Дней за 20 до праздника мусульмане перестают стричься, бриться, не устраивают застолий и не надевают новую одежду. У кого есть возможность, отправляются в Мекку, в долину Мина для совершения хаджа.
Глава 3. Какие национальные традиции есть в нашей семье?
Практически каждый в этом мире начинает свой земной путь с семьи. Поэтому семейные отношения ценятся как наиболее значимые, наиболее существенные. Нет большего счастья в жизни, чем иметь свою собственную, дружную семью. Это поистине божий дар, и нет ничего главнее, чем семья, так как эта опора и поддержка от дорогих и любящих тебя людей. В семье могут существовать, свои негласные правила или традиции. Это очень интересно, иметь в общем кругу, свои традиции, особенно если они идут, от самых корней, и передаются по наследству. В каждой семье они разные, и отражают взгляды и ценности каждой в отдельности. Вот и мне захотелось поведать о традициях моей семьи, она является многонациональной. Мы, потомки несем кровь русскую, украинскую, армянскую, корейскую, татарскую. В нашей семье главным человеком является моя бабушка, она татарка, выросла в типичной татарской семье. В детстве она разговаривала на татарском, но т.к. ее родители уже умерли, нет практики языка, язык забывается, но бабушка прекрасно понимает его. Мы, внуки тоже знаем несколько татарских слов и используем их при разговоре.
В нашей семье придерживаются казахских традиций, которые переданы были моей бабушке от ее родителей:
#1043;остеприимство. «Негостеприимный человек – неполноценный» - считалось у мусульман. Гостей встречаем радушно, всегда приглашаем к столу выпить чая. Наша семья серьезно относится к чаепитию, покупается только листовой чай, заваривается чай в фарфоровом чайнике, он должен быть обязательно свежим, гостям предлагаются сладости, выпечка и идет неспешная беседа с гостем.
#1059;важение к старшим. В бабушкиной семье главой семьи был ее отец. Его слово было законом, никто не обсуждал его указания. Мать была на особом почётном месте «Рай находится под ногами матери». Мальчики, будучи уже взрослыми, не курили в присутствии матери, это считалось дурным тоном, невоспитанностью. Их дети выросли уважительными, трудолюбивыми и дружными. Отец никогда не позволял грубости, сквернословия по отношению к своим детям, любил их, а внуков и правнуков безмерно; с отвращением относился к спиртному. Эти ценности передались его детям, внукам. Мы правнуки тоже будем стараться не подвести свою семью.
#1054;бщая семейная трапеза на выходных, праздниках. Я очень люблю выходные, праздники т.к. моя бабушка обязательно будет готовить что-нибудь из национальной кухни. Это либо горячее блюдо, например, бешбармак или выпечка из дрожжевого теста – баурсак. Все готовится по всем правилам, которому ее обучила ее бабушка. Моя мама и тетя перенимают опыт казахской стряпни. Общее застолье, как я думаю, сплачивает семью, т.к. за ней обсуждаются события дня, возникшие проблемы и пути решения.
В нашей семье церемонии начинаются ранним утром с первых солнечных лучей. Для начала необходимо совершить полное омовение. После этого нужно надеть чистую или новую одежду из натуральных тканей. Далее мы отправляемся в мечеть или в дом к Мулле на утреннюю молитву. Вернувшись домой и позавтракав, люди снова собираются в мечети для проповеди, которую ведет имам. После этого рекомендуется посетить кладбище и навестить покойных родственников, прибраться там и привести в порядок могилы. Только после всех этих процедур происходит главное событие дня - обряд жертвоприношения. После заклания мясо барана готовят. Чем разнообразнее и богаче будет стол, тем лучше. Также на столе обязательно должны быть десерты, ими угощают детей. При этом не допускается никаких спиртных напитков, на стол ставят чай, соки, компоты и бульон из мяса. Жертвенное животное выбирается заранее. Его специально откармливают. Иногда украшают магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками. Но не все животные подходят для ритуала. Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова, упитанна и красива. У животного не должно быть серьезных изъянов: отрезанных ушей, сломанных рогов, отсутствия зубов или части хвоста. Животное не должно быть слепым на один или оба глаза. Особь с подобными изъянами не может быть принесена в жертву. В жертву можно приносить животное, у которого есть незначительные недостатки: сломана меньшая часть рога, повреждено несколько зубов или же животное немного хромает. Я рад, что моя семья служит для меня примером подражания. Я могу назвать себя счастливым ребенком, именно потому, что меня окружают невероятно любящие и заботящиеся обо мне люди.
Ценностей в моей семье множество. Меня с самого маленького возраста учили определенным уставленным правилам, который каждый человек должен соблюдать. Меня научили уважать и соблюдать человеческие ценности, научили правильной манере поведения и что самое главное – научили здраво мыслить и адекватно оценивать любые жизненные ситуации.
Моя семья – это эталон человеческих ценностей и цветник семейных традиций.
Роль традиций в моей семье
Многие традиции вошли в нашу жизнь не с появлением моей семьи, а пришли к нам из глубины веков, передаваясь из поколения в поколение, это народные казахские традиции. Каждое поколение казахов, вне зависимости от эпохи и условий, в которых оно жило, свято выполняло наказ далеких предков, четко выраженный в пословице: «Алты жыл аш болсаң да, атаңның салтын ұмытпа» (Хоть шесть лет голодай, но обычай отцов не забывай).
