• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Бабочки-красота и чудо природы"

Опубликовано Анкудинова Ольга Николаевна вкл 11.06.2012 - 19:40
Анкудинова Ольга Николаевна
Автор: 
Учащиеся 1класса

 

Работа представляет интерес для широкого круга читателей и содержит сведения об этимологии слова «бабочка», о метаморфозах, происходящих с ней, а находящиеся в разделе «Творческая мастерская» описания работы по созданию моделей из бумаги, пластилина, бисера, вышивания дают возможность каждому обзавестись собственной бабочкой-красавицей, не нанося вреда природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babochki-_chudo_prirody.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная!

Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых ученые называют «чешуекрылые».

Какова этимология слова «бабочка»?  Какова  история их эволюции? Почему это чудо природы? Что такое «метаморфоз»? Нуждаются ли бабочки в защите? Как можно обзавестись собственной бабочкой-красавицей, не нанося вреда природе?

        На эти и другие вопросы мы будем отвечать в ходе нашего исследования.

        Многие бабочки нуждаются в охране. Они приносят большую пользу не только как опылители растений. Защита их, привлечение внимания общественности к образу этих насекомых делает наше исследование актуальным.

        Гипотеза исследования – если узнать о бабочках подробнее самому и рассказать о них другим, а также научиться изготовлять их из материалов с помощью различных техник, то это позволит привлечь внимание общественности к проблеме исчезновения целых видов данных насекомых и тем самым сохранить их численность в природе.

        Объектом исследования является литература о бабочках и воссоздание их образа из материалов с помощью различных техник.

        Предмет исследования – бабочка.

        Цели:

  1. Изучить и обобщить теоретический материал по теме исследования;
  2. Расширить представление о бабочках как красоте и чуде природы;
  3. Привлечь внимание общественности к проблеме исчезновения видов бабочек;
  4. Научиться воссоздавать образы бабочек из материалов с помощью различных техник.
  5. Развивать интеллектуальную одаренность ученика, умение выделять главное, обобщать анализируемый материал;
  6. Повысить социальный статус знаний;
  7. Ввести школьника в мир научной проблематики.

Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:

  1. Содействие становлению личности через научно-исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
  2. Приобщение детей младшего школьного возраста, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат;
  3. Формирование навыков публичного выступления, ведения научной полемики.

Основными методами данного исследования являются:

  1. анализ и синтез;
  2. восхождение от абстрактного к конкретному;
  3. наблюдение;
  4. сравнение;
  5. визуализация данных.

Ожидаемые результаты: владение информацией о бабочках как красоте и чуде природы, умение изготовлять их из материалов с помощью различных техник, а также привлечение внимания общественности к проблеме исчезновения целых видов данных насекомых и тем самым оказание помощи в деле сохранения их численности в природе.

Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы: 

  1. Общее ознакомление (беглый просмотр информационных источников);
  2. Обработка информации, выделение наиболее значимой;
  1. Составление выписок и их дальнейшая обработка;
  2. Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
  3. Проведение практической части исследования;
  4. Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;
  5. Заключение;
  6. Выводы и предложения.

Основная часть

«Бабочки -  красота и чудо природы»

1. История появления слова «бабочка»

        Как это интересно - проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать, ощущать его тепло и таинственный блеск.

        Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова «бабочка», первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы».

        Наши далекие предки, следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто в нем теперь живет? Так и стало это прелестное насекомое бабочкой1.

2. Что такое метаморфоз, или Как из гусеницы получается бабочка

        Но самое поразительное — бабочки, как в настоящей сказке, испытывают полное превращение! Многие насекомые меняют облик в процессе роста. Такие изменения называются метаморфозом2.

         Бабочки  не единственные «насекомые с полным превращением», как говорят ученые, но здесь разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой особенно разительна. Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом листья растений. Потом выросшие гусеницы «окукли ваются» — превращаются в неподвижные, но живые куколки. Некоторые из гусениц, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити. И, наконец,  из куколки появляется крылатая бабочка-красавица!

3.    Что такое Красная книга, или Нуждаются ли бабочки в нашей защите

        Природа создала много разных творений. Растения, насекомые и животные в ней занимают особое место. Однако, многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. Многие растения, насекомые и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими.

        Во многом это случилось  по вине людей. И теперь природа просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издает Международную Красную книгу.

  1. В.В. Волина. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь.—М.: АСТ-ПРЕСС, 1996, стр. 9
  2. Большая детская энциклопедия.—М.: Махаон, 2006, стр. 302-303

        Эта книга называется так потому, что красный цвет –  означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предупреждает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.        Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

        В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране уже занесены в Красную книгу1.

Немало им повредили и мы, веселые ребятишки, гоняющиеся за бабочками с марлевыми сачками в руках. Тот, кто серьезно увлекается бабочками, может, конечно, собрать и правильно оформить коллекцию — нужное и полезное учебное пособие. Но неспециалистам лучше просто любоваться бабочками летом и ранней весной. Пусть летают!

Ни одна коллекция с застывшими на булавках мертвыми насекомыми не принесет той живой радости, которую дает переливающееся цветами луго вое разнотравье или полянка в лесу, где летают, порхают, танцуют в солнечном воздухе яркие, чудесные бабочки. Природа выработала у них многие приспособления, надежно охраняя от природных врагов. Только против человека бабочки бессильны. Поэтому надо на учиться любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй! Это — важное дело человека на Земле.

4. Могут ли бабочки приносить вред?

        А разве нет вредных бабочек? Есть, конечно. Способность насекомых размножаться в очень больших количествах, как бы давать «вспышку» размножения в определенные годы, опасна для лесов, садов, огородов. В таких случаях с ними ведется специальная борьба.

        Плодожорки, сосновый, сибирский и кольчатый коконопряды, златогузки, совки, пяденицы и досаждающая в домах моль — вот немногие из вредных бабочек2. Приносит вред и капустница. Ее гусениц хорошо склевывают птицы и домашние куры. Но чтобы успешно бороться с вредными бабочками, надо создавать устойчивые, здоровые породы растений, соблюдая правильную агротехнику, а дома — чистоту и порядок.

Творческая мастерская

Бабочка из пластилина1

        Модели туловища для насекомых лепятся при помощи приспособлений, которые позволят не держать модель руками.

        Разновидностей бабочек такое огромное количество, что остановиться на какой-то одной очень трудно.  Бабочки могут быть с различными очертаниями крыльев.

        Тельце для них будет одинаковым. Конечно, его форма очень условная. Надеемся, что энтомологи нас простят.

        При лепке модели удобнее расположить ее вертикально.

        Приготовьте крылья. Вставьте их в разрез.

        Усики смастерите из проволоки. Чтобы изобразить утолщение на усиках бабочки, загните конец проволоки или закрепите на нем бусинку.

Бабочка из бисера и проволоки2

        Вам потребуется:

-Упаковка темно-синего блестящего бисера диаметром 2,6 мм

-Упаковка красного блестящего бисера диаметром 2,6мм

-Упаковка блестящего бисера диаметром 2,6 мм зеленного цвета

-Черная металлическая проволока толщиной 0,28 мм

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Туловище

        Возьмите 40 см нейлоновой нити и по схеме справа начните объемное плетение. После 25-го ряда снова проденьте один конец нити в 1 бисерину 24-го ряда и второй конец - в другую бисерину 24-го. Завяжите узлом обе нити.

Верхние крылья

        Возьмите 50 см черной проволоки и по схеме справа начните плоское плетение первого крыла. Прикрепите это крыло, продев конец проволоки в бисерину, расположенную на конце 19-го ряда.

        Таким же образом проденьте второй конец проволоки в бисерину на конце 17-го ряда. Скрутите оба конца проволоки и выполните второе верхнее крыло аналогичным способом.

Усики

        Возьмите 15 см черной проволоки и проденьте в 2 бисерины 25-го ряда тельца бабочки. Нанизав 15 бисерин темно-синего цвета, снова проденьте проволоку в 14 первых бисерин. Выведите проволоку в бисерине, расположенной на конце 25-го ряда. Таким же образом работайте с другого конца и соедините оба конца проволоки и спрячьте их внутри тельца бабочки. Придайте усикам форму.

Нижние крылья

Возьмите 60 см черной проволоки и по схеме справа начните плоское плетение первого крыла. Прикрепите это крыло, продев конец проволоки в бисерину, расположенную на конце 17-го ряда.

        Таким же образом проденьте второй конец проволоки в бисерину на конце 15-го ряда.         Скрутите оба конца проволоки и выполните второе нижнее крыло аналогичным способом (Приложение 2).

Бабочка на цветке

Вид работы: аппликация

Раздел: художественное творчество, техническое творчество

Исходный  материал: цветная бумага, ножницы, белая бумага А4, клей ПВА, простой  

                                     карандаш, гель с блёстками.

Описание работы:

            Первый этап:

           Выбираем фон из цветной бумаги. Мы выбрали зеленый, цвет травы. Сначала вырезаем из белой бумаги лепестки для нашего цветка, а из желтой бумаги сердцевину цветка. Затем стебелёк с листиком из светло зеленой бумаги.

            Второй этап:    

            Приклеиваем на зеленый фон цветок в самый центр, потом стебелек. Приклеиваем так, чтобы цветок был объемным.

            Третий этап:

            Дальше вырезаем бабочку, сгибаем пополам, украшаем цветной бумагой и блёстками. Приклеиваем только одну сторону крылышка, а одна остаётся свободной.

            Четвертый этап:

            Для рамки мы скручиваем  белую бумагу А4.  Срезаем концы под  углом 90* и склеиваем между собой. Рамка наша готова. Остаётся приклеить её на нашу аппликацию.

Выводы:

  1. Слово «бабочка»  образовано от «бабка», «бабушка» и основано на языческих представлениях о том, что душа умершей прародительницы продолжает жить в виде бабочки;
  2. Бабочки—насекомые с полным превращением, в своем развитии они проходят четыре стадии:  личинка, гусеница, куколка, бабочка;
  3. В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране уже занесены в Красную книгу;
  4. Чтобы успешно бороться с вредными бабочками, не обязательно их уничтожать, надо создавать устойчивые, здоровые породы растений, соблюдая правильную агротехнику, а дома — чистоту и порядок.
  5. Созданные из бумаги, пластилина, бисера и вышивания  модели  позволяют обзавестись собственной бабочкой-красавицей, не нанося вреда природе.

        ПРЕДЛОЖЕНИЕ: творите с удовольствием!

Список литературы:

  1. Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин.—М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
  2. Большая детская энциклопедия.—М.: Махаон, 2006
  3. В.В. Волина. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь.—М.: АСТ-ПРЕСС, 1996
  4. И. Кассап-Селье. Объемные фигурки из бисера.—Тверь: Контэнт, 2009
  5. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.1.—М.: Педагогика-Пресс, 1999
  6. Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. А.Г. Рогожкин.—М.: Педагогика, 1981


Поделиться:

Любили тебя без особых причин...

Новый снимок Юпитера

Рыжие листья

Ералаш

Дерево в снегу