Становятся реальностью смелые мечты о домах-шарах, изгибающихся стенах, шагающих городах. В какие бы времена не работали архитекторы, процесс архитектурного творчества остаётся неизменным:наброски, чертежи, макеты, пробы, технические расчёты. Нами был создан макет здания школы, в котором достигнуто многообразие форм и богатство архитектурной композиции. Подобранная цветовая гамма придаёт зданиям образное впечатление лёгкости, праздничности, усиливает восприятие формы. Ландшафтное пространство создаёт богатую пространственную композицию.
Чтобы создать макет здания школы, мне необходимо было изучить литературу, ознакомиться с основными стилями архитектуры и видами архитектурных композиций, научиться моделировать из бумаги, провести опрос школьников: "Дизайн архитектурного школьного здания".Данная работа может быть использована на уроках изобразительного мскусства, МХК, технологии, во внеурочной деятельности учащихся на кружковых и факультативных занятиях.
Сопроводительный лист презентации «Дизайн и архитектура»
(17 слайдов)
Проблема: интересующая меня тема мало освещается в рамках школьной программы.
Гипотеза: возможно ли воплотить в архитектуру здания школы разнообразные криволинейные и геометрические формы. Объект исследования: школы прошлого и настоящего и будущего.
Задачи:
Методы исследования: изучение литературы, поиск и обработка информации в сети Интернет, сравнительный анализ.
Предполагаемые результаты: создать макет здания школы будущего, достичь многообразия форм и богатство архитектурной композиции за счёт оригинальных конструкций.
Мнения старшеклассников объединились в том, что школа настоящего и будущего максимально удобна и функциональна, архитектурный дизайн школьного здания должен отличается интересным и привлекательным внешним видом, разнообразием архитектурных форм. Вывод: воплотить в дизайне здания школы разнообразные криволинейные и геометрические формы считаю возможным.
Архитектура – это искусство «сочинения» зданий и одновременно сами здания, окружающие нас. Дизайн – это искусство создания облика предметов, их формы, гармонии пропорций.
Современная архитектура развивалась вместе со всем искусством 20 века. Культ абстрактных, геометрических форм определил стиль кубизма и конструктивизма. Для архитектуры конструктивизма характерно стремление к простоте форм здания – кубу, цилиндру, шару и др. В произведениях Корбюзье, Райта, Гропиуса и других ярко воплотились принципы конструктивизма: здания, стоящие на столбах, окна-«ленты», опоясывающие стены, фасады, прикреплённые к каркасу здания и др.
Время ставит задачу создания удобного и массового жилья, архитекторами разрабатываются идеи новой архитектуры, в которой отражается образ жизни людей: для работы в учреждениях, учёбы, отдыха и т.д. В итоге родилось новое искусство, вошедшее в историю как авангард. Для авангарда характерны целостная гармония объёмов, ритм плоскостей и цвета. В своих работах К.С. Мельников, Н.А. Ладовский исходили из того, что форма помещения влияет на человека, целостные объёмы, формы и пропорции диктуются функциями помещения.
В произведениях Гауди, Шехтеля и других мастеров модерна мы также видим отрицание канонов прошлого, исходя из принципов плавности, текучести, декоративности форм, когда богатство фантазии главенствует над простотой логики.
Глядя на развитие архитектуры 20-21вв., можно проследить определённую закономерность: поочерёдную смену течений, отдающих предпочтение то идеям красоты, то идеям целесообразности. Эти идеалы поступают в обличии хай-тека. Современный хай-тек – это воспевание творческих и технологических возможностей, демонстрация сверхтехнологий, воплощение эстетических идей в современных формах.
В архитектуре 20 века наблюдается преобладание объёмной композиции, когда важными признаются не одна, а все стороны дома. Объёмные элементы (модули), соединённые по замыслу художника, формируют облик и образность здания. Эти части должны быть соподчинены друг другу и составлять единое целое. Подобную задачу я старалась решить в своих макетах здания школы. Используя модули, по-разному соединяя их между собой, считаю, что смогла достичь многообразия форм и богатство архитектурной композиции за счёт оригинальных и неповторимых конструкций.
Создавая макеты зданий учебных корпусов, выбирая форму зданий, цвет, обдумывая композицию, я учитывала прежде всего его функцию и назначение. Прямоугольную форму здания усложнила за счёт соединения нескольких объёмных форм, внутри большого прямоугольного параллелепипеда размещены более мелкие объёмы, которые придают зрительное разнообразие всему облику. Форма становиться более выразительной. Благодаря сочетанию различных объёмов, достигается объёмная композиция. Основу конструкции макета составляют вертикальные части – опоры, колонны. На вертикалях покоятся горизонтальные части – потолок, крыша. Переход с одного уровня на другой осуществляется лестницей. Все здания учебных корпусов имеют разную объёмную композицию, но их объединяет во внешнем облике абстрактность, геометричность форм, что определяет архитектурный стиль - конструктивизм.
Здания учебных корпусов оформлены разной цветовой гаммой, визуально делит на отдельные пространственные зоны. Цвет придаёт зданиям образное впечатление лёгкости, праздничности, усиливает восприятие формы.
На практике простые геометрические тела часто соединяются в сложные формы путём врезки одного тела в другое. Для качественного изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, необходимо предусмотреть, как будут соединяться геометрические формы в сложный объём, размеры поверхностей, глубина врезок, общее композиционное решение. Итак, вычерчиваем развёртку макета, определяем на чертеже место врезок. Сложные объекты монтируются из нескольких отдельных развёрток.
Цилиндр – наиболее простое тело вращения. В развёртке цилиндр представляет собой два круга – основание цилиндра и прямоугольник, высота которого равна высоте здания, а длина высчитывается по формуле L=πd, где π=3,14 , d – диаметр основания. Вычертив развёртку по размерам, делаем на ней отвороты в виде треугольников. Загибаем отвороты и склеиваем основание с боковой поверхностью цилиндра.
На основе построения развертки четырёхугольной пирамиды составлен чертёж пустотелой стержневой конструкции. Основанием служит квадрат, четыре боковые грани в виде треугольников располагаются по четырём сторонам квадрата. В основании развёртки прорезаем линии по спирали. У каждой грани пирамиды делаем отвороты краёв и аккуратно склеиваем их клеем ПВА. Растягиваем спираль и прикрепляем её к вершине пирамиды.
Необходимо упорядочить, уравновесить все элементы (здания школы, газоны, деревья, клумбы с цветами, ограждения, дорожки и др.) гармонично по отношению друг к другу, найти баланс между формой, размером и цветом. Выбор пространственной композиции. Думаю, что в своём макете мне удалось организовать ландшафтное пространство и создать богатую пространственную структуру.
Целью моего исследования являлось доказательство гипотезы: возможно ли воплотить в здание школы разнообразные криволинейные и геометрические формы. Создан макет здания школы, в котором достигнуто многообразие форм и богатство архитектурной композиции за счёт оригинальных конструкций. Подобранная цветовая гамма придаёт зданиям образное впечатление лёгкости, праздничности, усиливает восприятие формы. Ландшафтное пространство создаёт богатую пространственную композицию.
Для достижения поставленной цели я изучила литературу по данной теме, собрала информацию по проблеме, ознакомилась с основными стилями архитектуры, изучила виды архитектурных композиций, изучила пути развития современной архитектуры и дизайна, научилась моделированию из бумаги от простейших макетов до сложных. А также произвела сравнительный анализ «Дизайн архитектурного школьного здания».
В результате проделанной работы выяснилось, что выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. На основании полученного макета и проведённого опроса среди учащихся я могу сделать вывод, что школа настоящего и будущего – максимально удобна, комфортна, функциональна, а так же должна иметь современный архитектурный дизайн, отличаться интересным и привлекательным внешним видом, разнообразием архитектурных форм.
Хотелось бы, чтобы в нашей стране проектировались и строились не только жилые здания и торгово-офисные центры, а больше внимания уделялось объектам для детей. Здания школ должны соответствовать уровню современного образования, не терять актуальность через несколько лет, а также быть красивыми, лёгкими и комфортными.
Есть ли лёд на других планетах?
Хитрый коврик
Сказка "Колосок"
Два Мороза
Пустой колос голову кверху носит