• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектно-исследовательская работа "Читать или не читать? Вот в чём вопрос!"

Опубликовано Калмыкова Ольга Николаевна вкл 14.12.2025 - 14:20
Калмыкова Ольга Николаевна
Автор: 
Смирнова Дарья

Проектно-исследовательская работа "Читать или не читать? Вот в чём вопрос!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chtenie_dasha.docx204.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по предмету литература

на тему «Читать или не читать? Вот в чем вопрос!»

                                                         

                                                                        

Содержание

Наименование разделов

Стр.

Введение

1.Актуальность темы проекта

2 - 3

2. Теоретическая часть

2.1 Проблема недостатка чтения подростками в настоящее время

3 - 4

2.2 Национальная программа поддержки и развития чтения

4 - 5

2.3 Причины неуспешного чтения

5  

2.4 Польза чтения, почему нужно читать

5 - 8

3. Практическая часть

3.1. Результаты исследования (проверка техники чтения)

8 - 10

3.2  Результаты анкетирования учащихся и родителей

  10 - 12

Заключение. Варианты решения проблемы

12 - 14

Литература

14

Приложение

15 - 29

Введение

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать", – учит

французский писатель и философ-просветитель Дени Дидро.

1. Актуальность темы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, общество активно использует ПК и  Всемирную Сеть Интернет. Информационная система  имеет огромное значение в 21 веке. Новые формы коммуникации, возможные в Интернете, чаще осваиваются молодежью. Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения. Он формирует его мировоззрение. Формирующийся "компьютерный человек" моделирует игровую ситуацию снова и снова, легко разрушает и воссоздает виртуальный мир и при этом начинает переносить его принципы на реальную действительность.

В последние годы ведутся споры  о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекаются компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета.  «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» -  подобные высказывания, имеющие  объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.  

В настоящее время наблюдается резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение и интернет вытесняет книжный досуг.

          Давайте проверим, действительно ли современные дети стали меньше читать, меньше любить книгу?

Новизна и практическая значимость данной проектной работы состоит в том, что в нашей школе мы изучили развитие читательского интереса учащихся начальной и основной школы, рассмотрели  круг чтения и отношение к книге не только учеников, но и их родителей. Кроме того,  была сделана попытка активизировать интерес учащихся к книге, к художественному чтению и литературному творчеству.

Цель проекта - привлечь внимание к чтению как к важному фактору успешной социализации личности в современном обществе, кроме того определить, какое место занимает книга в жизни современного школьника и его семьи

Предмет исследования – отношение современных школьников к чтению. 

Объектом исследования являются учащиеся нашей школы всех возрастов

Задачи:

- изучить проблемы и тенденции детского чтения в России;

- выявить причины падения интереса к чтению среди школьников;

- исследовать читательскую активность учащихся нашей школы;

- определить уровень развития навыков чтения у наших учеников в соответствии с возрастными нормами темпа чтения;

- проанализировать, связано ли умение быстро и хорошо читать с успехами в обучении;

- обобщить и систематизировать наблюдения;

- изучить роль семьи в формировании навыков детского чтения

Продукт проекта:

  1. Буклет для детей «ТОП-10 причин пользы чтения книг»,  
  2. Памятка для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению»
  3. Упражнения на развитие навыка чтения
  4. Сборник «Высказывания и афоризмы о книгах»

Методы:

• Изучение литературы и источников Интернета по данной теме.

• Проведение анкетирования среди учеников  2-9 классов и родителей обучающихся.

  Проведение техники чтения среди учеников  2-9 классов

• Анализ полученных результатов.

• Формулировка выводов.

Ожидаемые результаты: Приведенные  материалы помогут осознать взрослым и детям,  что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

 

 2. Теоретическая часть

2.1. Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается исследователями в России на протяжении последних 20 лет. За это время уже выросло два поколения нечитающих граждан, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Сведения подаются в легко доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, красочных картинок с подписями. Современные обучающие интерактивные программы очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. Чтение не всегда сопровождается картинками, и детям, для того чтобы понять, о чем идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события. Все это очень сложная интеллектуальная работа.

         В итоге, мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Это ведет к снижению желания читать.

         Согласно последним данным международного исследования PISA по качеству чтения и пониманию текста старшеклассниками  Россия среди 65 стран заняла 31 место. Хотя ещё недавно была на 27-м.

         Также выяснилось, что подавляющее большинство российских старшеклассников не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить своё мнение. Более - менее применить содержание написанного текста  к знакомой жизненной ситуации готовы 72% старшеклассников. Из них лишь 14% готовы с помощью текстов обучаться самостоятельно.

           Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современная молодёжь не тянется к книге, не любит читать, не воспринимает общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Нам хочется вспомнить слова, которые говорил наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин: «Чтение - вот лучшее учение». У современных людей иные кумиры. Они сходят с ума по звездам ИНСТАГРАММ. «Чёрствость» современных читателей – не только следствие привычных сцен насилия на телевидении и в компьютерных играх, но и свидетельство общей духовной неграмотности.

2.2. Национальная программа поддержки и развития чтения

            Целое поколение нашего времени испытывает неспособность к настоящему чтению. Это явление бурно обсуждается учёными всех стран, в том числе и в России. На сегодняшний день актуальна проблема необходимости проведения государственной политики в области чтения.

          Современные молодые люди считают, что в наш век с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Такая точка зрения не только ошибочна, но опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.

 В 2007 была разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. В программе заявляется, что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается  в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Для этого в стране необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия литературы. Цель разработки Национальной программы – это повышение интеллектуального потенциала нации. России необходимо сохранить культуру, все литературное и художественное богатство, накопленное столетиями.

В Концепции Национальной программы дается следующее определение: «Чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой культурной информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, представлений об исторически непреходящих и текущих событиях.

Под базовой культурной информацией понимаются знания, нормативные и ценностные представления, социально значимые сведения, составляющие основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие» (Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения)

2.3. Причины неуспешного чтения.

Чтение – сложный процесс восприятия мыслей и чувств автора через посредство знаков – букв. Наука доказала, что люди не читают от буквы к букве. Они «схватывают глазами» целые участки страницы. Лишь неумелые, неопытные чтецы читают от слова к слову.

Из этого следует, что только активное, вдумчивое чтение является успешным. Именно оно заставляет нас не только воспринимать то, что дает книга, но и применять эти знания в повседневной жизни.

Часто мы наблюдаем, что, затрачивая огромное количество времени на чтение, выполняя, казалось бы, домашнее задание, мы не всегда достигаем желаемого результата. Дело в том, что многие из нас уже успели приобрести привычки невнимательного, неуспешного чтения.

Рассмотрим их:

а) нетерпеливость;

б) невнимательность;

в) «пробег» по книге;

г) чтение «из-под палки», т. е без желания.

Часто читатель не имеет терпения следить за развитием мысли, действия. Нетерпеливость порождает привычку – читать хаотично, торопливо, без толку.

Мы нередко не только ленимся думать при чтении, но мы часто просто невнимательны к читаемому, например, читая книгу, думаем о чём-либо другом.

«Пробег» по книге приводит к тому, что читатель без всякого основания пропускает целые фразы, не дочитывает слова, поэтому не понимает, о чем идет речь. Зная эти причины, можно с ними бороться.

Итак, внимательное, сосредоточенное чтение с обдумыванием, осмыслением прочитанного, чтение без пропусков - только такое чтение приводит к желаемому результату, к овладению книгой в полном смысле этого слова.

2.4. В чём польза чтения, почему нужно читать   - гипотеза (для полноценного развития человека необходимо читать, заинтересовать детей чтением, привлечь внимание взрослых к данной проблеме)

       

Почему надо читать книги? 

Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это, действительно, правильное утверждение.

Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.

          «Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласна. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.

Интересные факты о чтении:

1. Чтение снижает стресс.

Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

Предпочитаете прогуляться или послушать музыку, чтобы избавиться от стресса? Ученые из Университета Сассекса считают, что вместо этого вам стоит почитать книгу. Чтение было признано наиболее эффективным способом уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижает уровень стресса.

2. Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

3. Чтение придает уверенности и делает вас более привлекательными

Чтение книг делает нас более грамотными. Когда  в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей  эрудиции  положительно влияет на личную самооценку.

Высокий интеллектуальный уровень делает вас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть эрудицией при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.

4. Улучшает мозговую активность.

При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

        Специалист по классическому английскому языку Оксфордского университета Натали Филипс (Natalie Phillips) провела эксперимент. Участников исследования поместили в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд», текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Ученые наблюдали за активностью мозга. Оказалось, что при чтении кровь поступает в те его области, которые отвечают за концентрацию внимания и познание.

          Таким образом, ученые доказали, что при чтении, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Такого эффекта не происходит, если мы смотрим телевизор или играем в компьютерные игры.

5. Чтение поможет избавиться от бессонницы.

Чтение — один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон. Яркий свет от телевизора или телефона посылает в мозг сигнал о том, что пора просыпаться. Чтение книги с приглушенным освещением имеет противоположный эффект — мозг понимает, что самое время отдохнуть.

6. Чтение делает вас более чуткими.

Во время чтения вы наверняка сопереживаете героям книги. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.

7. Чтение улучшает память и мыслительные способности.

Всякий раз, когда вы читаете, вы тренируете мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации. Исследования выяснили, что у постоянно читающих или пишущих людей снижение мыслительной активности происходит гораздо медленнее, чем у тех, кто редко дает подобные нагрузки на мозг.

8. Чтение расширяет словарный запас.

Когда вы читаете, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, не обязательно искать его в словаре. Иногда значение можно понять по общему содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность.

9. Чтение развивает воображение

Если мы смотрим фильм, то видим мир глазами одного человека – режиссера. Чтение дает уникальный шанс создавать свои собственные миры. Таким образом, мы развиваем свое воображение. А хорошее воображение, по утверждению психологов, помогает в решении множества жизненных проблем.

       Книги помогают нам отвлечься от повседневности и буквально мысленно «переместиться в другую реальность». Именно эту причину любви к книгам исследователи выдвигают как основную, а те самые «путешествия по другим мирам» называют нарративным перемещением.

        Временный уход от реальности приносит людям удовольствие. Если человеку грустно, он ищет историю, которая могла бы подбодрить его, или, возможно, сделать его печальнее и задумчивее. Литературное перемещение часто привлекает людей тогда, когда они испытывают негативные чувства относительно самих себя или когда они считают, что отстают от своих собственных стандартов.

В современном мире, к сожалению, многие подростки постепенно забывают о книгах, поскольку убеждены в том, что их легко может заменить телевидение и интернет. Но разве это правильно?

Почему мы забываем об эстетическом удовлетворении? Компьютер никогда не сможет передать ощущения перелистывания страниц. Некоторые люди просто безумно любят держать книги в руках, поскольку считают их истинным «чудом», которое помогает перенестись в мир спокойствия, любви и романтики. Именно чтение избавляет нас от повседневной суеты, различных забот и бесконечных проблем.

 Что же еще (кроме эстетического удовлетворения) побуждает людей к чтению?

Во-первых, книга – это лучший советчик и преданный друг. Именно на страницах книги можно найти ответы на многие вопросы, которые постоянно волнуют человека. Именно на страницах книг предоставляются различные пути решения жизненных проблем, здесь много дельных советов и рекомендаций. Как пережить неразделенную любовь, как выбрать правильный путь, где и как найти смысл жизни? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы именно на страницах книг. Вы сомневаетесь? Вам кажется это невозможным? Значит, Вы действительно не являетесь поклонником чтения, а стоило бы попробовать. Найдите время и возьмите в руки занимательную книгу. Вы ни на минуту не пожалеете о потраченном времени!

А теперь поговорим о том, каким книгам стоит отдавать предпочтение. Рекомендуется читать научную литературу. Подобные книги помогают правильно воспринимать и понимать мир вокруг нас. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также желательно (хоть иногда) читать философию, ведь это достаточно интересная наука о человеческой жизни. Философия прекрасно развивает мышление, она помогает понимать желания и потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни. В домашней библиотеке (кроме вышеперечисленных книг) должна быть серьезная, художественная литература, история и поэзия.

Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история помогает осознать жизнь, понять все события и легче (правильней) принять реальность. Поэзия заслуживает особого места в вашей библиотеке, поскольку она считается одним из важнейших достижений человечества. Поэзия развивает красноречие и оттачивает языковые умения.

 Итак, перечислим, какую же пользу мы получаем от чтения книги?

Во-первых, чтение развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать.

Во-вторых, чтение учит общению и помогает приятно (и с пользой) провести свободное время.

В-третьих, чтение дарит спокойствие, помогает сконцентрироваться и радостно воспринимать окружающий мир. Не напрасно Петрарка писал, что книги имеют особое очарование, они вызывают особое наслаждение.

В-четвёртых, хорошая книга способна поддержать, дать дельный совет, стать живым другом.

Разве этих фактов мало, чтобы сделать выбор в пользу книги, а не телевидения и интернета?        

3. Практическая часть

3.1. Неужели чтение влияет на успеваемость?

        От взрослых мы часто слышим: «Научишься хорошо читать, будешь хорошо учиться».

         Кстати, из истории мы знаем, что французский император Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. Писатель Оноре де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. Писатель Максим Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

         Неужели чтение влияет на успеваемость? Мне стало интересно: насколько верно это утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.

Я решила провести эксперимент: проверить  технику чтения у учеников 2, 4, 5, 7 и 9 классов  и убедиться, что быстрое чтение влияет на успеваемость учеников.

При анализе навыка чтения учитывались не только нормы скорости чтения для каждого класса (возраста) (Приложение 1), но и правильность (чтение без ошибок), осознанность и выразительность чтения.

         Проверка техники чтения показала, что в среднем около 80% учеников справляются с возрастными  нормами чтения, а в старших классах (7-9) более 70% обучающихся читают со значительным превышением нормы. Данные отражены в диаграммах:

   

       

          Сопоставив результаты техники чтения с отметками обучающихся по основным предметам за 2 и 3 четверти этого учебного года, я сделала вывод о том, что, действительно, быстро читающие дети учатся на «4» и «5», они более успешны в учебной деятельности. Хорошо читающие дети быстрее формулируют свои мысли, понимают задание по любому предмету, анализируют, обобщают, следовательно, быстрее и лучше выполняют его.

3.2  Результаты анкетирования учащихся и родителей

Любят ли в наше время читать?…

Мне стало интересно, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.

Я решила выяснить, как относятся к чтению и к книге ученики младших и старших классов, а также родители девятиклассников.

Для достижения цели были составлены вопросы для анкетирования (Приложение 2) среди детей

- младшего школьного возраста (учеников 2, 4, 5 классов),

- старшего школьного возраста (учеников 7 и 9 классов)

- и взрослых людей (родителей 9 класса).

3.2.1

В исследовании среди младших  школьников приняли участие 44 чел:

2 кл. – 12 чел

4 кл – 16 чел.

5 кл – 16 чел.

Каковы же результаты? 100% опрошенных ответили, что любят читать.

У 92% есть домашняя библиотека

Больше половины (56%)  ответили, что читают от 1 до 3 часов в день

В среднем на чтение одной книги у ребят уходит 1 неделя.

Дети отметили, что при выборе книг прислушиваются к советам библиотекаря и родителей (только 7% опрошенных прислушиваются к учителям)

90% детей обсуждают прочитанные книги дома и в школе

3.2.2.

В исследовании среди старших школьников  приняли участие 28 чел:

7 кл – 15 чел.

9 кл – 13 чел.

Только 75% старших школьников ответили, что любят читать, хотя у 100 % есть домашняя библиотека.  Это связано с тем, что 60% старшеклассников на первое место ставят компьютер, а потом уже книги.

28% опрошенных ответили, что читают от 1 до 3 часов в день

Большинство же (45%) меньше 1 часа  в день читают. Я думаю, что это связано с большим количеством предметов у учеников старших классов, по сравнению с младшими школьниками, им приходится ежедневно, готовясь к урокам, больше читать учебной литературы, поэтом на чтение художественных книг остаётся меньше времени.

Также  (67%) на чтение одной книги у ребят уходит 1 неделя

60% посещают библиотеку и предпочитают читать книги в бумажном виде

50% в библиотеке берут книги по программе

40% что нравится

Отрадно отметить, что 92% девятиклассников сказали, что будут рады подарку-книге, среди учеников 7 кл. также больше половины (53%).

Почему люди читают книги? Что в них такого притягательного? Ведь, казалось бы, намного проще посмотреть кино по мотивам, прочитать краткое содержание, послушать, наконец, аудиокнигу… Но мы все равно продолжаем читать. Почему? В чём для вас польза книг и чтения?

Задав этот вопрос своим одноклассникам и ученикам 7 класса, вот какие ответы я получила:

- «Чтение книг развивает фантазию, словарный запас»;

- «Чтение книг помогает узнавать новое»;

- «учит добру, уважать людей»;

- «правильно мыслить и правильно выражать свою мысль».

Некоторые отметили, что чтение книги – это «хорошее времяпрепровождение».

3.2.3.

11 человек родителей 9 класса (85%)  приняли участие в анкетировании.  Только женщины, средний возраст 39 лет.

Образование: высшее 18%, среднее специальное  – 54%.

82% опрошенных ответили, что любят читать, но традиции семейного чтения нет. Только  63%  родителей считают, что у них есть домашняя библиотека36% редко или время от времени читают детям книги

54% часто покупают детям книги

На первом месте  у родителей:  Телевизор – 54%     Книги – 36%  Компьютер – 10%

     

         Семья считается первичным институтом социализации человека, я уверена, что любовь к чтению необходимо прививать с детского возраста в семье. Поэтому я подобрала памятки-рекомендации для родителей, в которых говорится о пользе семейного чтения, а также интересные советы о  пользе семейного чтения (Приложение 6).

          Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.

Заключение

        В данной проектной работе нами была сделана попытка описать современную картину чтения учащихся в нашей школе. Анализ литературы и проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Несмотря на положительное отношение к чтению и понимание важности и значимости книг, многие дети не хотят читать или читают без удовольствия и неохотно, предпочитая получать информацию из других источников.

2. В настоящее время существует явное разграничение чтения на две категории: деловое и досуговое. Причем, учитывая ответы учащихся старших классов на вопросы о любви к книге и посещении библиотек, можно сказать, что обращение к литературе в подавляющем большинстве случаев является деловым (по школьной программе).

3. Можно с уверенностью сказать, что современные школьники отдают предпочтение произведениям не классической литературы, требующим душевных переживаний и читательского напряжения, а книгам развлекательного характера (детективы, фэнтези, приключения).

4. На становление ребенка, как читателя, большое влияние оказывает семья. Именно поэтому необходимо укреплять традиции семейного чтения, привлекать взрослых членов семьи к процессу воспитания юного читателя.

            Проанализировав всю собранную информацию, мы  пришли к выводу, что интерес к чтению несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями – просмотром телепередач, игре на компьютере, прослушиванием музыкальных произведений, играми. Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, к домашней библиотеке добавляется компьютерная игротека, видеотека, фонотека.

           Мы предлагаем следующие варианты решения данной проблемы:

1. Библиотекарям и учителям на школьных собраниях проводить обзор детской литературы.

2. Учителям на классных часах проводить беседы о пользе чтения с использованием Буклета для детей «ТОП-10 причин пользы чтения книг» (Приложение 3), а также сборника «Высказывания и афоризмы о книгах» (Приложение 5).

3. На уроках литературы использовать  «Упражнения на развитие навыка чтения» (Приложение 4).

4. На родительских собраниях познакомить с Памяткой для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению» (Приложение 6).

5. Родителям накапливать домашнюю детскую библиотеку. Книги должны подходить ребенку по возрасту, соответствовать интересам.

6. Развивать и пропагандировать совместное чтение книг в семьях.

7. Посещать театры, музеи, выставки, экскурсии, библиотеку не только Покровского центра досуга, но и Библиотечно-информационный центр «Радуга» г.Рыбинска.

8. Проводить внеклассные общешкольные мероприятия для привлечения интереса детей к чтению: турнир по скорочтению, чемпионат по чтению вслух «Страница 22». Расширять аудиторию участников школьного этапа конкурса «Живая классика».

        Современное поколение детей и подростков – это будущее нашей страны. Наша работа обращена в первую очередь к детям и, конечно же, к взрослым, которые должны помочь младшему поколению осознать истину:

- чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии современного школьника, это окно, через которое дети видят и познают мир и самого себя;

- книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;

- важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддерживается мировым сообществом.

Литература

1. Национальная программа поддержки и развития чтения / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 

URL: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 

2. Результаты PISA 2015/Федеральный институт оценки качеств образования.

URL: http://fioco.ru/resuits_PISA_2015

3. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 

URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/newsandevenst/nevsahgency/2017/06/item.html

 4. http://otve tin.ru/iskusstvo/16353-o-chem-kniga-aleksandra-grina-alye-parusa.html  5.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F2%E5%F8%E5%F1%F2%E2%E8%FF_%C3%F3%EB%EB%E8%E2%E5%F0%E

6. https://zen.yandex.ru/media/id/5d80b26f3d873600ad670ed4/o-polze-chteniia-10-prichin-reguliarno-chitat-5e34d388f5f9695471f10ab8 

Приложение 1

Техника чтения (нормы на конец учебного года)

Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной

1 класс

Чтение должно быть плавным, слоговым, правильным, сознательным, выразительным (интонация и пауза конца предложения, орфоэпическое произношение – логическое ударение).

Темп – 25 – 30 слов /мин, «2» - за уровень ниже 25 слов/мин.

2 класс

Чтение целыми словами и словосочетаниями, допустимо чтение по слогам трудных слов. Чтение должно быть правильным, сознательным и выразительным : использовать паузы, соответствующие знакам препинания, умение использовать интонации, характерные особенности героев, событий,

Темп – не ниже 45 – 50 слов/мин.

«2» - 44 слова/мин и ниже

«4» - 50 - 55 слов/мин

«5» - выше 55 слов/мин.

3 класс

Чтение целыми словами, правильное, сознательное, выразительное: соблюдение логических ударений , логических пауз, интонаций, тона чтения.

Контроль осуществляется как вслух, так и «про себя».

Темп – вслух: 65 -70 слов/мин про себя»: 85 - 90 слов/мин

«2» - 64 слова/мин и ниже «2» - 84 слова/мин и ниже

«3» - 65 - 70 слов/мин «3» - 85 -90 слов/мин

«4» - 70 - 75 слов/мин «4» - 90 – 95 слов/мин

«5» - выше 75 слов/мин. «5» - выше 95 слов/мин

4 класс

Чтение только целыми словами, правильное, сознательное, выразительное: соблюдение норм современного литературного русского языка, используя жестикуляцию и мимику. Контроль так же осуществляется как вслух, так и «про себя»

Темп – вслух: 80 -90 слов/мин про себя»: 100 - 110 слов/мин

«2» - 79 слова/мин и ниже «2» - 99 слова/мин и ниже

«3» - 80 -85 слов/мин «3» - 100 -105 слов/мин

«4» - 85 -90 слов/мин «4» - 105 – 110 слов/мин

«5» - выше 90 слов/мин. «5» - выше 110 слов/мин

Нормы скорости чтения 5 – 11 класс

класс

Нормы скорости чтения

5

На 5 – (100 -120) слов в минуту

На 4 – (90 – 99 ) слов

На 3 – (80 – 89 ) слов

На 2 - 79 слов и ниже

6

На 5 – (105 – 125) слов в минуту

На 4 – (90 - 104)

На 3 – (81- 89 )

На 2 – 80 слов и ниже

7

На 5 – (110 -130) слов в минуту

На 4 – (95 – 109)

На 3 – (85 -94)

На 2 – 84 слова и ниже

8

На 5 – (115 – 135) слов в минуту

На 4 – (95 – 114) слов

На 3 – (85 – 94) слов

На 2 – 84 слова и ниже

9

На 5 – (120 – 140) слов в минуту

На 4 – (95 – 119) слов

На 3 – (85 – 94) слов

На 2 – 84 слова и ниже

10

На 5 – (120 – 145) слов в минуту

На 4 – (95 – 119) слов

На 3 – (85 – 94) слов

На 2 – 84 слова и ниже

11

На 5 – (120 – 150) слов в минуту

На 4 – (100 – 119) слов в минуту

На 3 – (90 – 99)

На 2 – 89 слов и ниже

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, то есть в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Скорость чтения не является единственным показателем при анализе навыка чтения , так как техника чтения - достаточно объёмное понятие, включающее в свой состав , помимо скорости чтения, такие компоненты, как правильность (чтение без ошибок), осознанность и выразительность чтения.

Нужно стремиться читать как можно внимательнее, как можно лучше понимать текст, который читаешь, не упуская при этот важные детали.

Осознанность чтения – это глубокое понимание текста. Осознанное чтение текста позволяет выделять главную мысль, понимать явные и скрытые смыслы, подтексты.

Осознанность восприятия проверяется ответами на вопросы к тексту, а также пересказом прочитанного.

Выразительность чтения – это одна из характеристик чтения.

Выразительным можно назвать такое чтение вслух, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.

Прочитать текст выразительно – значит:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображённых в нём,

2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев,

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Выделяют следующие признаки выразительного чтения:

∙ умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

∙ умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужную эмоциональную окраску;

∙ хорошая дикция;

∙ ясное, четкое произношение звуков;

∙ достаточная грамотность;

∙ темп.

Приложение  2

Анкета «Чтение в моей жизни» (для младших школьников)

Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. Любите ли вы читать?

2. Если у вас домашняя библиотека?

3. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)

а) дома;                            б) в школе;

в) в библиотеке;              г) на отдыхе;

д) другое ______________________________________________________________

4. Каким книгам отдаёте предпочтение?

А) Приключения              Б) Стихи

В) Фантастика                   Г) Книги о природе

5. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?

а) меньше часа                  б) от 1 до 3 часов

в) от 3 до 5 часов

г) другое ______________________________________________________________

6. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?

а) за день                 б) за неделю

в) за месяц

г) другое _________________

7.Чьими рекомендациями Вы чаще всего пользуетесь при выборе книг?

а) друзей                           б) родителей

в) учителей                       г) библиотекаря

8.Обсуждаете ли Вы прочитанные книги, если да, то с кем?

__________________________________________________________________________

9.Сколько, примерно, художественных произведений Вы прочли с начала учебного

__________________________________________________________________________

10.На какого литературного героя ты хотел бы быть похож?

__________________________________________________________________________

Анкета для учеников 7-9 классов

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к вам с просьбой высказать своё мнение. Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

1. Ваш возраст (укажите количество лет) ______________________________________.

