Краткая аннотация
Мощная горелка, два крана: из одного подается газ пропан, из другого - воздух, специальное молибденовое стекло, графитовая трубка, пинцет, напильник. Вот и все, что нужно стеклодуву для работы. Практическая работа: из стеклянных трубок выполняю сгибание, получаю стеклянную веточку.
История возникновения стекла удивительна! Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары.
Вложение | Размер |
---|---|
Стеклянные поделки своими руками. Из истории стекла. Состав стекла. | 698.99 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. История возникновения стекла………………………………….….3
Глава 2. Состав стекла…………………………………………………….…..8
Глава 3. Процесс производства изделий из стекла…………………..……...9
Практическая работа.
Заключение……………………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………………...11
Приложение ……………………………………………………………..…....12
Введение
Как-то, наряжая елку, к новому году с мамой и тётей, я залюбовался новогодней игрушкой сделанной из стекла. Яркая, переливающаяся бликами света, она просто заворожила меня. Моя тётя, Елисеева Любовь, заметила это и сказала: «А ведь я могу сделать что-то подобное сама!» я не поверил своим ушам.
Стекло, обычно, бьется. А тут перед моим изумленным взором прозрачная пластика словно растекается в огне, делается мягкой, пластичной и послушной. На моих глазах рождаются диковинный зверь, нежный цветок, гроздь винограда.
Мощная горелка, два крана: из одного подается газ пропан, из другого - воздух, специальное молибденовое стекло, графитовая трубка, пинцет, напильник. Вот и все, что нужно стеклодуву для работы. Заметим - температура огня должна достигать 1500 градусов по Цельсию! Но при этом стеклодуву не нужно работать в специальных защитных костюмах или очках.
И вдруг я подумал, может быть у меня тоже, что-то получится и решил попробовать больше узнать о стекле, его свойствах.
История возникновения стекла
Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, и на поверхности изделия образовалась стекловидная пленка-глазурь. По другой легенде, первыми познакомившимися со стеклом людьми были купцы, путешествовавшие караваном по Аравийской пустыне. Среди прочих товаров они перевозили соду, и, остановившись на ночлег, обложили мешками с содой огонь, чтобы ветер не задул его. Проснувшись утром, они с удивлением обнаружили, что сода… превратилась в куски стекла. Несмотря на возможную долю вымысла — легенда есть легенда, — с точки зрения ученых, при уникальном стечении обстоятельств что-то подобное вполне могло произойти: песок плавится при температуре 1710 °С, но при добавлении к нему соды температура плавления существенно снижается (до 720 °С). Интересно, что в Месопотамии археологи обнаружили одно из древнейших изделий из стекла — стеклянные бусы, относящиеся примерно к 2450 году до нашей эры, которые благодаря способу изготовления делают эту легенду вполне похожей на правду: бусинки представляли собой обработанные камнем осколки большой стеклянной глыбы.
Согласно научным исследованием, изготавливать стекло первыми научились египтяне и жители Ближнего Востока, жившие примерно в III—IV тысячелетии до нашей эры. Первое стекло варили в горшках на кострах или в печах, подобно тому, как варят обычную похлебку. В сосуд помещали так называемую шихту — порошок из смеси песка, соды или золы, добавляя в качестве примесей мел, доломит, полевой шпат. От качества и способа приготовления шихты сильно зависели качества будущего стекла — прочность, прозрачность, цвет, химическая стойкость. Например, смесь из песка и соды позволяла получить не очень прозрачное мутное стекло, растворимое даже в обычной воде, но уже при добавлении к этому составу глинозема термическая и химическая стойкость, прочность и твердость стекла увеличивалась. Первое стекло, которое научился производить человек, было непрозрачным. Египтяне с его помощью часто имитировали различные камни — малахит, бирюзу. В те времена стекло казалось людям божественным чудом, ведь оно было рождено землей и огнем и обладало уникальными, противоречивыми свойствами: в расплавленном виде было мягким, пластичным и прозрачным, а застывая, становилось твердым и хрупким, с гладкой и блестящей поверхностью… Неудивительно, что в древности стекло часто оценивали выше благородных металлов — золота и серебра, а умение изготавливать его считалось настоящим искусством
На рубеже нашей эры в технологии стеклоделия произошли коренные изменения: появились бесцветные стекла и изделия, получаемые выдуванием. В I веке до нашей эры была изобретена стеклодувная трубка, с помощью которой стало возможным создавать простую посуду. Интересно, что инструмент стеклодела за две тысячи лет не претерпел никаких изменений и не подвергся никаким усовершенствованиям: и сегодня мастера используют длинную железную трубку, на треть покрытую деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженную на одном конце мундштуком, а на другом — грушевидным утолщением для набирания стекла. Мастер нагревает на огне конец выдувальной трубки и окунает его в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Затем трубка быстро вынимается из печи, и стеклодел мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух. Таким способом создавались в древности и по сей день могут изготавливаться практически любые стеклянные изделия и мелкая стеклянная посуда (цветные вазы, чаши, блюда, кубки), и большие зеркальные стекла.
В V-VII веке в Европе стеклоделие достигло наибольшего развития. Центром мирового стеклоделия постепенно становилась Византия, где мастера научились создавать не только прекрасные сосуды, но и смальту — небольшие куски цветного непрозрачного стекла, из которых складывали мозаику.
В начале XIII века в руках венецианских стеклоделов оказались важные тайны ремесла, благодаря бесценным образцам восточного стекла, привезенным из Константинополя. С этого времени стеклянная промышленность Венеции начинает развиваться еще быстрее.
В конце XIII века стеклоплавильные горны были перенесены с территории Венеции за черту города, на маленький остров Мурано. Там и возникло знаменитое «муранское» стекло. Большую популярность изделия мастеров с острова Мурано завоевали очень быстро: уже в XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе, а венецианские дожи даже подносили изделия Мурано — настоящие произведения искусства — в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город.
В XVI столетии муранское стекло приобрело мировую славу, — кстати, сохранившуюся за ним и по сей день. До наших дней дошли произведения итальянских художников того времени, на которых изображена венецианская посуда: сосуды поражают своей невесомостью, чистотой и прозрачностью, и остается только восхищаться художественной изобретательностью муранских стеклоделов. Они создавали сосуды для питья в виде птиц, китов, тритонов и львов, колоколен и бочек, даже галер и гондол — маленьких стеклянных корабликов, которые сейчас можно увидеть в западноевропейских музеях. Прозрачное стекло, бесцветное и цветное, украшали розетки, маски, выпуклости в виде капель и пузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми и украшались птичьими и звериными хвостами, лапами, крыльями…
Венецианские мастера изготовляли разнообразнейшие по форме и технике декоративные сосуды и другие художественные стеклянные изделия, расписанные эмалями, покрытые позолотой, украшенные узором из трещинок (кракле) и стеклянными нитями. Одновременно с этим в XVI стекольное производство стало развиваться в Испании, Португалии, Нидерландах, затем во Франции, Англии, Германии, и, к сожалению, в XVII веке мода на нежные венецианские изделия стала уходить, уступая первенство тяжелому граненому стеклу Богемии и Силезии.
В 1612 году во Флоренции был издан первый научный труд по стеклоделию. Автором его был монах Лито шо Нери. Книга повествовала о различных технологиях получения стекла и надолго сделалась руководством по этому ремеслу.
В начале XVII века во Франции стал применяться новый способ создания стеклянных изделий — отливка зеркального стекла на медных плитах с последующей прокаткой. Примерно в это же время был открыт метод обработки стекла травлением (с использованием смеси плавикового шпата и серной кислоты); стало развиваться производство оконного и оптического стекла.
А для знаменитого стекла из Мурано тем временем наступили трагические дни: на рубеже XVII и XVIII веков, через несколько лет после оккупации острова французскими революционными войсками, все стеклодельные цеха на острове были уничтожены. Возрождаться венецианская стеклянная промышленность стала только в середине XIX века, когда некий адвокат Антонио Сальвиати при финансовой поддержке двух англичан, больших поклонников венецианской старины, вновь основал завод в Мурано. Возобновилось производство великолепных стеклянных изделий в подражание великим образцам прошлого, и с тех пор во всем мире сохраняется неослабевающий интерес к венецианскому стеклу: вещи с авторским клеймом Мурано не только не выходят из моды, но и с каждым годом ценятся все выше, особенно среди знатоков, регулярно посещающих представительные европейские аукционы.
И на Руси стеклоделие находилось на большой высоте, начиная с древности. Однако первый стеклянный завод в России был устроен только в 1635 году, около Москвы, шведом Елисеем Кохтом. Этот год и считается датой основания российского стеклоделия. По окончании выданной Кохту пятнадцатилетней привилегии около Москвы появилось еще несколько стеклянных заводов других предпринимателей, но, ввиду отсутствия надлежащей поддержки и поощрения, все эти начинания не имели особенного успеха, и дальнейшего развития в России стеклоделия тогда не последовало. Оживление этого дела наступило лишь в начале XVIII столетия, когда царем Петром Великим были введены различные поощрительные меры, а русские впервые стали посылаться за границу для обучения стеклоделию. Кроме того, тогда же Петром Великим были устроены два казенных стеклянных завода около Москвы и в Ямбургском уезде Санкт-Петербургской губернии и выписаны для них немецкие мастера. С этого времени, и особенно со второй половины XVIII столетия, развитие стеклоделия в России приняло постоянный характер.
Ученый С. М. Темерин в своей книге «Русское прикладное искусство» рассказывает, что золоченые стеклянные сосуды, изготовлявшиеся на Духанинском заводе под Москвой, по свидетельству иностранцев, посещавших Россию, даже превосходили своей красотой европейские изделия. Большой вклад в науку о стекле внес и гениальный русский ученый М. В. Ломоносов, который возродил забытое искусство мозаики, занимался вопросами производства цветного стекла, бисера, стекляруса и мозаичных смальт.
В XVIII веке в России получили распространение расписные изделия из молочно-белого или опалового стекла. На них эмалью наносились различные мотивы, в большинстве случаев — цветочные, но встречалась и сюжетная роспись. А на рубеже XVIII-XIX веков стали пользоваться популярностью и изделия из свинцового хрусталя с алмазной гранью, которые выпускал Петербургский стекольный завод. Это была не только изумительная хрустальная посуда, но и вазы, различные светильники.
В 1902 году Эмиль Фурко разработал метод машинной вытяжки стекла. Стекло вытягивалось из стекловаренной печи в виде непрерывной ленты через прокатные валки, поступало в шахту охлаждения, где разрезалось на отдельные листы. В 1959 году фирма «Пилкингтон» разработала иной метод изготовления стекла, так называемый флоат-метод. При этом процессе стекло поступает из печи плавления в горизонтальной плоскости, в виде плоской ленты, через ванну с расплавленным оловом на дальнейшее охлаждение и отжиг.
Этот метод обладал рядом преимуществ. Стекло не имело оптических дефектов, обладало стабильной толщиной и поверхностью высокого качества, не требующей дальнейшей полировки. Кроме того, этот метод позволил придавать стеклу некоторые необходимые свойства на стадии его производства.
В XXI веке изготовление стеклянных предметов — от посуды до зеркал — осуществляется все теми же тремя основными способами: выдуванием, литьем и прессованием. Наибольшее развитие высокое ремесло стеклоделов получило в предметном дизайне: ведь пластические, цветовые, технологические и фактурные возможности стекла поистине безграничны и позволяют с блеском реализовать самую смелую авторскую идею. А старинные мотивы служат источником вдохновения для многих ведущих мебельных и дизайнерских фирм мира. Сегодня стекло выступает не только в привычном для него амплуа (светильники, люстры, многочисленные аксессуары), но и в весьма необычной роли: из него изготавливают дверные и оконные ручки, наконечники карнизов, выключатели и другие детали интерьера.
Состав стекла
В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого песка, в которых общее количество загрязнений не превышает 2—3 %. Особенно нежелательно присутствие железа, которое даже в ничтожных количествах (десятые доли %) окрашивает стекло в зеленоватый цвет. Если к песку добавить соду, то удается сварить стекло при более низкой температуре (на 200—300°С). Такой расплав будет иметь менее вязкий (пузырьки легче удаляются при варке, а изделия легче формуются). Но! Такое стекло растворимо в воде, а изделия из него подвергаются разрушению под влиянием атмосферных воздействий. Для придания стеклу нерастворимости в воде в него вводят третий компонент — известь, известняк, мел. Стекло, исходными компонентами шихты которого является кварцевый песок, сода и известь, называют натрий-кальциевым. Оно составляет около 90 % получаемого в мире стекла. Свойства стекла определяются прежде всего, составом входящих в него оксидов. Главными стеклообразующими оксидами являются оксиды кремния, фосфора и бора, в соответствии с чем стекла называют силикатными, фосфатными или боратными. Подавляющее большинство промышленных стекол является силикатными. Фосфатные стекольные расплавы применяют в основном для производства оптических, электровакуумных стекол, боратные – для специальных видов стекол (рентгенопрозрачных, реакторных и др.). Смешанные боросиликатные стекла применяют для изготовления оптических и термически устойчивых стеклоизделий.
Процесс производства изделий из стекла
Практическая работа. Стеклодувный способ — один из древнейших видов художественного стеклоделия.
Он заключается в изготовлении декоративных изделий из художественного стекла. При помощи газовой горелки. Разновидности этого способа — выдувание и лепка из сплошного стекла. Стеклодув — это специалист, умеющий обрабатывать разогретую массу стекла. Чтобы стать хорошим стеклодувом, надо обучаться в течение шести месяцев.
Удерживая на конце стеклодувной трубки необходимое количество расплавленного материала он успевает, до момента его застывания, создать изделие нужной формы. При вращении трубки стекло доводится до такой консистенции, при которой возможно его сглаживание и выравнивание. Затем, мастер нагнетает в стеклянную массу воздух, добиваясь получения ровного пузыря с желаемой толщиной стенок. Из этого пузыря и формируется нужное изделие — ваза, бутылка, колба, стеклянная игрушка. Стеклодувы работают за столом, обычно в отдельной комнате. Горелку устанавливают посередине стола. К горелке присоединяют гибкие шланги с газом, и кислородом. Слева от мастера располагают деревянные стеллажи и подставки для полуфабрикатов и готовых изделий, справа раскладывают инструменты. С помощью шарнира горелку устанавливают в различных положениях и крепят к столу. Заготовками для стеклодувных работ служат цветные и бесцветные стеклянные штапики и трубки или тонкостенные цилиндрические колбы большого диаметра. (Приложение I рис. 1) Бесцветные штапики и трубки изготовляют способом вытягивания на автоматических машинах. Цветные заготовки вырабатывают вручную. Для хранения заготовок неподалеку от рабочих мест устраивают стеллажи с вертикальными отсеками. Для стеклодувных работ применяют различные инструменты: -пинцеты, развертки, держатели. (Приложение I рис. 2) Острыми стальными пинцетами оттягивают размягченное стекло, прокалывают отверстия и формуют мелкие детали. Для сплющивания стекла необходимы широкие стальные пинцеты с накладками из цветных металлов (медь, латунь), а иногда из графита. Для резки трубок служит нож с победитовой пластинкой, оставляющей на стекле царапину, после чего заготовки легко отламываются руками. Горячее стекло отрезают обычными ножницами. Развертки (треугольные медные лопаточки на деревянных рукоятках или деревянные короткие цилиндры с заостренными коническими концами) служат для разворачивания воронок и подставок сосудов, а также для выравнивания полостей и краев изделий изнутри. Держатели напоминают хватки, они нужны при изготовлении крупных изделий. К основным приемам лепки и выдувания стекла на горелках относятся: накопление стекла в виде шарика на конце стеклянной палочки. (Приложение I рис. 3) Заготовку из стеклянной трубки получают в такой последовательности: берут в руки стеклянную трубку и, нагрев ее в пламени горелки до размягчения, слегка сдавливают место нагрева с двух сторон, затем трубку растягивают за концы до тех пор, пока она не оборвется в месте нагрева; нагревая концы, получают заготовку с капиллярно оттянутыми концами.
При запаивании полых заготовок, сгибании их, раздувании в шар и т. п. контролируют форму изделия. (Приложение I рис. 4)
Если изделия имеют сложную конфигурацию при значительной толщине, после изготовления их отжигают. Отжиг необходим и при изготовлении тонкостенных изделий с приставными деталями сложной конфигурации, чтобы в местах приваривания деталей стекло не растрескалось. Крупногабаритные технические детали и художественные изделия обрабатывают на стеклодувных станках, напоминающих токарные. Стеклодувное производство связано с использованием открытого пламени. Во избежание взрыва газа горелки зажигают после проветривания помещения и при работающих приточно-вытяжных вентиляционных устройствах.
Заключение
Среди личных качеств, присущих хорошему стеклодуву, надо отметить терпение и выдержку. Работать стеклодувом может далеко не каждый. Для этого надо иметь особый дар — чутье расплавленного стекла. Вообще, ценится работа, приобретенная непосредственно у мастера. Считается, что она хранит в себе ту энергетику, которую он передал. Стеклодувы — одна из тех специальностей, которые, придя к нам из глубины веков, не только не утратила своей актуальности, но, приобретя новые качества и свойства, остается по-прежнему востребованной.
Конечно, мне надолго запомнится мастер-класс, который провела мне моя тётя - Елисеева Любовь Александровна – стеклодув – художник. Это очень трудоемкая и тяжелая работа, но в то же время необычайно увлекательная. Даже в создание простенького шарика или фигурки нужно вложить много сил. Но взамен я получил возможность создать маленькое чудо собственными руками!
Список использованной литературы:
1. Газета «Краснодарские известия» от 14 мая 2009г.
2. Газета «Краснодарские известия» от 26 июня 2008г.
3. Качалов Н. Стекло. Издательство АН СССР. Москва. 1959.
4. Журнал « В мире интересного» Номер журнала НиТ: №9(64), 2011 г.
Автор: Беспалова Н.Ю.
5. http://www.modernlib.ru/books/korshever_natalya/raboti_po_derevu
_i_steklu/read/
6. http://www.zavodstekla.ru/zastekpod.htm
7. http://hsteclo.narod.ru/process.html
Приложение I.
Рисунок 1. Цветные и бесцветные стеклянные штапики и трубки.
Рисунок 2. Инструменты.
Рисунок 3. Накопление стекла в виде шарика.
Рисунок 4. Лепка.
Петушок из русских сказок
Карты планет и спутников Солнечной системы
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Рисуем ананас акварелью
Простые летающие модели из бумаги