Данная статья рассказывает о проведении практической работы с целью получения изделия, выполненного в технике батик: умелый подбор и сочетание цвета ткани, выбор мотивакитайской живописи «цветы» и «птицы», позволяющий наиболее выразительно воплотить собственный замысел – всё это позволило выполнить эксклюзивные аксессуары одежды и интерьера дома.
Вложение | Размер |
---|---|
tradicionnaya_kitayskaya_tehnika_rospisi_tkani.docx | 26.05 КБ |
Ковалёва Юлия Сергеевна
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16», 10 класс
«Традиционная китайская техника росписи ткани
как предмет прикладного искусства»
Готовлю новенькую кисть,
Готовлю краски в баночках
и рядом ставлю на столе
для батика я рамочки…
Каждая из великих классических культур Востока уникальна. Познакомившись с древними цивилизациями, мы открываем для себя удивительную культуру Китая, представляющую собой огромный сплав природных, этнических, культовых и эстетических начал. Дошедшие до нас памятники древнего искусства привлекают оригинальностью общего решения, необычностью типажей, яркой декоративностью, выразительной пластикой. В современном искусстве наблюдается стремление художников использовать такие же принципы в создании декоративных композиций. Условный язык знаковых систем, символов часто встречается в различных видах декоративного искусства: монументальном, прикладном. Достаточно вспомнить композиции, выполненные в стиле батика, которые очаровывают графическими и живописными эффектами.
Актуальность исследования заключается в том, что Китай и Россия - державы с великой культурой, древними традициями. Нынешний Год русского языка в Китае и будущий Год китайского языка в России станут хорошей платформой для налаживания многоступенчатого сотрудничества. Прежде всего – это тесное сотрудничество, обмен опытом в области культуры. Декоративно – прикладное творчество – один из главных носителей культуры.
Цель исследования: провести исследование по заданной тематике для получения изделия, выполненного техникой художественной росписи ткани – батик.
Задачи исследования: проанализировать текстовый и иллюстративный материал о
изобразительном искусстве росписи ткани в Китае, освоить основные технологические приемы росписи ткани холодным и узелковым батиком, выполнить творческую работу с применением изученных технологий, подготовить стендовую презентацию материала по теме исследования полученных знаний, дополнить свой гардероб новыми аксессуарами.
Методы исследования: накопление теоретического и наглядного материала, анализ текстового и иллюстративного материала, проведение практической работы с целью получения изделия, выполненного в технике батик.
Объект исследования: декоративно – прикладное искусство Китая.
Предмет исследования: техника художественной росписи ткани – батик.
Гипотеза: возможно ли использовать навыки техники батик, полученные в ходе теоретического исследования как способ, позволяющий наиболее выразительно воплотить замысел творческой работы?
Новизна работы заключается в представлении собственного варианта творческой композиции, выполненной по мотивам китайской живописи «цветы» и «птицы» в технике батик, которая станет эксклюзивным аксессуаром одежды.
Исходные данные: основным источником информации стали выдержки из книг
В. А. Барадулин «Основы художественного ремесла» и Р. Гильмана «Художественная роспись тканей».
Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и поставленной целью.
Батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик — конкретная технология окрашивания и украшения ткани.
Интересна техника росписи тканей, история которой берет начало в глубине веков в странах древнего Востока. Батик становится сегодня все более и более популярной и доступной даже для неподготовленных мастеров. И стоит лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить и творить.
Батик - древнейшее искусство, идущее из глубокой древности, замечательное культурное достижение китайского народа, ставшие достоянием всего человечества.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах 17 столетия. Искусство батика очень древнее. История прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию.
Начало производства шелка – одного из замечательных культурных достижений китайского народа, ставшего достоянием всего человечества, относят ко 2 тысячелетию до н.э. Шелковые ткани долгое время были одним из основных предметов китайского экспорта. «Великий шелковый путь»- так называли торговую дорогу, связывавшую в древности Китай с западными странами. А роспись на шелке – одна из наиболее востребованных и эффектных техник в декоративном искусстве. Для этого направления характерны техники, позволяющие создать различные эффекты. Роспись на шелке включает в себя несколько видов: холодный батик, горячий, узелки и свободную роспись.
Искусство украшения китайских тканей очень самобытно, обнаруживает тонкий художественный вкус мастеров. Орнаментальные композиции Китая на тканях очень разнообразны и включали изображения цветов, деревьев, птиц, бабочек, рыб, животных, зверей, геометрические фигуры. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, облаков, восьмиконечных звезд, стилизованных цветов и деревьев.
Искусство набивных тканей широко распространено по всей стране и сегодня. Особенно оно развито в Шанхае, а также в Сучжоу, в провинциях Чжэцзян и Цзян.
Живописцы Китая никогда не писали прямо с натуры, они воспроизводили пейзажи по памяти. Они беспрерывно тренировали свою зрительную память, пристально вглядываясь в природу, изучая ее. Удар их кисти всегда точен, — ведь на пористой тонкой бумаге или шелке никакие поправки уже невозможны. Тонкой изящной линией, без всяких теней, умели они воспроизвести бархатистую шкурку персика или пятнами туши — нежный, распускающийся цветок пиона. Живопись подобного рода называлась в Китае «цветы-птицы».
В ходе данного исследования был проведен анализ текстового и иллюстративного материала. Работа над темой расширила представления о китайской художественной культуре, обогатила понимание настоящего через прошлое.
Выявлено: роспись и украшение ткани – увлекательное занятие, которое может наполнить нашу жизнь радостью творчества. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками. Изделия, выполненные в технике батик, могут открыть талант художника, дизайнера одежды или интерьера.
Установлено, что для отображения красоты окружающего мира, наиболее удачным вариантом считается выбор анималистической тематики, которая поможет донести людям всю прелесть китайского искусства.
На основании результатов данного исследования проведена практическая работа с целью получения изделия, выполненного в технике батик: умелый подбор и сочетание цвета ткани, выбор мотива китайской живописи «цветы» и «птицы», позволяющий наиболее выразительно воплотить собственный замысел – всё это позволило выполнить эксклюзивные аксессуары одежды и интерьера дома.
Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного кружка декоративно – прикладного творчества и позволит реализовать свои творческие способности на выставках различного уровня.
Н. Гумилёв. Жираф
Проказы старухи-зимы
Четыре художника. Осень
Юрий Алексеевич Гагарин
Сказка об одной Тайне