Расскажу о рождении, новой семьи, с того, как поженились мои родители. Свадьба проходила в несколько этапов. Первым торжественным обрядом было «Саукеле кигизу» (саукеле – головной убор невесты, кигизу – одевать). На торжественный праздник в дом мамы были приглашены родственники папы. Маму нарядили и познакомили с будущими родственниками. Затем родители мамы снова устроили большой праздник «кыз узату» (проводы невесты). На эти проводы приехал папа с друзьями и близкими родственниками, праздник длился всю ночь, а наутро маму и папу провожали в их новый дом. Девушку по обычаю отправляли вместе со сватами утром рано, с восходом солнца. Восход солнца символизировал начало новой жизни. Но на этом история свадьбы моих родителей не заканчивается, осталось самое главное – обряд бракосочетания, «Неке кияр». Этот обряд проходил в мечети, где папа и мама дали друг другу клятву любви и верности. А затем, наконец, была свадьба, «той», были собраны все родственники, более 100 человек. На свадьбе была выполнена еще одна традиция «Бет ашар». Это обязательная традиционная песня-жыр. В дом отца жениха, где все собираются, приводят невесту в полном свадебном наряде. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят учтивые, благовоспитанные снохи. В «бет ашар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, здесь выражают добрые советы и пожелания в семейной жизни. Таких красивых «тоев» в нашей семье, то есть в семье моих дедушки и бабушки, было четыре. У казахского народа есть понятие «отау көтеру», что означает женитьбу, создание нового очага, новой семьи. Теперь дети моих дедушки и бабушки лучшие традиции приносят уже в свою семью.
Расскажу о традициях, связанные с моим воспитанием. Например, «Ат қою», то есть наречение. Казахи придают особое значение этой церемоний. Стараются дать красивые имена, имена знаменитых людей, чтобы ребенок был похож на того человека, чьим именем его нарекают. По древней традиции казахского народа дать имя ребенку поручали уважаемым людям, часто мулле. А когда на свет появился я, мои родители, согласно традиции, устроили праздник, на который были приглашены родственники. Право дать мне имя было предоставлено моему дедушке. Мулла три раза на ухо мне прошептал мое имя: «Сенің атың Алан», «Сенің атың Алан», «Сенің атың Алан». В честь дяди, чтобы я тоже был таким же умным и образованным, как он.
Через 40 дней после моего рождения родители проводили еще один обряд «Қырқынан шығару». Родная сестра моей мамы купала меня, стригла мне волосы и ноготки. После купания ей, исполнившей обряд, в знак благодарности подарили подарки. А всех присутствовавших при знаменательном событии, пригласили к дастархану.
А когда я начал ходить, устроили праздник «Тұсау кесу» - разрезание пут. Эта церемония проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязывают тонким пестрым шнурком, разрезать который доверяют энергичному многодетному человеку. Пестрый шнурок обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы – человек должен уметь преодолевать трудности. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребонок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. Церемония продолжается пиром.
А когда мне исполнилось 7 лет, я пошел в школу в первый класс. В моей жизни это самый знаменательный и запоминающийся день. Родители устроили праздник «Тілашар». Было много гостей. Я получил очень много подарков и добрых напутственных слов. Я тогда почувствовал, что я уже взрослый и для меня открывается новый мир.
Почти каждое воскресенье и праздничные дни мы устраиваем семейный обед, вместе готовим разные блюда, но главным блюдом является бешбармак, раньше это блюдо готовила моя бабушка, а сейчас эта миссия перешла к моей маме, потому что она старшая из всех снох, а затем дружно все это съедаем. Обычно в такие дни к нам приходят гости, и они никогда не уходят без угощения. Казахский народ славится своим гостеприимством. Встретить гостя с почетом, угостить его – знак щедрости.
Семейные традиции – это то, что сплачивает семью, делает нас дружнее и крепче. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. А это значит, что семья выдержит любые трудности, и будет идти по жизни смело и уверенно.
4. Заключение
В ходе нашей работы я узнал, что семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение.
В моей семье есть много хороших традиций, которые в будущем, я хотел бы принести и в свою семью.
Семейные традиции – это то, что сплачивает семью, делает нас дружнее и крепче. На традициях основано воспитание, правила поведения и духовность. А это значит, что семья выдержит любые трудности. И будет идти по жизни смело и уверенно.
Когда я вырасту. У меня будет своя семья. Я думаю. Что в свою семью я принесу лучшие традиции, которые помогут создать крепкую, дружную семью. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей, любящих свою семью, свою Родину.
Мне очень нравится стихотворение о семье Татьяны Бульковской, которое я нашел в Интернете.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители – во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
5. Список используемой литературы
2. Казахские блюда -
3. Казахские традиции -
4. Происхождение народа - и #1050;азахи#Этимология
5. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографический
очерк). – Алматы, 1998.
Приложение
Приложение 1

«Течет река Волга»

Госпожа Метелица

Самый главный и трудный вопрос

Паук

Агния Барто. Сережа учит уроки