В каждом селении есть свои памятные исторические места и известные люди. В моем родном Тарбагатае всегда жили и живут замечательные люди, которые прославили и прославляют свое село. Это первые рабочие железной дороги и завода, героические защитники Родины, строители и работники клуба, ударники труда на производстве, люди науки, чемпионы спорта и другие. Много пережило село, много помнит событий. Сохранить память обо всех событиях всегда помогал учитель истории Лазарев Николай Иванович. Кто же он такой, чем прославился, почему всё старшее поколение села так увлеченно о нем говорят? Я решила провести исследовательскую работу «Учительская слава села.
МОУ СОШ с. Тарбагатай Петровск – Забайкальского района
Забайкальского края.
Научно-практическая конференция
«Историческая память: история и судьбы».
Тема: Учительская слава села.
Яковлева Анастасия Александровна, ученица 10 класса
МОУ СОШ с.Тарбагатай Петровск-Забайкальского
района Забайкальского края.
Научный руководитель: Шекунова Ирина
Дмитриевна, учитель русского языка высшей
квалификационной категории МОУ СОШ
с. Тарбагатай.
2016 г.
Оглавление……………………………………………………………………………………….2
I.Введение. Известный человек села…………………………………………………………3
II. Основная часть. Учительская слава села…………………………………………………..4.
Глава 1.Учитель, краевед, депутат.
1.1 Биография Лазарева Николая Ивановича.
1. 2.Трудовая деятельность Лазарева Н.И…………………………………………………….6
Глава 2.Собиратель истории своего села…………………………………………………….7
2. 1.. Первый краевед Тарбагатая.
2. 2. Сохранение памяти и продолжение традиций………………………………………….8.
III. Заключение…………………………………………………………………………………..9
IV.Литература……………………………………………………………………………… 10
V. Приложения…………………………………………………………………………………...11
I.Введение. Актуальность.
В каждом селении есть свои памятные исторические места и известные люди. В моем родном Тарбагатае всегда жили и живут замечательные люди, которые прославили и прославляют свое село. Это первые рабочие железной дороги и завода, героические защитники Родины, строители и работники клуба, ударники труда на производстве, люди науки, чемпионы спорта и другие. Много пережило село, много помнит событий. Сохранить память обо всех событиях всегда помогал учитель истории Лазарев Николай Иванович. Кто же он такой, чем прославился, почему всё старшее поколение села так увлеченно о нем говорят? Я решила провести исследовательскую работу «Учительская слава села».
Объект исследования: житель с. Тарбагатай Лазарев Николай Иванович.
Предмет исследования: Вклад Лазарева Н.И. в изучение села.
Гипотеза: Если я исследую эту тему, то я лучше буду знать историю своего села.
Цель: Осмыслить, какой вклад внес учитель истории Лазарев Н.И. в изучение села, почему заслужил народную славу.
Задачи:1.Изучить жизненный путь учителя школы.
2.Выяснить, какой вклад в изучение села внес историк Лазарев Н.И.
3.Познакомиться с документами и экспонатами Лазарева Н.И.
4.Исследовать, как сохраняют память и продолжают краеведческие традиции учителя современные школьники.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ, сравнение, обобщение. 2.Практические: интервью, анкетирование, экскурсия.
Теоретической основой исследования явились воспоминания родственников и выпускников школы.
Глава 1. Учитель, краевед, депутат.
1.1. Биография Лазарева Николая Ивановича.
