• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области

Опубликовано Потапова Екатерина Владимировна вкл 27.04.2016 - 14:49
Автор: 
Ученики 2 а класса

Тема: «Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области»

Класс: 2

Цели деятельности учителя: формировать ответственное отношение к природе родного края; углубить знания учащихся о флоре и фауне Челябинской области.

Планируемые результаты • Предметные: познакомиться с флорой и фауной Челябинской области, животными и растениями, которые внесены в красную книгу Челябинской области. • Личностные: способствовать воспитанию любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ilmenskiy_zapovednik.doc293 КБ
Microsoft Office document icon beregite_prirodu.doc99.5 КБ
Office presentation icon sohranit_prirodu_-_sohranit_zhizn_na_zemle_2.ppt2.49 МБ
Office presentation icon sohranit_prirodu_-_sohranit_zhizn_na_zemle_2.ppt2.53 МБ
Office presentation icon sohranit_prirodu_-_sohranit_zhizn_na_zemle_3.ppt2.1 МБ
Office presentation icon sohranit_prirodu_-_sohranit_zhizn_na_zemle_4.ppt2.75 МБ
Microsoft Office document icon shemy_origami.doc883 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Конспект внеклассного мероприятия по теме

 «Ильменский заповедник»

Выполнила: Потапова Е.В.

Челябинск, 2016

Тема: «Ильменский заповедник»

Класс: 2

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с историей Ильменского государственного минералогического  заповедника.

Планируемые результаты

  • Предметные: познакомиться с понятием «Заповедник»; углубить знания об Ильменском заповеднике; познакомиться с историей заповедника и его достопримечательностями.
  • Личностные: формировать бережное отношение к родному городу и к его истории; формировать умение работать в группах; оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Тип классного часа: конференция 

Формы работы: фронтальная, групповая,  индивидуальная

Оборудование: учебная презентация, конверты с заданиями, карточки с изображениями достопримечательностей Ильменского заповедника, чистые листы (А4), фломастеры (ручки, карандаши)

Ход мероприятия:

Этап

Время

Содержание

1. Организацион-

ный момент

1 мин

Здравствуйте ребята, я рада снова вас всех видеть! А сейчас я хочу проверить, с каким настроением вы пришли на классный час, у кого плохое настроение – топните ножкой, у кого хорошее – похлопайте в ладоши. Молодцы! Присаживайтесь.

2. Мотивацион-ный этап

2 мин

Классный час я хочу начать со слов М.М. Пришвина:

Охранять природу — 
Значит охранять Родину.

Как вы понимаете смысл этого высказывания? Поднимите руку, кто согласен с этим высказыванием…

3. Формулирование темы и постановка цели занятия

3 мин

Что бы определить тему нашего классного часа, вам необходимо разгадать ребус. (Приложение 1)

- Кто из вас догадался, над какой темой занятия мы сегодня будем работать?  (Ильменский заповедник)

Давайте обозначим цели занятия:

  1. узнать, что такое заповедник
  2. познакомиться с историей Ильменского заповедника
  3. узнать, что содержится в Ильменском заповеднике

4. Решение частных задач

4 мин

Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли.

 Какой возник вопрос? (Почему им угрожает опасность?)

В связи с усилением воздействия человека на окружающую среду, резко возросла необходимость специальной, тщательной охраны отдельных уголков «дикой» природы, мест обитания видов животных и растений, оказавшихся на грани исчезновения. Государство такие участки объявляет заповедными.

 - Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову? (Поиск значения слова в толковом словаре) 

Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.   

- Что вы знаете о заповедниках? (Дети предлагают свои версии, учитель записывает их на доске). 

- Зачем люди создают заповедники?

12 мин

- Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам Ильменского государственного минералогического заповедника.

  Для работы в группах в конверты заранее вкладывается информация (карты, план ответа).

Игра «Здесь царство редких минералов»

Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Здесь царство редких минералов». В классе находится около 30 видов изображений различных минералов, животных, птиц, озер, пещер. Вам необходимо найти все эти картинки и приготовить рассказ от своей группы:

1 группа – картинки с минералами (список названий в конвертах)

2 группа – картинки с минералами (список названий в конвертах)

3 группа – животные (список названий в конвертах)

4 группа – животные (список названий в конвертах)

5 группа – птицы (список названий в конвертах)

Будьте внимательны! Кто соберет все количество карточек и изображений, присаживаетесь на места и приготовьте свой ответ по плану, который я раздала вам в конвертах.

(Через пять минут группы рассказывают о данном заповеднике)

Сейчас мы с вами познакомились с тем, что находится в Ильменском заповеднике, а теперь участники каждой группы расскажут нам об этом.

1 группа. Уникальность заповедника. В мире нет участка, равного по своей научной ценности Ильменским горам. Здесь как в музее, в многочисленных копях можно видеть в естественной обстановке ценнейшее и красивейшие драгоценные и поделочные камни. В их числе: солнечный камень, лунный камень, арабский камень, аметист, топаз и многие другие.
2 группа. История создания. Ильменский заповедник создан в 1920 году для охраны животных и расстений Южного Урала. Здесь обнаружено более 260 минералов. Драгоценные кристаллы сапфира, берилла, циркона и многих других.

3 группа. В заповеднике 30 озер: озеро Тургояк, Ильменское озеро, Кисегач, Бараус…

Посмотрим видео про озёра Ильменского заповедники, слушайте внимательно и перечислите еще несколько названий озёр.

- Названия, каких озёр вы еще услышали?

5. Динамическая пауза

2 мин

Видео физ. минутка

6. Решение частных задач

15 мин

4 группа. Животный мир. Сегодня на территории Челябинской области известно обитание 440 видов животных.  В Красную Книгу Челябинской области занесено 173 вида животных.

5 группа. В заповеднике более 600 видов растений.

Редкие виды: Ива лопарская, Венерин башмачок, Багульник, Ветреница, Лапчатка белая. 

Благодарю за работу!

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.

-Что отрицательно влияет на окружающую среду? (Автомобили, заводы, фабрики).

-Почему происходит загрязнение окружающей среды?

-Почему я разместила картинки «пожар», «вулкан», «вырубка лесов»?

Для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты.

7. Первичное закрепление

6 мин

-Кто они? (Их называют экологами).

-Есть наука - экология (греч. экос –дом, логос – учение) наука о нашем общем доме. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

- Сейчас я приглашаю нашего эколога по Челябинской области выступить со своим обращением к вам (заранее подготовленный ученик).

Южный Урал это район с большим количеством заводов. В городе высокая задымляемость воздуха, в почве накопление тяжелых металлов, загрязнены стоками предприятий реки и озера.

Город  Челябинск – лидер в списке самых неблагоприятных для жизни городов России. Река  Миасс настолько загрязнена сточными водами, что рыба в них почти исчезла.

Вырубка лесов ухудшает, загрязняет воздух на Юж.Урале.
Южный Урал занял 83 место в экологическом рейтинге на самый загрязненный город мира.

Большое спасибо за выступление!

  • Какова экологическая ситуация на Южном Урале (загрязнён ли наш город)?
  • Как плохая экология может влиять на нас, на наше здоровье?
  • Как вы думаете, необходимо ли нам принять меры по улучшению экологической ситуации на Южном Урале? Какие? 

8. Творческая работа в группах

8 мин

Творческое задание. Сейчас вы разделены на три команды. Вам необходимо в каждой команде написать предложения по улучшению ситуации на Южном Урале и нарисовать улучшенный город (как вы его представляете). Работайте в команде дружно, разделите обязанности (кто-то будет рисовать, а кто-то писать предложения). У вас есть 6 мин. После, мы начинаем защищать наши мини – проекты.

9. Рефлексия

4 мин

- Что нового вы узнали на нашем занятии?

- Что вы узнали об Ильменском заповеднике? 

- Зачем люди создают заповедники?

- Какой вывод можно сделать по экологии Южного Урала?

