в данной работе описана технология изготовления панно "Розы" в технике цветоделия. Кроме того, автор предлагает дополнительную информацию о розах (история, происхождение, легенды, традиции).
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 600.5 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»
Проектная работа на тему:
«Панно «Розы»
Работу выполнила
Сидельникова Ирина, обуч-ся
объединения «Вдохновение»
Руководитель проекта
педагог МКОУ ДОД «ЦДОД»
Сидельникова Е.В.
г. Благодарный 2012 г.
Содержание:
1. Обоснование возникшей проблемы.
Вот уже несколько лет моим хобби является изготовление искусственных цветов – цветоделие. Мне нравится изготавливать новые и интересные работы, постоянно совершенствовать своё мастерство. Для этого мне необходимо изучать разнообразную методическую литературу, журналы по цветоводству и дизайну. Просматривая иллюстрации, я обратила внимание на большое разнообразие роз, они поразили меня своей оригинальной красотой, изяществом, необыкновенной окраской. У меня появилось желание изготовить своими руками различные виды роз, чтобы украсить интерьер своего дома, а также узнать больше о появлении, распространении и особенностях этих удивительных цветов.
Звездочка обдумывания
Чтобы легче было работать, продумала план работы, и изобразила его в виде схемы. Схема поможет ничего не упустить в работе (сосредоточиться и лучше выполнить проект).
Изготовление модели
Подбор цветовой гаммы
История цветоделия
Проект
«Розы»
Из истории роз
Оборудование
Разработка и выбор модели
Подбор ткани
Экономическое обоснование
Оформление и декорирова-ние изделия
Техника безопасности
2. Цель и задачи.
Цель: изготовить панно для украшения интерьера с использованием искусственных цветов - роз.
Задачи:
Выделение основных требований к изделию.
Я хочу, чтобы моё изделие было красиво, эстетично и могло служить достойным украшением интерьера моей комнаты. Изготовленные мною цветы должны соответствовать строению и цветовой гамме настоящих роз, а панно должно быть оригинальным и вызывать чувство прекрасного.
3.Исследования.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦВЕТОДЕЛИЯ.
Цветоделие – один из древних и поныне развивающихся видов художественного прикладного творчества. Основная задача занятий цветоделием – эстетическое развитие, духовное общение с природой. Прежде чем изготовить цветы в технике цветоделия, необходимо изучить морфологические и биологические особенности цветов по книгам, иллюстрациям. Цветоделие воспитывает эмоциональную отзывчивость на прекрасное, интерес к природе, понимание роли растений, цветов в жизни человека. Занятия цветоделием развивают умение понимать и ценить прекрасное.
Искусство изготовления цветов известно давно. Цветоделие по самой своей природе рождалось из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его быту. Первоначально изготовление цветов носило сакральный характер. Это объясняется тем, что сначала ими украшались храмы. Наши предки-славяне встречали весну пестрыми венками. Живописные гирлянды цветов с давних времен и поныне являются наиболее распространенными украшениями в Индии, Бирме, на Цейлоне и в других восточных странах. На Гавайских островах, во Вьетнаме и Японии женщины свои прически обязательно украшают цветами.
Букеты получили распространение значительно позже. В интерьер жилого дома они попали из древних храмов, где ими убирали алтарь. В некоторых странах мастера старались передать настоящую красоту природы, в других, наоборот, старались создавать свои фантастические цветы. Оба направления существовали параллельно. Ныне искусственные цветы распространены как украшения жилых и общественных интерьеров. Искусственный цветок или маленький букетик стали также дополнением современного элегантного костюма.
Но цветок тогда красив, когда сделан из добротного сырья. Для изготовления искусственных цветов нужны красивые ткани разнообразной фактуры – от шифона и шелка до бархата и парчи. Иногда ткани приходится подкрашивать, тонировать – от светлого до темного цвета. Нужны также специальные сорта бумаги для обкручивания проволоки.
Обладая наблюдательностью, вкусом, хорошо освоив методику окраски, обработки лепестков, тычинок, листьев, можно сделать любой цветок. Освоив искусство изготовления цветов, можно научиться правильно, на основе пропорций и гармонии, составлять букеты.
Цветы украшают наш быт, они стали неотъемлемой принадлежностью праздников, семейных и общественных торжеств. Цветы – символ любви и верности, символ уважения и памяти. Цветы – самое скромное и доступное украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. К великому сожалению, живые цветы недолговечны. Но люди могут творить чудеса. Они научились создавать искусственные цветы, подражая самой природе. Это настоящее искусство со своими строгими правилами и законами, которые позволяют добиваться максимального сходства, раскрывать природную красоту каждого цветка, подчеркивая его характерные детали и особенности.
В современных квартирах хорошо смотрятся небольшие красочные композиции, которые создают уют и подчеркивают убранство комнат. Их применяют для оформления кабинета, спальни, детской комнаты, гостиной. В последнее время композиции из цветов все шире используются для оформления учреждений, детских садов и школ. В наше время цветы из ткани находят широкое применение в оформлении интерьеров, витрин, магазинов, украшении нарядов, причесок, свадебных автомобилей.
ИЗ ИСТОРИИ РОЗ.
Роза – царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд.
В Древней Индии роза пользовалась таким почетом, что по существовавшему тогда закону каждый принесший царю розу мог просить у него все, что пожелает. Брамины украшали розами храмы, а цари – свои покои, розами усыпали пути богов во время религиозных процессий, розами уплачивали дани и подати. По индийским пуранам (мифам), красивейшая из женщин – Лакшми – родилась из распускавшегося бутона розы. Хранитель Вселенной Вишну, увидев красавицу, спящую в своей розовой колыбельке, разбудил ее поцелуем и взял в жены. Лакшми стала богиней красоты, а укрывавшая ее роза – символом божественной тайны, и с тех пор считается у всех восточных народов священной.
В Древней Персии поэты не уставали воспевать ее. По персидским сказаниям, она была подарком самого Аллаха. Явились к нему однажды все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонного лотоса – тот хотя и был красив, но часто забывал о своих обязанностях. Аллах внял их просьбе и назначил правительницей белую розу с охраняющими ее острыми шипами. Соловей, увидав новую царицу цветов, был очарован ее красотой и в восторге прижал розу к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь, брызнув из груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. До сих пор наружные лепестки многих роз сохраняют свой розовый оттенок.
Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный аромат. Жрицы Афродиты украсили белыми розами алтарь храма и сад. Цветок оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что ее возлюбленного Адониса смертельно ранил вепрь. Богиня, устремившись в рощу Пифона, где находился ее любимый, бежала по розам, не обращая внимания на их шипы, которые ранили ей ноги до крови. Капли божественной крови падали на розы, превращая их из белых в ярко-красные.
Роза у греков – спутница радостных и печальных торжеств. Венками из роз, перевитых миртами, украшали невест. Розами убиралась дверь, ведущая в дом, а лепестками усыпалось брачное ложе. Розами греки усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и его колесницу. Ими же убирали тело и гробницы умерших. Розы носили на голове и на груди в знак траура, как символ кратковременности нашей жизни, которая так же быстро увядает, как и этот душистый цветок. В религиозных обрядах греки венками из роз украшали лица богов, клали венки у их ног.
Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим и прекрасно там прижилась. Если в Греции у богов она служила символом любви и красоты, а у людей – выражением веселья, радости и глубокой печали, то у римлян во времена республики этот цветок считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния. У римлян был обычай во время дружеских пиршеств бросать в вино лепестки со своих розовых венков. Вино с лепестками роз выпивали в знак расположения к тому, с чьего венка они осыпались. Знаменитая египетская царица Клеопатра, принимая у себя Марка Антония, велела покрыть весь пол зала толстым слоем розовых лепестков. Чтобы убедить Антония в искренности своих чувств, Клеопатра приказала опрыскать сильным ядом розы своего венка, а когда Антоний, клянясь ей в любви, осыпал лепестки роз с ее венка в свою чашу с вином и хотел ее выпить, она вырвала чашу у него из рук и, сказав: «Смотри, Антоний, как мне легко было от тебя избавиться, если бы только я могла без тебя жить!», повелела испить эту чашу осужденному на смерть невольнику.
Римские воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество. Роза служила эмблемой храбрости. У римлян первой республики роза считалась священной. Ежегодно в память умерших здесь совершались торжества, носившие названия розалий, или розалийских дней – «Dies rosationis». В эти дни могилы умерших и урны, где хранился их прах, убирались гирляндами и венками из роз. Розы использовали и в религиозных церемониях, и в быту. Ими украшали жилища и домашние алтари, усыпали путь во время торжественных процессий. В период падения Рима роза из царственного цветка становится цветком порока и предметом роскоши, на который тратились безумные деньги. Например, тщеславный проконсул Веррес передвигался по Риму не иначе как на носилках, матрац и подушки которых набивались свежими лепестками роз, да и сам проконсул был обвит гирляндами из этих цветов.
