В публикации рассматривается спайдограмма как способ работы с информацией на уроках английского языка. Представлены тезисы исследовательской работы по теме "Применение спайдограмм на уроках английского языка. " Описан опыт применеп\ния спайдограмм на уроке в 5 классе
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.91 КБ |
Применение спайдограмм на уроках английского языка
(иностранные языки)
Автор: Новичихин Иван Владимирович, 5 класс
Руководитель: Талабуева Ирина Владимировна, учитель английсого языка МБОУ Лицея №10
Современное общество характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Объем информации, с которой человек непрерывно сталкивается, превышает возможности человека по ее усвоению. Развитие и проникновение интернет-технологий во все сферы общества требуют овладения новыми способами восприятия, обработки, сохранения в памяти и дальнейшего использования информации. В школьном образовании все возрастающий объем информации и все более сжатые сроки для ее усвоения ставят перед учащимися задачи поиска новых способов работы с учебным материалом.
Цель данного исследования: рассмотреть возможности использования спайдограммы как актуального способа работы с информацией на уроке английского языка.
Задачи:
Объект исследования: спайдограммы как способ работы с информацией.
Предмет исследования: процесс усвоения учебного материала на уроках английского языка.
Научная новизна исследования заключается в применении спайдограмм на всех этапах усвоения материала на уроке английского языка.
Методы исследования: обзор литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Обзор литературных источников позволил определить, что спайдограммы (анг. Spidergram) - это разновидность интеллектуальных карт. Интеллектуальная карта (англ. Mind map)– это методика запоминания, творчества и организации мышления, разработанная успешным английским психологом Тони Бьюзеном. Суть интеллектуальной карты в том, что на листе бумаги записывается ключевое слово, от него рисуются ответвления, фиксирующие в ключевых словах и рисунках всю информацию, имеющую отношение к данной теме. В результате получается наглядная, яркая схема, в которой можно законспектировать и систематизировать любой объем информации. Интеллектуальные карты широко используются в бизнесе, политике, экономике и других сферах. Спайдограммы представляют из себя графическое изображение в виде импровизированного паука, туловище – ключевое слово (словосочетание), лапки – информация по данной теме. Таким образом, спайдограммы имеют более упрощенную структуру, подходящую для обучения школьников начальной и средней ступеней. В рамках данного исследования мы будем рассматривать спайдограммы как упрощенный вариант интеллектуальных карт.
Целесообразность применения интеллектуальных карт объясняется особенностями человеческого мышления. 90% информации человек запоминает на основе зрительных образов. Но для более эффективного восприятия и запоминания информации необходимо логическое, осмысленное представление этой информации. Логическое осмысление, составление опорного конспекта, плана, разбивка материала на части, определенная организация материала способствуют более эффективному восприятию, переосмыслению информации и сохранению необходимой информации в памяти. Необходимость использования ярких цветов и картинок в интеллектуальных картах объясняется тем, что для более эффективного восприятия и запоминания информации человеку нужны яркие образы и положительные эмоции.
В основе методики применения интеллектуальных карт лежит концепция радиантного мышления, разработанная Тони Бьюзеном [1]. Суть этой концепции в том, что каждый бит информации, поступающей в мозг, может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся миллионы ассоциаций, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями
Таким образом, интеллект-карта – графическое отображение процесса радиантного мышления на бумажном или электронном носителе. Это инструмент, с помощью которого мы можем применять принципы радиантного мышления в нашей повседневной жизни.
Так как процесс учения неразрывно связан с процессами мышления, мы позволим себе опираться на тот факт, что этапы усвоения материала на уроке английского языка можно ассоциировать с функциями мозга, выделяемыми Тони Бьюзеном. В своей книге «Супермышление» [1] Тони Бьюзен выделяет пять функций мозга по обработке информации: восприятие, удержание, анализ, вывод и управление.
1. Восприятие Информация «вводится» через органы чувств.
2. Удержание Посредством работы памяти, что включает хранение информации и вспоминание (способность извлекать хранящуюся информацию).
3. Анализ Распознавание взаимоотношений между различными аспектами, присущими предмету анализа, а также обработка информации.
4. Вывод Передача информации в какой-либо форме, например в виде акта творчества.
5. Управление Управление всеми мыслительными и физическими процессами, происходящими в мозге и организме в целом.
Указанные пять функций мозговой деятельности взаимно дополняют друг друга.
В ходе подготовки эксперимента для каждого этапа усвоения материала были разработаны различные задания, но в основе каждого задания была спайдограмма как упрощенная модель интеллект – карты.
На этапе введения нового материала учащимся предлагалась яркая, красочная спайдограмма с множеством рисунков «Животные Индии», под изображением каждого животного было подписано его название на английском языке. После обсуждения данной спайдограммы и составления предложений о животных Индии по определенной схеме, учащимся была предложена аналогичная картинка – спайдограмма, но уже подписать названия животных они должны были сами. Полностью с заданием справились (вспомнили все 10 слов) 60% учащихся, семь из десяти слов вспомнили все учащиеся.
На этапе удержания учащимся предлагалось заполнить пустую спайдограмму с ключевым словом «Животные Индии» - с заданием справились на 80% все учащиеся.
На этапе анализа учащимся предлагалось прочитать текст и составить свою авторскую спайдограмму по прочитанной информации. Нарисованные учащимися спайдограммы послужили конспектами - опорами для дальнейшей работы по тексту, учащиеся отвечали на вопросы учителя, задавали вопросы друг другу, пересказывали текст. С этой работой справились все учащиеся.
На этапе вывода учащимся было предложено составить свою спайдограмму про любое животное. После того, как все спайдограммы были выполнены, учащиеся обменялись спайдограммами и составили рассказ по спайдограмме одноклассника. С заданием справились все учащиеся.
Этап управления в ходе эксперимента не был достигнут в полном объеме, так как это означает формирование навыка использования спайдограмм при работе с любой информацией. Так как эксперимент носил недостаточно длительный характер, данный этап не был достигнут и степень его усвоения на данном этапе исследования трудно продиагностировать.
Анкетирование по результатам эксперимента показало, что все учащиеся считают спайдограммы очень удобным способом усвоения и сохранения информации, новизна и яркость данного вида работы позволяет запоминать информацию быстрее и легче, более рациональная структура учебного материала позволяет учащимся успешнее воспроизводить информацию в иноязычной речи и представлять полученные знания в творческих работах и в других видах деятельности на уроках английского языка.
Список литературы

Соленая снежинка

Астрономический календарь. Февраль, 2019

Кто грамотней?

Самый главный и трудный вопрос

Рисуем к 23 февраля!