10. Домашнее задание

4 мин

Что такое оригами?

Откуда появилась техника такая, оригами? (очень давно, в Японии; означает «складывать бумагу»)

Поднимите руку, кто выполнял уже работу оригами?

Нам предстоит поработать самим или с помощью родителей и собрать оригами по схеме, которую я раздам каждому.

 Все оригами на одну тему, «животные и растения Челябинской области».

- Нам предстоит с вами выполнить красивый проект «Оригами», поэтому жду ваши работы к следующему занятию!

Приложение 1

ребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусы

        ребусы+ Н

ребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусы


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

                

Безымянныйильмень7

Конспект внеклассного мероприятия по теме:

 «Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области»

Выполнила: Потапова Е.В.

Челябинск, 2016

Тема: «Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области»

Класс: 2

Цели деятельности учителя: формировать ответственное отношение к природе родного края; углубить знания учащихся о флоре и фауне Челябинской области.

Планируемые результаты

  • Предметные: познакомиться с флорой и фауной Челябинской области, животными и растениями, которые внесены в красную книгу Челябинской области.
  • Личностные: способствовать воспитанию любви к родному краю.

Оборудование: учебная презентация

Ход мероприятия:

Этап

Время

Содержание

1.Организационный момент

1 мин

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой на работу.

2.Мотивационный этап

4 мин

(звучит мелодия «звуки природы») Прочитайте запись на доске: «Сохранить природу - сохранить жизнь на Земле». Как вы её понимаете?

- Почти миллион лет живёт человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

- В прошлые века, когда численность землян была не велика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствии грубого вмешательства в природу. Постепенно такое вмешательство привело к истощению почв, обмелению рек и озёр, гибели растительности и исчезновение некоторых видов животных…

И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять исчезаемые виды растений, животных, полезные ископаемые. Такая территория есть и в нашей области…

Посмотрите на слайд и разгадайте название заповедника.

Некоторые виды растений и животных находятся под защитой в заповедной зоне, а всё что окружает нас, предстоит защищать людям.

3. Постановка темы и целей занятия

2 мин

Отгадайте тему занятия? (Будь природе другом… Растения и животные Челябинской области)

Какие цели перед собой поставим?

  1. Познакомиться с животными и растениями Челябинской области;
  2. Узнать, что такое «Красная книга» Челябинской области.

Молодцы!

- Сейчас Вам предстоит работа в командах. 1 ряд – 1я команда, 2 ряд – 2я команда, 3 ряд – 3я команда.

У нас пройдут соревнования между командами на выявления знатоков растений и животных Челябинской области.

Давайте вспомним правила поведения при работе в команде…

Игра состоит из 3 туров, за каждый тур вы будите получать очки.

Начнём игру: «Знатоки природы Южного Урала».

4. Решение частных задач

12 мин

Внимательно послушайте задание. Ваша задача придумать название команды. Главное условие – что бы название отражало нашу тему занятия «Будь природе другом… Растения и животные Челябинской области»

Название 1й команды…

Название 2й команды…

Название 3й команды…

1 тур – «Зооэпитеты»

Задание этого тура, отвечать на вопросы и получать очки за правильные ответы

визг: «поросячий»

стая: «волчья»

ужимки: «обезьяньи»

хитрость: «лисья»

слезы: «крокодиловы»

преданность: «собачья»

2 тур – «Угадай-ка»

  • Где раки зимуют? (В норах по берегам рек)
  • Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка)
  • У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (У кроликов)
  • Как называют детеныша овцы и барана? (Ягненок)
  • Какие звери летают? (Летучие мыши)
  • Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы)
  • символ хитрости и ловкости. (Лиса)
  • Серый, страшный и злой. (Волк)
  • Самое колючее животное. (Еж)
  • Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь)
  • Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц)
  • Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк)
  • Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка)

3 тур – «Изобрази животное»

С помощью каких средств можно изобразить животное?

