Хэлэеэ алдаhан арад - арад бэшэ
Народ, потерявший свой язык – не народ.
Сохранять родной язык или нет – это вопрос, который могут решить только его носители.
В данной работе сделана попытка изучить состояние и уровень владения бурятским языком учащихся и их родителей, что является особо актуальным сегодня.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.82 КБ |
Районная научная конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Секция: гуманитарные
Тема доклада:
Бурятский язык: современное состояние и пути его сохранения
Работу выполнил: Буянтуев Айдын
Работу проверила: Чагдурова О.Н.,
учитель нач. классов МБОУ «Алтайская СОШ»
2025 год
Введение………………………………………………………............................. 2
1. Основная часть
1.1 Современное состояние бурятского языка………………………………… 3
1.2. Деятельность учащихся Алтайской «СОШ» по сохранению и развитию бурятского языка ……………………………………………………………….. 6
1.3. Практическая часть исследования………………………………………… 8
1.4. Рекомендации по сохранению бурятского языка ……………………….. 10
2. Заключение ………………………………………………………………….. 12
Использованная литература…………………………………………………… 13
Приложения……………………………………………………………………. 14
Введение
Интерес к этой теме возник у меня не случайно. Совсем недавно я прочитал, что в настоящее время бурятский язык признан ЮНЕСКО одним из вымирающих языков. Наша багша всегда говорит, такую пословицу
Народ, потерявший свой язык – не народ.
Сохранять родной язык или нет – это вопрос, который могут решить только его носители.
В данной работе сделана попытка изучить состояние и уровень владения бурятским языком учащихся и их родителей, что является особо актуальным сегодня.
И ответить на следующие вопросы:
Была выдвинута следующая гипотеза:
Цель: выяснить современное состояние бурятского языка, определить причины вымирания и пути сохранения родного языка
Задачи:
1. Выяснить причины вымирания бурятского языка;
2. Изучить проблему владения родным языком учащимися и их родителями;
3. Рассмотреть пути сохранения бурятского языка;
Объект исследования: школьники и их родители, процесс вымирания бурятского языка.
Методы исследования: анализ, наблюдение, анкетирование.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка поиска путей для решения проблемы сохранения бурятского языка.
1. Основная часть
1.1. Современное состояние бурятского языка
Язык каждой нации является отражением уникальных исторических традиций, накопленных знаний, мыслей и духовности народа. И пока люди говорят на родном языке, сохраняются духовные ценности, сохраняется культура народа, с ее богатыми традициями и обычаями.
По данным Росстата, буряты стали вторыми по образованности в стране. В то же время вошли в тройку национальностей с самым низким владением родным языком.
Бурятский язык считается определённо находящимся под угрозой исчезновения, по пятиступенчатой классификации атласа ЮНЕСКО обладает четвёртой степенью.
ЮНЕСКО убеждена в том, что исчезновение любого языка означает невосполнимую утрату, обеспокоена этим, поскольку:
Языки являются средством самоидентификации, усиливают ее и представляют большую ценность для говорящих на них.
Вымирание языка влечет за собой вымирание культуры, истории и духовных ценностей целого народа. Материальное благосостояние должно держаться на прочном духовном фундаменте. На фоне активных глобализационных процессов пренебрежительное отношение к родной культуре, языку ведет к потере морально-нравственных наследственных корней.
Основную часть носителей языка составляет всё же старшее поколение. Молодёжь всё меньше и меньше говорит на родном языке, около 20% бурят полностью русскоязычны, а 55% - билингвы.
Согласно исследованиям, ученого БНЦ СО РАН Алдара Бадмаева, каждый год носителей бурятского языка становится меньше примерно на 6 900 человек. В день - примерно на 19 человек.
Исходя из этого, ученый составил прогноз с двумя сценариями - позитивным и негативным. Но даже при позитивном сценарии бурятский язык исчезнет, хотя просуществует на несколько лет дольше, примерно до 2070 года.
Основной причиной угрозы исчезновения бурятского языка является не востребованность. Бурятский язык вытесняется из общественной сферы, сужается среда функционирования, практически отсутствует делопроизводство на бурятском языке, преподавание в школах, а также в ССУЗах и ВУЗах ведется на русском языке, и конечно, средства массовой информации тоже.
Также отсутствует языковая среда. С каждым годом число говорящих на русском растет, а количество учащихся, владеющих родным языком, сокращается.
Бурятский язык имеет множество диалектов, что усложняет языковую ситуацию. При общении буряты из разных регионов не всегда понимают друг друга и переходят на русский язык.
Ведь язык этноса должен передаваться от поколения к поколению, то есть он прививаться семьей. Язык предков уходит из семьи, поскольку родители современных учащихся уже не владеют родной речью. У нынешних детей нет чувства языка, которое крайне трудно привить только школьными уроками. Поэтому постепенно бурятский язык исчезает, уступая место модным языкам – английскому или китайскому.
Для формирования, развития или сохранения бурятского языка в республике Бурятия следует предпринять срочные меры. В первую очередь мероприятия должны ориентироваться на молодежь и школьников для этого необходимо создавать все условия для популяризации бурятского языка среди молодёжи и школьников.
Как же нам сохранить свой язык?
Для сохранения родного языка, в первую очередь нужно на нем говорить, необходимо живое общение на языке, которые мы хотим сохранить. вот это самое важное и элементарное правило. Говорить нужно вне зависимости от уровня владения языком,
Это первый очень важный шаг к пути его сохранения.
Что же делать, чтобы сохранить родной язык?
Большая работа по возрождению языка и культуры проводится у нас в школе. На уроке играем шэхэр наадан, шагай наадан, бэлэн хэлэн.
В школе дважды в год (в октябре и феврале, во время празднования Сагаалгана) традиционно проводится месячник бурятского языка.
В рамках месячника бурятского языка проводятся различные мероприятия: конкурсы чтецов, исполнителей бурятской песни, пословиц и поговорок, диктантов и т.д.
В национальных дэгэлах любим, танцевать ёхор, играть шагай. Так же участие принимают родители. Мероприятия проводятся совместно с работниками культуры, т.е с социальными партнерами. Для сохранения бурятского языка и культуры разработан проект «Волонтерский автопоезд – носителей этнокультуры».
В рамках месячника бурятского языка активно участвуем и занимаем призовые места в муниципальных, региональных, межрегиональных мероприятиях.
Активно участвуем в межрегиональных интеллектуальных конкурсах «Гуламта», «Бамбарууш». Также интересно проходят традиционные конкурсы «Эхэ хэлэн – манай баялиг», проводимые Иволгинским дацаном.
Мероприятия проводятся не только среди детей, но и среди учителей. Наши предметники становились победителями районного конкурса среди учителей бурятского языка. Участниками Международного конкурса «Эрхим багша». Конкурс направлен на развитие творческой деятельности учителей, профессионального мастерства, поддержку новых технологий.
1.3. Практическая часть исследования.
Ученые-лингвисты считают, что в первую очередь родную речь должны прививать в семье. Для того, чтобы узнать, насколько учащиеся нашей школы и их родители владеют родным бурятским языком, культурой, я провел анкетирование с детьми и их родителями. Из 36 учащихся,4 – русские. Были предложены следующие вопросы:
Анкета ( для учащихся)
1.Владеете ли Вы бурятским языком?
2.Придерживаетесь ли вы традиций бурятского народа?
3.Имена ваших членов семьи бурятские или русские?
4.Хотел бы ты смотреть фильмы и мультфильмы на бурятском языке?».
5. Как Вы думаете, может ли считаться бурятом человек, не владеющий бурятским языком?
На 1 вопрос «да» ответили 47,3%. «Владею плохо» - 36,1% «Нет» ответили 16,6 % (Приложение 1).
На 2 вопрос «да» ответили 72,2, «нет» - 27,8
На 3 вопрос встречаются русские и бурятские имена.
На 4 вопрос ответили немного иначе: «да» - 62,5%, «нет» - 13,8%, «не знаю» - 25. %
Те, кто отвечал «нет» объясняли, что не хотят этого, потому что не понимают бурятский язык.
На 5 вопрос все ответили положительно, отрицательных ответов не было. Значит, этническая самоидентификация сохранена. Необходимо отметить, что дети, которые не говорят и даже не понимают по-бурятски, на вопрос о самоидентификации, называют себя бурятами.
Анкета для родителей. (26 человек) (приложение 2)
1.Владеете ли Вы бурятским языком?
2.Придерживается ли в вашей семье традиций бурятского народа?
3. Что нужно сделать, чтобы возродить родной язык и культуру?
Ответы.
На 1 вопрос «да» ответили 92,4%. «Владею плохо» - 3,8% «Нет» ответили 3,8
На 2 вопрос «да»-69,2%, «стараемся» -23,01%, «нет» - 7,7%
. На вопрос, что нужно сделать, чтобы возродить родной язык и культуру, родители предлагают следующее:
Отсюда ясно, что дети владеют родным языком намного хуже своих родителей. Во всех семьях встречаются и русские и бурятские имена. Также большинство опрошенных придерживаются традиций своего народа.
Таким образом, можно сделать вывод, что дети бурятской национальности нашей школы недостаточно хорошо знают родной бурятский язык, но считают себя бурятами, понимают значение родного языка, мотивированы на изучение родного языка. Значит, надежда на сохранение языка есть.
1.4. Рекомендации по сохранению бурятского языка.
На мой взгляд, огромную роль по сохранению родного языка возлагается на семью. Никто иные, как родители должны показывать собой хороший пример детям, изучая родной язык, и не стесняясь говорить на бурятском. Наблюдая стремление родителей к сохранению языка, дети с интересом будут изучать родной язык своих предков.
В рамках школы и села для решения проблемы сохранения родного бурятского языка предлагаю следующее:
Если серьезно задаться этим вопросом, то ответ один - все зависит от всех и каждого.
И вот когда все это будет, все приложат усилия для возрождения языка, то можно ожидать чуда, вопреки прогнозам ученых язык обретет второе дыхание и заживет полноценной жизнью.
В настоящее время бурятский язык признан ЮНЕСКО одним из вымирающих языков, его изучение заслуживает бережного отношения и всемирной поддержки. С каждым годом число говорящих на русском растет, а количество людей, изучающих и владеющих родным языком, сокращается. Основной причиной угрозы исчезновения является не востребованность бурятского языка.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Но тем не менее большинство учащихся бурятской национальности нашей школы идентифицируют себя бурятами, понимают важность сохранения родного языка, мотивированы на его изучение. Основная надежда в деле сохранения родного языка возлагается на них.
И только совместными усилиями семьи, школы, общества можно достигнуть наибольшего успеха в сохранении родного языка и билингвизма.
«Пока жив язык народный в детях народа, до тех пор жив народ. Вымер язык в детях народа, вымер народ» - эти слова великого русского педагога актуальны и сегодня.
Использованная литература
1. Алагуева В. Алмазная книга о бурятах. Основы мироздания. – Улан-Удэ: Издательство «Республиканская типография», 2007.
2. Алагуева В. Золотая книга о бурятах. Основы мироздания. – Улан-Удэ: Издательство
3. Балтатарова Е.С. Бурятский язык вымирает //Номер один. Улан-Удэ, 2008.
Приложение 1.
Анкета (для учащихся)
1.Владеете ли Вы бурятским языком?
2.Придерживаетесь ли вы традиций бурятского народа?
3.Имена ваших членов семьи бурятские или русские?
4.Хотел бы ты смотреть фильмы и мультфильмы на бурятском языке?».
5.Что вы знаете об истории Бурятии? Каких выдающихся деятелей, писателей, поэтов Бурятии вы знаете?
6. Как Вы думаете, может ли считаться бурятом человек, не владеющий бурятским языком?
Ответы.
На 1 вопрос «да» ответили 47,3. «Владею плохо» - 36,1% «Нет» ответили 16,6 (Приложение 3).
На 2 вопрос «да» ответили 72,2, «нет» - 27,8
На 3 вопрос встречаются русские и бурятские имена.
На 4 вопрос ответили немного иначе: «да» - 62,5%, «нет» - 13,8%, «не знаю» - 25. %
Те, кто отвечал «нет» объясняли, что не хотят этого, потому что не понимают бурятский язык.
На 5 вопрос отрадно, что история Бурятии интересует почти всех. 91,7% назвали выдающихся деятелей из области культуры, искусства, спорта,
На 6 вопрос все ответили положительно, отрицательных ответов не было. Значит, этническая самоидентификация сохранена. Необходимо отметить, что дети, которые не говорят и даже не понимают по-бурятски, на вопрос о самоидентификации, называют себя бурятами.
Приложение 2.
Анкета для родителей. (26 человек)
1.Владеете ли Вы бурятским языком?
2.Придерживается ли в вашей семье традиций бурятского народа?
3. Что нужно сделать, чтобы возродить родной язык и культуру?
Ответы.
На 1 вопрос «да» ответили 92,4%. «Владею плохо» - 3,8% «Нет» ответили 3,8
На 2 вопрос «да»-69,2%, «стараемся» -23,01%, «нет» - 7,7%
. На вопрос, что нужно сделать, чтобы возродить родной язык и культуру, родители предлагают следующее:

Повезло! Стихи о счастливой семье

Рисуем пшеничное поле гуашью

Земля на ладонях. Фантастический рассказ

Рисуем крокусы акварелью

Прощание с летом