• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

история русской игрушки

Опубликовано Замостина Людмила Васильевна вкл 05.03.2013 - 13:02
Автор: 
Тен Ангелина

 

 Все дети любят играть и любят в подарок получать игрушки. Но у игрушек есть своя история. Они не всегда были такими, как сейчас. И это будет тема твоей исследовательской работы. Нужно побольше собрать информации об  игрушках.

 

   И в самом деле, все дети на свете любят игрушки, любят играть с ними. Но знают ли они историю развития игрушек. Я вот не знаю! Поэтому я с радостью согласилась с мамой и выбрала тему моей исследовательской работы «История русской  игрушки».

 

        Началась моя работа.

Мы изучали детские энциклопедии и книги о народном творчестве, искали информацию в Интернете,

расспросили мою бабушку, дедушку  об игрушках их  детства,

провели анкету среди одноклассников и даже попробовали сделать своими руками игрушку.

Все свои открытия я представила в своей работе.

 

Цель работы : Научиться исследовать.

 

Задачи:

-Исследовать историю  русской  игрушки.

-Провести анкетирование одноклассников.

-Научиться делать куклу своими руками.

-Поделиться своими знаниями с ребятами.

-Выступить со своей работой на научно-практической конференции.

-Получить удовольствие от проделанной работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_angeliny.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, меня зовут Тен Ангелина .

1.Актуальность выбранной темы.

Я учусь во 2 Б классе. Мне очень нравится учиться в школе. Моя учительница Людмила Васильевна  предложила мне принять участие в  научно-исследовательской конференции  и выбрать тему для исследования.

Я очень долго думала, что исследовать. Мне все интересно и хочется получить ответы на многие вопросы.

    Однажды, выполнив домашнее задание, я решила немного поиграть. Я достала все свои игрушки и разложила их. Все они такие красивые, яркие, добрые и смешные! Я так люблю с ними играть!

Я спросила у мамы, что такое игрушка?

-А давай вместе попробуем узнать что-нибудь про игрушки?

 Все дети любят играть и любят в подарок получать игрушки. Но у игрушек есть своя история. Они не всегда были такими, как сейчас. И это будет тема твоей исследовательской работы. Нужно побольше собрать информации об  игрушках.

   И в самом деле, все дети на свете любят игрушки, любят играть с ними. Но знают ли они историю развития игрушек. Я вот не знаю! Поэтому я с радостью согласилась с мамой и выбрала тему моей исследовательской работы «История русской  игрушки».

        Началась моя работа.

Мы изучали детские энциклопедии и книги о народном творчестве, искали информацию в Интернете,

расспросили мою бабушку, дедушку  об игрушках их  детства,

провели анкету среди одноклассников и даже попробовали сделать своими руками игрушку.

Все свои открытия я представила в своей работе.

Цель работы : Научиться исследовать.

Задачи:

-Исследовать историю  русской  игрушки.

-Провести анкетирование одноклассников.

-Научиться делать куклу своими руками.

-Поделиться своими знаниями с ребятами.

-Выступить со своей работой на научно-практической конференции.

-Получить удовольствие от проделанной работы.

4.Выдвижение гипотез.

Приступая к работе, я выдвинула несколько гипотез (предположений), которые в ходе работы мне придется опровергнуть или наоборот доказать их правильность.

Гипотеза №1

Игрушки появились очень-очень давно.

Гипотеза №2

Игрушки создавались для того, чтобы дети в них играли.

Гипотеза №3

Если девочке предложить для игры куклу из магазина и куклу, сделанную своими руками, то она выберет – куклу из магазина.

II. Исследование.

  1. Что такое игрушки?

В словаре С.И.Ожегова мы читаем: "Играть - развлекаться, забавляться чем-то", значит, ИГРУШКА - это вещь, с которой можно поиграть.

У кого  не было в детстве игрушек?

 У кого-то они есть и сейчас. Ребенок всегда найдёт чем ему поиграть.

  1. .Для чего нужны игрушки?

Все дети любят играть. А играют они с тем, что им нравится. Через их воображение вещи преобразуются в то, что необходимо для игры.

      Игрушки появились давным - давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяет плодородие;

конь считался слугой Солнца;

 птицы предвещали весну и лето (до сих пор бабушки пекут из теста жаворонков, лебедей).

   Игрушка так же, как и сказки, песни, передавала ребенку понятие об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте.

 Издавна развивалось это рукотворное ремесло.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки .

Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

        Первые куклы были  из хлебного мякиша, из глины, дерева, пучка соломы - кто во что горазд.

Но дети любили своих первых кукол.

              « Тряпичная кукла".

Свернута из тряпок кукла у Маняши.

Руки - словно лапки, глазки - пара точек,

Её    Маняша  любит - не отыщешь краше:

Ноги из тряпицы, а лицо комочек.

Смотрит кукла косо, взгляд ее уныл.

Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Маняша любит, нежит и голубит.

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

     Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России

  Игрушки из глины делали в Тульской области в деревне Филимоново. Старожилы говорят:

"Места наши - одна глина: Вот и делали из нее все, что только можно."

 

   Многие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад .

В игрушках Сергиева Посада преобладали  фигурки барынь, гусаров, монахов. Очень интересными по форме и раскраске были «барыни».

       Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года.    

        Рассказывают, что в конце 19  века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников  – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку, которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

      Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре названой  в народе  именем Матрешка (Матрена).

      В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки.

Матрёшка – это тепло и уют в доме

     В 20 веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными тысячелетиями.

           

    В пятидесятых годах в моду вошли ватные ёлочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики.            (пауза)

    В шестидесятых в  игрушках были отражены две темы – это сельское хозяйство и космонавтика.  (пауза)

    В семидесятых – восьмидесятых     основные образы игрушек взяты из персонажей мультфильмов, это Вини Пух, Котёнок Гав, Дядя Гена и Чебурашка.

     (пауза)

    Девяностые годы можно  смело назвать временем зарубежных игрушек. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а также прыгуны, лизуны, радуги и прочие разные забавы в компании с киндер сюрпризами.   (пауза)

     Игрушки несомненно были сделаны, чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и её историю.

    Общаясь со своими  бабушкой, дедушкой и мамой  я узнала какими игрушками играли  они в детстве. И попросила рассказать.

      Бабушка играла тряпичными куклами, которые изготавливали они своими руками. Так же были фарфоровые куклы и куклы на верёвочках, которые приводили их в движение.

     Фарфоровой  куклой – статуэткой  изображающей  барышень или гусар родители часто запрещали играть, опасаясь, что её сломают. Так и стояли такие куклы под стеклом в шкафу.

Мальчики мечтали об игрушечной железной дороге,  но она стоила очень дорого.

Моя мама играла куклами, шила им одежду, укладывала спать. Я тоже очень люблю своих кукол, люблю шить им одежду и ухаживать за ними.

III.Заключение

Исследуя историю развития  русской игрушки, я провела анкетирование своих одноклассников. В своей анкете предложила ребятам ответить на несколько вопросов.

 Предлагаю вам результаты этого анкетирования:

Я спросила  знают ли они откуда и когда появились игрушки?

Интересно ли им узнать историю развития игрушки?

Любят ли они , когда им дарят игрушки?

Если  им  подарят игрушку, сделанную своими руками,  будут ли они  ей рады?

Умеют ли дети сами изготавливать игрушки?

Хотят ли научиться изготавливать игрушки?

Анализируя ответы ребят у меня возникло три «ПОЧЕМУ?»:

  1. Ребята не знают историю развития игрушки и не у всех есть интерес узнать ее. Почему?
  2. Все ребята любят играть и получать игрушки в подарок, но отдают предпочтение игрушкам из магазина. Почему?
  3. Не у всех ребят есть желание научиться делать игрушки своими руками, да и играть такими игрушками тоже хотят не все. Почему?

Очень хочется получить ответ на эти «ПОЧЕМУ?».

 Думаю, что это повод продолжить свое исследование в следующем учебном году.

Гипотезы, которые я выдвинула вначале моей работы:

Гипотеза №1

Игрушки появились очень-очень давно.

Эта гипотеза оказалась правильной.

Самой старой кукле на свете 2000 лет. Археологи нашли её в одной из древнеримских гробниц. Игрушка принадлежала девочке, происходившей из знатного рода.

По-видимому, девочка умерла,  а кукла попала в гробницу как самое дорогое, что было у владелицы при жизни.

Гипотеза №2

Игрушки создавались для того, чтобы дети в них играли.

Эта гипотеза оказалась правильной наполовину. Игрушки создавались не только для того, чтобы играть. Дети, играя, осваивают какие-то знания, овладевают культурой общения друг с другом. 

Гипотеза №3

Если девочке предложить для игры куклу из магазина и куклу, сделанную своими руками, то она выберет – куклу из магазина.

Эта гипотеза оказалась правильной. Из результатов анкетирования видно, что дети любят больше игрушки из магазина, потому что они более красивые, яркие и интересные.

    Начиная свое исследование, я не ожидала, что узнаю столько нового! Многие сведения даже для меня стали необыкновенным открытием.

        В заключении,  хочу сказать, что я только наполовину добилась цели, которую поставила перед собой: научиться исследовать. А наполовину потому, что эту работу я делала под руководством родителей  и учителя. Думаю, что в следующем году я буду более самостоятельнее. А удовольствие я получила – это точно!


Поделиться:

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Мост из бумаги для Киры и Вики

Горка

Вокруг света за 80 дней

Рисуем подснежники гуашью