Еще больше роз требовалось императору Нерону. В его знаменитом обеденном зале, где потолок и стены вращались во время пиршеств, изображая попеременно четыре времени года, вместо града и дождя на гостей сыпались миллиарды свежих розовых лепестков. На всех пиршествах римлян не только каждый гость должен был непременно быть в венке из роз, но розами украшались и прислуживавшие рабы, и все подававшиеся кушанья, и все сосуды и чаши с вином; розами был усыпан весь стол, а иногда даже и пол.
Из роз готовили всевозможные напитки и яства – делали пудинги, желе, розовый сахар и многочисленные сладости, до сих пор употребляющиеся на Востоке. Подносившиеся гостям венки были не сплетены из роз, а сделаны из розовых лепестков, которые обвертывались вокруг обруча. Некоторые патриции велели усыпать розовыми лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на галерах на прогулку.
У римлян того времени спрос на розы был так велик, что обширнейшие сады в окрестностях Рима были не в состоянии его удовлетворить и приходилось привозить розы целыми кораблями из Александрии и Карфагена. В сады были превращены самые плодородные земли в ущерб хлебным полям.
Во II тысячелетии до н.э. на Крите розы рисовали на стенах дворцов, их же изображали спустя тысячу лет на гробницах в Древнем Египте.
Наверное, первыми всерьез отнеслись к розе древние греки. Поэтесса Сапфо воспевала розу, называя ее «королевой цветов», а «отец ботаники» Теофраст дал подробное описание роз и ухода за ними. Греки первыми начали выращивать розы в садах и в горшках, а римляне стали первыми ценителями роз. Они спали на розовых лепестках, устилали ими полы, ввозили ранние розы из Египта и выращивали их зимой в отапливаемых оранжереях. Они употребляли лепестки роз в пищу, изготавливали из них вино, косметические средства и лекарства.
С легионерами роза попала в Британию и на другие окраины империи. К началу XVI в. в английских садах выращивали несколько видов роз. Прежде всего, следует упомянуть самую древнюю из садовых роз — розу французскую, или красную (R. gall tea), которая попала в Британию с римлянами или крестоносцами. Другая очень давно культивируемая роза — белая роза (Rosa alba) была завезена в Британию римлянами. Душистая дамасская роза попала на Британские острова гораздо позднее — согласно последним разысканиям, на рубеже XVI в.(а не во времена крестовых походов, как часто утверждают в книгах. Белая, красная и дамасская розы росли в английских садах в период правления династии Тюдоров на рубеже XVI в. Сорт Autumn Damask отличался необычайно долгим цветением. Когда-то это свойство не имело большого значения, но в будущем этому сорту было суждено стать родоначальником самой важной группы сортов роз. К концу XVII в. в культуре появились новые розы. Душистая роза столистная (центифолия, или капустная роза) с шаровидным цветком была завезена в Британию в начале 1550-х годов из континентальной Европы. Другие розы прибыли издалека: желтая роза была завезена из Персии через Вену в 1580-х годах, а мускусная роза примерно в то же время прибыла из Гималаев. Таковы были старые розы, которые росли как раскидистые кусты и цвели только один раз в сезон шаровидными цветками всего нескольких тонов окраски. Восточные розы появились в Британии лишь два столетия спустя, и при скрещивании восточных роз с западными было получено поразительное число сортов, которые и представлены в настоящее время в английских садах.
4. Разработка вариантов, выбор лучшего варианта.
Выбор модели.
ПОДБОР ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ.
В цветочной аранжировке цвет служит порой наиболее выразительным элементом. Психологи утверждают, что у каждого человека есть свой любимый цвет, который вызывает положительные эмоции. Однако это воздействие на чувства возможно лишь при удачном сочетании. Если же при выборе цвета гармония будет нарушена, то даже самый любимый цвет покажется тусклым и скучным. Подбирая цветовую гамму для искусственных роз, я просмотрела много иллюстраций и фото с изображением этих цветов и выяснила, что означает цвет роз в букетах.
