• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Витраж как способ оформления интерьера

Опубликовано Первых Татьяна Андреевна вкл 08.09.2013 - 18:23
Автор: 
Марчук Александра Петровна

          Эта исследовательская работа ученицы 11 класса была сделана для научно-практической конференции по направлению: декоративно-прикладное творчество.

Целью работы является исследование возможностей витража в оформлении интерьера детской комнаты. Она состоит из двух глав: исследовательской (теоретической) и технологической (практической).

В архтве находится презентация для публичного представления работы и документ ворд, в котором более подробно рассмотрена изучаемая проблема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vitrazh_kak_sposob_oformleniya_interera.rar1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Научное общество учащихся «Поиск» Омской области

XIX-я муниципальная научно-практическая конференция школьников.

Направление – Декоративно-прикладное искусство.

Тема «Витраж как способ оформления интерьера»

                                                                       Автор: Марчук Александра Петровна, 17 лет

Учащаяся 11 класса.

                                                                                    МКОУ ДОД ЦРТДиЮ «Ровесник»

Омского района, Омской области

Изостудия «Образы и символы времени»

                                                           Руководитель: Первых Татьяна Андреевна,

педагог дополнительного образования,   МКОУ ДОД ЦРТДиЮ «Ровесник»

Омского района, Омской области

Омск 2012

Оглавление

 

 Введение.............................................................................................................3

ГЛАВА1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ)............4

1.1. Из истории витража....................................................................................5

1.2. Функции витражей в интерьере квартиры................................................6

1.3. Дизайн детской комнаты с использованием витражей...........................9

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (ПРАКТИЧЕСКАЯ)................10

2.1. Создание витража......................................................................................10

2.2. Первые опыты............................................................................................10

2.3. Заключение.................................................................................................15

Литература.........................................................................................................16

Введение

Все мы частицы окружающего нас бесконечного мира. Мы живем в нем, часто не осознавая, как прочно мы связаны с ним и в какой степени сами влияем на него, приспосабливая мир к нашим вкусам, привычкам и представлениям о красоте.

Все мы, сами того не замечая, живем в мире искусства, погружены в него.

Наши дома, улицы, площади – творения искусства архитектуры. Еще ближе подступают к человеку искусства прикладные. Они одевают и украшают нас. Они обставляют наши дома, создают среду, в которой мы живем, окружают нас в быту. Ко всем этим вещам прикоснулась рука художника. Незаметно вещи приучают нас ценить и понимать искусство.

Актуальность: Тему, «Витраж как способ оформления интерьера», я выбрала, во-первых, потому что, я люблю делать подарки своими руками; во-вторых, я хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с декоративно-прикладным искусством и дизайном; в-третьих, она актуальна для каждого человека, желающего украсить свой дом нестандартно, недорого, с учетом индивидуальных вкусов своей семьи.    

       Целью работы является исследование возможностей техники заливного витража в оформлении интерьера детской комнаты.    

Для достижения поставленной цели, выделяем следующие задачи:

Изучить традиции витража в истории искусства  

Изучить функции витражей в интерьере квартиры.

Изучить основы практического создания витража в выбранной технике.

Выбрать предмет/поверхность, на которой будет выполнен витраж и его место в интерьере детской комнаты

Разработать эскиз рисунка.

Изготовить витражный рисунок на выбранной поверхности.

Объект исследования: декоративные возможности витража.

Предмет исследования: декоративно-прикладное искусство.

 ГЛАВА1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ)

1.1. Из истории витража

Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum) – стекло, орнаментальная или сюжетная композиция ( в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, попускающего свет.

