Основное содержание проекта составляет знакомство с художественными промыслами народной дымковской глиняной игрушки и ее образно - эстетическим богатством через практическое освоение обучающимися технологии ее изготовления и росписи. Данный проект способствует сохранению и возрождению традициий народных промыслов.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.45 КБ |
Департамент образования и науки Администрации города Сургута
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
имени Сибирцева А.Н.
Творческий проект
«Лепка и роспись дымковской игрушки»
Предметная область: Технология
Выполнила:
ученица 4 «Б» класса
Пахомова Арина
Научный руководитель:
Учитель технологии
Михайлова С.Н.
Рецензент: Тетерина А. М.
Сургут
2014г.
Содержание:
Обоснование возникшей проблемы потребности………………………………………………3
Цель и задачи проекта…………………………………...3
Анализ предстоящей деятельности……………………………………………...4
Дизайн спецификация…………………………………………….4
Сбор информации. Выявление истории, традиций………………………………………………..5-7
Организация рабочего места………………………………………………………7
Правила безопасной работы с пастой для моделирования……………………...……………………7
Анализ достигнутых результатов……………………………………………….8
Список литературы……………………………………………….9
Приложение №1
Банк идей. Выбор изделия
1. Обоснование возникшей проблемы потребности
Я, Пахомова Арина, учусь в 4Б классе. С раннего детства мне очень нравилось рисовать, поэтому с 4 лет я стала ходить в «Центр детского творчества», где занималась ИЗО и лепкой. Все началось с того, что в 6 лет я впервые познакомилась с дымковской игрушкой, тогда мы лепили жар птицу. Эта работа мне очень понравилась. Немного позже мне захотелось узнать больше об этих игрушках, слепить еще другие фигурки. Но для этого нужно было больше узнать о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, уметь создавать узоры по собственному замыслу, познакомиться с историей возникновения этих игрушек. А когда Светлана Николаевна предложила мне поучаствовать в создании творческого проекта, то я не задумываясь согласилась. Над выбором темы я тоже долго не думала, решила продолжить изучение дымковской глиняной игрушки, а для примера взять барыню. Для этого поставила перед собой цель: слепить и расписать дымковскую барыню.
2. Цель и задачи проекта
Цель:
Слепить и расписать дымковскую игрушку.
Задачи:
1) Изучить историю, технику росписи дымковской игрушки;
2) Расписать игрушку.
3. Анализ предстоящей деятельности
4. Дизайн спецификация
Наименование изделия | Игрушка «Барышня» |
Функциональное назначение | Украшение интерьера |
Для кого | Для личного использования |
Форма, внешний вид | Эстетичность, изящество |
Размеры | Компактные |
Требования к материалам | Паста для моделирования |
Объем производства | Единичный экземпляр |
Способ производства | Ручной труд |
Пределы себестоимости | Низкая себестоимость |
Требования безопасности изготовления | Знание и соблюдение правил безопасной работы с пастой для моделирования, стекой |
5. Сбор информации. Выявление истории, традиций
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что – то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично,
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах.
Синейте охра с суриком
По всей земле в домах.
В. Фафанов
Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками.
В 15 веке царь Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрово описывал местный народный праздник – «Свистопляску» между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжались в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
Для производства Дымковских игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами.
Особенности лепки персонажей дымковской игрушки.
Пластической основой для всех женских фигурок является ступка-колокол — устойчивое основание и в то же время пышная юбка. Эту часть фигурки получают либо спирально-кольцевым методом, либо сворачиванием пласта, либо обминанием комка глины вокруг указательного пальца. Ступка достаточно приземиста и широка в основании, высота ее чуть больше половины общей высоты фигурки барышни. К ступке прикрепляют торс, а к нему — шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие лепные детали одежды и головного убора, характерные для данной композиции. Вместе с головкой лепятся пупырышек — бугорок носа, едва выступающий на довольно плоском лице, но придающий всем дымковским игрушкам характерную особенность.
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, переднике.
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету).
Чем отличается она от других игрушек?
Верно, это, прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере.
Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.
Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Игрушечный народец отличается веселым нравом. Расфуфыренные барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.
7. Организация рабочего места
Для работы мне понадобилась паста для моделирования, дощечка, стакан с водой, салфетка. Для росписи: кисточка и гуашевые краски.
8. Правила безопасной работы с пастой для моделирования
1. Необходимо правильно организовать рабочее место;
2. Работать на дощечке;
3. Стеку и руки необходимо периодически смачивать водой;
4. После работы вытереть инструменты и доску влажной тряпочкой, а потом сухой;
5. Убрать рабочее место;
6. Вымыть руки с мылом.
9. Анализ достигнутых результатов
Самооценка предполагает строгий самокритичный контроль своей работы. При определении конкретной задачи я поставила перед собой цель. Теперь я должна выяснить, все ли я выполнила, и сделать вывод.
Выбрать тему для моей работы мне помогла любовь к рисованию и лепке, а также желание как можно больше узнать о дымковской игрушке.
Материал по лепке и росписи дымковской барышни мне помогла собрать моя учительница технологии, Светлана Николаевна. Всю работу я выполняла под ее строгим контролем. Считаю, что в целом работа выполнена хорошо.
Изучив историю создания, технику росписи дымковской игрушки могу сделать вывод, что я достигла поставленной цели и смогла слепить и расписать дымковскую барышню.
12. Список литературы
1. Богуславская И. «Русская глиняная игрушка». Л.: Искусство, 1975г.
2. Горячева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития» , 1998г.
3. Каменева Е. «Волшебная глина». М.: Малыш, 1983г.
Приложение №1
Банк идей. Выбор изделия
Изделие, критерии | Дымковская | Тверская | Филимоновская | Каргопольская |
Эстетичность | 5 | 5 | 5 | 5 |
Простота выполнения | 4 | 5 | 3 | 4 |
Оригинальность | 5 | 5 | 3 | 4 |
Дальнейшее применение | 5 | 5 | 5 | 5 |
Экономичность | 4 | 5 | 5 | 5 |
Вывод: Наибольшее количество баллов набрала «тверская игрушка»
Чья проталина?
Золотой циркуль
Свадьба в Малиновке
Ворона
Солнечная система. Взгляд со стороны