Букеты роз считается лучшим подарком для любой женщины, являются символом чистой любви, преданности и страсти, которую мужчины порой не могут выразить словами:
- розы белого цвета по традиции преподносят невестам в день свадьбы. Они символизируют чистоту и крепкую любовь;
- красные розы – это символ любви, глубокой страсти, а также уважения и восхищения;
- фиолетовые розы являются символом любви и очарования с первого взгляда;
- желтые розы преподносят в поздравительных целях. Они означают заботу, свободу и энергию;
- оранжевые розы символ энтузиазма, новых чувств4
- персиковые розы дарятся по удачному окончанию тех или иных дел;
- голубые розы означают таинственность, поэтому преподносятся экстраординарным личностям;
- розы розового окраса символизируют элегантность, изысканность, нежность. Эти розы дарятся вне зависимости от душевных пристрастий и не несут любовного оттенка. Поэтому для своей работы я выбрала букет розовых роз.
5. Выбор ткани, инструментов, приспособлений (оборудования).
Прежде чем изготовить искусственный цветок, необходимо определить, какой вид ткани больше всего подходит к выбранному цветку.
Сатин и ситец (хлопчатобумажные ткани) хорошо желатинятся и поддаются гофрировке, но они простоваты для таких изысканных цветов, как орхидеи.
С натуральными тканями, такими как крепдешин, шифон – работать не очень легко. Они хорошо растягиваются по косой нити и легко гофрируются. Но шифон является очень тонкой и прозрачной тканью, к тому же, при обработке желатином немного теряет свои декоративные качества.
Синтетические ткани тянутся плохо и при перегреве инструмента деформируются. Работа с такими материалами требует большого опыта и внимания, а инструменты следует нагревать для каждого вида синтетического материала до определенной температуры.
Я выбрала для изготовления креп-атлас, т.к. эта ткань красива, эстетична и хорошо поддается обработке.
Список оборудования и необходимых материалов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Электроплита;
2.Инструменты для изготовления цветов;
3.Ножницы;
4.Шило.
МАТЕРИАЛЫ:
1.Ткань, обработанная желатином;
2.Выкройки деталей (лекала);
3.Карандаш;
4.Проволока разного диаметра;
5.Бумага для обкручивания (зеленого цвета);
6.Клей «Титан»;
7.Плитка (потолочная);
9.Краски гуашь.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:
1. Используйте инструменты только по назначению.
2. При работе держите инструмент так, как показал руководитель.
3. Будьте внимательны, не разговаривайте, не отвлекайтесь посторонним делом.
При работе с электрической плитой необходимо:
Работа с горячими инструментами:
Работа с острыми и режущими инструментами:
1. Не держите ножницы, шило и другие, острые и колющие предметы остриём вверх. 2. Кладите ножницы и шило на стол так, чтобы они не выступали за край стола. 3. Передавайте ножницы и шило, держа их за рабочую часть. 4. Не носите ножницы, шило и другие, острые и колющие инструменты в карманах.
6. Последовательность изготовления изделия.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ТКАНИ.
Ткань для изготовления искусственных цветов пропитывают желатином. Для этого 1–2 столовые ложки желатина заливают стаканом холодной воды (200мл) и оставляют для набухания на 40-60 мин. Затем в металлической посуде подогревают до кипения, но не кипятят. Этим раствором на чистом столе щеткой или кисточкой пропитывают ткань. Затем полоски ткани или лоскуты развешивают так, чтобы ткань висела ровно и не была склеена между собой. Размеры кусков ткани при этом не должны превышать по ширине 30 – 40см, так как с большими кусками работать неудобно (ткань скручивается под своим весом).
В качестве веревки лучше использовать капроновую леску (туго натянутую), которая легко отмывается от желатина горячей водой.
Ткань разных цветов пропитывают до определенной жесткости. Слабо пропитанная ткань плохо формируется горячими инструментами, а края деталей лохматятся. С очень жесткой тканью трудно работать, так как желатин прилипает к горячему инструменту.
Неправильно пропитанную ткань легко отстирать, предварительно замочив ее на несколько часов в холодной воде, и затем после просушки прожелатинить снова.
Для рыхлых и толстых тканей раствор желатина должен быть слабым, а для очень тонких (шелк, шифон) – концентрированным.
Когда ткань высохнет, ее необходимо прогладить теплым утюгом и скрутить в рулончики. Так ее легче хранить и использовать.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ЦВЕТОВ.
Изготовление пионной розы.
Выкройки изделия
1. Детали цветка: №1 - 14 деталей (креп-атлас розового цвета),
№ 2 - 9 деталей (креп-атлас розового цвета),
№ 3 - 5 деталей (креп-атлас розового цвета),
№ 4 - 10 деталей (креп-атлас розового цвета).
2. Листик – 22 детали (креп-атлас зелёного цвета).
3. Чашечка - 4 детали (креп-атлас зелёного цвета).
Поэтапное изготовление изделия.
1. На пропитанную желатином ткань, накладывают выкройку-шаблон и аккуратно обводят по контуру нужное количество деталей. Для одиноких лепестков, листьев выкройку накладывают по косой нити, а для венчиков – это не имеет значения.
2. Вырезают детали точно и аккуратно, не оставляя контуры на обрезках.
3. Подготавливают проволоку: нарезают отрезки проволоки длиной 6-7 см (для цветов) и 10-12 см (для бутонов).
4. Изготовление сердцевины для цветов и бутонов (9 шт.): на самом конце проволоки, смазанной клеем, накрутить небольшой шарик из ваты, уплотняя его пальцами.
5. Обработка деталей проводится специальными инструментами на полужесткой резине в соответствии со схемой. (см. Приложение).
6. Сборка деталей. Детали бутонов надевают на проволоку и приклеивают к ватному шарику. Детали цветка поочередно приклеивают к бутону, начиная с детали №1, затем - деталь №2, №3 и последней прикрепляют деталь №4. Цветок готов. К бутонам снизу приклеивают чашечку.
Изготовление рамки для панно.
1.Взять 1 лист плитки для потолков. С каждой стороны отрезать полосу шириной 5,5 см.
2. Края каждой полосы обрезать под углом 45 градусов и наклеить на основу, совмещая уголки.
3. Подсохшую рамку для панно декорировать красками.
4. Сделать с обратной стороны петельку для подвешивания.
5. Декорировать рамку атласной лентой.
Изготовление корзиночки.
1.На отдельном листе бумаги сделать выкройку корзиночки нужной формы.
2. Из потолочной плитки вырезать по выкройке деталь корзиночки.
3. покрасить деталь корзиночки гуашью в коричневый цвет.
4. декорировать деталь корзиночки атласной лентой.
СБОРКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПАННО.
1.Примерить и приклеить на панно деталь корзиночки.
2. Разложить на панно детали цветов, бутонов, листьев, усиков.
3. Приклеить детали к панно.
ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ
7.Экономическое обоснование.
Расчет себестоимости изготовления цветка чайной розы в виде таблицы.
Наименование материала | Условная цена за ед. | Расход на изделие | Затраты на материалы |
Ткань | 100 руб./м | 0,15 м | 15 руб. |
Клей | 50 руб.(250гр.) | 25 гр. | 5 руб. |
Желатин | 10 руб.(10 гр.) | 5 гр. | 5 руб. |
Проволока | 0 руб./м (б\у) | 3 м | 0 руб. |
Плитка (потолочная) | 10 руб. | 2 шт. | 20 руб. |
Атласная лента | 2,5 руб./м | 4 м | 10 руб. |
ИТОГО: | 55 руб. |
Моя работа обошлась мне в 55 рублей. Это недорого и доступно для бюджета моей семьи.
8.Выводы.
Моё панно с розами готово. Оно красиво, эстетично и может служить достойным украшением интерьера моей комнаты.
Изготовленные мною цветы соответствуют строению и цветовой гамме настоящих роз. Цветы изготовлены в той последовательности, которая описана в литературе по цветоделию, с соблюдением технология обработки и сборки деталей.
Я получила опыт по изготовлению пионных роз и теперь могу продолжить совершенствовать свое мастерство и творческую фантазию, изготавливая розы разнообразных видов, форм и окрасок. К тому же, я получила интересную информацию о жизнедеятельности и особенностях роз, которая обогатила меня и расширила мой кругозор.
Работа принесла мне эмоциональное удовольствие, и я вполне довольна полученным результатом.
Список литературы.
5. Журналы «Цветоводство».
Четыре художника. Осень
Одна беседа. Лев Кассиль
Разноцветное дерево
Мальчик и колокольчики ландышей
Заповеди детства и юности
Комментарии
Творческий проект по цветоделию: "Панно "Розы"
Спасибо интересно. Узнала много нового!