• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Работы учащихся на тему "Северная фантазия"

Опубликовано Шаматова Айгуль Закировна вкл 27.04.2016 - 11:48
Шаматова Айгуль Закировна
Автор: 
Учащиеся детской художественной школы.

                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по скульптуре.516 КБ

Предварительный просмотр:

       

     Скульптура, как учебная дисциплина – важная составляющая в процессе обучения изобразительному искусству. Освоение азов скульптурного творчества значительно расширяет горизонты пластических навыков учащихся.

Работа с трехмерной, осязаемой формой позволяет наблюдать её и анализировать с множества точек зрения, и одновременно воспринимать её как единый объем. Процесс лепки и ментальный анализ формы предмета приносит огромную пользу в обучении, как рисунку, так и живописи. Учащиеся последовательно научаются изображать форму пластически цельно и пропорционально оправданно, в соответствии с художественной задачей.

Работа с натуры обучает основам архитектоники формы, развивает у юных скульпторов пространственное мышление. С каждым новым заданием усложняется задачи освоения и осмысления трехмерной формы, совершенствуется пластическое мастерство учащихся.

В основе композиционной работы лежит процесс синтетический. Создавая скульптурную композицию, учащиеся осуществляют сложный сюжетный замысел, организуют различные фигуры и формы в единое художественное произведение.

Рабочая программа составлена на основе Дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «Изобразительное искусство» уровень реализации полного курса – 4 года, уровень освоения ОП – основное общее образование, общеобразовательный (дополнительный), специализированный, повышенный уровень художественного образования, принятой на педагогическом совете и утверждённой МБОУ ДОД «ДХШ». Приказ №        от «      » ___________ 2014 года.

Цель программы: формирование духовой культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным и национальным наследием.

         Задачи:

  • закрепление знаний, полученных на первом году обучения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование у учащихся пластических навыков на основе усложнения заданий как натурных, так и  композиционных;
  • дальнейшее развитие способности творчески воспринимать окружающий мир, среду;
  • развитие зрительной памяти;
  • дальнейшее развитие объёмно-пространственного восприятия мира;
  • развитие умения передавать строение человека и животных, их пропорции и движение в форме, доступной детям данного возраста;
  • понятие о декоративности в скульптуре;
  • освоение закономерностей изменения и построения формы в уплощенном пространстве двухпланового рельефа.

Программа 2 класса рассчитана на 34 занятия - 68 часов (2 часа в неделю). Занятия по данному предмету, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первом классе, и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, презентаций,  видеофрагментов и т.д. Рекомендуется также проводить экскурсии в музеи, на выставки, устраивать тематические показы или выставки репродукций в мастерской.

В процессе обучения необходимо уделять постоянное внимание межпредметным связям с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композиция».

В процессе обучения используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • деятельностный;
  • эвристический;
  • исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.

В процессе обучения предусматривается следующие формы учебных занятий: 

  • типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое упражнение);
  • консультация;
  • экскурсия;
  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;
  • самостоятельное выполнение творческого задания и изготовление конкретного изделия.

Виды контроля:

  • вводный (проводиться перед началом работы с целью закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);
  • текущий (проводится в ходе учебного занятия, закрепляет знания по данной теме);
  • рубежный (проводится после изучения каждого блока);
  • итоговый  (проводится после завершения всей учебной программы).

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ: отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы по выполнению заданий, разбираются характерные ошибки.

Критерии оценки изделия по скульптуре

Лепка с натуры

Изделие должно соответствовать натуре, отражать самые существенные её черты: общий характер предмета и его строение

Лепка на основе

представления и фантазии

Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначению изделия

Лепка сюжетной

композиции

Образное представление, смысловая связь сюжета, решение композиции в пространстве

Способы проверки ожидаемых результатов:

После каждой четверти во всех группах отслеживается личностный и профессиональный  рост ребёнка по следующим параметрам:

  • усвоение знаний по базовым темам программы;
  • овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой;
  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

  • анализ;
  • анкетирование;
  • мониторинг;
  • выставка.

Методы проверки:

  • наблюдение;
  • тестирование;
  • опрос.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме текущих просмотров,  итоговых выставок, конкурсов.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

  • усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
  • личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
  • формирование художественно-эстетического вкуса;
  • участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Низкий уровень осваивает основы первичных представлений о трех видах лепки: конструктивный, пластический, комбинированный. Овладевают начальным опытом самостоятельной деятельности. Приобретают начальные навыки в лепке керамических изделий и их росписей.