2. Что вам больше нравится читать? (возможно два варианта ответа)
а) отечественная литература                            в) классика
б) зарубежная литература                                г) современные книги

3. Какой жанр книги вы предпочитаете? (возможно несколько вариантов ответа)
а) драма (трагедия, комедия)                            б) лирика (стихотворения, поэмы)
в) рассказ (эссе, очерк, новелла)                      г) повесть, роман

4. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?
а) меньше часа                                      б) от 1 до 3 часов
в) от 3 до 5 часов
г) другое ____________________________________________________________

5. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?
а) за день                                    б) за неделю
в) за месяц
г) другое ___________________________________________________________

6. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)
а) дома                                       б) в школе
в) в лагере, санатории             г) на отдыхе
д) другое _____________________________________________________

7. Есть ли у вас дома книги?
а) да                                б) нет

8. Посещаете ли Вы библиотеку?

а) Да.                                б) Нет.

9. Какие книги вы берёте в библиотеке?

а) по программе в школе
б) книги, которые нравятся, не по школьной программе
в) другое _____________________________________________________

10. Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?

а) Да                                           б) Нет

11. Читаете ли вы книги в электронном виде?

а) Да                                             б) Нет

12. Какие книги вам больше нравятся?

а) печатные                       б) электронные

13. Что для вас на первом месте?
а) книги

б) компьютер

в) телевизор

14. Нравится ли вам читать?
а) да                         б) нет


15. Будете ли вы рады получить в подарок книгу?

а) да                        б) нет

16. В чём для вас польза книг и чтения, как вы считаете?

__________________________________________________________________________

 

Спасибо за ответы!

Анкета для родителей «Книга в вашем доме»
Уважаемые родители
,  обращаемся к вам с просьбой принять участие в анкетировании. Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

1. Ваш возраст (укажите количество лет) ______________________________________.

2. Ваш род деятельности (укажите профессию)  ________________________________

3. Ваш пол.
а) мужской                б) женский

4. Ваше образование.

а) среднее

б) среднее специальное

в) высшее

5. Любите ли вы читать?
а) да                         б) нет

6. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)
а) дома
б) на работе
в) в транспорте
г) на отдыхе
д) другое _____________________________________________________

7. Есть ли у вас домашняя библиотека?
а) да               б) нет

8. Существует ли в вашей семье традиция семейного чтения?

а) да               б) нет

9. Вы читаете детям книги:
а) Часто

б) Время от времени

в) Редко

10. Часто ли вы покупаете книги своим детям?

а) да
б) нет

 
11. Что для вас на первом месте?
а) книги

б) компьютер

в) телевизор

12. Какова, по-вашему, роль книги в жизни ребенка?
а) эмоциональное, эстетическое удовольствие

б) совместное общение со взрослым

в) познавательный интерес

г) воспитание

д) другое __________________________________________________________________________

 

Приложение 3

 ТОП – 10 причин, почему полезно читать

1. Чтение книг увеличивает словарный запас

Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем необязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

2. Чтение помогает общаться с людьми 

За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений у вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

3. Чтение добавляет уверенности 

Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

4. Чтение снижает стресс 

В современном мире избавление от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

5. Чтение развивает память и мышление 

Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера 

По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

7. Чтение делает моложе 

Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

8. Чтение делает нас более творческими 

Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

9. Чтение улучшает сон 

Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом, вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

10. Чтение улучшает концентрацию 

При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Приложение 4

 Упражнения на развитие навыка чтения.

1.Чтение перевёрнутого текста.

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевёрнутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нём читать.

Это упражнение способствует:

- Формированию в памяти ребенка целостных образов слов и букв.

- Развитию умения сочетать побуквенный анализ с прогнозированием окончания слов.

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации.

2. Корректировка деформированных предложений

Дети очень любят загадочные, заколдованные предложения. Пусть ученик попробует найти в этих предложениях смысл, расставив слова верно в нужной форме.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная крутая и длинная горка была

3. Восполнение пропусков букв в словах

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами. Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее. Например: Ш - а С - - а по ш ---е и с- с--а с---у.

4. Мнимое слово

Один ученик в ходе чтения произносит неправильно слово, а другой прерывает чтение и прочитывает слово с исправлением.

5. Чтение с повтором.

Каждое предложение читается следующим образом: Звезды-…; Звезды – огромные…; Звезды – огромные раскаленные… ; Звезды огромные раскаленные шары.

6. Чтение по кругу.

Текст читается три раза по 1 минуте (все время начинать с одного места). Каждый раз отмечается место остановки. Затем считается, сколько слов прибавилось от места 1 остановки до места остановки 3.