  • выражение лица
  • жесты
  • особые движения

На парте лежат конверты с названиями животных, ваша задача в команде определить человека, который с помощью изобразительных средств покажет животное, задача других команд – отгадать (каждой команде – 3 изображения животных)

Подведём итоги всех туров.

5. Физ. минутка

2 мин

«Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Молодцы! Присаживайтесь.

10-12 мин

Сегодня я познакомлю вас с очень важной книгой.

Посмотрите на слайд и отгадайте ребус (Приложение 1)

Как называется эта книга? (Красная книга природы) Как вы думаете, о чем эта книга? (о животных, растениях) А почему она называется КРАСНАЯ книга?

Красный - цвет опасности, тревоги, предостережения.

Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Но эта Красная книга Российской Федерации. Книга нашей большой Родины – страны, в которой мы родились и живем. А большая Родина начинается с малой. А что такое малая Родина? Это край вашего детства. Это область, в которой мы живем. Как называется наша область? (Челябинская область). Давайте посмотрим на Красную книгу Челябинской области

Как вы думаете, почему растения туда занесены? Почему они редкие? (Ответы детей)

Страницы в Красной книге – цветные.

  1. Черные страницы – вымершие животные и растения
  2. Красный страницы – животные и растения находящиеся под угрозой (погибающие)
  3. Жёлтые страницы – Быстро исчезающие животные
  4. Белые страницы – редкие животные
  5. Серые страницы – малоизвестные животные
  6. Зелёные страницы – восстановленные виды животных и растений

Я вам покажу некоторые растения, занесенные в Красную книгу Челябинской области. Может быть, вы их знаете.

По ходу демонстрации слайдов учитель рассказывает о растениях.

Купальница. Страдает от чрезмерного сбора. Ее корень ядовит, а цветы окрашивают ткань в желтый цвет. В нашей области распространена в горно-лесной зоне и прилегающих к ней районах, растет на лесных полянах, сырых лугах, в разреженных лесах.

Кувшинка белая – почти исчезнувший вид. Произрастает по всей территории Челябинской области, но в последнее время наблюдается резкое сокращение численности, а также полное исчезновение вида из многих водоемов. Полный запрет сбора.

Тюльпан Биберштейна. Произростает в  Челябинской области по р. Уй в Троицком и Октябрьском р-нах. Изолированное наиболее северное местонахождение вида обнаружено в долине р. Миасс близ г. Челябинска.

Адонис весенний. В народе также имеет следующие названия: горицвет (за ярко-жёлтые цветки), заячья трава, заячий мак, стародубка, мохнатик, чёрная трава, черногорка, желтоцвет.

Фиалка душистая. В Челябинской области  встречается по правому берегу р. Сим между городами Миньяр и Аша. Охраняется на территории памятников природы «Липовая гора» и «Река Аша».

Первоцвет длиннострелочный. Изредка встречается в с. Шибаево Еткульского р-на и д. Бутаки Сосновского р-на, в музее-заповеднике «Аркаим».

Ребята, а как же сохранить все эти растения? Нужно их беречь. Нельзя ломать ветки, нельзя рвать цветы, нельзя рвать листья, рубить деревья, нельзя  оставлять костры.

А что можно делать с редкими растениями? Любоваться и фотографироваться.

В Красную книгу Челябинской области занесены не только растения, но и животные, и птицы. Давайте посмотрим на некоторых животных (Благородный олень, Европейская норка, Речной бобр, Ёж, Белка – летяга, Лесной муравей, Гребенчатый тритон, Болотная черепаха, Форель, Бурый ушан).

Ребята, а как же сохранить этих и других животных? Не ломать деревья, кусты, не шуметь, не рвать растения, потому что это дом животных; нельзя брать детенышей в руки.

6.Творческое задание

8 мин

А теперь предлагаю вам пройти испытание 4 тура (последнего).

Дома вам необходимо было выполнить оригами по схеме. Поднимите руку, кто справился с заданием? Молодцы! Начнём работу над проектом  «Береги природу».

Ученики по цепочке прикрепляют работу на ватман.

7. Рефлексия

1 - 2 мин

Подведение итогов, выявление победителей, награждение.

Ребята, что нового вы узнали на занятии? А о чем бы вы хотели рассказать сегодня дома? (Ответы детей). 


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сохранить природу - сохранить жизнь на Земле»

Слайд 2

Отгадайте ребус Ильменский Ильменский заповедник

Слайд 3

Тема классного часа: « Будь природе другом… » Цель занятия: 1. познакомиться с животными и растениями Челябинской области.

Слайд 4

«Знатоки природы Южного Урала»

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 тур Визг - поросячий Слезы – крокодиловы Преданность – собачья Хитрость - лисья Стая - волчья

Слайд 2

2 тур – « Угадай-ка» Где раки зимуют? Ответ: В норах по берегам рек

Слайд 3

Родилась в воде, а живет на земле?

Слайд 4

У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь?

Слайд 5

Как называют детеныша овцы и барана? Ягнёнок

Слайд 6

Какие звери летают? Летучие мыши

Слайд 7

Какие животные спят с открытыми глазами?

Слайд 8

Символ хитрости и ловкости?

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самое колючее животное….

Слайд 2

Самый неуклюжий и косолапый….

Слайд 3

Самое пугливое, кроткое животное….. Заяц

Слайд 4

Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек.

Слайд 5

Пушной зверек, который живет в дупле…..

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 3

Что такое «Красная книга»? Специальная комис- сия составила список животных и растений, которые находятся на грани исчезновения, и список редких видов. Учёные решили назвать этот список Красной книгой.

Слайд 4

Почему книгу назвали именно «Красная книга»? Красный цвет – сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

Слайд 5

Информирует, какие виды живот- ных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды расте- ний и животных.

Слайд 6

Для удобства пользования, страницы у книги цветные. На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны. На желтых листах— уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается . На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко , на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть . На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся. На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

Слайд 7

Познакомимся с некоторыми представителями Красной Книги Челябинской области КРАСНАЯ КНИГА Челябинской области Растения Животные

Слайд 8

Растения

Слайд 9

Венерин башмачок пятнистый крупное растение Растёт на хорошо увлажнённых почвах Охраняется в Ильменском заповеднике

Слайд 10

Росянка английская Травянистое растение-хищник Обитает на болотах Охраняется в Ильменском заповеднике

Слайд 11

Ирис

Слайд 12

Животные

Слайд 13

Речная выдра Околоводное животное Хищник Меры охраны: запретить охоту

Слайд 14

Кудрявый пеликан Водная птица Хищник Для его сохранения необходимо запретить людям вести хозяйственную деятельность в местах гнездования

Слайд 15

Медянка обыкновенная Пресмыкающееся Живёт в лесах Хищник Не ядовита!!! Необходимо ввести запрет на её уничтожение и разъяснять людям, что она безвредная

Слайд 16

Почему же живые организмы попадают в Красную Книгу? Красивые Сокращаются места, где они могут жить Охота Незнание людей

Слайд 17

Что мы можем сделать? Познакомиться с представителями Красной книги и не срывать/не убивать Рассказать другим о видах, занесённых в Красную Книгу Нарисовать плакаты, выступить с обращением ко взрослым людям

Слайд 18

4 тур «Берегите природу…»

Предварительный просмотр:

http://www.zonar.info/sites/default/files/pictures/origami/r/grib_1.jpghttp://www.zonar.info/sites/default/files/pictures/origami/r/grib_2.jpghttp://www.zonar.info/sites/default/files/pictures/origami/r/grib_3.jpghttp://www.zonar.info/sites/default/files/pictures/origami/r/grib_4.jpghttp://www.zonar.info/sites/default/files/pictures/origami/r/grib_5.jpghttp://www.zonar.info/sites/default/files/pictures/origami/r/grib_6.jpghttp://www.zonar.info/sites/default/files/pictures/origami/r/grib_7.jpg


Поделиться:

Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари

Как нарисовать черёмуху

Весенняя сказка

Зимняя сказка

Заколдованная буква