Средний уровень: приобретение более широких видов знаний, умений и навыков, общения через выражения художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой,  художественной  деятельности.  Восприятие произведений искусства и творчества своих товарищей.

Высокий уровень: умение свободно владеть различными видами лепки иметь первичное представления  о богатстве и разнообразии художественных культур  народов Земли и основах  этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Формирование художественных знаний, умений и навыков

К концу обучения 2 класса учащиеся должны знать:

  • основные понятия по изученным темам;
  • образцы художественного наследия;
  • последовательность работы над композицией;
  • понятие о декоративности в скульптуре;
  • закономерности изменения и построения формы в уплощенном пространстве двухпланового рельефа;
  • приемы работы с пластическими материалами (пластилин, глина).

К концу обучения 5 класса учащиеся должны уметь:

  • анализировать и сравнивать произведения изобразительного искусства;
  • творчески относится к выполнению задания;
  • мыслить пластическими образами;
  • грамотно использовать пластические свойства материала при выполнении сложных заданий как натурных, так и композиционных;
  • владеть технологией лепки разными способами (пластилин, глина);
  • передавать строение человека и животных, их пропорции и движение в форме.

Учебно-тематический план

№

задания

Наименование темы

Количество часов

1

Этюд ветки с листьями с натуры

2

2

Натюрморт из трёх предметов в объеме

8

3

 Натюрморт из трёх предметов (горельеф)

8

4

Этюд по самостоятельным наблюдениям и наброскам «Животное или птица»

6

5

Наброски с натуры сидящего человека

2

6

Этюд «Сидящая фигура в несложной позе» (с каркасом)

6

7

Этюд с натуры – гипсовый орнамент «Лист»

6

8

Северная фантазия

4

9

Декоративное панно «Цветы»

4

10

Композиция по сказкам в рельефе

6

11

Этюд с натуры – драпировка, висящая на стене

6

12

Декоративная композиция «Цирк»

10

Итого

68

Содержание

Задание №1 Этюд ветки с листьями с натуры – 2 часа

Объекты постановки: ветки с листьями различных деревьев: береза, рябина, осина, ива и т.п.

1 урок. Анализ формы и структуры ветки с листьями. Передача движения и характерных особенностей.

Материал: Пластилин. Размер плинта 7х15 см.

Задача: Учить работать с натуры. Вызвать интерес к работе с природными формами, развивать наблюдательность.

Задание №2 Натюрморт из трёх предметов в объеме – 8 часов

Объекты постановки: предметы кухонной утвари, овощи, фрукты, близкие по форме  к  геометрическим телам.

На группу в 15 человек ставятся две-три постановки.

1 урок. Прокладка плинта, размещение на нем объемов, передача их характерной формы, выявление композиционной взаимосвязи.        

2-3 урок. Проверка масштабных соотношений модели и натюрморта. Проверка соотношений масс. Круговой обзор.

  1. урок. Проработка деталей. Сосредоточение внимания на целостности композиционного решения.        

Материал: пластилин. Размер: по указанию учителя.

Задача: Учить видеть и передавать композиционную целостность постановки, соответствие масштаба модели и выполняемого натюрморта, размещение предметов на плинте: трехмерность, весомость, круговой обзор работы.

Задание №3 Натюрморт из трёх предметов (горельеф) – 8 часов

Натюрморт может быть тот же, что и в предыдущем задании: Объекты постановки: предметы кухонной утвари, овощи, фрукты, близкие геометрическим телам.

На группу в 15 человек ставятся две-три постановки.

1 урок. Объяснение темы. Беседа о видах рельефа (барельеф, горельеф, контррельеф). Показ работ из методического фонда. Объяснение законов сокращения предметов в рельефе. Покрытие плинта пластилином, прорисовка на фоне, прокладка формы.

2-3 урок. Уточнение композиции рельефа, проверка и уточнение построения рельефа с учетом заданной его высоты, проработка формы.

4 урок. Детализация. Завершение работы.        .

Материал: пластилин. Размер: плинта 20 – 22 см.

Задача: дать понятие о трансформации трехмерного пространства и объема в уплощенном пространстве рельефа. Объяснить принципы построения двухпланового рельефа.

Задание №4 Этюд по самостоятельным наблюдениям и наброскам «Животное или птица» - 6 часов

Объект постановки: животное, птица (собака, кролик, петух, голубь ит. д.).

1 урок. Беседа о каркасе, необходимости учета расположения центра тяжести фигуры, и сохранения подвижности арматуры конечностей и головы. Разумные пределы использования арматуры при работе с различными материалами. Изготовление каркасов, выявление в них движения.                

2 урок. Прокладка объема, передача характерного движения, строения и пропорций модели.

3 урок. Уточнение пропорций. Проработка деталей этюда. Завершение работы.
Материал: пластилин (если этюд выполняется на каркасе), керамическая глина. Если работа выполнена в глине возможен обжиг. Размер: 12-17 см.

Задача: создать этюд животного или птицы (по выбору). Стремиться к выразительности движения, точности передачи пропорций. Самостоятельно построить каркас, добиться его трехмерности.

Задание №5 Наброски с натуры сидящего человека – 2 часа

Объект постановки: сидящая модель (одетая) в простой несложной позе (4-5 поз).

1 урок. Повторение пропорций фигуры человека. Создание 4-5 набросков, по 15-20 минут на каждый.

Материал: графит, бумага. Размер: А3

Задача: Грамотно прорисовать модель. Выявить характерное движение модели. Сохранить пропорции. Наброски линейные с частичной проработкой света и тени.

Задание №6 Этюд «Сидящая фигура в несложной позе» (с каркасом) – 6 часов

На группу в 15-17 человек ставятся две модели.

1 урок. Построение каркаса. Прокладка объема модели, определение ее пропорции и характера.  

2 урок. Передача движения, состояния модели. Внимание на размещение масс в пространстве, глубину, круговой обзор.        

3 урок.  Посильная проработка деталей фигуры: головы, рук, ног. Завершение работы.        

Материал: Пластилин. Высота: 20 см.  

Задача: Освоение построения фигуры человека, решая работу в цельной обобщенной форме. Передать движение и характер модели.

Задание №7   Этюд с натуры – гипсовый орнамент «Лист» -  6 часов

Работа с натуры.

Объект постановки: гипсовый рельеф «Лист».

На группу в 15 человек даются две модели.

  1. урок. Беседа об орнаменте, его декоративной роли в архитектуре. Общие сведения об особенностях орнамента разных архитектурных стилей. Подготовка основы. Построение  рисунка на фоне.

 2 урок. Прокладка орнамента по рисунку, уточнение пропорций. Учащиеся должны набирать объем в целом, соблюдая его  развитие от оси, следя за движением масс в пространстве. Обращается внимание на глубину рельефа.

3 урок. Уточнение характера и формы орнамента. Завершение.

Материал: пластилин. Размер: по указанию учителя.  

Задача: Выявление характерного строения данной модели. Проверить соотношение объемов и глубин в рельефе.

Задание №8 Северная фантазия – 4 часа

Работа по представлению.

1 урок. Беседа о нашем крае и лесных обитателях. О его коренных жителях, их мифологии и быте. Поиск композиции на эту тему. Работа может быть выполнена как в рельефе, так и в объёме. Набор массы.

2 урок. Работа над передачей характера, формы, выразительности движения; уточнение взаимосвязи фигур и предметов, проработка деталей. Завершение работы.

Материал: глина, пластика. Размер: по выбору учащегося, согласуя с педагогом.

Задача: Расширять знания о нашем крае и уметь создавать художественный образ, по своим впечатлениям от увиденного и услышанного,  в материале. Развивать воображение и творческую фантазию.

Задание №9 Декоративное панно «Цветы» - 4 часа

Работа по представлению.

1 урок. Беседа о цветах: их видах и форм. Повторение основ композиции. Выполнение эскиза. Подготовка основы.

2 урок. Работа над передачей формы, движения, пластики.

3 урок. Детализация. Работы оставляются на сушку.

Материал: глина. Размер: не менее 15х15.

Задача: Развитие творческого воображения и фантазии. Развитие умений и навыков при использовании приёмов декорирования.

Задание №10 Композиция на тему сказок в рельефе – 6 часов

1 урок. Выбор сюжета. Эскиз композиции. Подготовка основы. Лепка основных объёмов выбранной композиции. Выявление движения и взаимосвязи фигур.

2 урок. Работа над передачей характера, формы, выразительности движения; уточнение взаимосвязи фигур и предметов, выявление настроения.

3 урок. Детализация. Завершение работы. Проверка работы (оценка самим учащимся художественных качеств), её обобщение.

Материал: пластилин. Размер основы 20х20

Задача: Развивать у учащихся умение выбирать конкретный сюжет и воплощать его в материале, стремиться к выразительности композиционного решения. Способствовать развитию фантазии.

Задание №11 Этюд с натуры – драпировка, висящая на стене – 6 часов

Объект постановки: драпировка (холст), висящая на стене.        

  1. урок. Подготовка плинта, фона, прорисовка, прокладка формы с учетом направления и распределения массы складок.

2-3 уроки. Выявление сгиба складки, ее наиболее напряженной точки; внимание на передачу мягкой фактуры ткани; завершение работы.

Материал: пластилин. Размер: 22х22 см.

Задача: Познакомить учащихся с лепкой ткани, особенностями мягкого материала, принимающего произвольную форму. Обращать внимание на активную передачу формы.

Задание №12 Декоративная композиция «Цирк» – 10 часов

Работа по памяти, по представлению 

  1. урок. Объяснение темы, показ лучших композиций из методического  фонда. Беседа о декоративной скульптуре, декоративной форме, выразительных возможностях фактуры в скульптуре. Уточнение темы для каждого  учащегося. Разработка эскиза. На первом уроке можно предлагается сделать 2-3 эскиза и выбрать из них наиболее интересные для дальнейшей работы.
  2. урок. Начало работы над наиболее удачным вариантом, композиции. Прокладка работы в общих массах, определение их динамического равновесия.        

3        урок.   Уточнение движения, пропорций, положения фигур в пространстве, их взаимосвязи и передачи настроения.

  1. урок. Работа над выразительностью образов композиции, уточнение силуэта и отбор наиболее существенных деталей при круговом обзоре композиции.        
  2. урок. Обобщение и завершение работы.

Материал: Пластилин. Размер:  по выбору учащихся, но не более 25 см.        .        

Задача: На основе полученных знаний создать декоративную композицию на заданную тему с включением 2-3 фигур. Дать понятие различных способах обработки поверхности, т.е. о возможностях фактуры. Передать равновесие масс, движение, выразительности композиции, силуэта, настроения. Способствовать развитию фантазии и умение выразить свою задумку в материале.

                 Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование, инструменты, материалы:

  • скульптурные станки;
  • пластилин, глина;
  • стеки, печатки для украшения лепных работ и т.п.;
  • каркасная проволока;
  • доска, мел;
  • стулья, натурные столы;
  • работы из методического фонда;
  • лучшие работы учеников предыдущих лет обучения;
  • иллюстрации работ известных скульпторов;
  • фотографии работ (изделий) по темам программы;
  • стеллажи для хранения детских работ.

Таблицы:

  • Этапы изготовления каркаса
  • Способы декоративного оформления
  • Этапы изготовления декоративного панно
  • Этапы лепки гипсового орнамента
  • Пропорции фигуры человека

Технические средства обучения:

  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Методический фонд:

  • коллекция изделий из глины и керамики;
  • методическое пособие «Творчество мастеров России»;
  • образцы изделий мастеров;
  • каталоги с работами художников и мастеров прикладного искусства ХМАО;
  • видеофильмы о гончарном искусстве;
  • презентации по темам программы;
  • детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Для преподавателя:

  1. Амирова С.С., Мосолов В.М., Сечина Г.П. Самоорганизация личности в процессе обучения //Педагогика.- № 5.- С.49-50.
  2. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. ценр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 160 с., Кн. 2. – 112 с.
  3. Векслер С.И. Современные требования к уроку: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  4. Виппер Б.Р. Введение в историческое развитие искусства. Раздел скульптура. - М.:  Аст-Пресс, 2004.
  5. Воронова О. Искусство скульптуры. - М., 1981.
  6. Гнедич П.П. История искусств. - М. Эксмо, 2007.
  7. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Издат.дом «Искусство», 2004. – С.8, 44-55.
  8. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. - М: Пр.,1979.
  9. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.- 128 с.
  10. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Пеленг, 1992.
  11. Данилова Г.И. МХК, 7 - 8 кл. – М: Дрофа, 2002.
  12. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Лепим из пластилина. – СПб.: Издательский дом «Кристалл», 2001. -192с. ил.
  13. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: Владос, 2004. – 54 с.
  14. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им.Д.И. Менделеева, 2004. – С. 5-29.
  15. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие. – М.: РХТУ им.Д.И. Менделеева, 2004. – С. 8, 95.
  16. Кузин В.С. Изобразительное  искусство в начальной школе. - М: Дрофа, 1996.
  17. Лантери Э. Лепка. - М.: Академии Художеств СССР, 1963.
  18. Легенды и были Деревянной речки. Полевой дневник по результатам Эколого-этнографической экспедиции на р. Юккуньъёган Нижневартовского района 11.08-25.08.98г., Мегион, 1999. – 96 с.
  19. Медведевских В.С. Уроки изобразительного искусства: содержание, организация, контроль.- Курган, ИПКРО, 1996. – 40 с.
  20. Мелик-Пашаев А.А. Что раньше: искусства или Искусство? / Искусство в школе. – М., 2011. - №4. С.3.
  21. Мельник А.А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа. - М.: Высшая школа, 1985.
  22. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 1979.
  23. Мир Севера. Этнополитический и литературный журнал. – М.: ОАО «Щербинская типография».
  24. Моделирование фигуры человека. Анатомический справочник / Пер. с англ. П.А. Самсонова. – Минск, 2003. С. 31, 36, 56.
  25. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1987.-255 с.
  26. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 280 с.
  27. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с.
  28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе» - М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 250 с.

Для учащихся:

  1. Бурдейный М.А. Искусство керамики. – М.: Профиздат, 2005.
  2. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003. – 189 с.
  3. Возьмёмся за руки, друзья. Каталог выставки художественного творчества. Нижневартовск. 2005. – 36 с.
  4. Выставка работ декоративно-прикладного искусства «Традиции и современность». Каталог. – Нижневартовск, 2004. – 22 с.
  5. Горичева В.С. Сделаем сказку из глины. - Ярославль: Академия развития, 1998.
  6. Декоративно-прикладное искусство Ханты-Мансийского автономного округа. Истоки и современность. Каталог.
  7. Кард В. Сказки из пластилина. - С-Пб, 1997.
  8. Корни. Каталог Международной фотовыставки финно-угорских народов. 2004. – 28 с.
  9. Мегион Художественный. Каталог, 2000. – 28 с.
  10. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. - М., 1998.
  11. Самотлорские ночи. Каталог первой выставки детского рисунка и декоративно-прикладного искусства. М.: Пассим, 1997.
  12. Северная фантазия. Каталог. – Ханты-Мансийск, 2000. – 23 с.
  13. Федотов  Г.Я.  Глина и керамика. - М.: Эксмо-Пресс, 2004.
  14. Югра Древняя. Каталог. – Когалым, 2000. – 26 с.
  15. Югра Художественная. Каталог. – Нижневартовск, 2003. – 30 с.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Этюд ветки с листьями с натуры

http://www.mukhin.ru/

http://www.4stupeni.ru/

Натюрморт из трёх предметов в объеме

http://www.rezbaderevo.ru

http://www.coolreferat.com

 Натюрморт из трёх предметов (горельеф)

http://stranamasterov.ru

http://www.izomir.narod.

Этюд по самостоятельным наблюдениям и наброскам «Животное или птица»

http://www.patlah.ru

http://aikido-start.at.ua

Наброски с натуры сидящего человека

http://www.youtube.com

http://festival.1september.ru/

Этюд «Сидящая фигура в несложной позе» (с каркасом)

http://plast.me/

http://www.kakprosto.ru

Этюд с натуры – гипсовый орнамент «Лист»

http://rudocs.exdat.com

http://isttu.irk.ru

Северная фантазия

http://stranamasterov.ru/

http://www.etnic.ru

http://www.masterjournal.ru

Декоративное панно «Цветы»

http://rukodelkino.com

http://www.by-hand.ru/item/view/21612

Композиция по сказкам в рельефе

http://mapakids.net

http://www.maaam.ru

Этюд с натуры – драпировка, висящая на стене

http://rutracker.org

Декоративная композиция «Цирк»

http://www.toybytoy.com/toy/2011-03-04-2

http://jili-bili.ru/catalog/?prod=13541

http://sadikinfo.ru/izo/Lepka_kollektivnaya


Поделиться:

Большое - маленькое

Пока бьют часы

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?

Акварель + трафарет = ?