Археологические раскопки доказывают, что витражи существовали уже в Древнем Египте. В 5-6 веках нашей эры витражи появляются в Германии, Англии. Особенный расцвет витраж получил в эпоху Средневековья. В 10-12 веках в храмах Франции появились сюжетные витражи из кусочков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скрепленных свинцовыми полосками. Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные или деревянные проемы окон. С тех пор и до наших дней техники создания витражных узоров совершенствовались, появлялись новые. Существующие сегодня техники очень отличаются одна от другой. Например классический свинцовый витраж состоит из цветных стёкол различной фактуры, объединённых латунными, медными или свинцовыми профилями. Для создания такого витража потребуется затратить немало сил и времени, не говоря уже о сложности технологии. И напротив, создание заливного витража, относящегося к категории псевдовитражей, больше похоже на рисование акриловыми красками, а, благодаря невысокой цене на расходные материалы, гораздо более доступно. Есть и другие техники, каждая заняла своё место в интерьере – там, где именно её особенности позволяют добиться лучшего результата.

1.2. Функции витражей в интерьере квартиры.

Витражи в интерьерах квартир играют важную эмоциональную и не менее важную практическую роль.

С точки зрения функциональности они организуют пространство: заполняют его, могут его разграничивать, что-то подсвечивать, а что-то, напротив, оттенять или прикрывать. Это одновременно украшения и функциональные детали, например, вазы или светильники. Другая важнейшая роль витражей – цветовое наполнение и реализация оригинальных цветовых решений.

В эмоциональном смысле витражи создают нужное настроение, привлекают внимание, подчеркивают статус и помещения, и его владельца.

Витражи позволяют изящно реализовать идею зонирования пространства: оно будет достаточно явно разграничено, но в то же время сохранится целость его восприятия. Только витражи создают особую световоздушную среду и особую эмоциональную ауру квартиры.

Применение витражей в интерьере:

окна

межкомнатные двери

межкомнатные перегородки и ширмы

подвесные потолки

настенные панно, фальшокна, стенные ниши

светильники (люстры, торшеры, бра)

вставки в мебели (дверцы шкафов, столешницы)

в отделке каминных экранов

Витражи в окнах

Это классическое применение витражей, которое остается самым популярным и в наши дни. Такое окно может быть прозрачным, полупрозрачным или глухим. Лучше всего установить их в гостиной или спальне.

Оконный витраж будет меняться в зависимости от внешнего освещения. Он создаст в помещении причудливую и непредсказуемую игру цвета, накинет на стены и на пол неповторимый сказочный узор. И, кроме того, такой витраж позволит решительно изменить вид за окном или укрыть помещение от слишком близко стоящего соседнего дома.

Важно только помнить, что витраж частично поглощает свет. Поэтому для окон с южной стороны лучше выбирать стекла темных и насыщенных цветов, для северной стороны – напротив, только светлых оттенков.

Витражи в дверях

Это второй наиболее частый вид витража в современных интерьерах. Витражные вставки в дверях могут быть выполнены в любом стиле – от ярких, с обилием цветом и мелких деталей до геометрических узоров в сдержанной цветовой гамме. Подходят для этого и двери самых разных видов, вплоть до дверей-гармошек. Сами двери становятся самостоятельным художественным произведением.

Такие витражи позволяют непринужденно соединить интерьеры разных помещений, обеспечив плавность перехода одного в другой.

Межкомнатные витражные перегородки

С помощью витражных перегородок можно частично объединить два помещения – еще более акцентировано, чем при использовании дверных витражей, и эффектно зонировать пространство.

Ведь, с одной стороны, стеклянная стена разделяет пространство, обозначая границы, а  с другой, прозрачность стекла объединяет его.

Потолочные витражи

Витражные потолки смотрятся крайне эффектно, особенно если в запотолочном пространстве разместить светильники.

Как правило, они состоят из квадратных стеклянных плит с изображением орнамента или частей общего рисунка и металлической подвесной системы. Конструкция витражей такова, что можно не опасаться того, что он упадет на голову, даже если его каким-то образом разбить.

Витражи в нишах, витражи-панно, фальшокна

Изящным и очень стильным украшением интерьера являются витражи, установленные в нишах. Они могут быть разных форм (от арочных до квадратных), глубины (от 10 см до метра) и размеров, объема, яркости.

Так как для витража крайне важно освещение, такие витражи, как правило, снабжают подсветкой внутри стен, и в результате они становятся еще источником мягкого света, создавая определенный эмоциональный настрой. Такие ниши одинаково хороши и в гостиной, и в кабине. В последнем случае предпочтительнее витражами со строгим геометрическим или абстрактным рисунком.

Зачастую витражи используются для создания фальшокон, когда витраж прикрывает стенную нишу, а внутренняя подсветка имитирует дневное освещение. К примеру, очень интересно смотрится большое фальшокно между кухней и гостиной

В расположении витража ключевая роль принадлежит освещению. Дневной свет позволяет увидеть всю его красоту, его переменчивость, насладиться зрелищной игрой света. Искусственное же освещение изменяет атмосферу помещения – витраж может сделать его приглушенной, романтической или эффектной, расширяющей пространство. От освещенности, точнее степени освещенности зависит и выбор цветовой гаммы витражных стекол. Увеличить яркость или, наоборот, приглушить свет можно, выбирая светлые и яркие оттенки или же темные и мягкие, сдержанные цвета.

1.3. Дизайн детской комнаты с использованием витражей.

В детском возрасте очень важно создать благоприятную атмосферу, в которой ребенок будет расти в уютных, комфортных условиях. Создавая интерьер детской комнаты, следует учитывать все самые, казалось бы, незначительные на первый взгляд детали. Так важно, чтобы ребенок рос в уютной доброй обстановке, окруженный теплом и вниманием. Для этого и существует так называемый детский интерьер. Детская комната, это целый мир образов и красок, здесь можно воплотить самые милые фантазии Вашего чада. В витраже, используемом для детской комнаты, должно гармонично сочетаться волшебное искусство витража и его магические краски. Витраж прекрасно впишется в детскую комнату, поскольку благодаря ему можно подарить своему чаду изображения его любимых героев мультфильмов, сказок, или просто сделать для него красивую яркую вещь.

В цветах лучше отдавать предпочтение оттенкам, максимально отражающим свет, например небесно голубому и салатовому. Хороши и такие цвета, как розовый, фиалковый, бежевый, светло желтый. Чисто белые стены не способствуют развитию воображения. Обилие ярких пятен — красных, оранжевых, изумрудно зеленых, электрик, фиолетовых — может негативно сказаться на зрении малыша, однако в качестве цветовых акцентов они вполне уместны. Красный и оранжевый повысят тонус у вялых детей, сделают их более общительными, а синий и фиолетовый, наоборот, успокоят гиперактивного ребенка. Зеленая гамма пробуждает интерес к окружающему миру. А вот черный, коричневый, темно синий, бордовый, серый в детской неуместны.

Таким образом, нетрудно заметить, что цвет играет весьма важную роль в оформлении интерьера.

Но цветовое оформление прежде всего зависит от назначения помещения, его площади, высоты, освещенности.
Подбором цвета можно достичь кажущегося уменьшения или увеличения помещения. Например, желтые и оранжевые цвета создают иллюзию уменьшения площади, синие и бирюзовые — увеличения.

Оптического изменения размера помещения можно достигнуть вертикальным или горизонтальным направлением рисунка окраски или обоев. Вертикальные полосы делают помещение более высоким, горизонтальные — более низким.
Цветовыми средствами можно компенсировать недостаток теплоты в помещениях. Поэтому помещения, окна которых обращены к северу, окрашивают в более теплые тона, а в помещениях с окнами на юг в окраске должны преобладать синий, зеленый и другие близкие к ним цвета.

Размеры и пропорции помещений в зависимости от примененных в интерьере цветов по-разному воспринимаются. Так, стены, окрашенные в темные и серые цвета, давят, а в светлые — желтые и зеленые — создают впечатление простора и свободы.

Иллюзорное приближение или отдаление поверхности стены зависит также от цветового тона. Помещения со светло-голубыми стенами кажутся значительно больше, чем с красно-коричневыми. Это свойство цветов целесообразно использовать в небольших квартирах.

Восприятие пропорций помещения связано также с рисунком, фактурой и способами применения отделочных материалов и искусственного освещения. Комната кажется более просторной, если стены оклеены обоями с мелким рисунком с расплывчатым контуром. И наоборот, при использовании отделочных материалов с крупным и четким рисунком она выглядит меньшей. Помещение кажется более высоким, если цвет довести до потолка.

При хорошо видимом бордюре высота комнаты зрительно уменьшается, верхняя кромка стены, а с ней и потолок как бы приближаются к человеку.
Окраска стен, потолка и пола влияет на освещенность помещения.

Установлено, что для создания необходимого уровня освещенности в квартире основные отражающие поверхности должны иметь следующие показатели светлоты (коэффициент отражения, %): потолок — 75— 85, стены — 50—70, пол — 20—40.

В слабо освещенных помещениях (например, прихожих, коридорах) стены лучше окрашивать в холодные тона. Их нельзя окрашивать в белый цвет, потому что белые поверхности в таких условиях кажутся тусклыми и серыми.

Цвет потолка, как и цвет стен, зависит от высоты и освещенности помещения. При оклейке стен обоями цвет потолка зависит от цвета обоев. Для пола наиболее приемлемыми являются цвета, близкие к цветам натуральной древесины,— серый, серо-коричневый, охристо-желтый. Двери в квартире нужно по возможности не выделять.

В дизайне детской для школьника подразумевается правильная организация рабочего места. Ведь самое главное для учебы это концентрация внимания.

        Гипотеза: для декорирования детской комнаты витражом подходят общие правила дизайна. В комнате с плохим освещением следует использовать тёплые цвета, а для комнаты с хорошим освещением подходят любые цвета.

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (ПРАКТИЧЕСКАЯ)

2.1. Создание витража

Особенность восприятия витража заключается в естественном освещении цветного стекла днём, что эффектно смотрится внутри помещения. Особенный графический эффект придаёт витражам густая сеть тёмных свинцовых прожилок, сквозь которые проникают лучи света. Витражи – прозрачные картины. Цветные стёкла изготовляются по заданным размеру и форме. Они представляют собой элементы геометрического или растительного орнамента, соединённого металлическими ленточными креплениями. Каркас из гибкой арматуры и заполнение из разноцветного стекла создают линейную и красочную гамму композиции.

Современные виражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Для цветового оформления используют бесцветное или цветное стекло. Наиболее распространены витражи из монолитных стёкол с росписью спекающимися красками или трёхслойные из органического стекла. Также популярны витражи из толстого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе. В технике витража можно выполнить не только окна и двери. Популярными стали предметы: лампа, посуда, подсвечники, фотографические рамки и многое другое.

Способов создания витражей существует множество, но для меня больше подходит техника заливного витража и техника роспись по стеклу.

2.2. Первые опыты

Прежде чем приступить к серьёзным проектам, необходимо потренироваться в росписи маленьких стеклянных предметов: стаканов, бутылок и т.д.

Роспись по стеклу можно разделить на несколько основных этапов.

1. Создание/выбор понравившегося рисунка

2. Перевод рисунка на поверхность

3. Заливка цветом

Рисунок переносится на рабочую поверхность основы. Но у стекла две стороны, поэтому условимся, что поверхность, на которой мы выполняем роспись,- верхняя, или рабочая, сторона (поверхность). Соответственно, вторая сторона – нижняя. Для переноса рисунка можно использовать маркеры по стеклу или обычную гелевую ручку. Но такой метод не всегда хорош: следы от разметки с готового изделия довольно трудно удалить. Если мы декорируем предмет из прозрачного стекла, без разметки легко обойтись. Сложнее перенести рисунок на матовое или непрозрачное стекло.

Прозрачное стекло

Если основа – листовое стекло или предмет с плоскими гранями, то берём бумагу с рисунком росписи и помещаем её на ровную поверхность.

Сверху на рисунок положим декорируемый предмет так, чтобы рисунок располагался в нужном месте.

Прикрепляем бумагу к нижней поверхности стекла небольшими кусочками скотча.

Если стеклянная основа имеет сложную форму, рисунок нужно завести внутрь и расправить по нижней стороне декорируемого изделия.

В некоторых случаях закрепить рисунок скотчем очень трудно, например если речь идёт о сосуде с узким горлышком. Свернём бумагу в трубочку рисунком наружу и вставим внутрь основы. Расправим рисунок ручкой кисти или любым другим длинным предметом. Возьмём манную крупу, соль или песок и аккуратно засыпем в сосуд. Сыпучее вещество плотно прижмёт рисунок к нижней поверхности стекла.

Работа с контуром

При работе с контуром необходимо обратить внимание на два правила. Во-первых, линии, проведённые контуром, должны быть замкнуты. Во-вторых, состав должен плотно прилегать к поверхности основы. Неукоснительное соблюдение этих правил избавит вас от неприятностей при работе с витражными красками.

Перед нанесением контура подготовьте рабочее место. Вам понадобятся подручник, кусочек мягкой ткани, ватные палочки, тампон, смоченный в спиртосодержащей жидкости, и бумажная салфетка.

Работа с витражными красками

Некоторые витражные краски до высыхания непрозрачны. Их окончательный цвет очень трудно определить. Поэтому, прежде чем приступить к росписи изделия, попробуйте краски на небольшом кусочке стекла. Как правило, цвет проявляется через 40-50 минут, поэтому проба не займёт много времени.

Осуществлять заливку витражными красками можно уже на стадии загустевшего контура. Однако, если у вас есть время, лучше дождитесь его полного высыхания.

Акриловый контур после полного высыхания становится водостойким. Это позволит, в случае необходимости смыть неудачную заливку, а рисунок, проложенный контуром, не пострадает.

Работа с переводными красками

Работать с переводными красками можно тем же способом, что и с витражными. Единственное отличие состоит в том, что первоначальный рисунок вы создаёте на куске пластика или стекла, а потом переносите на нужную поверхность.

Однако мне больше нравится приём, позволяющий создавать роспись-аппликацию без применения контура.

Свойство переводных красок сохранять форму при снятии с поверхности можно использовать также для создания объёмных элементов декоративной росписи.

Окончательная отделка

После высыхания составов вы можете нанести на поверхность различные декоративные элементы: жилки на листиках, точечки, рисунки на крыльях бабочки и т. д.

Основной рисунок тоже нуждается в некоторой доработке. Контур после высыхания «проседает», и его поверхность становится бугристой.

Технологическая последовательность выполнения некоторых работ.

Баночка-карандашница «Георгины»

Очень хорошо тренироваться в росписи на самых обычных стеклянных баночках, например из-под кофе.

Вам понадобится:

- стеклянная банка с плоскими гранями;

- акриловый контур по стеклу белый и зелёный;

- акриловые краски витражные: красная, зелёная, жёлтая;

- зубочистка;

- карандаш, бумага, скотч;

Переведите рисунок на бумагу и закрепите его изнутри баночки.

Обезжирьте верхнюю сторону стекла. Не забудьте протереть стекло бумажной салфеткой.

Обведите рисунок белым акриловым контуром.

Дайте контуру немного подсохнуть.

Выполните заливку рисунка витражными красками соответствующих цветов.

В случае необходимости в сложных местах протяните краску с помощью зубочистки.

После полного высыхания краски сделайте второй слой белого контура на цветках георгин. Листья обведите зелёным акриловым контуром. Этим же контуром выполните веточки.

Дайте составу высохнуть.

Зеркало «Цветочная гирлянда»

Объёмные детали росписи очень хорошо совмещать с аппликацией из переводных виражных красок. Если вы выполняете такую композицию на поверхности зеркала, обратите внимание на отражение в зеркале, чтобы ваша гирлянда не превратилась в клумбу.

Вам понадобится:

- зеркало;

- акриловые переводные витражные краски: зелёная, коралловая,         фиолетовая;

- бисерная проволока;

- бисер для серединок цветов;

- зелёная изоляционная лента;

- кусачки и шаблоны для скручивания проволоки;

- ножницы;

- макетный нож;

- кусочек стекла или пластика.

Скрутите нужное количество проволочных контуров для цветков и листьев. Разложите их на стекле или пластике.

Залейте пространство внутри проволочных контуров переводными витражными красками соответствующих цветов. Для аппликации подготовьте пластину из зелёной переводной витражной краски.

Дайте составам высохнуть в течение 24 часов.

Снимите готовые детали декора с поверхности.

Скрутите из деталей гирлянду цветов. Не забудьте сделать серединки цветков, нанизав бисер на кусочки проволоки.

Обмотайте веточки гирлянды зелёной изоляционной лентой.

Закрепите объёмную композицию на раме зеркала.

Вырежьте из пластины листики для аппликации.

Обезжирьте поверхность зеркала.

Закрепите листики на поверхности зеркала.

В той же последовательности выполняем витраж на поверхности круглого аквариума. Разместить его предполагается в зоне отдыха. В связи с этим выбираем и цветовую гамму росписи: зелёные и голубые цвета.

В рабочей зоне предполагается повесить несколько панно с животными и цветами. Цветовая гамма этих панно должна поддерживать работоспособность, следовательно, они должны быть выполнены преимущественно в тёплом цвете: жёлтом, оранжевом, красном.

2.3. Заключение

При выполнении исследовательской работы мы

узнали:

- историю витража                                            

- функции и применение витражей  

- правила дизайна детской комнаты

- правила выбора цветового оформления

- виды витражей

-технологию создания заливного витража

научились:

- создавать эскиз

- переводить рисунок на поверхность

- работать с контуром

- работать с виражными красками

- оформлять работы в рамки

- размещать панно в интерьере комнаты

   В результате поставленная проблема была решена - детская комната была оформлена. С помощью включения в интерьер витражных панно и некоторых перестановок были выделены функциональные зоны: рабочая, игровая и зона отдыха. Интерьер детской комнаты должен быть веселым и интересным. К примеру, стены украшены декоративными фоторамками с элементами витражной мозаики, на мебель наклеены витражные рисунки зверей, сказочных героев, сочных ягод и растений.

Гипотеза подтвердилась. Действительно, благодаря ярким витражным работам, комната преобразилась. Она стала уютнее, теплее. Отображает интересы хозяина комнаты. Ребёнку будет приятно находиться в комнате среди любимых сказочных героев, играть и отдыхать вместе с ними.

После выполнения небольших работ, можно приступить к более ответственным и масштабным работам, например, росписи оконных и дверных проёмов.

Собранная информация о витражах может быть использована на уроках рисования и кружках декоративно – прикладного искусства.

Литература

1. Н.В. Дубровская «Витражи». Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009.

2. В. Шультце Живопись витражными красками. Арт Родник, 2008.

3. Е.Г. Вершинникова «Занятия в школе дизайна». Волгоград: Учитель, 2010.

4. А. Зайцева «Роспись по стеклу». М.: Эксмо, 2009.

5. Е. А. Минухин. Витражи. Рига, 1959.

6. Ю. Хопта Петербургские витражи. Ловушка лучей надежды. Ваш дом. 03(12) 1999.

7. А. Ваганова. Магия стеклянных симфоний Сергея Султановского. Ж-л Шанс-Панорама, №8(8), 1995, с. 11.

8. Интернет-источники.


Поделиться:

Огонь фламенко

Заколдованная буква

Без сердца что поймём?

Нарисуем попугая цветными карандашами

Рисуем подснежники гуашью