Вышивка икон - занятие интересное, увлекательное и очень сложное. В 6 классе, где я работаю, есть уникальный человечек, труженик, Соня Воробьёва. Когда я впервые увидела её работы, то однозначно решила, что о них должны узнать все! И не зря! Оказалось, что у каждой работы есть своя история.
Вложение | Размер |
---|---|
творческая работа | 790 КБ |
Истинная икона вдохновляет человека
молиться Богу в уверенности,
что Он близ, что Он слышит молитву,
что Он готов прийти на помощь
и исполнить прошение…
Введение.
Вышивание икон бисером – это традиция в нашей семье. Почти 7 лет назад я задалась вопросом: «Почему мама вышивает именно иконы? Что в них интересного? » Но посетив храм, послушав маму, поняла, что это не просто желание сделать что-то красивое, это зов сердца, веление души. В 8 лет я начала много читать и попробовала впервые вышивать не просто картинки, а именно иконы. Почему? Думаю, что моя работа ответит на этот вопрос.
Православная икона.
Слово "икона" - греческое и по-русски означает "образ", "изображение". Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был "проказою недуга одержим". Излечить его никому не удавалось. Но однажды ему открылось, что излечение произойдет, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но сделать "портрет" не смог "по причине сияющего блеска лица Его". На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ.
Когда Авгар увидел этот образ - первую, Самим Господом сотворенную икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией.
За этим чудотворным образом закрепилось название "Спас нерукотворный". И сейчас это одна из самых почитаемых икон в православной Церкви. Первые иконы Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках написал еще в I веке евангелист Лука. По преданию, Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: "Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".
Кроме икон Спасителя и Богородицы существуют еще иконы ангелов и святых. Иконы ангелов, Святой Троицы и Бога Отца отличны от икон Христа и святых тем, что здесь, собственно, нет изображения тела как вместилища духа, но сам дух изображается в образах телесного мира. Человекообразные изображения ангелов свидетельствуют о том, что и ангелы, и человек сотворены по одному образу Божию. Существуют еще иконы Праздников (на них изображаются все основные события из Священной Истории). Почитание икон в Церкви - как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ МИР ИКОНЫ.
Цвет на иконах выполняет особую функцию - функцию символического языка, который должен выражать не соотношения цветов, но свечение предметов и человеческих лиц, озаренных светом, источник которого находится вне нашего физического мира.
Свет в православии приобрел совершенно исключительное значение и особый смысл. Как учил святой Григорий Палама, Бог непознаваем, но проявляется в Благодати - божественной энергии, изливаемой Им в мир. То есть Бог изливает в мир свет.
Все причастное к Богу пронизано божественным светом и светоносно.
Именно поэтому икона полна внутреннего света. Золотые штрихи и золотой фон на иконах символизируют и олицетворяют этот неземной свет. Теней на иконах нет, потому что в Царствии Божием все пронизано светом.
Одна из причин, по которой современному человеку трудно понимать древнерусские иконы, -- особый способ изображения пространства и находящихся в нем земных и "небесных" существ.
Много веков отделяют нас от того времени, когда на Руси утвердились принципы иконописания, но дело не только в этом. Сегодня, плохо разбираясь в древних иконах, созданных на нашей земле, мы легко принимаем европейскую живопись и картины, написанные в самые давние времена. Дело в том, что изображенное на них представляется нам очень похожим на то, что мы видим в окружающем мире.
Европейские художники, преследуя цель добиться достоверности и убедительности изображаемого, использовали линейную перспективу, подчас как бы срывая с пространства покров таинственности, заземляя его. Под их кистью оно переставало быть загадочным: оказывается, его можно было как бы "собрать" или "разобрать" при помощи прозрачных кубиков, "сняв" переднюю стену здания, или показать его в разрезе.
Отношение к пространству у создателей икон в Древней Руси было совершенно иным. Иконописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы. И потому они считали для себя обязательным пытаться изображать мир не таким, каким мы его видим, а таким, каков он есть "на самом деле". Ведь смысл иконного изображения не в том, чтобы показать то, что мы видим в природе, но в том, чтобы наглядно изобразить не окружающий нас мир, а мир духовный. Пространство "не от мира сего" обычно обозначается на иконах сплошным золотым фоном, а предметы в нем и их взаимное расположение даются в так называемой обратной перспективе, когда предметы по мере удаления их от переднего края иконы не сужаются, как бы удлиняясь и создавая иллюзию объемности, а, наоборот, расширяются.
Но обратная перспектива не должна восприниматься как просто неумение изображать пространство. Древнерусские иконописцы не приняли линейной перспективы, когда познакомились с ней. Обратная перспектива сохраняла свой духовный смысл и была протестом против соблазнов "плотского зрения". Древнерусские иконописцы стремились постичь и изобразить жизнь в пространстве Царствия Небесного.
Икона мыслилась как окно в священный мир, и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздается вширь -простирается (именно этот смысл и содержится в самом слове "пространство"). Сакральное пространство обладает свойствами, отличными от свойств земного пространства, не доступными телесному зрению и не объяснимыми логикой здешнего мира.
Особую роль играет изображение в иконе архитектуры. Она указывает на место, где происходит событие: храм, дом, город. Но здание никогда не заключает в себе происходящие события, а служит им фоном, так что сцена изображается не внутри здания, а перед ним. По смыслу иконы, действие не замыкается, не ограничивается тем местом, где оно исторически произошло, так же, как, произойдя во времени, оно не ограничивается тем моментом, когда совершилось.
Иконы так отличаются от реалистичной живописи еще и потому, что на них изображается не только тело святого, но и дух, живущий в теле. Икона святого не художественный портрет, в котором ищется внешнее сходство. Икона изображает лик прославленного, духоносного святого не каким он был на земле, но в его прославленном, небесном сиянии. Лица святых на иконе -это не обычные лица людей, а лики. Изображенные на древних иконах святые уже сподобились вечной жизни, в которой нет движения и изменений в обычном смысле слова. Взгляд святого с иконы на нас - это взгляд из глубины запредельного мира, из вечности.
Лик - это лицо, освободившееся от печати мирских страстей. Жизнь человеческого лица получает высшее одухотворение и смысл.
Узнать и отличить того или иного святого можно по канонизированному набору признаков (книга, одежда, борода, усы и т.д.). Этот набор повторяется без изменений при изображении данного святого на разных иконах и в разные эпохи.
ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИКОН В ДЕЛЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ.
"Великую пользу доставляют нам святые иконы в деле нашего спасения.
1. Святые иконы благотворно действуют на все душевные силы человека:
а) они служат к просвещению ума христиан. Люди неграмот ные, не могущие читать Святое Писание, по иконам понимают домостроительство нашего спасения, усвояют себе историю Вет хого и Нового Завета и в особенности жизнь Господа Иисуса Христа, а у читающих те же события глубже напечатлеваются в душе через святые изображения;
б) святые иконы в сердце христианина возбуждают любовь к Господу Богу и святым, на них изображенным, подвигают христиан к усерднейшей молитве, усиливают чувства умиления и со крушения о грехах;
в) святые иконы укрепляют волю христиан в борьбе с грехом и в творении добрых дел примерами и подвигами святых, на них изображенными, казнями грешников, видом Страшного Суда и т.п.
2. Устрояя и лобызая святые иконы и поклоняясь им, мы чрез то свидетельствуем свою любовь к Богу и святым, изображенным на них. "Честь изображения, -- говорит святой Василий Великий, -- пере ходит к первообразу ; таким образом, через почитание святых икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих.
3. Для Господа Бога святые иконы служат орудием проявле ния Его Божественной силы к нашему спасению: через них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней. Если Господь изливает через святые иконы благодать свою видимо, то тем более он служит к нашему освя щению и спасению невидимо. И если сам Бог видимо действует через святые иконы к нашему спасению, то много надо иметь сме лости (если не сказать более), чтобы утверждать, что иконы не имеют великого значения в деле спасения.
4. Где святые иконы, там бездейственны или менее действенны козни врага рода человеческого - злобного духа, потому он всеми силами старается уничтожить их. Если святые иконы помогают христианам в борьбе с врагами видимыми, то тем более они помогают им в борьбе с врагами невидимыми; мы знаем, что через святые иконы злые духи совершенно изгонялись из одержимых ими людей.
Заключим нашу беседу словами святого Иоанна Дамаскина; "Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и через него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его соеершенст-вию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не захочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон".
Икона Пресвятой Богородицы "Покров Пресвятой Богородицы"
Это первая икона, которую я вышивала самостоятельно. Почему выбор был именно таким? Начиная работать, я всегда много читаю, думаю, рассуждаю, советуюсь с мамой, братом и папой. А здесь меня поразила история иконы.
Икона посвящена одному из великих праздников Русской Православной Церкви – Покров Пресвятой Богородицы. Чудесное событие это произошло в Х веке в столице греческой империи Константинополе, когда ей грозило разорение от сарацин (мусульман), большим войском напавших на город. Не видя ниоткуда помощи, жители города собрались во Влахернском храме, где хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и обратились к Богу с искренней молитвой о спасении от врагов. Во время молитвы святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел под самыми сводами храма идущую по воздуху Богородицу в окружении ангелов и святых.
Пресвятая Дева долго со слезами молилась о спасении города и жителей его. Потом, подойдя к престолу, Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над всеми молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоящего рядом ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь».
Поутру молва об этом видении разнеслась по всей округе. Защитники города, воодушевленные заступничеством Божией Матери, рассеяли неприятеля и город был спасен. В православной Руси под словом «покров» понимается и покрывало и покровительство. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные люди испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи.
Наталия Никомидийская, мученица
Мою маму зовут Наталья. Красивое и очень нежное имя… когда наступил День рождения самого родного и дорогого для меня человека, я взяла в руки книгу и узнала трогательную историю мученицы Натальи. Вот тогда решила: «Пусть образ этой святой всегда будет рядом с мамой!» Так в нашем доме появилась моя новая работа.
Святая мученица Наталия. Жила в начале IV века в Никомидии, многолюдном городе на берегу Мраморного моря в Малой Азии. Наталия выросла в благочестивой христианской семье. Замуж она вышла за богатого и знатного юношу по имени Адриан. Сама Наталия была тайной христианкой, а её муж — язычником. Как полагалось человеку, занимавшему солидную должность (он был начальником судебной палаты), Адриан ходил в языческий храм и приносил жертвы греческим и римским богам. Немногим больше года прожили вместе молодые супруги, когда в Никомидии началось гонение на христиан: в их город прибыл сам император Максимиан Галерий, люто ненавидевший Христову Церковь.
Римский император Максимилиан, прибыл в Никомидию, где от подверг 23 человека христиан самым ужасным мукам. Адриан был свидетелем этих мук и удивлялся дивному терпению христиан. Под влиянием своего впечатления он стал спрашивать их о Боге. Во время разговора с мучениками, благодать Божия коснулась разумной и доброй души его: он осознал божественную истину и сказал мучителям, что и он уверовал во Христа и готов умереть за Него.Тогда мучители заковали Адриана в цепи и бросили в темницу.
Узнав об этом, молодая супруга его Наталия, которая втайне уже была христианкой, преисполнилась радости, что муж ее узнал Христа и что ему предстоит мученический венец. Она поспешила к Адриану в темницу и припав к его ногам, целовала его оковы и рассказывала ему об ожидающем его вечном блаженстве. «Господин мой», - говорила Наталия Адриану, - «когда ты предстанешь перед Богом, умоли Его, чтобы и мне скоро последовать за тобой и не разлучаться с тобой в блаженной вечности». Вскоре Адриана вывели из темницы и предали лютым мучениям. Наталия до конца была при нем, ободряла его веру в Бога, и имела утешение видеть, как он радостно среди мучений предал свою душу Богу. Своими душевными страданиями святая Наталия также заслужила мученический венец, и в скором времени после смерти Адриана она последовала за ним в Царство Небесное.
Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.
Несколько лет назад я впервые задала вопрос маме: «Почему меня назвали Софьей?» Сначала мама сказала, что ей просто давно нравилось это имя. А чуть позже рассказала мне историю о великомученице Софье. Выслушав маму, я взяла в руки книгу для того, чтобы подробнее узнать историю святой. Так постепенно возникло желание – вышить новую икону.
Икона изображает святых мучениц. В 137 г. сестры Вера 12-ти лет, Надежда 10-ти и Любовь 9-ти одна за другою, после мучений за веру Христову, пред глазами матери были обезглавлены. На третий день после этого на их могиле от скорби скончалась и святая София. Память святых мучениц 17 сентября по старому стилю.
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
"У нас есть Бог Небесный, - ответил они, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа".
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
"Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю", - сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу. Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, - 10, а младшей, Любови, - лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.
Вывод
Современным людям очень трудно научиться молитве – мы не привыкли к этому с детства, об этом не знали наши родители, у многих – и дедушки с бабушками. А так хочется иногда поговорить с Богом, попросить Его, объяснить... А слова застревают в горле, не идут. И здесь вам поможет икона, одно из главных предназначений которой – помогать людям возноситься над мирской суетой, помогать молиться. Как говорил архимандрит Зинон: «Икона - это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».
Пред иконой стоишь со свечою
Пред иконой стоишь
со свечою,
на земле – себе не нужна,
но отмечена лишь
мечтою,
рядом с жизнью, что сожжена.
Ты обиду простишь
вчерашнюю,
деревянный целуя оклад,
на икону глядишь
бесстрашно,
Богородицы встретив взгляд.
Словно взгляд
Ее повторяя,
пред распятьем стоишь до зари,
на пол капли
воска роняя,
тоже – светишься изнутри...
Но когда
молитвы пропеты,
по растущей уходишь тропе,
вспоминая – всегда,
до рассвета,
кто-то молится – о тебе..
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №39
имени Героя Советского Союза Алексея Арсентьевича Рогожина
Областной конкурс по православному краеведению
«По святым местам земли Тульской»
Номинация
«Вглядываясь в лики святых»
Вторая возрастная группа (5-8 классы)
Информация об авторе:
Воробьёва Софья,
учащаяся 6а класса МКОУ СОШ №39
Руководитель:
Тикунова Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
Тула, 2013
Зимний дуб
"Портрет". Н.В. Гоголь
Для чего нужна астрономия?
Голубая лягушка
Одна беседа. Лев Кассиль