• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Главные вкладки

  • Просмотр(активная вкладка)
  • Редактировать

Применение спайдограмм на уроках английского языка

Опубликовано Талабуева Ирина Владимировна вкл 02.12.2025 - 10:39
Талабуева Ирина Владимировна
Автор: 
Новичихин Иван

В публикации рассматривается спайдограмма как способ работы с информацией на уроках английского языка. Представлены тезисы исследовательской работы по теме "Применение спайдограмм на уроках английского языка. " Описан опыт применеп\ния спайдограмм на уроке в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тезисы исследовательской работы о применении спайдограмм для изучения английского языка23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Применение спайдограмм на уроках английского языка

(иностранные языки)

Автор:  Новичихин Иван Владимирович, 5 класс

Руководитель: Талабуева Ирина Владимировна,  учитель английсого языка МБОУ Лицея №10

Современное общество характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Объем информации, с которой человек непрерывно сталкивается, превышает возможности человека по ее усвоению. Развитие и  проникновение интернет-технологий во все сферы  общества требуют овладения новыми способами восприятия, обработки, сохранения в памяти и дальнейшего использования информации. В школьном образовании все возрастающий объем информации и все более сжатые сроки для ее усвоения ставят перед учащимися задачи поиска новых способов работы с учебным материалом.

Цель данного исследования: рассмотреть возможности использования спайдограммы как актуального способа работы с информацией на уроке английского языка.

Задачи:

  1. Рассмотреть спайдограммы  и интеллект – карты как способ работы с информацией.
  2. Рассмотреть концепцию радиантного мышления как основу работы с интеллект картами.  
  3. Разработать цикл заданий  и упражнений с использованием спайдограмм для каждого этапа усвоения информации на уроке иностранного языка.
  4. Провести эксперимент, в ходе которого апробировать спайдограммы на всех этапах усвоения учебного материала и выяснить, как спайдограммы помогают учащимся успешно выполнять  учебные задачи на уроке.
  5. Представить результаты исследования в качестве рекомендаций для учителей и учащихся

Объект исследования: спайдограммы как способ работы с информацией.

 Предмет исследования: процесс усвоения учебного материала на уроках английского языка.

Научная новизна исследования заключается в применении спайдограмм на всех этапах усвоения материала на уроке английского языка.

Методы исследования: обзор литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование.

Обзор литературных источников позволил определить,  что спайдограммы (анг. Spidergram)  - это разновидность интеллектуальных карт. Интеллектуальная карта (англ. Mind map)– это методика запоминания, творчества и организации мышления, разработанная  успешным английским психологом Тони Бьюзеном.  Суть интеллектуальной карты в том, что на листе бумаги записывается ключевое слово, от  него рисуются ответвления, фиксирующие в ключевых словах  и рисунках всю информацию, имеющую отношение к данной теме. В результате получается наглядная, яркая схема,  в которой можно законспектировать и систематизировать любой объем информации. Интеллектуальные карты широко используются в бизнесе, политике, экономике и других сферах.  Спайдограммы представляют из себя графическое изображение в виде импровизированного паука, туловище – ключевое слово (словосочетание), лапки – информация по данной теме.  Таким образом, спайдограммы имеют более упрощенную структуру,  подходящую для обучения школьников начальной и средней ступеней. В рамках данного исследования мы будем рассматривать спайдограммы как упрощенный вариант интеллектуальных карт.

Целесообразность применения интеллектуальных карт объясняется особенностями человеческого мышления. 90% информации человек запоминает на основе зрительных образов. Но для более эффективного восприятия и запоминания информации необходимо логическое, осмысленное представление этой информации. Логическое осмысление, составление опорного конспекта, плана, разбивка материала на части, определенная организация материала способствуют более эффективному восприятию, переосмыслению информации и сохранению необходимой информации в памяти. Необходимость использования ярких цветов и картинок в интеллектуальных картах объясняется  тем, что для более эффективного восприятия и запоминания информации человеку нужны яркие образы и положительные эмоции.

В основе методики применения интеллектуальных карт  лежит концепция радиантного мышления,  разработанная Тони Бьюзеном [1]. Суть этой концепции в том, что каждый бит информации, поступающей в мозг, может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся миллионы ассоциаций, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями

Таким образом, интеллект-карта – графическое отображение процесса радиантного мышления на бумажном или электронном носителе. Это инструмент, с помощью которого мы можем применять принципы радиантного мышления в нашей повседневной жизни.

Так как процесс учения неразрывно связан с процессами мышления, мы позволим себе опираться на тот факт, что этапы усвоения материала на уроке английского языка можно ассоциировать с функциями мозга, выделяемыми Тони Бьюзеном.  В своей книге «Супермышление» [1] Тони Бьюзен  выделяет пять функций мозга по обработке информации: восприятие, удержание, анализ, вывод и управление.

1. Восприятие  Информация «вводится» через органы чувств.

2. Удержание Посредством работы памяти, что включает хранение информации и вспоминание (способность извлекать хранящуюся информацию).

3. Анализ Распознавание взаимоотношений между различными аспектами, присущими предмету анализа, а также обработка информации.

4. Вывод Передача информации в какой-либо форме, например в виде акта творчества.

5. Управление Управление всеми мыслительными и физическими процессами, происходящими в мозге и организме в целом.

Указанные пять функций мозговой деятельности взаимно дополняют друг друга.

В ходе подготовки эксперимента для каждого этапа усвоения материала были разработаны различные задания, но в основе каждого задания была спайдограмма как упрощенная модель интеллект – карты.

На этапе введения нового материала учащимся предлагалась яркая, красочная  спайдограмма с множеством рисунков «Животные Индии», под изображением каждого животного было подписано его название на английском языке. После обсуждения данной спайдограммы и составления предложений о животных Индии по определенной схеме, учащимся была предложена аналогичная картинка – спайдограмма, но уже  подписать названия животных они должны были сами.  Полностью с заданием справились (вспомнили все 10 слов) 60%  учащихся,  семь из десяти слов вспомнили все учащиеся.

На этапе удержания учащимся предлагалось заполнить пустую  спайдограмму с ключевым словом «Животные Индии» - с заданием справились на 80% все учащиеся.

На этапе анализа учащимся предлагалось прочитать текст  и составить свою авторскую спайдограмму по прочитанной информации.  Нарисованные учащимися спайдограммы послужили конспектами  - опорами для дальнейшей работы по тексту, учащиеся отвечали на вопросы учителя,  задавали вопросы друг другу, пересказывали текст.  С этой работой справились все учащиеся.

На этапе вывода учащимся было предложено  составить свою спайдограмму про любое животное. После того, как все спайдограммы были выполнены, учащиеся обменялись спайдограммами и составили рассказ по спайдограмме одноклассника. С заданием справились все учащиеся.

Этап управления в ходе эксперимента не был достигнут в полном объеме, так как это означает формирование навыка использования спайдограмм при работе с любой информацией. Так как эксперимент носил недостаточно длительный характер,  данный этап не был достигнут и  степень его усвоения на данном этапе исследования трудно продиагностировать.

Анкетирование по результатам эксперимента показало, что все учащиеся считают спайдограммы очень удобным способом усвоения и сохранения  информации, новизна и яркость данного вида работы позволяет запоминать информацию быстрее и легче, более рациональная структура учебного материала позволяет учащимся успешнее воспроизводить информацию  в иноязычной речи и представлять полученные знания в творческих работах и в других видах деятельности на уроках английского языка.    

Список литературы

  1. Бьюзен Тони. Супермышление / Б.Бьюзен, Т. Бьюзен. – [Электронный ресурс]-  Попурри – 434 с.
  2. Лейм Михаил. Мир радиантного мышления – каков он? Интеллект карта как его отражение.- (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-58368/)
  3. Tripper Michael. Spidergrams And Mind Mapping – What’s The Difference? / M. Tripper-(http://www.michaelonmindmapping.com/mind-maps/spidergrams-and-mind-mapping-whats-the-difference/)
  4.   Mind Map – ( http://en.wikipedia.org/wiki/Mind_map)

  • Снять отметку "Мне нравится" (1) 
Поделиться:

Соленая снежинка

Астрономический календарь. Февраль, 2019

Кто грамотней?

Самый главный и трудный вопрос

Рисуем к 23 февраля!