Лазарев Николай Иванович [ прил.-I] родился в селе Тарбагатай в 1912 году в семье рабочего, приехавшего из Саратовской губернии строить железную дорогу в начале XXв. Пришлось ему в детстве встретиться с белогвардейцами и японскими интервентами, испытать на себе все трудности Гражданской войны. Пошел в школу в 7 лет, но проучился только до холодов, так как были одни ичиги на двоих. Второй раз пошел в школу в 9 лет и сразу во второй класс. Тогда в Тарбагатае была только начальная школа, в 1930 году окончил железнодорожную семилетнюю школу в г. Петровск-Забайкальский. Старикова Н.Н., 1943 г.р., дочь Лазарева Н.И., рассказывает: «Семья моего отца, Лазарева Николая Ивановича, была большая и дружная, до взрослого возраста дожили 5 братьев и 5 сестёр, они очень любили родных и заботились друг о друге. Их отец погиб на железной дороге в 1938 году. Были высланы семьями брат и сестра в годы репрессий. Из письма Иннокентия Ивановича сестре Зое от 4 июня 1938г. было видно, как они переживают за семью» [ 1,с. -1]. До службы в армии работал на железной дороге дежурным по станции. Службу проходил на Тихоокеанском флоте. Экспонаты школьного музея свидетельствуют о том, что он с достоинством выполнял все обязанности военнослужащего. Это и характеристика командования, и грамота о сдаче ГТО, и книга победителя соцсоревнований. После службы вернулся на железную дорогу, но в 1937г. Николай Иванович начал работать в школе учителем начальных классов и поступил заочно в Петровск - Забайкальское педагогическое училище. Какие только предметы ни пришлось ему вести! Вел историю, зоологию, физкультуру, труд, физику и математику. Учитель был мастером универсалом. Старикова Анастасия, 1971 г.р., внучка Лазарева Н.И. в своей исследовательской работе «Военные реликвии моей семьи» (2010 г.) рассказывает: «Мой прадедушка Лазарев Николай Иванович (1913-1989) во время войны работал директором нашей школы [прил.-II]. Война его настигла в Москве 22 июня 1941 года. Молодая семья поехала в отпуск к родителям жены на Украину в г. Бахмач, 30 км. от Киева. Сыну Борису было всего 4 месяца. В военкомате города Бахмач ему сказали, что война долго не затянется, и он должен уехать на место жительства. Добирались до дома целый месяц: ехали и пассажирским поездом, и в товарном вагоне, на открытых платформах с беженцами, которые уже видели ужасы войны. Дома их уже не ждали, думали, что погибли или не могут выбраться из ада войны. Три раза его призывали в армию и давали бронь, назначив командиром партизанского отряда на случай оккупации японцами. В грозном 1941г. его назначают завучем, в 1942 году директором школы. 23 года проработал на этой должности вплоть до ухода на пенсию.
Мой прадедушка, - пишет Настя,- трудился в тылу во время Великой Отечественной войны со своими коллегами: Мироновой М.Д., Шепель В.Н. , Бувалко Н.П., Филипповым Ф.И., Крылеповой Н.Б. и со своей женой Лазаревой Верой Акимовной, моей прабабушкой. Время было очень тяжелое. Прадедушка вместе со своими товарищами помогали Родине. С младшими школьниками собирали колоски, со старшеклассниками вязали снопы, собирали березовые почки, помогали молоть хлеб, отправляли посылки на фронт, теплую одежду для бойцов, выращивали картофель на школьном поле, готовили в лесу для школы дрова, с группой старшеклассников участвовали в ремонте железнодорожного полотна. Вместе со всеми делили горе и счастье. Вместе читали письма, которые приходили с фронта. «А как трудно было смотреть на тех ребят, которые ждут своих отцов, братьев с войны, у которых в глазах боль, страх», - говорил он. Каждый помогал друг другу. Н.И. Лазарев сохранил письма с фронта от своего брата Игната Ивановича, который с Победой вернулся домой . В нашей семье есть военные реликвии. Прадедушка имеет медали «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Отличный административный работник», «Отличник народного образования». Эти награды имеет и моя прабабушка. Вера Акимовна Лазарева (Страшная) приехала работать в МОУ СОШ п. Тарбагатай в 1938 году. Она учила не только детей, пришлось обучать на курсах ликбеза и взрослое население. В годы войны она работала учителем начальных классов, потом преподавала математику в средних классах. Прадедушка и прабабушка подготовили не одно поколение учителей нашей школы. И в нашей семье есть педагогическая трудовая династия учителей в четырёх поколениях. Они имеют очень большой трудовой стаж. Сын Николая Ивановича Борис стал Народным учителем России, эту награду ему вручил президент В.В. Путин в Москве. Борис Николаевич живёт в нашем крае» [2, с. - 5].
После войны Николай Иванович заочно окончил Бурятский педагогический институт. Теперь он всецело отдает себя истории и краеведению. Самым главным делом всей его жизни явилось изучение истории Забайкалья. С 1965 года по 1977 год Лазарев Н.И. работал учителем истории. Общий педагогический стаж работы 40 лет.
Вывод: Лазарев Николай Иванович – человек интересной судьбы.
1.2. Трудовая деятельность Лазарева Н.И.
Лазарев Николай Иванович явился первым собирателем истории села Тарбагатай. Он был настоящим историком. Постоянно встречался со старожилами, водил школьников на экскурсии, рассказывал о раскопках и открытии стоянок древнего человека. Так создавался свой домашний музей. Создавая музей, он исследовал большую часть территории Забайкалья. В школе руководил краеведческим кружком. Дети, которые любили заниматься в этом кружке, часто ходили в интересные походы. Учащиеся школы любили своего учителя. Именно от него они узнали об истории поселка, школы, своего края. Шекунова И. Д., учитель школы, вспоминает: «Мы, учащиеся школы, толпой ходили за учителем. Специально проходили мимо на переменах. Всегда знали, что он остановится, поговорит с нами. Он знал всех учеников, а училось нас тогда больше девятисот. Он был высокого роста, красивый и умный. Сам большой, но большой карман его пиджака привлекал нас больше всего. Мы всегда ждали, что же сегодня он покажет нам новое, о чем расскажет. В кармане были наконечники стрел, монеты, медали, пуговицы царского времени. Эти предметы давал подержать в руках, мы с любопытством их рассматривали... Он был любимым учителем, его любили и знали все. Про него и в районе говорили, что «это человек, у которого есть зуб мамонта»[3, с.- 6].
Свою педагогическую деятельность учитель совмещал с депутатской работой, был 36 лет депутатом поселкового совета [прил. -III]. Знал все проблемы Тарбагатая, побывал в разных организациях, встречался с разными людьми и всегда был с фотоаппаратом. Именно его фотографии теперь являются свидетелями истории села. Много лет учитель был активным членом общества «Знание», вел постоянно лекционную работу среди населения. Выступал с лекциями в Читинском педагогическом институте имени Н.Г. Чернышевского, учил студентов, как заниматься патриотической работой с учащимися школы. Лазарева Н.И. преподаватели пединститута приглашали на археологические раскопки как профессионала своего дела. Николай Иванович сотрудничал с археологической экспедицией Читинского пединститута, работавшей в долине реки Хилок, в Толбаге В 1971 г. Учитель истории всегда делал записи, которыми пользовались все любители истории. Однажды недалеко от села Кукун школьная экспедиция нашла наскальные рисунки первобытных людей. Коллекция Николая Ивановича пополнялась различными способами. Как же это всё начиналось? В 1928 году во время охоты в таежной пади Кул он нашел наконечники стрел. Н.И. Лазарев в 1979 году корреспонденту газеты «Коммунистический труд» рассказывал: « Это было для меня краеведческое «крещение», с тех пор я увлекся этим делом и в свободное от работы время стал собирать коллекцию, которая рассказывала о далеком прошлом нашего края» [4, с. - 2] Сам Николай Иванович многое видел на своем веку, помнил поселок без электрического света и радио. Разные люди часто находили старинные предметы, экспонаты древности и всё несли учителю истории Лазареву Николаю Ивановичу. В его коллекции были обломки бивней и зуб мамонта, череп быка, монеты, бляхи, медали, воинские каски и др. Так копились экспонаты. . Николай Иванович не расставался с мечтой открыть в Тарбагатайской средней школе исторический музей. Многие для него экспонаты были у историка Лазарева. Однако до 1971 года школа находилась в шести зданиях, отдалённых друг от друга. Многие экспонаты были утеряны во время попытки создать музей при школе, часть находок раздал любителям краеведения, а каменный топор и проколки переданы в Читинский краеведческий музей. В декабре 2007 года Старикова Наталья Николаевна, дочь Лазарева Н.И., передала оставшиеся экспонаты в школьный музей. Музей в школе был создан после 18 лет с года смерти краеведа. Но в школьном архиве и до 2007 года всегда хранились материалы по краеведению, собранные учителем [прил. - IV].
Вывод: Лазарев Н.И. завоевал учительскую славу села, стал первым краеведом.
Глава 2. Собиратель истории родного края.
2.1. Первый краевед Тарбагатая.
Чтобы познакомиться с деятельностью Лазарева Н.И. по изучению истории Тарбагатая, мы изучали материалы, которые остались после учителя. Учитель изучал историю нашего края разных исторических эпох, начиная с древности, и до последних дней жизни записывал события и настоящего времени. Он знал, что со временем и эти события будут историей. Даже то небольшое количество экспонатов, которые находятся в школьном музее, относятся к разному времени. Палеонтологическая коллекция из скребков, пластин из иссиня-черного и светло-коричневого кремния и халцедона свидетельствует об обработке боковых граней, значит, это орудия труда древнего человека. А ведь им около 12 тысяч лет! Археологическая экспозиция содержит обломки бивней, зуб мамонта. Их учитель нашел в 30-е годы. Среди интересных находок есть шапка шамана и шаракунцы ( разновидность колокольчиков), которые использовались в религиозных обрядах бурят. Металлический котел, возможно, относится к средневековью, когда Чингис-Хан проходил через Забайкалье. Очевидно, и в наших краях шли кровавые бои, ведь много находили раньше наконечников стрел.
Особый интерес вызвала у нас запись учителя в школьной тетради, где он написал, что приемная дочь Белозерова Бориса Васильевича, Мария Борисовна, жила и умерла в Тарбагатае в 1930 году [прил.-V]. Наконец- то стихнут споры о причастности сподвижника декабристов Белозерова Б.В. к строительству школы в Тарбагатае. В источниках по истории района по –разному трактовали этот факт. Н.И. Лазарев всегда говорил, что на учете стояли церковно-приходские школы, а это была народной школой, по типу казематской школы декабристов. К этому дому учитель всегда водил учеников на экскурсию. Что дом принадлежал Белозерову, подтверждает и Турушева М.Н. в своих воспоминаниях в книге «Слово о Тарбагатае» ( 2010 г.) Головина Д.А. и Ковалева О.И. В книге «Церкви Петровского Завода и Петровской волости» (2011г.) Д. Головин на стр.43 подтверждает строительство школы данными с областного архива.
В 2017 году будет столетний юбилей Октябрьской революции. И мы должны знать историю своей страны. В школьном музее есть лекция Лазарева Н.И. о революции к 50-летию этого события, фотографии факельного шествия, сделанные учителем. Вот списки участников Гражданской войны [прил. -VI]. Среди них врач Очковский Константин Федорович, репрессированный в 30-е годы. Его автобиография. Учитель сохранил для истории эти опасные листочки. Историк часто давал задания детям по сбору краеведческого материала. В школьном архиве, в пионерской комнате сохранились рефераты, биографии участников войны, написанные наливными ручками, значить, выполнялись в 50-60-е годы. Этим материалом пользуются современные ученики и учителя, например, Шекунова И.Д. для создания электронных книг «Выстояли и победили» и «Книги Памяти п. Тарбагатай». Фотографии и исторический материал Лазарева Н.И. использовал Ковалев О.И. , выпускник школы 1987 г., при создании первого видеофильма об истории селения. В статье районной газеты «Коммунистический труд» от 13.02.1981 года сотрудник музея ГПТУ №12 Т. Ткаченко писал, что Николай Иванович работает над книгой «Тарбагатай и тарбагатайцы» [5, с.- 3]. Очень жаль, что остались только отдельные записи. Первую книгу о селе создали петровский историк Головин Д.А. и Ковалев О.И., выпускник нашей школы. Идея создания книги принадлежит ученику нашей школы, об этом сказано в приложении к книге. Лазарев Н.И. в книге упоминается часто [ прил.- VII].
Вывод: Лазарев Н.И. имел богатый материал по истории села.
2.2.Сохранение памяти и продолжение краеведческих традиций.
В 2017 году нашему школьному музею будет 10 лет. За это время музей пополнялся новыми экспонатами. Несколько дней назад появилась экспозиция « Учитель –исследователь». Школа продолжает краеведческие традиции своего учителя. Каждый год ученики пополняют историю селения новыми фактами, оформляют презентации. Учитель истории Ведерникова М.Ф., ученица Лазарева Н.И., ходившая вместе с ним в походы по историческим местам, и другие учителя накопили богатый материал по истории села. А неизвестного ещё много, и есть, кому продолжать дело краеведа Лазарева Н.И. Я выявила такие данные: за последние три года в нашей школе повысилось количество работ на научно-практических конференциях по краеведению [прил. - VIII].
Вывод: Лазарев Н.И. воспитал настоящих патриотов, любящих историю родного края.
В нашей стране много красивых городов и сел, всех объединяет одна история, но в каждом населенном пункте живут свои, родные люди. История этого края им дорога, потому что она связана с историей семьи. Много славных имен, прославивших Родину, родное село. Мы свято храним память о людях, повлиявших на нашу жизнь. Вот таким человеком был учитель нашей школы. Он любил детей, хотел, чтобы выросли достойные граждане страны. И мы помним учителя. В школьном музее я провожу экскурсии и рассказываю об учителе.
В ходе исследовательской работы я достигла следующих результатов:
1.Изучила жизненный путь учителя школы.
2.Выяснила, какой вклад в изучение села внес историк Лазарев Н.И.
3.Познакомилась с документами и экспонатами Лазарева Н.И.
4.Исследовала, как сохраняют память и продолжают краеведческие традиции учителя современные школьники и учителя.
В перспективе эту работу можно развить по следующим направлениям:
1. История экспоната музея из коллекции Лазарева Н.И.
2.Проведение экскурсий по селу и другие.
Литература.
Весенняя сказка
Сила слова
Пустой колос голову кверху носит
Рисуем акварельное мороженое
Ель
Комментарии
Настя! Спасибо за участие в
Настя! Спасибо за участие в Вахте памяти,за отличную исследовательскую работу. Молодец, что занимаешься поисковой работой, сохраняешь память .Ирина Дмитриевна такая молодец! Ведь для такой работы нужно не только собрать материал, нужно еще правильно все оформить.
Спасибо, это благодаря Вам,
Спасибо, это благодаря Вам, проекту Вахта памяти!