Проект ученика 5 класса о подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.25 КБ |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
«Пионеры-герои
Великой Отечественной войны»
Выполнил: РемезовМаксим,
5 «а» класс
руководитель: Барышникова Е. Е.
воспитатель
Екатеринбург 2025
Оглавление
II. Теоретическая часть
III. Практическая часть
#1040;нкетирование…………………..…...…......................................13
2. Видео-ролик"Пионеры-герои ВОВ".................................14
IV. Заключение........................................................................................16
V. Список использованных источников информации...................... 17
Всё дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, отданы миллионы жизней в борьбе с фашистами.
Война... Я - мальчишка, не знающий войны, но только от одного произношения этого простого и незамысловатого слова замирает сердце. Для меня это самое страшное слово… Война... В истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной, жестокой и беспощадной была Великая Отечественная война.
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят. Война разом оборвала их звонкие песни.
Рядом с взрослыми встали на борьбу с фашизмом и юные мстители - пионеры. Они были разведчиками, проводниками, пламенными агитаторами, подрывниками, добывали у врага оружие и передавали партизанам... Невозможно рассказать обо всем, что делали в годы войны пионеры. Юные патриоты не щадили ни крови своей, ни жизни во имя Родины, во имя светлого будущего.
Я уверен в актуальности моего проекта, потому, что темы войны и мира - вечные темы, и в наши дни слово «война» пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти «Иванами, не помнящими родства».
Работая над проектом, я захотел проверить гипотезу: если мы будем знать героическую историю детей Великой Отечественной войны, то мы сохраним память о них для потомков.
Мой проект является исследовательским и объектом моего исследования сталоизучение героического подвига детей войны.
Я слышал, что дети во время войны совершали подвиги. И мне захотелось об этом узнать, поэтому предметом моего исследования стали пионеры – герои или дети военных лет 1941 – 1945гг.
Цель моей работы- вспомнить подвиги юных пионеров-героев, осознать сопричастность к Великой Отечественной войне и уметь применить знания в социальной практике.
Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:
Для достижения цели проекта мне пришлось воспользоваться следующими методами:
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. История пионерского движения
Из толкового словаря С.И. Ожегова я нашёл следующие толкования слова «пионер»:
Толковый словарь В.И. Даля даёт следующее определение слову «пионер»: воин для земляных работ; пионеры, как и сапёры, принадлежат к инженерам, их обязанность пролагать дороги, есть и конные пионеры.
Проанализировав все определения слова «пионер», я пришл к выводу, что нам в исследовании подходит определение из словаря С.И. Ожегова о том, что пионер – это член детской организации СССР.
Кто же такой герой? По словарю С.И. Ожегова «герой» - это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Пионеры герои были удостоены звания Героя Советского Союза – это почётное звание, приваживавшееся за доблесть и героизм.
Из источников Интернета я узнал определение пионеру-герою. Пионеры-герои-советские пионеры, совершившие подвиги в годы становления Советской власти, коллективизации, Великой Отечественной войны.
Победа Советского Союза в Великой Отечественной была бы немыслима без перестройки промышленности на военный лад в очень короткие сроки, без приказа «Ни шагу назад!», без талантливых полководцев. Но, наверное, главное, без массового героизма не только солдат, но и тех, кто обычно становится жертвами войны. Впервые за всю мировую историю тогда стал практически обыденным явлением массовый детский героизм.
2. Дети и война.
Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому, в войне участвовали все! И не только на передовой.
Дети, быстро повзрослев, работали наравне с взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. Время было тяжелым для всех. И в тылу тоже. Кто мог оказать помощь юным солдатам в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны? Кто их обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением для борьбы с врагом? Эта помощь оказывалась такими же юными рабочими - мальчиками и девочками, которые вместе со взрослыми работали слесарями, токарями, фрезеровщиками без выходных дней и отпусков. В тылу они проявляли чудеса трудового героизма, выполняя задание для фронтов Великой Отечественной войны.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Рядом с взрослыми сражались и юные мстители - пионеры. Они были разведчиками, проводниками, пламенными агитаторами, подрывниками, добывали у врага оружие и передавали партизанам.
Невозможно рассказать обо всем, что делали в годы войны пионеры. Юные патриоты не щадили ни крови своей, ни жизни во имя Родины, во имя светлого будущего.
#1055;ионеры-герои.
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей.
