Данный коспект мастер-класса может быть использован для проведения как педагогами, так и обучающимися (в формате "ученик-ученику"). Материал содержит краткую историю появления брелоков, схемы изготовления узлов, описание поэтапного выполнения простейшего брелока с пико "Стрекоза".
Вложение | Размер |
---|---|
Подробный конспект детского мастер-класса по макраме. | 251 КБ |
Управление образования администрации Выксунского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского технического творчества
Проект мастер - класса по макраме « Живой уголок»
«Изготовление брелока «Стрекоза»
Составил:
Ульянова Мария Васильевна
15 лет
Руководитель:
Шаронова Ольга Алексеевна,
педагог дополнительного образования
второй квалификационной категории
г. Выкса
2011
Цель: Познакомить с древним видом творчества - макраме на примере изготовления брелка «Стрекоза».
Задачи:
Учебно-материальное оснащение:
План занятия и ресурс времени:
Предварительная подготовка для проводящего мастер-класс
1) Изготовить большой цветок из пенопласта
2) Изготовить несколько брелков-стрекоз
3) Изготовить образцы узлов и образец самого брелка из бельевого шнура.
4) Изготовить раздаточный материал (схемы отдельных узлов и всего изделия)
5) Нарезать нити
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша. Сегодня я научу вас как из пары нитей, 2х бусин и колечка можно сделать симпатичный брелок. Но сначала давайте познакомимся. Для этого возьмите листочки, лежащие на краю столов, и согните их втрое вот так (показываю как). Теперь разверните лист. Вы видите, что он разделён линиями сгибов на три части. На средней вам нужно красиво написать своё имя и нарисовать небольшой автопортрет (Я рисую и дети тоже). Теперь снова согните лист по линиям, у вас должна получится как бы «пирамидка» её можно поставить на край стола. (Я показываю детям как нужно сгибать, они повторяют. Ставлю, смотрю, что вышло у детей.)
-Молодцы! А теперь мы приступим к изготовлению брелка в виде маленького насекомого. Сейчас я загадаю загадку, а отгадкой как раз и будет то, что мы сегодня сплетём. Загадываю загадку:
«Вертолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза-
Это чудо …
(дети хором отвечают: стрекоза)
-Правильно, это стрекоза. Вот такой брелок в технике макраме мы сегодня будем делать (показываю образец готового изделия). Ребята может быть, кто-то из вас знает, что такое макраме? (ответ детей) Сейчас я вам немного об этом расскажу.
Изучение нового материала.
Историческая справка
-Макраме-это один из многочисленных видов декоративно-прикладного искусства, основой которого является плетение (завязывание узлов) В переводе с арабского «миграмах»- тесьма, кружево, а с турецкого «макрама»-шарф , салфетка с бахромой. В разные времена искусство плетения называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома, мексиканское кружево, шнурок Макнамары, плетево, узорочье. Только в 19 веке этот вид рукоделия стали называть макраме. В любом случае – это изделия из узелков. Появились они очень давно ещё в каменном веке, как только первобытный человек научился прясть из волокон растений и шерсти животных веревки, и у него возникла необходимость завязывать узлы, например, что бы привязать к палке заточенный камень или сделать набедренную повязку, да и многое другое. Древнейшее искусство плетения было необходимо во многих видах деятельности человека. Но изобретателями самых практичных и хитроумных узлов считают моряков. Крепление снастей и парусов на кораблях с помощью верёвок, канатов, тросов и т.п. требовало изобретения крепких и прочных узлов. Кроме того, в длительных плаваньях моряки плели из остатков нитей незамысловатые вещицы, которые потом дарили. Так это искусство распространилось по всему миру. (Одновременно раздать образцы нитей на картонках, подушки и нарезанные нити с бусинами)
-Ребята, а может быть, кто-то из вас знает, откуда к нам пришли брелки? (ответ детей) Брелки пришли к нам из Японии. Традиционное японское кимоно не имело карманов. И если женщины могли еще что-то положить в застроченную часть мешкообразного рукава, то мужчины были лишены этого удобства — у мужской одежды рукава прямые. Поэтому японцы позаимствовали из Китая обычай носить мелкие вещи на поясе. Необходимый предмет привязывали к шнурку, а другой конец шнурка затыкали за пояс и, чтобы он не выскальзывал, прикрепляли к нему брелок нэцкэ. Впервые нэцкэ упоминаются в японской энциклопедии "Киммо дзуи", вышедшей в свет в 1690 г. Эти нэцкэ по форме были похожи на круглую лепешечку рисового печенья. Как правило, их изготавливали из дерева. Чуть позже, в XVII в., появились нэцкэ, выполненные в виде лакированных коробочек. В XVIII в. возник интерес к искусству китайской резьбы, оказавший большое влияние на материал и тематику нэцкэ. Широко стала использоваться слоновая кость — материал новый для японских мастеров, брелоки приобрели характер миниатюрной пластики. Размер нэцкэ обусловлен чисто практическими соображениями. Слишком мелкие не держались за поясом, а большие были неудобны в обиходе. Так что размеры от 2,5 до 15 сантиметров подсказала сама жизнь. Также для удобства ношения у трехмерных фигурок одну сторону делали плоской. С задней стороны брелоки имели сквозное отверстие для шнура или же для его продержки использовались детали самой фигурки. Настоящим расцветом нэцкэ можно считать начало XIX в. Нэцкэ стали изготовлять по индивидуальным заказам. Сложнее и изощреннее стала композиция мини-пластики. Кроме религиозных и мифических сюжетов появились изображения по мотивам городского быта: фигурки ремесленников, бродячих актеров, женщин, занятых домашней работой. Маленькие нэцкэ покрывали замысловатой резьбой. Например, есть образцы, на которых вырезана карта Японии или названия всех 53 станций по дороге из Токио в Киото, и все это помещается на диске, имеющем 2,5–3 сантиметра в диаметре. Мастера осваивают новые материалы — металл, керамику — и изготовляют брелоки двойного назначения: в виде миниатюрных ножичков, пепельниц, принадлежностей для чайной церемонии и даже часов.
- А скажите мне, для чего брелки используют сейчас? ( Ответ детей.) Правильно, сейчас брелки чаще всего используют для того чтобы не потерять ключи или в качестве сувенира. Также делают брелки, выполняющие функции фонариков, открывашек, отвёрток и т. п.
Знакомство с узлами и материалами
-Точное количество узлов в макраме никому неизвестно, ведь их очень много. Сегодня нам понадобятся три: простой узел, двойной плоский (ДПУ) и горизонт (гусеница). Для плетения макраме можно использовать самые различные материалы: шпагат, сутаж, пропитанный и бельевой шнуры, различные верёвки, пластиковые трубочки и т.п. Кроме того, применяется масса различных видов фурнитуры: бусины, бисер, пуговицы, кольца, пряжки, замки, крючки и многое другое.
-Сегодня нам понадобятся: кольцо для брелка, пропитанный шнур белого цвета и бусины зелёного цвета. Так же для удобства плетения, макрамисты используют подушки из пенопласта или иных материалов. Они нужны для того, что бы закрепить изделие во время работы. Ещё иногда применяют патронки. Это полоски разной ширины и длинны, выполненные из различных материалов: сложенной в несколько раз бумаги, картона, пластика, дерева или метала. Об их назначении я расскажу чуть позже.
Краткий инструктаж по технике безопасности
-Прежде чем приступить к работе я должна вам напомнить, что обращаться с ножницами и иголками, чтобы избежать травм, нужно очень и очень осторожно.
- Может быть, вы мне расскажите, как нужно обращаться с ножницами, чтобы не травмировать соседа и не поранить себя? (Ответ детей) -Ножницы во время работы класть справа кольцами к себе, чтобы не поранить себя их острыми концами. Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты. Нужно следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут вас и вашего соседа. Передавать ножницы можно только кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями. Размахивать ножницами категорически запрещено, можно поранить соседа или себя. Во время работы нельзя держать ножницы концами вверх. Резать на ходу нельзя.
- А как нужно безопасно обращаться с иглами, булавками? (Ответ детей)
-Передавать булавки можно только тупым концом. Терять булавки нельзя, кто-то может случайно наколоться на них. Перед началом и окончанием необходимо проверять количество булавок. Во время работы нельзя вкалывать булавки в одежду, стол или другие предметы не предназначенные для этого. Сломанную булавку необходимо отдать педагогу. Нельзя брать в рот булавки, бусины и т. п. это может быть опасно. Нить нельзя перекусывать и отрывать руками.
Изучение узлов
-А сейчас мы изучим нужные нам узлы.
-Для начала нам нужно приготовить нити. Возьмите две нити из бельевого шнура (они более толстые), сложите их вдвое, и пониже петли завяжите простой узел. Для этого одной рукой придерживайте петлю, а второй рукой всеми нитями завяжите общий узел. На схемах этот узел обозначен кружком. Теперь положите подушку перед собой и, вооружившись иглой, приколите петлю (иглу втыкайте в узел) Перед вами четыре конца. Два крайних слева и справа будут рабочими, а те, что в середине - основками, они должны всегда быть туго натянуты, поэтому их тоже нужно приколоть иголками. ДПУ состоит из двух плоских узлов левого (ЛПУ) и правого (ППУ) (показать схемы и образцы узлов). Итак, возьмём одну из рабочих нитей и положим её поперёк основок, перпендикулярно к ним (показываю как надо, дети повторяют). (Если взята левая рабочая нить-то и узел будет левый плоский, а если правая, то и узел правый плоский, но это не имеет особого значения в данном случае). С одной стороны у нас получилось «окошечко». Кончик другой нити нужно протянуть под перекрестьем основ и первой рабочей нити, после чего вывести в «окошечко» (показываю как надо и слежу, чтобы все делали правильно). Теперь свободные концы нитей нужно потуже затянуть обеими руками. Второй узел делаем в зеркальном отражении. (Схема1)(Прохожу и смотрю, слежу за правильностью исполнения Показываю детям способ плетения, если они затрудняются). Вот у нас получился ДПУ, на схеме изделия он обозначается овалом (Схема 2). Молодцы, ребята! Теперь сделайте ещё несколько узлов для закрепления последовательности действий и отработки навыка натяжения нитей, (дети делают, я прохожу, помогаю и подсказываю).
-Для того чтобы сделать крылья нашим стрекозам, нам надо будет использовать приём пико. (Показываю детям схемы и образцы). Суть этого приёма заключается в следующем: прежде чем сделать очередной ДПУ, нужно проложить патронку между основками и рабочими, после чего можно затягивать свободные концы. Затем патронку надо вынуть и подтянуть узел вверх по основке (показываю детям приём, слежу за правильностью, поправляю). Вот, все справились! Теперь повторите этот приём ещё пару раз. Отлично, теперь можно приступать к изучению заключительного узла-горизонта, или гусеницы (показываю образцы и схему узла (Схема3)). Делается горизонт достаточно легко: самая длинная нить становится рабочей, а остальные три основой. Из рабочей нити формируем петельку поверх основок и рабочим концом огибаем основу, вытягивая кончик нити через петельку наверх. На схемах изделия он обозначен зигзагом.
Работа над брелком
-Ребята, сейчас я проверю, внимательно ли вы меня слушали. Я задам вам вопросы, кто знает ответ, поднимайте руку.
-Какие узлы мы изучили и как они обозначаются на схемах? ( Ребята поднимают руки, один из них встаёт и отвечает: простой узел, на схеме он обозначен кружочком, двойной плоский, его на схеме обозначают овалом, горизонт (гусеница), он обозначается зигзагом).
-Как и где, появились брелки, для чего они используются в наше время? (Дети отвечают: брелки произошли от японских нецке, приспособлений для удержания мелких предметов на шнурке, перекинутом через пояс, а сейчас их используют как украшения или для того чтобы не потерять ключи, телефон и т.п.)
-Молодцы, дети! Я вижу, что вы всё запомнили и можете приступать непосредственно к изготовлению самого брелка.
-Итак, возьмите две нити из пропитанного шнура и проденьте их в кольцо. Теперь сложите вместе все четыре конца и завяжите простой узел пониже кольца, что бы будущий брелок мог свободно перемещаться по нему.
-Перед вами лежат четыре конца. Два крайние - рабочие, а как называются две средние? (Ребята отвечают - основки) Правильно, и их концы нужно заколоть булавками, чтобы было удобней. Теперь надо сплести два двойных плоских узла, это будет рот нашей стрекозы (Показываю, ребята делают, я проверяю и помогаю) .Хорошо, теперь мы сделаем глаза нашим стрекозам. Для этого мы проденем зелёные бусины через рабочие нити и проплетём ещё двойной плоский узел для закрепления глаз. (Показываю, ребята делают, я проверяю и помогаю) Прекрасно, теперь можно приступать к изготовлению крыльев нашим стрекозам. Их у стрекоз две пары. Чтобы сделать первую пару, возьмите ту патронку, которая шире и проложите её между рабочими нитями и основками. После этого сплетите двойной плоский узел. (Показываю, ребята делают, я проверяю и помогаю). Теперь выньте патронку и подтяните узел вверх по основам. Вот и получилась первая пара крылышек!
- Как называется этот приём, которым мы сейчас воспользовались? (Пико)
-Вторая пара делается аналогично, но с помощью узкой патронки. Попробуйте самостоятельно сделать, а я подойду и помогу, если у вас не получится (Ребята делают, я проверяю и помогаю). Теперь нужно проплести ещё 5 ? двойных плоских узлов, это тело нашей стрекозы. (Показываю, ребята делают, я проверяю и помогаю). Наша стрекоза почти готова, осталось сплести хвостик из узла горизонт.
-Кто помнит, как его плести? (Один из детей встаёт и говорит: одна самая длинная нить становится рабочей, а остальные - основами). Молодец! Приступайте ребята, осталось завершить ваших замечательных стрекоз. (Показываю, ребята делают, я проверяю и помогаю). Вот вы и закончили свои брелки.
Подведение итогов.
Вот какие замечательны стрекозы у вас получились! Теперь давайте повесим их на большой цветок. Какая красота! Словно десяток стрекоз опустился на нашу ромашку! Вы хорошо потрудились, ребята! Теперь вы можете оставить их себе или подарить родным замечательные сувениры, которые вы сделали своими руками. Если вас что-то не устраивает в вашей стрекозе, вы можете переделать её дома или постараться сделать другую, она получится ещё лучше. Если вам понравилось создавать чудесные вещи из узелков, то вы можете записаться в объединение «Макраме», в котором занимаюсь я.
Приложения
Схема изделия «Стрекоза»
ДПУ
Пико
Пико
«Гусеница» «Оплётка»
Техника безопасности
Правила обращения с ножницами:
Правила обращения с булавками, нитками:
СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ ОДИНАРНОГО ПЛОСКОГО УЗЛА
СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ ДВОЙНОГО ПЛОСКОГО УЗЛА
СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ «ПИКО»
Любили тебя без особых причин...
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Просто так
Круговорот воды в пакете
Разноцветное дерево