Творческий коллективный проект по технологии и внеаудиторной деятельности по изготовлению дымковской игрушки.
Донести до детей историческое значение зарождения русской земли, развивать желание изучать историю России, воспитать патриотические чувства любви к родной стране можно, в том числе и через декоративное творчество.
Необходимым условием построения современной системы патриотического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, к истории родной страны, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.
Дымковская игрушка — едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igrushka_iz_dymkovo1.ppt | 1.06 МБ |
narodnaya_igrushka_iz_dymkovo2.ppt | 1.9 МБ |
kollektivnyy_proekt_narodnaya_igrushka_iz_dymkovo.doc | 2.66 МБ |
vystuplenie.doc | 39.5 КБ |
izuchenie_istorii_rossii_cherez_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.doc | 36.5 КБ |
Слайд 1
Народная игрушка из Дымково 3 А класс МБОУ «СОШ с. Красный Яр» Х http://aida.ucoz.ruСлайд 1
Здравствуйте взрослые и дети! Мы представляем проект «Народная игрушка из Дымково» Меня зовут Рома, а меня Вероника.
Слайд 2
Рома. Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вероника. Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава…
Вместе. Говорят о них повсюду,
Удивительному чуду мы поклонимся не раз,
И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.
Слайд 3
Рома. «Игрушка, в которую никто не играет»! А как жалко! Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ?
Слайд 4
Вероника. Да, Ромка, интересный вопрос. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. А сейчас они служат для украшения нашего жилья. Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях художественных альбомов. А так хочется взять её в руки и поиграть.
Рома. И вот мы решили создать свою дымковскую игрушку, поиграть хотели сами. А наша учительница, Людмила Владимировна, предложила нам лучшие поделки подарить детям для игры. Мы согласились. И, закипела работа…
Слайд 5
Вероника. Изучив материал для данного проекта, мы узнали, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова)
Рома. Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет.
Слайд 6
Вероника. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Слайд 7
Рома. Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь.
Вероника. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек.
Слайд 8
Рома. Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается красками.
Слайд 9
Вероника. А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых линий, зигзагов, кругов, звёзд.
Слайд 10
Рома. Работая над проектом, мы узнали историю зарождения народных промыслов на Руси;
Вероника. - узнали, откуда пришла к нам забавная и красочная дымковская игрушка;
Слайд 11
Вероника - познакомились с узорами росписи игрушки;
Слайд 12, 13
Рома- нарисовали эскизы игрушек: рыбки, козлика, барана, лошадки, барыни;
Слайд 14
Вероника - изготовили аппликацию из цветной бумаги – петуха;
Слайд 15, 16, 17
Рома.- лепили игрушку из пластилина
Вероника - освоили технологию изготовления игрушки из соленого теста и расписали её по собственному эскизу.
Слайд 18
Рома.- Почтейнейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские на все манеры
Вот вам барышни и кавалеры!
Слайд 19
Вероника Идет весна, весна-красна!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Не зря весенний праздник.
Слайд 20
Рома.- Бока крутые
Рога залотые
Копытца с оборкой
На спине Егорка.
Слайд 21
Вероника Ой, люли, ой, люли!
Кони на лужок носили!
Кони удалые,
Гордые, лихие.
Слайд 22
Рома.- У меня есть дружок
Златогривый конюшок
Эх, свистну, гикну, прокачусь
И обратно ворочусь
Слайд 23
Вероника Индя-индя, индючок
Ты похож на сундучок
Сундучрк не простой
Красный, белый, золотой.
Слайд 24
Рома.За студеною водицей
Водоноска – молодица
Как лебедушка плывет
Ведра красные несет
Слайд 25
Вероника. В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Наша игрушка получилась яркой, красивой и каждому из нас очень захотелось с ними поиграть.
Слайд 26
Рома. Наши игрушки понравились не только нам, они удивили всех работников школы. Социальным выходом проекта стало участие в акции «Доброе дело для добрых людей».
Вероника. Игрушки, сделанные нашими руками, мы подарили детям инвалидам, проживающим в нашем селе - Рыжовым Маше и Ване.
«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»
Донести до детей историческое значение зарождения русской земли, развивать желание изучать историю России, воспитать патриотические чувства любви к родной стране можно, в том числе и через декоративное творчество.
Необходимым условием построения современной системы патриотического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Дымковская игрушка — едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров.
Сначала немного истории
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на "тонком уровне" поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку "свистунью" (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем осенние листья
Лупленый бочок
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Рисуем "Осенний дождь"
Комментарии
Людмила Владимировна
Людмила Владимировна!Удовольствие получила,просмотрев Ваши презентации.Молодцы!Но уж доведите работу до конца.Напишите аннотацию,укажите школу,цель проекта,объясните связь проделанной Вами работы с историей России.Историю ,особенность дымковских игрушек Ваши детки ,наверняка, запомнят навсегда.А до нас это тоже донесите,пожалуйста!Успехов!
Хорошая работа, но согласна с
Хорошая работа, но согласна с коллегой, что проект надо оформить.
Простите уважаемая Людмила
Простите уважаемая Людмила Владимировна! Но, как говорят, доведите работу "до ума"!!!
И добавлю---работа ОТЛИЧНАЯ!!!!
Уважаемые коллеги, благодарна
Уважаемые коллеги, благодарна Вам, за то, что наша работа с детьми привлекла ваше внимание. Учла ваши замечания и советы и постаралась дополнить свой материал, проанализировав связь между изучением истории России и декоративно-прикладным искусством.
Уважаемые коллеги, благодарна
Очень интересно участвовать в такой конференции.