Зина Портновародилась в Ленинграде, училась в школе № 396. В 1941 году закончила 7-й класс. Сразу после экзаменов Зина вместе с младшей сестрой Галей поехала на каникулы к тете в Белоруссию. Здесь их застала война и гитлеровская оккупация. Девочки пешком прошли тяжелейший путь в 60 км, чтобы попасть к бабушке в деревню Зуи. Зина разыскала подпольную юношескую организацию «Юный мститель». С этого момента началась ее трудная, полная опасностей жизнь. Она распространяла листовки и сводки о ходе сражений нашей армии. Хорошо зная немецкий язык, девочка добывала очень важные сведения о противнике, научилась метко стрелять, соблюдать строжайшую конспирацию. Вскоре ей доверили сложное и опасное задание- под видом рабочей по кухне постоянно находиться в школе по переподготовке командного состава гитлеровских войск. Она узнала совершенно секретные данные о силах противника. С ее участием был уничтожен не один десяток офицеров. Когда в столовой стало опасно находиться, Зину с сестрой переправили в партизанский отряд.Однажды после выполнения задания Зина была схвачена врагами. Ее подвергли тяжелейшим пыткам и истязаниям. Но все напрасно. Юная партизанка молчала. Тогда за допрос взялся сам начальник штаба. Но и у него ничего не вышло. Воспользовавшись тем, что гестаповец отвернулся к окну, Зина схватила со стола пистолет и с одного выстрела убила офицера. Но ее схватили и бросили в подвал. В морозное январское утро 1944 г. Зину повели на казнь. Поставили на край ямы. Зина ничего не видела. Ей выкололи глаза. Зине было присвоено звание Героя Советского Союза. Во Владивостокском порту был теплоход, названный ее именем.
Леня Голиковкогда на Родину напали фашистские захватчики, Леня ушел в партизаны. Он стал любимцем отряда, отважным бойцом. На его личном счету значилось 78 уничтоженных гитлеровцев, он взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 10 автомашин с боеприпасами, 2 вражеских склада.13 августа 1942 года Леня уничтожил гранатой автомашину, застрелил пытавшегося скрыться гитлеровского генерала и доставил в лагерь портфель с картами оборонительных сооружений и чертежами новой мины противника. За мужество, героизм и находчивость в борьбе с врагами Леня был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», посмертно орденом боевого Красного Знамени. Леня погиб 24 января 1943 года в бою. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Юному герою установлено несколько памятников. Его имя носит теплоход.
Марат Казей родился в Белорусской деревне. Уже в первый день войны 22 июня 1941 года, Марат, ученик –го класса обнаружил в лесу переодетых в советскую военную форму немецких десантников. По его сообщению враги были окружены и разбиты. Осенью за связь с партизанами и помощь им была схвачена и повешена мама мальчика. Марат со своей старшей сестрой ушел в лес к партизанам. Он стал разведчиком. В мае 1944 года Марат на лошади уходил от гитлеровцев в лес. Его лошадь была ранена. Отстреливаясь от фашистов, он убил еще несколько врагов, а когда кончились патроны, мальчик подорвал гранатой подбежавшего к нему гитлеровца вместе с собой. Марата Казея наградили посмертно орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». А 9 мая 1965 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Котик Валя (Валентин Александрович) (1930-44). В 1941 году ему исполнилось всего11 лет. Началась война и вскоре немецкие захватчики уже хозяйничали в городе. Валя с группой ребят, вооружившись гранатами, подкараулили машину начальника полиции. Фашистский палач был уничтожен.Дерзкое нападение мальчиков привлекло к ним внимание подпольщиков. Теперь Валя действовал только по их заданиям , более осмотрительно, он овладел навыками конспирации, собирал оружие, распространял листовки. Летом 1943 года, опасаясь за его жизнь, Валю переправили в партизанский отряд. Здесь он принял участие в подрыве трех вражеских эшелонов. В 1944 году в бою за освобождение от оккупантов его родного города, Валю тяжело ранило. Это было третье ранение. Он умер на руках товарищей. Юный партизан был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, партизанской медалью 2 степени, в 1958 году ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Надя Богданова. Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом, вместе с бойцами-партизанами, взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелоны с военным снаряжением, минировала объекты.Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 4З-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко – её командир – говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь. Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Валя Зенкина. Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.А Валю фашисты заставили под огнём пробраться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода была нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец – иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество Родина наградила свою юную дочь орденом Красной Звезды
Аркадий Каманин. Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, лётчик Николай Петрович Каманин, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом был друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было от чего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти». Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром, и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!
Лида Вашкевич. Обыкновенная чёрная сумка не привлекла бы внимания посетителей краеведческого музея, если бы не лежал рядом с нею красный галстук.Замрёт невольно мальчишка или девчонка, остановится взрослый, и читают пожелтевшую справку, выданную комиссаром партизанского отряда. Справку о том, что юная хозяйка этих реликвий – пионерка Лида Вашкевич, рискуя жизнью, помогла вести борьбу с фашистами. Есть и ещё одна причина того, чтобы остановиться возле этих экспонатов: Лида награждена медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.В городе Гродно, оккупированном фашистами, действовало коммунистическое подполье. Одной из групп руководил отец Лиды. К нему приходили связные подпольщиков, партизан, и каждый раз у дома дежурила дочь командира. Со стороны поглядеть – играла. А она зорко всматривалась, вслушивалась, не приближаются ли полицаи, патруль и, если нужно, подавала знак отцу. Опасно? Очень. Но по сравнению с другими заданиями это и было почти игрой. Лида добывала бумагу для листовок, скупая по паре листочков в разных магазинах, часто с помощью своих друзей. Наберётся пачка – упрячет её девочка на дно чёрной сумки и доставит в условленное место. А на другой день весь город читает слова правды о победах Красной Армии под Москвой, Сталинградом. Девочка предупреждала народных мстителей об облавах, обходя явочные квартиры. Ездила поездом со станции на станцию, чтобы передать важное сообщение партизанам, подпольщикам. Проносила взрывчатку мимо фашистских постов всё в той же чёрной сумке, засыпав доверху углём и стараясь не сгибаться, чтобы не вызвать подозрений, – уголь-то взрывчатки полегче.Вот что за сумка оказалась в Гроднецком музее. И галстук, который Лида тогда носила за пазухой: не могла, не хотела с ним расставаться.
Володя Дубинин – отважный партизанский разведчик, герой широко известной книги Л. Кассиля и М. Поляновского «Улица младшего сына». В довоенное время семья Дубининых состояла из четырёх человек. По рассказам мамы Евдокии Тимофеевны, Володя был неугомонным, деятельным, всегда стремившимся осуществить в жизни то, что наполняло мечтами его горячую голову.Детство Володя провел в Керчи. Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Вместе со взрослыми он ушел в Старокарантинские каменоломни. Со своими товарищами Ваней Гриценко и Толей Ковалевым Володя Дубинин часто ходил в разведку. Юные разведчики приносили в отряд ценные сведения о расположении вражеских частей, о количестве гитлеровских войск. Опираясь на эти данные, партизаны планировали свои боевые операции. Именно разведка помогла отряду в декабре 1941 г. дать достойный отпор карателям. Во время боя в штольнях Володя Дубинин подносил партизанам боеприпасы, а потом и сам встал на место тяжелораненого бойца.Мальчик хорошо знал планировку подземных галерей, расположение всех выходов на поверхность. И когда в январе 1942 г., после освобождения Керчи частями Красной Армии саперы принялись разминировать территорию вокруг каменоломен, он вызвался помогать им.2 января юный герой погиб, подорвавшись на мине. Приказом командующего Крымским фронтом посмертно он был награжден орденом Красного Знамени. Школа, где учился Володя Дубинин и улица, на которой он жил, носят теперь его имя.
Лара Михеенко. За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела. Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале отказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Простоволосая, босоногая девочка. Нет у нее в руках оружия- одна только нищенская сума. Но девочка эта- боец, потому что сведения, которые она доставляет отряду, помогают партизанам бить врага... Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли 4 ноября 1943 года, а седьмого ноября партизанский отряд соединился с частями Советской Армии. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".
IIIТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работая над темой исследования, я задал вопросы учащимся 5-8 классов:
- Кто такой Гарри Поттер?
- Кто такой Валя Котик?
- Кто такаяГермиона?
- Кто такая Зина Портнова?
- Кто такой Человек Паук?
- Кто такой Леня Голиков?
- Кто такая Барби?
- Кто такая Надя Богданова?
Результаты опроса представлены в таблице:
Знаю | Не знаю | |
Гарри Поттер | 29 | - |
Валя Котик | 2 | 27 |
Гермиона | 29 | - |
Зина Портнова | - | 29 |
Человек Паук | 29 | - |
Леня Голиков | 1 | 28 |
Барби | 21 | 7 |
Надя Богданова | - | 29 |
На основании проведенного опроса следует вывод, что для моих сверстников сегодняшние герои – это волшебники, выдуманные персонажи, спасающие планету от неминуемой гибели. Но, к сожалению, в наше время остались забыты пионеры – герои, спасшие мир ценой своей жизни, когда они ушли на фронт, им не было и 15 лет.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с самыми замечательными людьми нашей страны, навсегда оставшиеся в благодарной народной памяти!
О них сложены песни, стихи, написаны книги, их именами названы городские улицы. По-особому дороги нам подвиги юных участников войны и труда. Ведь их совершили дети, подростки!
Сколько им было от роду? Двенадцать, четырнадцать лет. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась. Мы не знаем, кем бы они выросли - поэтами, учеными, космонавтами, строителями? Но знаем, что потеряли очень хороших людей, которые совершили бы ещё немало доброго.
В последнее время много говорят о поиске национальной идеи. В действительности просто нужно вспомнить то, что совсем недавно было так хорошо забыто. Ни в одной стране мира, ни в одну эпоху не было такого количества юных героев, как в советской стране во время Великой Отечественной. Детский героизм был массовым.
Эти ребята были настоящими героями, без всякого пафоса, их надо чтить и помнить! И пока мы будем ставить их в пример, у нашей страны есть надежда!
Этих детей называют пионерами-героями, бесстрашных сердцем, вся жизнь которых стала торжеством духа над материей. Все они и многие другие – герои войны, которые жертвовали своим прошлым ради нашего будущего. Помни, что ты потомок великих побед! Великих героев! Проведи свою жизнь достойно! Чтобы твои внуки гордились тобой также, как сегодня мы гордимся своими бабушками и дедушками, ветеранами Великой Отечественной войны. Мы помним! Мы уважаем! Мы преклоняемся перед подвигами настоящих героев!
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы- напоминание живое,
Что отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть- и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

Сказочные цветы за 15 минут

Прекрасная химия

Большое - маленькое

Пока бьют часы

Рисуем осень: поле после сбора урожая