Исследовательская работа на тему "Традиционное и современное искусство лоскутного шитья на Русском Севере". Автор сравнивает традиционное и современное состояние данного вида декоративно-прикладного искусства, доказывает, что лоскутное творчество развивается, становится более интересным по композиции, цветовому решени., материалу. Проводит эксперименты с тканью, которой пользовались мастера прошлого и настоящего, доказывает, что современная ткань (по 850 рублей за метр хлопка) по всем параметрам превосходит старые ткани. Автор исследовал рынок литературы о лоскутном шитье и пришел к выводу, что интерес к лоскутному творчеству постоянно растет. Этот факт подтверждает и социологический опрос среди одноклассников, который показал, что каждая опрошенная семья имеет лоскутное изделие в своем доме.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.68 КБ |
Нехорошкова М.С. Науч. рук. – Козлова Г.А., учитель технологии (обслуживающий труд) МБОУ СШ №11, г. Архангельск |
ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ
Всегда интересно сравнить искусство прошлого и настоящего, выяснить, что современные художники и мастера берут из старого, что вносят своего, и как дальше развивают тот или иной вид творчества.
Тема изучения наследия прошлого актуальна, т.к. современное общество должно учиться у старых мастеров и развивать их лучшие традиции.
Гипотеза: современные художники не просто копируют искусство старых мастеров, а развивают лоскутное творчество
Цель исследования: сравнить и проанализировать традиционные и современные работы лоскутного шитья.
Задачи: написать статью об отличиях лоскутного шитья на Русском Севере, провести сравнительную характеристику лоскутных работ мастеров прошлого и настоящего; сравнить качество тканей разного периода; провести социологический опрос сверстников на предмет наличия в их семьях изделий из лоскута; исследовать рынок литературы о лоскутном шитье.
На Русском Севере лоскутным шитьем стали заниматься только в конце 19 века. Сначала остатки лоскута северянки использовали для полотенец, позднее кусочками красных тканей стали украшать рубахи и сарафаны. Постепенно северянки стали использовать сложные лоскутные схемы, которые доходили из разных мест: «Мельницу», «Русский квадрат», «Елочку», «Колодец», которые шились из равнобедренных треугольников или полос.
Символом домашнего очага северного дома было одеяло, которое получалось в результате соединения лоскутных квадратов. Оно стало обязательной частью приданого для невесты и новорожденного малыша.
На Русском Севере, в отличие от других мест, лоскутным шитьем занимались не от бедности. В северной деревне считали, что бедные – это ленивые люди, которые не могли покупать фабричные ткани, носили только домотканую одежду.
В начале 20 века северные мастерицы придумали свою оригинальную технику, которая стала называться «ляпочиха»: кусочки ткани нашивались на круглую основу, как флажки, напоминая мех. Чуть позднее возникла еще одна интересная техника – «уголки», из которых шили круглые коврики – «кругляши». По «уголкам» и «ляпакам», которые придавали объем, можно отличить технику северных мастериц.
В годы Великой Отечественной войны северянки из остатков тканей довоенного времени шили по собственным схемам кисеты, которые отправлялись на фронт.
Русский Север сравнивают с творческой лабораторией, так как именно здесь сохранились традиции. Из столичных городов приезжают экспедиции для поиска северных лоскутных шедевров. «Нельзя изучить историю русского лоскутного шитья, не побывав на Севере России»[1].
Сравнение работ северных умельцев прошлых лет с работами современных художниц и мастеров Ольги Жареновой, Ирины Антипиной, Натальи Лютиковой показало, что одни и те же схемы лоскутного шитья смотрятся совершенно по-разному и выражают разные настроения.
Вывод: сравнительный анализ помог понять, что в работах современных мастеров расположение цвета более грамотное, упорядоченное; композиция завершенная и более сложная. У искусниц прошлого лоскутное творчество было только прикладным (одеяла, коврики), а современным мастерам удалось превратить лоскутное искусство в декоративное, часто предназначенное только для украшения интерьера (настенное панно).
Если мастера прошлого шили одеяла и коврики из того, что оставалось от рубах и сарафанов, то современные лоскутницы сначала обдумывают образ, а только потом покупают качественные и дорогие ткани специально под конкретное изделие. Результат - работа становится более яркой и красивой.
Для сравнения качества материала были использованы хлопчатобумажные ткани по 160 руб. и по 850 руб. за метр и проведены 4 эксперимента.
Вывод: дорогие хлопчатобумажные ткани более прочные, мягкие, гладкие, плотные и толстые, меньше осыпаются и мнутся, дают меньшую усадку при стирке, дольше сохнут, медленнее выцветают. Значит, цена оправдывает затраченные средства: изделие будет выглядеть красивее, дольше не потеряет внешний вид.
Чтобы узнать популярность лоскутного шитья в наше время, был проведен социологический опрос среди девочек 6-ых классов. На вопрос «Присутствует ли в вашем доме или даче лоскутное шитье (прихватки, салфетки, покрывала, панно, коврики и другие изделия)?» ответило 46 человек. Опрос показал, что все семьи имеют изделия из лоскутного шитья.
Чтобы понять, что искусство лоскутного шитья не только не забыто, но и получает дальнейшее развитие, был исследован рынок литературы о лоскутном шитье.
В магазинах «Мир книги», «Буква», «Буквоед», «Книгомир», «Книгочей» продается до 15 альбомов о лоскутном шитье, в которых приведены примеры новых схем современных мастеров и художниц. Опрос продавцов магазина показал, что книги пользуется большим спросом, литература поступает не реже одного раза в месяц. В Интернете можно найти много обучающих статей по соединению лоскута, а также фотографии современных панно, украшающих домашний и офисный интерьер.
Вывод: социологический опрос, исследование рынка литературы о лоскутном шитье показали, что этот вид декоративно-прикладного творчества остается любимым в наши дни. Лоскутные изделия не только используются в быту, но и украшают интерьер.
В результате исследования были решены поставленные задачи: написана небольшая статья, в которой определены отличия лоскутного шитья на Русском Севере, проведен анализ работ мастеров прошлого и настоящего, проведены эксперименты по определению качества тканей разного периода. Социологический опрос показал, что лоскутное шитье в наше время является распространенным видом рукоделия. В результате исследования рынка литературы о лоскутном шитье было выявлено, что книги об этом творчестве пользуются большим спросом.
Итак, исследование показало, что лоскутное творчество живет и развивается, а современные северные художники и мастера с помощью старых схем по-новому прочитывают лоскутное искусство, которое стало более интересным, сложным, обогатилось новыми схемами, красками и материалами.
Гипотеза о том, что современные художники не просто копируют искусство старых мастеров, а развивают лоскутное творчество, верна.
[1] Лютикова Н. Лоскутное шитье / Н. Лютикова. – Архангельск.: Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства « Малые Корелы» , 2001, С. 4

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Барсучья кладовая. Александр Барков

Щелкунчик

Астрономический календарь. Март, 2019

Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари