• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Ломоносов как великий художник

Опубликовано пимкова татьяна александровна вкл 20.11.2011 - 20:43
Автор: 
Стенина Анна

Данная работа была подготовлена  для участия в городском семинаре  "Ломоносовские чтения" , который проводился в честь 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова. Здесь предлагается краткий вариант реферата  и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosov_kak_velichayshiy_hudozhnik.pptx1.23 МБ
Microsoft Office document icon lomonosov_.doc45 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ломоносов как великий художник МОЗАИКА в наследии М.В.Ломоносова

Слайд 2

Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художествен-ные дарования.

Слайд 3

Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов

Слайд 4

Мастерская М.В.Ломоносова Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть секрет получения смальт.

Слайд 5

ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБАРАТОРИЯ ЦВЕТНОГО СТЕКЛА

Слайд 6

Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику.

Слайд 7

«Нерукотворный Спас» -пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753г.

Слайд 8

Петр Первый. Мозаика работы М. В. Ломоносова.

Слайд 9

«Нерукотворный Спас»

Слайд 10

Бог-отец. Мозаика Ломоносова 1757г

Слайд 11

Александр Невский

Слайд 12

Парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны

Слайд 13

М озаичный портрет Екатерины Великой

Слайд 14

Мозаичный портрет П. И. Шувалова . Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж

Слайд 15

М озаичный портрет Великого князя Петра Федоровича

Слайд 17

Апостол Петр - одна из последних работ мастерской Ломоносова

Слайд 18

«Полтавская баталия»

Слайд 19

"МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ" - этот единственный мозаичный портрет был выполнен только в XXI веке эмальером –мозаичистом Андреем Манджосом .

Предварительный просмотр:

Ломоносов как великий художник

Гений Михаила Васильевича Ломоносова вторгся во все области человеческого знания: он и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог, и поэт — но он был, вместе с тем, большим и смелым художником.(презентация Ломоносов как величайший художник.pptx)

Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам были предписаны занятия рисованием. После двух лет обучения у Ломоносова была прочная основа для дальнейшего развития в изобразительном искусстве. А его подлинный талант художника раскрылся в мозаичном искусстве.

Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так вечны, должны были быть и эти картины. Поэтому их писали не краской, а  набирали из кусочков специально сваренного глушенного стекла-смальты.  

В 1745 году канцлер Воронцов привез из Рима мозаичные произведения. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров. Он решил возродить это древнее искусство в нашей стране и снабдить его новым, совершенным материалом. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт. Естественнонаучные и художественные дарования Ломоносова слились воедино.

Ломоносов увлечен своей работой и не щадит себя. В августе 1750 года он отправляет  Шувалову на дачу стихотворное послание, в котором воспевает «прекрасны летни дни». А о себе он пишет:

   Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;
   Отрада вся, когда о лете я пишу;
   О лете я пишу, а им не наслаждаюсь,
   И радости в одном мечтании ищу...

Стихи эти верно характеризуют обстановку, в которой работал Ломоносов. В маленькой, тесной лаборатории ему негде было повернуться. Закопченные низкие своды лаборатории озарялись отблесками огней нескольких печей. Печи были разных типов, но все они нещадно чадили и дымили.

Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, открывает способ получения смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета».

 Научные и практические результаты исследований Ломоносова произвели большое впечатление за границей. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям, чем итальянские.

ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

Первая, пробная мозаика Ломоносова "Нерукотворный Спас" очень декоративна и неловка. Но затем мозаики становятся более красочные и богатые. Увеличение палитры дало Ломоносову возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления превосходили даже живопись.

Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены, которую он позже преподносит Елизавете Петровне.

Затем Ломоносов приступил к работе над мозаичным портретом Петра Великого. Она складывалась из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Петр I изображен на ней в латах и порфире. И, по мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра. В настоящее время картина хранится в Государственном Эрмитаже.

мозаичные портреты

    Основным жанром созданных Ломоносовым  мозаик был портрет.  Портретная мозаика Ломоносова и его учеников не имела себе равных в Европе. Декоративная яркость и пышность официальных мозаичных портретов сочетались с достаточно точной психологической характеристикой портретируемого.

самые известные работы Ломоносова: 

  1. Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва);
  2. Пётр I 1754г (Государственный Эрмитаж);
  3. Бог Отец 1757г  (Исторический Музей, Москва)
  4. Александр Невский 1757-1758г (Музей Ломоносова);
  5. Императрица Елизавета Петровна 1758-1760г (Гос-ый Русский Музей);
  6. Екатерина II 1763г (Государственный Русский Музей).
  7. Мозаичный портрет П. И. Шувалова.
  8. портрет Великого князя Петра Федоровича
  9. портрет Анны Петровны
  10. Апостол Пётр 1761г (Государственный Эрмитаж);

В 1757 г Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. В феврале 1758 г, императрица одобрила его предложение.

Ломоносов разработал проект грандиозной мозаичной картины в честь Петра I, "Полтавскую баталию», в которой были отражены различные этапы его жизни и деятельности. Мозаику такого размера завершили поздней осенью 1764 года, заключив в золочёную чеканную медную раму. Картина поражает своей красотой и размерами: длина — 6,4 м, высота — 4,8 м, а на ее изготовление пошло около 900 тыс. кусков стекла.     В настоящее время «Полтавская баталия» украшает стены Академии наук в Санкт-Петербурге.

После завершения этой работы Ломоносов начал немногим меньшую картину для мозаичного панно «Покорение Азова в 1696 году», но его кончина в следующем году прервала работу.

      заключение

Всего в мастерских Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных неизвестна.
      За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук в 1764 г. избрала Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до зде достигла», — писал секретарь Академии Цанотти.

"МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ" - этот единственный мозаичный портрет М.В.Ломоносова был выполнен только в XXI веке эмальером – мозаичистом Андреем Манджосом.


Поделиться:

Три орешка для Золушки

Акварельные гвоздики

Знакомимся с плотностью жидкостей

Как нарисовать портрет?

Осенняя паутина