• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Почему не исчезает Городецкая роспись с деревянной доски "

Опубликовано Танюкова Галина Петровна вкл 17.01.2013 - 23:46
Танюкова Галина Петровна
Автор: 
Утешева София

 

1.    Введение ... …………………………………………………………………….. 3

2. Теоретическая часть. История Городецкой росписи по дереву……….……….4

3.Практическая часть. Как расписывать и сохранять Городецкий узор на доске…………………………….……………………………………………….… ...6

4.Заключение…………………………………………………………...…….………8

5.Список использованной литературы………………………………..…...……….9

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utesheva_rabota.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области                                        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                   «Детский сад № 216»

Почему не исчезает Городецкая роспись

 с деревянной доски.

                                                                          Работу выполнила:                                                                                                                                                                             Утешева София, воспитанница подготовительной группы                                            

                                                                          Руководитель:                                                                          Танюкова Галина Петровна

Саратов 2012

Содержание.

                                                                                                                                стр.

1.    Введение ... …………………………………………………………………….. 3

2. Теоретическая часть. История Городецкой росписи по дереву……….……….4

3.Практическая часть. Как расписывать и сохранять Городецкий узор на доске…………………………….……………………………………………….… ...6

4.Заключение…………………………………………………………...…….………8

5.Список использованной литературы………………………………..…...……….9

Введение.

Я очень люблю рисовать и придумывать разные необыкновенные узоры.

В детском саду я познакомилась с разными народными росписями. Я знаю Дымковскую, Хохломскую, Гжельскую, Филимоновскую, Каргопольскую, но больше всего мне нравятся Городецкие узоры. Ведь Городецкую  роспись спутать очень трудно.

Пышные гирлянды, букеты цветов из роз и ромашек. А какие яркие жар-птицы и чудо-кони украшают городецкие изделия!

У меня дома, на кухне есть набор деревянных досок с Городецкой росписью. Как-то раз, помогая маме готовить обед, я наблюдала, как она разделывает продукты на деревянной доске, а потом смывает доску водой и вешает на гвоздик. Я спросила у мамы, почему Городецкая роспись не исчезает с поверхности кухонной доски? Как же нарисованные узоры держатся на ней? Мама ответила, что доска покрыта специальными красками и лаком.

Цель: научиться расписывать деревянную доску и сохранять на ней Городецкий узор.

Задачи:

Изучить  Городецкую роспись и технику расписывания по доске.

Собрать материал, оформить альбом «Городецкая роспись».

Создать и показать выставку работ, которые подготовила и расписала сама.

Гипотеза: Обязательно ли для изготовления и росписи доски нужны: специальная древесина, краски, лак? Выяснить, можно ли и на обыкновенной фанере рисовать гуашью и сохранить Городецкий узор, покрыв поверхность лаком из магазина.

Методы работы: наблюдение, исследование, сравнение, рассматривание, метод «Подмастерья».

Теоретическая часть.

Я решила больше узнать о Городецкой росписи на деревянных предметах и как она сохраняется.

История Городецкой росписи.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края .

Много, много лет назад в городе Городце, что стоит на Волге жили искусные мастера: кузнецы, ткачи, резчики, плотники, столяры. Леса в те времена в Заволжье были густые и огромные. Поэтому народные умельцы стали делать из дерева всё: детские игрушки, сундуки, дуги, сани, посуду, предметы мебели , прялки.

Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их очень много продавали на Нижегородской ярмарке, и они расходились по всей России. Поэтому Городецкая роспись держит свое начало от резных Городецких прялок, которые имеют свою особенность: гребень и донце. И народные художники превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами.

Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.

Так же значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», бутоны, купавки, резные листья, завитки, розы, ромашки.

Особенно часто изображали декоративные образы птиц и животных. Чаще всего это парные изображения, обращенные друг к другу.

Декоративность мотивов подчеркивается яркостью цвета. Любимые цвета народных умельцев это яркие, сочные тона - синий, зеленый, красный, желтый, оранжевый.

Городецкая роспись выполняется в определенной последовательности: подмалевка, теневка, оживка.

Для изготовления и росписи предметов из дерева необходимы определенные инструменты и материалы.

Практическая часть.

Для изготовления кухонных досок нужна древесина.

1. Известно, что для Городецкой росписи использовали как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся рассыханию и  растрескиванию: береза осина, липа. Ольха и другие породы деревьев. Сейчас делают заготовки из прессованной древесины.

2. Мой дедушка приобрел в строительном магазине лист фанеры. Вырезал мне специальным  инструментом – резец по дереву (лобзик) разные формы досок, которые я придумала сама (в виде рыбок, птичек, круга).

3. Деревянную основу для росписи затем шлифуют шкурками с различным зерном. Дед дал мне обычную шкурку с мелким зерном. Я затирала каждую доску для того, чтобы загладить все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись.

4. Я узнала, что после шлифовки раньше использовали грунтовку, полученную из смеси воды и картофельного крахмала. Воспитатель мне подсказала, что удобнее в качестве грунтовки использовать жидко разведенный клей ПВА.

Я свои доски покрыла грунтовкой из клея ПВА и просушила.

5. Народные мастера Городецкую роспись выполняют без предварительной прорисовки карандашом. Но, чтобы легче было рисовать гуашью, после просушки я нанесла на поверхности досок, простым карандашом придуманные узоры.

6. Затем подготовленную основу я расписала гуашевыми красками, в которые так же добавила вместе с воспитателем клей ПВА, что бы после высыхания один слой не поднимал предыдущий.

Хорошо просушенное и расписанное изделие я покрывала масляным лаком.

Лак наносят в два - три слоя с полной просушкой между слоями. В этом случае образуется качественная пленка, которая защищает роспись от всех повреждений.

Заключение.

В результате своих исследований я узнала, что Городецкая роспись по дереву возникла в городе Городце, на реке Волге. Ее возникновение связывают с изготовлением и распространение городецких прялок.

Основные элементы росписи - это замысловатые цветочные мотивы, жанровые сцены ,декоративные образы животных и птиц.

Теперь я могу не только сама расписывать деревянную доску и сохранять на ней Городецкий узор, а так же научить других.

 Я убедилась, что мое предположение о том ,что и на обыкновенной фанере можно нарисовать красками и покрыв лаком сохранить Городецкий узор ,полностью подтвердилось.

Занимаясь своей темой, я собрала материал и оформила папку «Городецкая роспись по дереву» а так же  подготовила выставку досок с Городецкой росписью, которые сделала сама. В результате всех исследований я пришла к выводу: что красота Городецкой росписи по дереву не исчезла, будет радовать и приносить пользу всем нам. Её можно встретить на разных лакированных предметах: солонки, ковши, шкатулки, кони – качалки и конечно же кухонные доски. Она помогла мне сделать первые шаги на пути к овладению этим художественным ремеслом. Я испытала настоящую творческую радость.

Список использованной литературы.

  1. Бородулин В. А. Художественная обработка дерева. М., 1989г.
  2. Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., 1984г.
  3. Журавлева Л. С. Резное Расписное дерево. М., 1985г.


Поделиться:

Горячо - холодно

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Золотая хохлома

Три способа изобразить акварелью отражения в воде

Рукавичка