Изучение истории появления кукол и их значения для людей на примере своей коллекции кукол
Вложение | Размер |
---|---|
Куклы моей семьи | 48.75 КБ |
«Куклы моей семьи»
Автор: Заломнова Анастасия, ученица 5 «А» класса
Руководитель: Шитикова Ольга Николаевна
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
пгт. Излучинск
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2»
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ (ОПИСАНИЕ РАБОТЫ)
Введение
Время не стоит на месте. Меняются поколения, столетия. В жизни появляются новые изобретения и предметы. И в магазинах для детей появляется огромное количество новых игрушек. Меня как девочку, конечно в первую очередь, интересовали и интересуют куклы. Несколько лет назад они для меня были только игрушки, а когда я мне исполнилось шесть – они стали для меня первыми моделями, для которых я вместе с мамой шила одежку. Лишь совсем недавно я посмотрела на мою коллекцию кукол по-иному. Среди них оказались и такие, которые старше меня. Оказалось, это куклы моей мамы. В нашей домашней коллекции нашлись и совсем особые куклы, и я с ними совсем не играла. Куклы, купленные по-моему желанию, отличались от своих старших сестер – это куклы Барби, Бейбибоны (с английского языка – новорожденные, малыши до года), куклы Винкс, Братс, куклы-монстры Хай, Кены (куклы-мальчики). Действительно, мы с подругами предпочитали играть в основном с зарубежными куклами, героинями иностранных мультфильмов, а позже заменили их на компьютерные игры. Мне стало интересно, почему куклы в нашей семье такие разные и зачем те, в которые не играют? Когда появились мамины куклы и из каких они мультфильмов? Зачем была кукла на свадебной машине у моих родителей? У нас есть русская матрешка, а есть ли подобные традиционные игрушки у других народов? Чем больше я осознавала необычность нашей семейной коллекции кукол, тем больше мне хотелось узнавать о куклах.
Цель работы: изучить историю появления кукол и узнать их значение для людей на примере своей семейной коллекции кукол.
А для того, чтобы выполнить эту цель, необходимо решить некоторые задачи:
-выяснить историю появления кукол в семьях людей;
- собрать материал по истории кукол, о куклах в разных странах;
- побеседовать с мамой и бабушками и описать семейную коллекцию кукол;
- посетить музей кукол;
- побеседовать с воспитателями детского сада;
- провести анкетирование;
- сшить одежду для любимой куклы, смастерить куклу «Кормилицу» своими руками для домашней коллекции;
- рассказать ровесникам об истории кукол.
Объект исследования: история появления кукол.
Предмет исследования: коллекция кукол в семье Заломновых.
Гипотеза:
Мы предположили, что:
- куклы влияют на воспитание девочек в семье;
- куклы учат детей (мальчиков и девочек) «проживать» роли взрослой жизни, общаться друг с другом; сохраняют народные традиции;
- куклы есть почти в каждой семье (в качестве игрушки, украшения и сувенира, семейной традиции, талисмана, оберега или предмета культуры народа);
Методы исследования: изучение литературы и нтернет-источников; беседа, опрос своих родственников, анкетирование, анализ.
Практическая работа: изготовление куклы «Кормилица» и одежды для кукол своими руками.
Основная часть
Кукла и ее функции
В словаре С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых – археологов, искусствоведов, - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. По-японски кукла – «нингё», что так и переводится – «образ человека». На русском языке все куклы назывались раньше одинаково — просто куклы. А на социальные функции, выполняемые ими в различных сферах человеческой деятельности, не обращали особого внимания. Сегодня мы можем выделить такие функции как: кукла-игрушка, сувенирная кукла, или кукла-символ определенной культуры, кукла-оберег, кукла-талисман, кукла-актер в театре или мультфильме, кукла – герой рассказов и сказок, кукла-манекен в магазине. В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. Существуют также музеи, где выставлены куклы всех времен и народов. В обычных семьях обычно есть куклы-обереги или куклы талисманы, сувенирные куклы в национальных костюмах или как художественное произведение и куклы-игрушки.
В 19 веке куклы были очень ценными и их хранили в шкафах, они являлись дорогими сувенирами и художественными произведениями. Дети ими просто любовались. Их могли позволить себе только очень богатые люди. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие. После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Существуют целые кукольные народы, например Саbbage Patch Kids (c англ. «детишки с капустной грядки»), а также брэндевые дорогие куклы известных европейских фирм (Kathe Kruse, Gotz, Paola Reina, Carmen Gonzalez, Antonio Juan). Например, немецкие игровые и коллекционные куклы Готц или Кате Крузе имеют свою историю создания и основателей. Эти куклы славятся непревзойденным качеством, яркие, стильные – редкое сочетание для игровых кукол, их легко мыть и даже можно стирать в машинке. Куклы этих фирм – гордость для коллекционеров. Многие современные куклы являются электронными устройствами. Однако, изготовление традиционных национальных кукол, кукол-сувениров и игровых кукол своими руками является сегодня модным ремеслом. Для одних – это продажи и заработок, для других – увлечение, занятия с детьми.
Вывод: куклы выполняют разные функции в обществе людей. Производство кукол превратилось в настоящую индустрию. Коллекционирование кукол – стало увлечением некоторых взрослых.
Первые куклы и куклы-обереги
Первобытному человеку было непонятно, что происходило с ним вокруг. С неба лилась вода и падал огонь, который мог сжечь хижину. Грозный и невидимый ветер рушил хижины и валил деревья. Кто все это устраивал? Конечно, это какие-то высшие и могущественные существа – боги. И люди дали им имена и создали портреты и скульптуры, чтобы было кому покланяться, кого просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы, истуканы – изображения богов. Чаще всего их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были первые куклы.
У многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, они приносили в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков - славян. Долгие годы они приносили женщин в жертву Великой матери природы. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живой женщины куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан – чем не девушка с беленьким личиком. Так кукла спасла человека. Эту первую славянскую куклу – назвали Коллодией (уж не оттуда ли пошла поговорка-ворчалка «Ну, что лежишь, как колода!»).
Появились и другие куклы-чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой было свое имя: Морена, Купала, Кострома, Русалка, Ярило и так далее…Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол, обычно сплетенных из соломы, с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, после «отдавали» богам – сжигали, бросали в реку или разрывали и разбрасывали по полям. И взамен просили хороших урожаев, теплого лета, счастливой любви. Некоторые из этих древних славянских праздников сохранились до сих пор. В конце зимы, взрослые и дети с песнями, плясками и играми сжигают чучело зимы - Дуню-Масленицу, а потом лакомятся блинами, точь-в-точь как наши предки.
Дальше кукла стала оберегать человека от всяких бед. Теперь она была с ним всю жизнь – с самого рождения. Русские крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Вместе с пеленкой-уголком от дурного глаза, одеяльцем будущему малышу сооружали куклу. Делали ее без иголки и без ножниц – нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок и клали пока в пустую колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним приговаривая: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!». Так кукла по-прежнему оставалась игрушкой не для ребенка, а для бессонницы, болезней и всяких напастей. Она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала хозяев. Так ее и назвали – берегиня, или оберег.
Тряпичную куклу дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее замужество. Потом куколки в красных платьях украшали свадебное печенье «куличку», «пряницу». А невесте дарили кукол, чтобы родилось побольше детишек. Традиция «приглашать» кукол на свадьбу сохранилась до наших времен. Когда у моих родителей была свадьба, свадебную машину украшала кукла в платье и фате, которую сшила мама-невеста.
Куклы «прописывались» в русской избе на всю жизнь. В каждом доме обязательно «проживали» двенадцать кукол-лихорадок: Огнея, Лидея, Гресея… Они висели возле печки и оберегали хозяев от различных болезней.
Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже …из сыра, кукурузного початка. Однако все славянские куклы похожи в одном: у них не было лица. Считалась, что если кукла будет очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух. Не было лица и у куклы «акань» и «пакы» народа ханты и манси. А вот у нанайцев кукла-амулет по имени Акоан, наоборот, была глазастой: чтобы присматривать за своим хозяином.
Богатая история у традиционных японских кукол. Куклы Дарума - сферические куклы-неваляшки с красным туловищем, белым лицом и с глазами без зрачков. Они олицетворяют Бодхидхарму, в японской синкретической мифологии - божество, приносящее счастье. У японцев также существует обряд, во время которого на куклу переносились все болезни и беды ее владельца, а затем ее сажали в бумажный кораблик. Кораблик размокал, кукла скрывалась в волнах, а вместе с ней тонули горе и невзгоды. Вывод: таким образом, куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли, передавали по наследству.
Когда куклы стали детскими игрушками
Куклы-обереги брали в руки, носили с собой, ими любовались,… и, наконец, стали ими играть.
Самая древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего хозяина – фараона. У таких куколок не было ног, так как египтяне опасались, что они могут ожить и убежать от своего хозяина. А живые фараончики играли совсем другими куклами – «прабабушками Барби», у которых были тщательно вылепленные лица, искусно сделанные подвижные руки и ноги и настоящие волосы.
В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему300 лет до нашей эры.
У славян, кукла как детская игрушка появилась примерно тысячу лет назад. Это подтверждают раскопки под Новгородом. У славянской богини природы Лады была дочь Лели, или Ляля. Ее имя стало обозначением малышки или куколки-«ляльки».
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.
Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает беду.
В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали куклы мама, бабушка или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была сооружать кукол уже сама. Это было не трудно. Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок. В каждой местности были свои способы их изготовления. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой – головка куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскуточки. Вот и вся кукла. Однако каждая народная кукла несла свой смысл и была оберегом. Смастерить народные русские куклы можно легко в домашних условиях (Приложение I, II).
В музее кукол и детской книги «Страна чудес» в г. Екатеринбург (в этом городе живет сейчас моя бабушка) я узнала, что куклы – такие разные, что куклы прошлого сохранили не только традиции, но и одежду того времени. По одежде кукол можно судить о моде того периода, когда они появились; о хозяине кукол и из какой он семьи.
В куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки, и девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее хозяйки. Бывало, что девушка брала с собой корзину с куклами, выходя замуж, и играла ими в свободную от работы и других забот минутку, пока у нее самой не появлялась дочка. Тогда куклы переходили к девочке «по наследству». Так и мне моя мама подарила куклу из своего детства.
Вывод: куклы стали средством к развитию и воспитанию детей много лет назад, куклы- обереги превращались в игрушки, с которыми передавались народные традиции.
Семейная коллекция кукол
Коллекционировать куклы начала моя мама. Она очень любила играть в куклы, шить им наряды. Одежда для кукол не продавалась в то время. Ей доставляло большое удовольствие шить для них наряды, играть в «школу», «дочки-матери». Когда я была маленькой, я тоже любила играть в куклы. Моим любимым подарком была кукла. Когда я подросла, и я стала шить моим куклам наряды: красивые платья, брючные костюмы, шляпки. Моим первым учителем по шитью стала моя мама. Я росла, и вместе со мной, под умелым руководством моей мамы, росла домашняя коллекция кукол.
Сегодня у нас дома имеется несколько коллекций кукол:
1. Коллекция кукол с фарфоровыми головками в национальной русской одежде («этнографические»). Костюмы у них как настоящие: женские сарафаны, шушуны, душегрейки. Кукольные костюмы отличаются красивой отделкой. На голове у каждой куклы настоящий головной убор: кокошник, платочек, кичка.
2. Коллекция крестьянских тряпичных кукол (кукла «Кормилица» с детишками, муж с женой «Неразлучники» и другие), сделанные своими руками.
3. Коллекция кукол в национальной японской одежде, в национальной немецкой одежде, кукла-сувенир в традиционном хантыйском костюме.
4. Коллекция русских матрешек.
5.Коллекция дымковских игрушек (кукол).
6. Куклы-игрушки из детства моей мамы;
7. Коллекция современных кукол (мои куклы Братс, Барби и другие).
Так как в нашей семейной коллекции есть сувенирные японские куклы, поэтому мы решили собрать информацию о японских куклах, оформить мини-альбом и презентацию (Приложение отдельное, альбом). Чем больше я узнавала о японских куклах, тем больше мне хотелось съездить в Японию на праздник кукол и приобрести куклы кокеши, дарума, фукурума для домашней коллекции.
Большую часть кукол в нашей семье составляют куклы, связанные с культурой нашей страны: матрешки, куклы в народных костюмах и традиционные русские куклы, сделанные своими руками. Через эти куклы я узнала много старых русских традиций. Более того, я научилась делать некоторые куклы сама, а также вместе с мамой готовить панно и аппликации, где куклы – главные герои. (Фото в приложении III, фото на слайдах).
Пока в нашей коллекции только одна куколка-сувенир в традиционной одежде народа ханты, но, работая над проектом, я уже многое узнала о куклах ханты и традициях этих народов. Для коренных народов нашего региона игрушки имели особое значение. Считалось, если девочка умеет хорошо делать игрушки, то это хорошая хозяйка, мастерица. (Приложение IV).
Я надеюсь, что наша семейная коллекция будет пополняться новыми разными куклами, и через несколько лет я смогу передать уже свои куклы своей дочке.
Вывод: наша семейная коллекция кукол учила меня общаться, заботиться о других, проживать жизненные ситуации, они стали для меня первыми моделями, значит, они развивали мой вкус, через куклы я узнала культурные традиции разных народов.
Беседы, результаты анкетирования
Когда же появились первые куклы в нашей семье? Вот, что я узнала из беседы с родными. Мои прабабушки росли в сельской местности. У них было мало свободного времени для игр, но, все же, у них были куклы, сделанные своими руками из простых подручных материалов. Их куклы не мигали глазками, не «умели ходить». К сожалению, их куклы не сохранились. У бабушек были куклы из папье-маше, сшитые из ткани и набитые ватой, большую ценность представляла большая пластмассовая кукла. Бабушка рассказывала, что можно было купить голову для куклы, а туловище пришивали сами. Затем шили одежду. Мама, в основном, играла в пластмассовые куклы. У нее даже была кукла, которая умела ходить. Мамины куклы совсем не похожи на кукол Барби, Братц, в которые играла я и мои подруги. Мамины куклы не являлись героями мультфильмов, как мои куклы. Моя мама в отличие от меня продолжала играть в куклы и в 5-ом, и в 6-ом классе.
Моя мама считает, что благодаря куклам она научила меня не только шить и мастерить их своими руками, но и со вкусом одеваться, учила бережливости и аккуратности. Куклы учили меня общаться, «проживать» жизненные ситуации и заботиться о других. Ведь куклы были для меня настоящими друзьями, членами семьи. Разнообразные куклы домашней коллекции привлекали не только меня, но и всех моих подруг.
Чтобы узнать для чего нужна кукла-игрушка в воспитании детей, я побеседовала со своим воспитателем Э.Д. Жуковой (д/с Сказка). Имея специальное образование и большой опыт, воспитав несколько поколений, она грамотно объяснила мне роль куклы-игрушки в жизни ребенка. Она имеет возможность сравнить разные поколения детей и родителей. Ее беседа помогла нам сформулировать проблему для нашего проекта. По словам Эльвиры Дмитриевны, современные молодые родители предпочитают покупать детям необычные механизмы, компьютеры, планшеты. Приходя в сад, дети «забывают» о своих домашних игрушках, а с удовольствием возятся с большими и маленькими пупсами и куклами. Необычно было услышать, что в детском саду в куклы играют и мальчики. Я ошибалась, думая, что куклы только для маленьких девочек. Оказывается, дети до 5 лет «не разделяют себя на мальчиков и девочек», они играют в куклы вместе, выстраивая взаимоотношения, проживая роли: они кормят, лечат, одевают, раздевают, укладывают спать своих кукол, гуляют с ними. Таким образом, куклы учат жить, учат будущей семейной жизни, и даже будущей профессии.
Чтобы выяснить, как другие взрослые относятся к разным куклам в семье, мы провели анкетирование. Анкета содержала всего три вопроса (Приложение V). На вопросы анкеты отвечали мамины сотрудники (бухгалтера), а также учителя и другие члены коллектива нашей школы. Мы обработали 72 анкеты. По ответам на первый вопрос, мы условно поделили семьи на 4 группы. Все отвечающие имели детей разного возраста. Нам встретилась всего 2 семьи, где нет детей, однако в этих семьях есть куклы. И есть одна анкета, где мы обнаружили отсутствие каких-либо кукол. Второй вопрос анкеты помог нам определить предпочтения в куклах. Ответы на третий вопрос о пользе кукол для детей был однозначным «да». При заполнении анкет, некоторые взрослые сознавались, что имеют небольшие коллекции кукол или хранят куклы детей, которые уже давно выросли. Все результаты мы занесли в таблицу №1
Таблица №1
Семьи с детьми до 7 лет (23 семьи – 100%) | Семьи с детьми школьного возраста (27 семей – 100%) | Семьи с детьми старше 18 (22семьи – 100%) | |
Кукла-оберег | 100% | 64,3% | 33,3% |
Сувенирная кукла, кукла - художественное произведение | - | 71% | 66,7% |
Кукла-игрушка | 100% | 71% | 50% |
Кукла-представитель национальной культуры | 40% | 50% | 41,7% |
Другие куклы | 40% (кукольный театр) | 50% (кукольный театр, кукла-голова для причесок) | 10 % нэцкэ |
На третий вопрос «Полезно ли детям играть в куклы? Почему?» большинство ответили так:
- игра в куклы развивает ребенка, он приобретает навык заботы, семейные ценности;
- через куклы дети приобретают жизненный опыт;
- куклы учат взаимоотношениям в семье;
- дети приучаются к игровой деятельности, наблюдают отношения родителей и «переносят» их на куклы, дети учатся чувствовать, понимать других, развивается чувство доброты, материнства, чуткости;
- игра в куклы – ролевая игра, формируется стиль поведения;
- через куклы дети приобщаются к социуму; учатся общаться; дети развивают речь;
- дети проигрывают жизненные ситуации; приобретают навыки для дальнейшей жизни;
- куклы развивают образное мышление; воображение; вкус; логику
- куклы готовят к взрослой жизни через игровые ситуации;
- в играх с куклами дети учатся анализировать свои поступки, поведение свое и других;
Единичными ответами были:
- куклы развивают художественный вкус;
- куклы «рассказывают» о традициях разных народов, моде.
Следует отметить, что в семьях, где дети школьного возраста разнообразие кукол больше, чем в других семьях. В семьях с маленькими детьми не оказалось сувенирных кукол. Но и в семьях, где дети выросли, остались куклы-игрушки и есть другие куклы.
Вывод: беседы и анкетирование помогли выяснить отношение взрослых людей к куклам, роль куклы в жизни ребенка.
Заключение
Выводы
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Более того, куклы «рассказывают» о моде, развивают эстетический вкус, их изготовление становятся хобби или будущей профессией.
Я надеюсь, что мой проект понравится ребятам, и они смогут почерпнуть для себя интересную и наглядную информацию и научатся изготавливать кукол своими руками.
Литература
Загадка Бабы-Яги
Как нарисовать черёмуху
Загадочная система из шести экзопланет
Сказка "12 месяцев". История и современность
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку