О куклах мы знаем немало. Но совершенно особое место занимают в причудливом кукольном мире куклы народные. Время их бытования хронологически осталось в далеком прошлом и ушло вместе с традиционным укладом жизни. Но они не отжили свой век: они встраиваются в современные интерьеры квартир, способны многое сказать нам о нас самих, пробуждают нашу генетическую память и помогают нам осознать свою принадлежность к вековым традициям своего народа, заставляют задуматься о смысле жизни.
Мир традиционной народной куклы всегда был подчинен земледельческому календарю, смене времен года, семейным традициям. От рождения до смерти человек жил жизнью природы. Кукла была посредником между человеком, потусторонним миром и силами природы.
Кукла находилась в центре календарных и семейных обрядов, таких как Масленица, Троица, Святки, Кузьминки и др. Не игрались без кукол свадьбы, не проходили родины, похороны и проводы в рекруты.Куклы играли роль оберегов от порчи и сглаза. Они считались защитой детей, здоровья, достатка в доме и семье, были наделены энергией рода.
Кукла очень многое может рассказать о людях традиционной народной культуры и их представлении об окружающем мире, не только земном, но и мире небесном. В воображении наших предков он был также реален, как и мир земной.
Свой проект я хочу посвятить созданию одной из таких кукол-оберегов: «Новгородской Княгине». Это очень известная кукла, почитаемая нашими предками.
Задача проекта:
изучить историю крестьянских кукол и создать свою версию «Новгородской Княгини».
Вложение | Размер |
---|---|
Novgorodskaya_knyaginya_Borisova_A._8_kl..doc | 900.5 КБ |
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
Ученица 8 класса
Борисова Анастасия
Руководитель: учитель
обслуживающего труда
Пискунова
Зинаида Владимировна
п.Сафоново
2006
Содержание.
1. Цели и задачи.................................................................................................3
2. Из истории кукол. Кукла в жизни народа. Классификация кукол.........4-6
6. Расчёт себестоимости.................................................................................12
1. Использованная литература.....................................................................14
I. Введение.
1. Цели и задачи.
О куклах мы знаем немало. Но совершенно особое место занимают в причудливом кукольном мире куклы народные. Время их бытования хронологически осталось в далеком прошлом и ушло вместе с традиционным укладом жизни. Но они не отжили свой век: они встраиваются в современные интерьеры квартир, способны многое сказать нам о нас самих, пробуждают нашу генетическую память и помогают нам осознать свою принадлежность к вековым традициям своего народа, заставляют задуматься о смысле жизни.
Мир традиционной народной куклы всегда был подчинен земледельческому календарю, смене времен года, семейным традициям. От рождения до смерти человек жил жизнью природы. Кукла была посредником между человеком, потусторонним миром и силами природы.
Кукла находилась в центре календарных и семейных обрядов, таких как Масленица, Троица, Святки, Кузьминки и др. Не игрались без кукол свадьбы, не проходили родины, похороны и проводы в рекруты. Куклы играли роль оберегов от порчи и сглаза. Они считались защитой детей, здоровья, достатка в доме и семье, были наделены энергией рода.
Кукла очень многое может рассказать о людях традиционной народной культуры и их представлении об окружающем мире, не только земном, но и мире небесном. В воображении наших предков он был также реален, как и мир земной.
Свой проект я хочу посвятить созданию одной из таких кукол-оберегов: «Новгородской Княгине». Это очень известная кукла, почитаемая нашими предками.
Задача проекта:
изучить историю крестьянских кукол и создать свою версию «Новгородской Княгини».
Цели проекта:
По Толковому Словарю В. И. Даля кукла – «…это сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека».¹ Облик старинной тряпичной куклы оформлялся и трансформировался на протяжении многих столетий. Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика - голова. Эта часть куклы символизировала духовную сущность человека, и для её выделения старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, исключительно по суеверным соображениям. Согласно языческой культуре изображение лица «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза - зеркало души, их необходимо закрывать, чтобы защищать внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего. Иногда на месте лица рисовали крест, свастику и др.
Искусство изготовления игрушек — один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиям быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями, используемым материалом.
Народная игрушка, в том числе и кукла, в далекие времена была для человека ритуальным предметом языческого культа. Наши далекие предки верили в магическую силу фигурок. Ими старались отпугивать или отгонять злые силы и привлекать добрые. Кукол изготавливали из самых различных материалов: тряпок, дерева, глины, соломы, воска, теста. Широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали родители или дети.
Первую куклу ещё не родившемуся ребёнку изготовляла мать, нашептывая добрые пожелания. Беременная женщина сама считалась оберегом. Поэтому всё, что она наговорит на куклу, сбудется у ребёнка. В связи с этим не использовались колющие и режущие предметы, что бы не навредить будущему ребёнку. Ткани и нитки обрывались.
По древним поверьям считалось, что если кукле нарисовать глаза, нос и рот, то в нее может вселиться душа. Поэтому старинные тряпичные куклы безлики в буквальном смысле этого слова.
Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Историки археологи, этнографы, педагоги, художники исследуют её традиции, изучают творчество мастеров-игрушечников. И этот научный интерес обоснован. «Создатели традиционных игрушек, как сказители и песенники, - тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Их игрушки обладают огромным запасом исторической народной памяти, к которой сегодня вновь и вновь обращаются благодарные потомки».¹ Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки - куклы, сшитой из лоскутков ткани и меха.
По способу назначения куклы делятся на:
Кукла «Новгородская Княгиня» (или «Новгородская Берегиня») относится к обереговым. с её изготовлением связаны некоторые обряды.
На свадьбах молодые приравнивались к князю и княгине. Если молодая княгиня заболевала, то делалась специальная кукла. Основание куклы- береста (сегодня мы не имеем точных сведений об этнографическом размере куклы, поэтому об изменениях должны сообщать информированием при изготовлении выставочного или иного другого образца куклы). Исцеляющей силой березы является береста. Она скручивалась в скатку в бане. Вода с больной женщины сливалась на бересту, кукла обряжалась в лоскут с костюма женщины, затем кукла закапывалась в землю. Считалось, что болезнь уйдет, когда сгниет кукла.
Но на сегодня известно, что уникальный земляной слой новгородской области позволяет сохранять в себе берестяные грамоты еще дохристианских веков нетленными. Поэтому существует предположение о том, что, хороня куклу, женщина хоронила болезнь и не рассчитывала на то, что кукла должна когда-нибудь сгнить. Сведения о якобы ожидаемом исчезновении куклы появились в более поздние времена в связи с утерей, какой-либо части информации о последнем назначении куклы.
Сегодня кукла «Новгородская княгиня» - сувенир, который несет в себе гостеприимство земли новгородской и является символом новгородского фестиваля «Садко».
II. Планирование и изготовление.
Выбор материалов и инструментов
Охрана труда
Расчет себестоимости
Технологическая карта изготовления изделия
2. Выбор материалов и инструментов.
Для изготовления куклы потребуются ткани различных расцветок:
для основы – бязь-небелёнка, светлая х/б ткань;
для рубашки – белая ткань;
для сарафана и пояса – однотонная или пестрокрашеная ткань;
для оформления головного убора – красная ткань;
для платка также однотонную или пестрокрашеную ткань.
Ткани для сарафана, рубашки и пояса должны подходить друг к другу и сочетаться.
Набивочным материалом может служить ветошь, синтепон, вата.
Нитки подбираются в цвет ткани.
Иглы и булавки не требуются.
Можно украсить куклу различной фурнитурой, лентами и т.д.
Примечание. Традиции изготовления куклы не позволяют использовать шелковые ткани, синтепон, колющие и режущие предметы. Это связано с обереговыми функциями кукол. Изготавливая авторскую версию, можно отступать от норм, но при этом кукла потеряет свое истинное предназначение.
3.Охрана труда.
Свет должен падать на рабочее место слева и сверху. В центре стола располагаются рабочие инструменты и детали, с краю – необходимые схемы и описания.
Из режущих инструментов в моей работе используются лишь ножницы. Правила пользования ими весьма просты: передавать ножницы нужно «ручками вперед», концы держа сведенными; резать ткань в воздухе нельзя, нужно вести одну ручку по столу.
№п /п | Совершаемое действие | Материалы, инструменты и пояснения. |
1 | Скручиваем бересту. Завязываем ниткой | Вместо берестяной скатки допускается использование иных материалов (газет, журналов и т.п.). |
2 | Берем светлую ткань, и заворачиваем скатку, концы заворачиваем внутрь (это нижняя рубашка куклы). | Светлая или «небелёная» ткань. |
3 | Берем квадратный кусок ткани и формируем голову: набираем ветошь, формируем шар и закладываем в ткань. Голова должна быть соразмерна столбику: диаметр головы должен быть чуть больше основания. | Ткань для головы, ветошь (любой другой набивочный материал), белые нитки. |
4 | Оформляем линию шеи, соединяем с основой и прочно обвязываем. Если остаются большие концы их можно заправить в трубочку. | Светлые нитки. |
5 | Руки. Прямоугольный кусок ткани (белый) должен быть равен длине двух рук. Ткань складываем открытыми срезами внутрь и делаем пышные манжеты, обвивая края ниткой. | Ткань может быть и не белой (в моем случае - в голубой горошек). Нитки в цвет ткани. |
6 | Сарафан. Ткань для сарафана может быть суконной, портьерной, парчовой (если следовать традиции, то нужно брать кубовую набойку синюю ткань, чтобы получить новгородский «синяк»). Для бретелей свернуть открытыми срезами внутрь прямоугольные полоски. Прикладываем рукава к туловищу, набрасываем бретели наискосок и фиксируем ниткой. | Ткань для сарафана, нитки в цвет икании. |
7 | Грудь оформляем узловым способом из той же ткани, что и сарафан. Привязываем к туловищу. | Ткань, набивочный материал, нитки в цвет ткани. |
8 | Привязываем сарафан со сборками на линии груди. Запах остается сзади. | Ткань для сарафана, нитки в цвет ткани, ножницы. |
9 | Пояс. Из ткани того же цвета выкраиваем пояс, сворачиваем открытыми срезами внутрь. Закрываем линию привязывания узлом назад. | Ткань, ножницы. |
10 | Пустые руки можно наполнить ватой или синтепоном, можно оставить такими. | |
11 | Головной убор. На подвернутой полоске красного цвета шириной 8-10 см завязать 2 узла. Узел должен быть плоский, а расстояние между узлами должно приходиться на височные доли. | Ткань для головного убора. |
12 | Повязывание платка. Ткань раскраиваем по косой. Завязываем по – бабьи (концами назад). | Ткань для платка, ножницы. |
6. Расчёт себестоимости.
№ | Использованные материалы и инструменты | Цена | Расход | Затраты |
1. | Ткани (различных расцветок) | от 15 до 100 руб./метр | 1метр | 0 руб. |
2. | Газеты, журналы (для скрутки) | 10 руб./шт. | 3 шт. | 0 руб. |
3. | Ножницы | 50 руб./шт. | 1 шт. | 0 руб. |
4. | Нитки | 10руб./шт. | 2 шт. | 0руб. |
7. | Бумага для принтера | 50коп./шт. | 16 шт. | 0 руб. |
8. | Папка-файл | 70коп./шт. | 14шт. | 0 руб. |
9. | Папка-скорошиватель | 8руб./шт. | 1 шт. | 0 руб. |
Итого: 0 руб. 0 коп.
Все ткани у меня имелись дома, так же как и нитки с ножницами и газетами.
Бумага, папки-файлы и папка-скорошиватель не были закуплены специально для проекта, поэтому их стоимость я не рассчитывала.
III.Заключение.
Я сделала авторскую версию куклы «Новгородская Княгиня». Работа была интересной, довольно не трудной. Кукла получилась красивой и недорогой. Что же касается канонов, то их мне сохранить не удалось. Я отступила от правил и использовала дополнительную фурнитуру, шелковые ткани, колющие предметы.
В целом, проект правилен. Я рада, что посвятила его такой интересной теме. Я думаю, что и дальше буду работать над куклами и совершенствовать свой опыт и свое мастерство.
IV. Библиография.
5) Комарова С. Катушкин М. Кукольные люди./ Культурологический очерк.- С.-Пб.: Абрис, 1999.- С.11.
V. Приложение.
1.Фотография изделия.
Где спят снеговики?
Рисуют дети водопад
Привередница
Серебряное копытце
Барсучья кладовая. Александр Барков