• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Экологическая ситуация ООПТ «Сосновый островок»

Опубликовано Новикова Ирина Николаевна вкл 21.12.2025 - 14:39
Новикова Ирина Николаевна
Автор: 
Гудкова Ксения и Костерина Анастасия

В работе исследование экологической обстановки ООПТ "Сосновый островок". Описана экологическая ситуация в данное время. Предложены пути защиты объекта от загрязнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_situatsiya_oopt_sosnovyy_ostrovok.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Широкое»

Исследовательская работа  

Экологическая ситуация ООПТ «Сосновый островок»

                                                                        Выполнили учащиеся 10 класса

Костерина Анастасия, Гудкова Ксения

Руководитель: учитель географии                                                     Новикова Ирина Николаевна

с.Широкое 2025 г.

Содержание

                                                                                                        Стр.

I.Введение                                                                                                      3-4                                                              

II.Основная часть                                                                                          5-10

Глава 1. ООПТ «Сосновый островок»                                                        5-8

1.1.Историческое начало                                                                              5

1.2.Крымская  сосна                                                                                      5-6

1.3.Разнообразие природы «Соснового  островка»                                   6-8

Глава 2. Экологическая  ситуация природной территории                      9-10

III.Заключение                                                                                               11

IV.Список литературы                                                                                  12

V.Приложения                                                                                               13-22

Введение

Темой нашей работы  стала особо охраняемая природная  территория «Сосновый островок» (Приложения 1,2). Изучая историю появления этого объекта рядом с селом  Широкое, необходимо было выяснить, как появился «Сосновый островок», при каких обстоятельствах  и кем был посажен. Встаёт вопрос о том, почему именно эту территорию  определили как особо охраняемый объект. По видовому составу он отличается от близ лежащих лесных массивов и расположен в стороне от них на отроге холма.  Это территория с уникальными соснами Палласа, или крымская (Рinus pallasiana).

Актуальность: Сегодня мир,  накопивший много мусора от своей деятельности  находится на грани экологической катастрофы, и  экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности.

В современное время молодое поколение мало знают о своем родном крае, и поэтому материал о природном объекте раскроет много  нового и полезного о нашей малой родине.  

Цель работы:

Показать уникальный природный объект ООПТ «Сосновый островок», особенность современного состояния.

Задачи:

1.Выявить проблемы загрязнения окружающей среды и информировать школьников, жителей села о проблемах окружающей среды;

2.Научиться проявлять чувства сопереживания ко всему живому и прекрасному;

3.Привлечь к охране природы как можно больше людей;

4.участие в природоохранных акциях и мероприятиях, включающих благоустройство и озеленение.

Гипотеза: Данной работой я хочу доказать всю значимость особых природных объектов для развитая любви и интереса к своему малому родному краю.

Объект изучения: ООПТ «Сосновый островок».    

Для жителей нашего села  «Сосновый островок»  имеет большое значение как место где можно отдохнуть, подышать свежим воздухом, собрать грибы.

Жители получают душевное удовлетворение и эстетическое наслаждение, любуясь  красотой Крымской сосны, русской берёзы, дубов великанов. Население  собирает лекарственные травы, грибы. Ребята приходят за сбором материала для поделок, составления гербариев.

Основная часть

Глава 1. ООПТ «Сосновый островок»

  1. Историческое начало

Данный памятник природы несет, не только эстетичную сторону, но и положительный опыт облесенья песков. На территории заказника нельзя заниматься хозяйственной деятельностью, но отдыхать можно и поэтому мы предложили создать благоустроенную зону отдыха.

Первый человек,  которого мы опросили, был Шагунов Борис  Степанович, который рассказал историю создания соснового островка.  По версии его отца. Сосновый островок  был посажен учащимися вместе с учителем школы села Широкое в 1931 году.  Сейчас Сосновому островку 80 лет.

Вторая версия:  Сосновый островок посажен в начале 20 века по плану земельного комитета Саратовской губернии  на участке, который имел выход песка на поверхность. С этого участка песок переносило ветром в сторону села и сосны укрепили его.  Вторую версию нам рассказал Филиппов Б. Н., по его рассказу эти сведения он получил от своего деда.

 

1.2. Крымская  сосна

Сосна Палласа, или крымская (Рinus pallasiana) — красивое вечнозелёное дерево до 30 м высотой с тёмно-серым стволом и широкой раскидистой или зонтикообразной (у взрослых деревьев) кроной.  Дерево высотой 20—30 (до 45) м. Крона широкая, пирамидальная, у более старых деревьев плоская, зонтикообразная. Ветви горизонтальные, с загнутыми вверх побегами. Живёт 500—600 лет (Приложение 3фото).

Сосна крымская менее морозостойка, чем сосна обыкновенная и растёт несколько медленнее — средний её прирост составляет около 30 см в год. 

Предпочитает известковые почвы, но также растёт на щебневых и песчаных почвах. Сосна светолюбивая и хорошо растёт на открытых солнечных местах, при затенении угнетается и поражается вредителями. Засухоустойчивая сосна, не переносит застоя влаги. Благодаря мощной корневой системе хорошо противостоит ветрам. 

Кора чёрная или тёмно-бурая, трещиноватая, глубоко-бороздчатая, в верхней части ствола красноватая. Молодые побеги жёлто-бурые, блестящие. Родина – Крым, где единственно дико произрастает (эндемик). Естественного самовозобновления нет, так как выпавшие семена «зависают» и не попадают на очищенный от травы почвенный покров. При наличии семян возможно возобновление в питомниках.

Данный памятник природы несет, не только эстетичную сторону, но и положительный опыт облесенья песков.

В настоящие время сохранилось 27 деревьев, средняя высота 18 метров. Средний диаметр 50 см. Посадки занимают площадь в 40 соток – 0.4га.

В период плодоношения семена сосны сбираются работниками Вязовского лесхоза и используются для высадки. Работники лесхоза предложили учащимся собрать шишки крымской сосны. Шишки необходимо собирать только с дерева. Когда они ещё не раскрылись в период с конца ноября по декабрь месяц. Эту работу нам предстоит сделать в декабре 2024года.

Сосна имеет научное значение для оценки биологической и хозяйственной особенности Крымской сосны.

1.3. Разнообразие природы «Соснового островка»

Сосновый островок обладает высокопродуктивными почвами. Климатические условия, характерный тип растительности, геологическое строение, глубина залегания и качество фунтовых вод наложило отпечаток на формирование и свойства местных почв. В этой зоне широко распространены супесь и степной чернозем почвы.

Почва - это незаменимый, условно возобновимый, не перемещаемый и ограниченный в пространстве природный ресурс. Она является главным компонентом биогеоценозов, выполняет важнейшие функции регулятора экологического равновесия между биосферой, атмосферой, гидросферой, литосферой, антропосферой и сама участвует в их создании, находясь в беспрерывном изменении во времени и пространстве. Человек своей деятельностью может улучшать или ухудшать состояние почвенного покрова.


На территории «Соснового островка» с северо-запада широкой полосой произрастают дубы и березы. Деревья взрослые имеют высоту более 20-ти метров, крона раскидистая, диаметр стволов от 30-60 см. Дубы плодоносят много желудей. Сюда нередко приходят кабаны. С юго-восточной стороны растет сосна обыкновенная, много молодой поросли.

Сюда заходят благородные олени — парнокопытное млекопитающее из семейства оленевых. Одним из самых грациозных, красивых животных лесов нашей области, это животное отличается стройным пропорциональным телосложением, а вид существует уже много сотен лет. Такие представители птиц как сойки, белая трясогузки, удоды, клесты - еловики, черный дятел, большой  пестрый дятел, поползень, сороки, синицы, певчие дрозды тоже предпочитают этот лес (Приложение 4). Разнотравье представлено множеством видов растений, обогащающих Сосновый островок красками и ароматами. Шалфей степной ароматное растение с синими цветами. Различные виды гвоздик, придающие степи красочный вид. Лабазник шестилепестный с белыми соцветиями. Василек русский высокое растение с крупными желтыми цветами. Тысячелистник обыкновенный распространенное лекарственное растение. Ветреница лесная раннецветущее растение. Люцерна серповидная кормовое растение с желтыми цветками. Клевер ползучий низкорослый клевер. Горицвет весенний яркое раннецветущее растение, охраняемое. Прострел раскрытый раннецветущий, охраняемый вид. Мятлик луговой  — вид многолетних трав, которые растут в нашем лесу. Он является ценным пастбищным растением, характерным для хорошо дренированной плодородной почвы. Вид относится к пищевым растениям гусениц,  бабочек. Здесь же разнообразие грибов: маслята, подберезовики. В лесу много различных насекомых:  жуки усачи, пауки крестовики, бабочка дневной павлиний глаз, бабочка крапивница, бабочка бражник мертвая голова, бабочки красивые голубята, муравьи.

Муравьи выполняют множество экологических функций. Они оказывают положительное влияние на почвообразовательные процессы: перемешивают почву, улучшают её химический и механический состав. Прокладывая ходы, муравьи поднимают частицы почвы из нижних слоёв в верхние. При этом улучшается доступ воздуха к корням. Полезное перемешивание почвы происходит постоянно, так как муравьи непрерывно перестраивают свои гнёзда. В гнёздах и вокруг них накапливается большое количество экскрементов, удобряющих почву. Установлено, что деревья, корни которых попадают в зону влияния гнезда муравейника, быстро разрастаются, используя накапливаемые под муравейником питательные вещества. Около муравейников гораздо лучше развит живой напочвенный покров: масса травостоя, например, вокруг муравейника выше в 5-8 раз. Здесь развивается растительность, требовательная к плодородию почвы.

Глава 2. Экологическая  ситуация природной территории

Для изучения объекта мы составили план исследования, который включает  в себя такие пункты как: беседа со старожилами, поиск информации в архивах г. Саратова, исследование объекта на экологическую обстановку, составление плана по уборке объекта.

Первый человек,  которого мы опросили, был Шагунов Борис  Степанович, который рассказал историю создания соснового островка.  По версии его отца, Сосновый островок был посажен во главе с учительницей школы с. Широкое.  Но так, же  Филиппов  Б. Н рассказал нам, что Сосновый островок был посажен по плану земельного комитета Саратовской губернии. Сопоставив обе версии и возраст крымской сосны, мы пришли к выводу, что крымские сосны посажены в начале XX в.. Потом досажены в 30-ых годах березами, дубами, сосной обыкновенной.

Особо охраняемая природная территория за годы существования была загрязнена бытовым мусором, валежником, сухими ветками. Перед нами встал вопрос «Как защитить природный объект от разрушения?». Чтобы ответить на этот вопрос необходимо составить план мероприятий по защите. Для этого мы в плане наметили: провести анкетирование, субботники, агитационные мероприятия, попросить финансовую поддержку общественных организаций по защите объекта (Приложение 5,6).   

Школьники регулярно проводят субботники по очистки от бытового мусора  территории «Соснового островка». (Приложение 7).

 

 Мы провели анкетирование среди учащихся  по благоустройству Соснового островка и ряду экологических вопросов (Приложение  8)

Результат был таков, что за благоустройство проголосовало 87%.

На вопрос: «Нужно ли привлекать к благоустройству учащихся школы?» большинство ответило положительно.

Вопрос: «Как можно организовать уборку территории заказника?» школьники считают, что нужно идти чистить всей школой. Они могут сделать посильную работу по очистке островка от мусора.

«Нужно ли собрать денежные средства для благоустройства?» - вопрос вызвал бурную дискуссию, но большинство высказалось  за сбор средств.

Учащиеся высказали  предложения  по благоустройству зоны отдыха – поставить стол, лавочки, возможно оборудованный мангал.

На вопрос: «Знаете ли вы что-нибудь об экологической ситуации в нашем селе?» ответили, что знают.

Вопрос «Читаете ли вы книги о природе?»  заставил задуматься, а читают ли они.

На вопрос: «В каких экологических мероприятиях тебе приходилось участвовать?» положительно ответили все.

По результатам анкетирования сделали вывод, что учащиеся школы любят Сосновый островок, будут ухаживать за ним, приводить его в порядок, тем самым сохранят его для будущих потомков (Приложение 9).

На территории заказника нельзя заниматься хозяйственной деятельностью, но отдыхать можно и поэтому мы предложили создать благоустроенную зону отдыха.

Жители села и не только, приезжают сюда отдохнуть, но после оставляют мусор и кострища. Для сохранения  природного памятника необходимо регулярная уборка территории, которую проводят лесник и жители села.

Стоит задача по сохранению «Соснового островка» от страшного стихийного бедствия как пожар.

Для сохранения и распространения вида Крымской сосны, необходимо  провести мероприятия  по высадке саженцев на территории природного памятника. Наша школа намерена принять участие в  сохранении  уникального вида сосны.

III.Заключение

 В своей работе  рассмотрела распространение  Крымской сосны на территории села Широкое  от истории образования «островка» до  сохранения памятника природы для будущих  поколений.

Показывая  гражданскую позицию по сохранению и восстановлению природных объектов, считаю, что необходимо уделять больше внимания разумному природопользованию. А для этого надо воспитывать экологическую куль туру и ответственность.

Природу родного края  нужно беречь, защищать, сохранять, то,  что она даёт нам безвозмездно и воспитывать любовь к нему.

Анкетирование показало, что  большое внимание население уделяет  ООПТ «Сосновый островок», потому что данный объект интересен как природный объект и местом отдыха.

Состояние экологической обстановки показало, что природу объекта нужно оберегать и делать все необходимое для сохранения бедующим потомкам (Приложение 10).

Богатая природа территории заставляет человека планировать работу по охране  природы, по мероприятиям зашиты  растений и животных  на данной территории.          

Входе работы над проектом  мы пришли к выводу, что необходимо наметить план мероприятий по сохранению природного объекта, проводить акции, субботники, просветительские мероприятия в школе и среди местного населения, которые будут проводиться вместе с администрацией села Широкое. Это позволит воспитать чувства патриотизма, ответственность  за сохранность окружающей среды для бедующих поколений.          

          Проделанная работа позволила нам стать внимательнее по отношению к природе и людям, которые нас окружают. Мы надеемся, что и люди последуют нашему примеру и тоже примут участие в экологических акциях по благоустройству.

IV. Список литературы

  1. Красная книга Саратовской области. 2006г.
  2. География Саратовской области. Саратов Издательство «Лицей» 2005г.
  3. Особо охраняемые природные территории Саратовской области 2007г.

Интернет ресурсы:

  1. https://bigenc.ru/c/sosna-pallasa-8b8c2a 
  2. https://www.favn-pitomnik.ru/collection/krymskaya 

                                                   

              Приложение 1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.04.1997 N 321 (С ИЗМ. ОТ 19.08.1997) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(по состоянию на 14 августа 2006 года)

                    ГУБЕРНАТОР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                   

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      от 21 апреля 1997 г. N 321

                                   

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ

             РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                   

      (с изм., внесенными Постановлением Губернатора Саратовской

                                области

                         от 19.08.1997 N 665)

                                   

       В  целях  обеспечения охраны и режима использования территорий,

   на  которых  размещены  памятники  природы,  и  в  соответствии   с

   Федеральным  законом  "Об особо охраняемых  природных  территориях"

   постановляю:

       1.    Утвердить   прилагаемый   Перечень   памятников   природы

   регионального значения в Саратовской области.

       2.    Администрациям    муниципальных   образований    области,

   предприятиям,  учреждениям  и  организациям,  независимо  от   форм

   собственности,  на территории которых размещены памятники  природы,

   обеспечить   их   охрану   и   соблюдение   установленного   режима

   пользования.

       3.  Признать  утратившим силу Решение Саратовского облисполкома

   от   27   декабря   1991   г.   N  328  "Об   утверждении   перечня

   государственных памятников природы местного значения".

   

                                                            Губернатор

                                                   Саратовской области

                                                            Д.Ф.АЯЦКОВ

                              ТАТИЩЕВСКИЙ РАЙОН

   

    85. Большеивановский приусадебный     3,0   администрация с. Большая

        парк                                    Ивановка

    86. Вязовская вековая дубрава         2,0   администрация с. Вязовка

    87. Вязовский черноольшанник         20,0   администрация с. Вязовка

    88. Губаревская усадьба дворян       56,0   администрация с. Вязовка

        Шахматовых

    89. Дендрарий Вязовского учебно-      4,0   Вязовский учебно-опытный

        опытного лесхоза Саратовской            лесхоз

        Государственной

        сельскохозяйственной академии

        им. Н.И. Вавилова

    90. Карамышкинский приусадебный       3,0   администрация с.

        парк                                    Карамышка

    91. Овраг "Малиновый"                10,0   ТОО "Вязовское"

    92. Побочинская лесная дача        2495,0   Вязовский учебно-опытный

                                                лесхоз

    93. Полчаниновский приусадебный      10,0   администрация с.

        парк                                    Полчаниновка

    94. "Сосновый островок"               0,4   ТОО "Память Ильича"

                                                                        Приложение 2

Приложение к разделу 3. "Состояние окружающей среды" - Перечень особо охраняемых природных территорий Саратовской области

Приложение
      к разделу 3. "Состояние
 окружающей среды"

Название ООПТ

Категория, профиль ООПТ

Площадь, га

Охранная зона ООПТ, га

Администра- тивный район

Местоположение

Объекты охраны

1

2

3

4

5

6

7

Особо охраняемые природные территории регионального значения

Пойменный лес по р. Большой Узень (культюк "Кривой осинник")

Памятник природы, ландшафтный

39,4

Отсутствует

Александрово- Гайский район

на землях Ал-Гайского лесничества Новоузенского лесхоза, в 16 км. Юго-Восточнее р.п.Ал.-Гай

Оригинальный природный комплекс в полупустынной зоне.

Тюльпанная степь

Памятник природы, ландшафтный

1,0

Отсутствует

Александрово- Гайский район

На землях АО "Новоалександровский" в 13 км. Юго-восточнее р.п. Александров Гай

Участок целинной степи, где произрастает тюльпан Шренка, занесенный в Красную книгу.

"Сосновый островок"

Памятник природы; ботанический

0,4

Отсутствует

Татищевский район

На землях ТОО "Память Ильича"

Участок насаждений Крымской сосны является уникальным не только из-за создания культур из малораспространенного вида сосны в Саратовской области, но и из-за положительного опыта облесения песков.

Приложение 3

Приложение 4

Крымская сосна

Приложение 5

                                              Письмо

     депутату Идолгского муниципального округа  Филиппову Б.Н.

 

Просим Вас оказать содействие в сборе средств на благоустройство

Соснового островка. По проведённой анкете среди учащихся школы большинство проголосовало за  благоустройство  островка.

С уважением участники краеведческого кружка.

     Приложение  6

                                              Листовка

                  Сохраним природу вместе!

                          Сохраним природу

                 Соснового островка!

         

                                                    сосна 

      Сохраним  Сосновый островок

               нашим     потомкам!

         Любите природу родного края!

Приложение 7

E:\сосновый\DSC01957.JPG

Уборка мусора на территории «Соснового островка»

                                                                        Приложение 8

                                                     Анкета

   опроса учащихся о необходимости благоустройства «Соснового островка»

1.Как вы думаете, нужно ли благоустраивать территорию «Соснового островка»?

2.Нужно ли привлекать к благоустройству учащихся школы?

3.Как можно организовать уборку территории заказника?

4.Какую посильную работу могут сделать учащиеся?

5.Нужно ли собрать денежные средства для благоустройства?

6.Ваши предложения  по благоустройству зоны отдыха.

7.Знаете ли вы что-нибудь об экологической ситуации в нашем селе?

8.Читаете ли вы книги о природе?

9.В каких экологических мероприятиях тебе приходилось участвовать?

10.Бывали ли вы в Сосновом островке?

                                                                       

                                                                         

 Приложение 9

                                          Анализ

                  анкетирования учащихся школы

за благоустройство Соснового островка  проголосовало -58 человек из 67 -опрошенных, что составило   87%.  

Вопросы

Количество  ответивших положительно из 67 чел.

% к опрошенным

1.Как вы думаете, нужно ли благоустраивать территорию «Соснового островка»?

2.Нужно ли привлекать к благоустройству учащихся школы?

3.Как можно организовать уборку территории заказника?

4.Какую посильную работу могут сделать учащиеся?

5.Нужно ли собрать денежные средства для благоустройства?

6.Ваши предложения  по благоустройству зоны отдыха.

7.Знаете ли вы что-нибудь об экологической ситуации в нашем селе?

8.Читаете ли вы книги о природе?

9.В каких экологических мероприятиях тебе приходилось участвовать?

10.Бывали ли вы в Сосновом островке?

58

65

Всей школой-67

Собрать мусор-67

55

Стол, лавочки – 60

Да- 49

50

Уборка территории -67

62

87

97

100

100

82

90

73

75

100

93

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Приложение 10

E:\сосновый\DSC01951.JPG

Природоохранные плакаты «Соснового островка»

 


Поделиться:

Ночная стрельба

Император Акбар и Бирбал

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Снег своими руками

Мост Леонардо