Приложение 5

Сборник

«ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ О КНИГАХ»

  • Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют. (ЕкатеринаВеликая)
  • Любая книга — умный друг:
    Чуть утомит, она смолкает;
    Она безмолвно поучает,
    С ней назидателен досуг. (
    Лопеде Вега)
  • Книги — это инструмент насаждения мудрости. (Каменский Я.А.)
  • Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем тоже чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга. (Вольтер)
  • Нужно читать и  уважать  только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. (Горький М.)
  • Сколько дней труда, сколько ночей без сна, сколько усилий ума, сколько надежд и страхов, сколько долгих жизней усердного изучения вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок. (Смит А.)
  • Никогда двадцать огромных томов не сделают революцию, ее сделают маленькие карманные книжки в двадцать су. (Вольтер)
  • Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду. (Аддисон Д.)
  • Библиотека для чтения в городе— это вечно зеленое дерево дьявольского познания, и кто постоянно забавляется его листами, тот и до плода дойдет. (Шеридан Р.)
  • Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать ее благ, храня их для наиболее важных случаев. (Жорж Санд)
  • Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки. (Цвейг С.)
  • Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество. (Гельвеций К.)
  • Книги изречений... не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее. (Толстой Л. Н.)
  • Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности. (Смайлс С.)
  • Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины. (Вовенарг)
  • Ей сна нет от французских книг,
    А мне от русских больно спится. (
    Грибоедов А. С.)
  • Бестселлер — позолоченная гробница посредственного дарования. (Смит А.)
  • Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью. (Вольтер)
  • Видеть прекрасно изданную пустую книгу также неприятно, как видеть пустого человека, пользующегося всеми материальными благами жизни. (БелинскийВ. Г.)
  • Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество. Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. (ЧеховА.П.)
  • Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге. (Ричард Бах)
  • Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.. (Сухомлинский В.А.)
  • Чтение – вот лучшее умение. (Пушкин А.С.)
  • О чём молиться, о друг? Было бы в изобилии книг…" (Гораций)
  • «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен)
  • «Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, - этой бумажной памяти человечества. Поэтому лишь собрание книг, библиотека является единственной надеждой и неуничтожаемой памятью человеческого рода». (А. Шопенгауэр)
  • «Надо знать книгу. Надо любить и верить в нее. Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку работать при помощи книги». (Н.А. Рубакин)
  • «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
  • «Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей». (Нестор-Летописец)
  •  «Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений». (С.Г. Струмилин)
  • «Никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг». (К.Г. Паустовский)
  • «Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». (Н.А.Морозов)
  • «Что за наслаждение находится в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье». (Чарльз Лэм)
  • «Искусство читать – это искусство мыслить с некоторой помощью другого». (Эмиль Фаге)
  • «Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами». (Георг Кристоф Лихтенберг)
  • «Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг». (Виктор Мари Гюго)
  • «Изучение было для меня главным средством против скуки жизни, и у меня не было такого горя, которое не рассеивалось после одного часа чтения». (Шарль Луи Монтескье)
  • «Занятия с книгами – юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...» (Марк Тулий Цицерон)
  • «Книга – чистейшая сущность человеческой души». (Томас Карлейль)
  • «Книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух ее устремлен в будущее». (Оноре де Бальзак)
  • «Книга, которая не стоит того, чтобы ее читать дважды, не стоит и того, чтобы ее читать и один раз». (Карл Юлиус Вебер)
  • «Книги – лучшие товарищи старости, в тоже время лучшие руководители юности». (Сэмлоэл Смайлс)
  •  «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется». (Хемингуэй Э.)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О КНИГАХ

  • Книга – друг человека.
  • Книга книгой, да и своим умом двигай.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Ему и книги в руки.
  • Книга мала, а ума придала.
  • Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
  • Глядит в книгу, а видит фигу.
  • Книги не говорят, а правду сказывают.
  • Книги читать – скуки не знать.
  • Не красна книга письмом, а красна умом.
  • Книги читать – не в ладушки играть.
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
  • Одна книга тысячу людей учит.
  • Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
  • Испокон века книга растит человека.
  • Дом без книги – день без солнца.

 Приложение  6

Памятка для родителей

  1. Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!
  2. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  3. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.
  4. Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.
  5. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.
  6. Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.

 Есть десять причин, для того, чтобы читать:

  • Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверены, что Вы их любите.
  • Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
  • Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
  • Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
  • Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
  • До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
  • Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.
  • Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.
  • Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
  • Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка

Интересно! Прочти! Запомни!

  • Книга снижает стресс.
  • Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.
  • Чтение защищает от болезни Альцгеймера.
  • Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.
  • Чтение придает уверенности.
  • Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.
  • Улучшает мозговую активность.
  • При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.


Поделиться:

В какой день недели родился Юрий Гагарин?

Весенняя сказка

Как Снегурочке раскатать тесто?

Снегири и коты

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев