• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Иследовательская работа "Куклы - обереги".

Опубликовано Двойненко Елена Владимировна вкл 18.02.2015 - 19:25
Двойненко Елена Владимировна
Автор: 
Выполнила: Кудинова Ирина ученица 4- а класса. Руководитель: Двойненко Елена Владимировна

 

Цель исследования:

Ознакомление и изготовление кукол-оберегов.

Задачи:

  • познакомиться с историей возникновения кукол-оберегов;
  • собрать информацию о куклах-оберегах разных народов;
  • показать другим, как можно создать такую куклу.

В работе над проектом использовали следующие исследовательские методы:

  • знакомство со специальной литературой, русскими народными сказками и информацией в сети Интернет по данной теме;
  • социологический опрос и анализ результатов;
  • беседа с мастером-кукольником;
  • мастер-класс по изготовлению куклы-оберега.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская работа Куклы-обереги.42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма

«Куклы- обереги»

Выполнила: Кудинова Ирина Алексеевна

ученица 4- а класса, МОУ СОШ № 9.

Руководитель: Двойненко Елена Владимировна

учитель начальных классов

Надым - 2013

Содержание.

Введение                                                                                                                               3

1. Что такое кукла?                                                                                                              4

2. Анкетирование                                                                                                                 4

3.  Виды тряпичных кукол.                                                                                                 5

4. Куклы-обереги разных народов и магия кукол-оберегов                                            6

5. Авторская кукла                                                                                                               7

Заключение                                                                                                                           8

Литература и другие источники                                                                                         9

Введение

Фея знала своё дело, и, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело, совершая чудеса,
Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
И в её руках послушно обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.
А потом свои трофеи раздавала людям фея.
Потому что это средство, чтобы вечно помнить детство.
Лариса Рубальская

( СЛАЙД 1) Традиция украшать жилище оберегами — разукрашенными венками, гирляндами, ложками и т. д., как известно, восходит к древним славянским народам. Люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого нужно задабривать, что тряпичная кукла заберет все болезни. Эта славная традиция жива до сих пор, и стала одной из главных тем народных промыслов.

Я решила изучить эту тему и выяснить, что значит слово кукла, когда и в связи, с чем она появилась, каково её назначение; какие куклы-обереги существовали у разных народов, какие традиционные куклы были у русского народа, какие особенности у северных Берегинь (кукол моей малой Родины – Ямала). Было интересно самой сделать такую куклу (тем более, что моя мама – кукольных дел мастер и может со мной поделиться своими умениями). Поэтому предметом моего исследования стали  куклы-обереги.

(СЛАЙД 2) Цель исследования:

Ознакомление и изготовление кукол-оберегов.

Задачи:

  • познакомиться с историей возникновения кукол-оберегов;
  • собрать информацию о куклах-оберегах разных народов;
  • показать другим, как можно создать такую куклу.

В работе над проектом использовали следующие исследовательские методы:

  • знакомство со специальной литературой, русскими народными сказками и информацией в сети Интернет по данной теме;
  • социологический опрос и анализ результатов;
  • беседа с мастером-кукольником;
  • мастер-класс по изготовлению куклы-оберега.
  1. Что такое кукла?

Проводя свое исследование, я обратилась к энциклопедическим источникам, чтобы ответить на вопрос: «Что такая кукла?» В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.  По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

Работая над проектом, я выяснила, что кукла применялась для спасения человека от болезней и всяческих бед, ее называли - берегиня или оберег. Такую куклу мать дарила дочери на свадьбу. Это подтверждение мы находим в русской - народной сказке «Василиса-Прекрасная».

Послушайте отрывок из сказки «Василиса - Прекрасная» (СЛАЙД 3):

В некотором царстве жил- был купец.

Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную.

Когда мать скончалась, девочке было восемь лет.

Умирая, купчиха позвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе, какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь и оберегали хозяев от напастей. Делали кукол не только из тряпок, но и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Мне очень захотелось самой создать такую куклу-оберег. Тем более, что передо мной был пример моей мамы – мастерицы по изготовлению кукол.

  1. Анкетирование.

Важным в своей работе считаю то, что я захотела не только сама научиться делать такую игрушку, но и научить других. Для начала я решила узнать у одноклассников, что они знают о «кукле-обереге» (СЛАЙД 4-5). Для этого мы определили несколько вопросов, на которые предстояло ответить. Разработали анкету, в которую включили пять вопросов:

1.Играете ли Вы в куклы?

2.Вы знаете, что такое кукла?

3.Знаете ли Вы для чего существует кукла-оберег или Берегиня?

4.Почему у куклы-оберега нет лица?

5.Перечислите, если знаете виды кукол оберегов.

В нашем анкетировании приняли участие девочки и мальчики из четвертых классов нашей школы, всего 69 человек.

Результаты анкетирования представлены в таблицах и в виде диаграмм.

На 3 и 4 вопрос большинство анкетируемых затруднились дать ответ. На 4 вопрос 7 из 69 человек связали свой ответ с негативом от кукол. На 5 вопрос только 7 человек смогли перечислить виды кукол-оберегов.

  1. Виды тряпичных кукол.

Меня приятно порадовало, что большая часть анкетируемых заинтересовались «куклами-оберегами», значит, я должна узнать историю появления такой куклы, ее виды у разных народов, технологию её изготовления,  самой научиться изготавливать такую куклу и научить этому ребят из нашего класса.

(СЛАЙД 6) Кукла - одна из самых древних игрушек. Первые куклы появились в Египте. У них были подвижные суставы, настоящие волосы, руки и ноги. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире. Греческие дети играли троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. В основном это были тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе.

(СЛАЙД 7) Все куклы делились на три большие группы: обереговые, игровые, обрядовые.

(СЛАЙД 8) Однако, все куклы были безликими. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

(СЛАЙД 9) Знакомство с куколкой начиналось от самого рождения ребёнка. За две недели до рождения ребенка мама мастерила обережную куколку для колыбели и семь маленьких куколок от сглаза для малыша. Вырастет ребенок и играет в первую свою куколку-оберег. А куколка за ним присматривает. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передается характер куклы. Кукла многолика, она может смеяться и плакать.

  1. Куклы-обереги разных народов и магия кукол-оберегов.

(СЛАЙД 10) Перед Вами кукла-оберег северных народов. В некоторых северных губерний на куклах традиционный сарафан и твердый кокошник, украшали жемчугом. (СЛАЙД 11) А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Традиционная ненецкая кукла нухуко, к примеру, делалась из утиного клюва, который заменял ей голову, удмурты кукол делали и из полешек, оборачивая их куском ткани. А марийцы свои игрушки тщательно пеленали в холсты. Очень интересными были куклы обских угров. Основа этих кукол – пучок стрел, на который надевали рубаху и вокруг обертывали куски ткани.

(СЛАЙД 12) Тряпичные несшитые куклы-закрутки – самый распространенный тип детских кукол-самоделок. Они просты в изготовлении: их мастерили из тряпок, свернутых в тугую трубку-валик, руки и ноги отсутствовали. Устойчивость куклы достигалась за счет тугой основы. Голова выделялась от основы с помощью нити, перетягивающей валик на месте шеи, или вообще специально не оформлялась. Черты лица также не обозначались.

Каждая куколка была наделена  магией.  (СЛАЙД 13.)

Десятиручка помогает своему обладателю справляться с большим количеством любой работы. Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек спорились дела.

Зерновушка – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.

Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной - полевой аромат.

Кукол - Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку. Таким куклам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.

День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая), подвешивались к потолку. Они оберегали семейную жизнь и внутренний мир своих обладателей.

  1. Авторскими куклы. (СЛАЙД 14)

Авторские куклы - это куклы ручной работы, существующие, как правило, в единственном экземпляре. Эти уникальные куклы делаются полностью вручную и предназначены для коллекционирования. Я много беседовала со своей мамой, мастером-кукольником и попросила ответить на вопросы:

1. Как Вы стали мастером-кукольником?

2. Сколько игрушек в вашей коллекции?

Я попросила свою маму показать мне, как изготавливается кукла-оберег.

Моя мама стала шить куклы сравнительно недавно, так как давно мечтала научиться такому ремеслу. У моей мамы больше 20 кукол в коллекции. И она продолжает работать над новыми экземплярами. Для меня мама провела мастер-класс и научила секретам своего мастерства.

Вот такая матушка-хозяюшка Берегиня у меня получилась! И теперь у Вас будет. Храните ее берегите! Она же в свою очередь будет оберегать Вас. Для того чтобы ваша куколка стала настоящей защитницей, придумайте ей имя, но такое, которого нет ни у кого из ваших родных и подруг. В противном случае барышня перетянет на себя проблемы человека, в честь которого вы ее назвали. А потом, соответственно, передаст их вам.

Заключение. (СЛАЙД 16)

Во время исследования я получила удовольствие от работы. Было очень интересно разобраться в названиях и назначениях кукол - оберегов. Я очень рада тому, что научилась делать куклы своими руками. Мне хочется подарить своим родным и друзьям по такой кукле. И узнать  еще больше об этом народной традиции, а главное самой научиться делать красивые игрушки.

Вывод. Заканчивая работу, мне бы хотелось сказать о том, что я  много узнала, научилась сама и научила пока небольшую группу детей изготавливать самостоятельно куклу-оберег. Приходите, я вас тоже научу.

Список использованной литературы:

  1. Тряпичные куклы. Автор Т.М.Ткачук, М.:АСТ:Полиграфиздат,2011
  2. Оригинальные куклы своими руками А.Зайцева. –М:Эксмо,2010
  3. Делаем куклы/Пер. с ит.-М.:Издательство «Ниола-Пресс»,2012
  4. http://www.gnozis.info/?q=book/export/html/4129
  5. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html
  6. http://www.tvoyhram.ru/master_znaki/Z05/05.sl_oberegi/Z05o.004.html
  7. http://www.gnozis.info/?q=book/export/html/4124


Поделиться:

Щелкунчик

Юрий Алексеевич Гагарин

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"