• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние цвета на эмоциональное состояние школьника

Опубликовано Овчинникова Лидия Владимировна вкл 12.02.2018 - 14:43
Автор: 
Замятин Иван

Человек давно заметил то, что цвета влияют на эмоциональное состояние человека. Об этом написаны книги, проведены исследования. Своё исследование провёл Иван и выяснил в какой цвет лучше покрасить стены в классе, чтобы он был более эффективным для школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние цвета на эмоциональное состояние школьника

Человек давно заметил то, что цвета влияют на его состояние. Цвет обладает живительной силой, но может оказывать и негативное влияние на его организм.

Актуальность проблемы: 

Мы школьники через 15-20 лет, когда станем взрослыми, будем определять уровень благосостояния нашей страны, её экономический и научный потенциал.  Поэтому охрана здоровья школьников является актуальной проблемой! Желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же - залог эмоциональной стабильности.

Цель работы: Исследовать влияния цвета на эмоциональное состояние школьников.

Гипотеза исследования:

Цветовой дизайн школьных кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьника.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы решались следующие задачи:

  1. Изучение теории по проблеме влияния цвета на организм человека.
  2. Разработка методического комплекса для исследования эмоционального состояния школьника.
  3. Осуществление анализа данных полученных в ходе практического эксперимента.

Практическая ценность работы: Полученные данные могут быть использованы администрацией школы, как рекомендации по оформлению дизайна учебного заведения.

В августе 2016 года в нашу школу поступили новые парты необычного цвета: оранжевые, сиреневые. И тогда мы задумались о том, каким цветом должны быть парты и стены в классе. С этой целью мы изучили труды Золотарёва, Фрилинга и Ауэра. И узнали, что наиболее благоприятные для человека цвета -  зелёный, жёлтый, голубой, салатовый. Они дают отдых глазам, успокаивают, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Каждый цвет несет в себе какую-то информацию, а человеческий организм реагирует на цвет.

  • Красный - увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания.
  • Оранжевый - вызывает легкое возбуждение, улучшает пищеварение.
  • Жёлтый - вызывает весёлое настроение и стимулирует умственную деятельность.
  • Зелёный – успокаивает нас, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
  • Голубой - снижает кровяное давление и тоже успокаивает.
  • Синий - располагает к серьёзному поведению, но вызывают у нас грусть.
  • Фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, помогает организму бороться с болезнями.

 

После того, как мы изучили литературу по этому вопросу, мы прошли по классам начальной школы и посмотрели, в какие цвета окрашены стены. Для четырёх кабинетов выбраны оттенки синего, один кабинет ярко-розовый, один - светло-зеленый.

Затем мы провели опрос одноклассников.

В классе было 27 человек: 14 девочек и 13 мальчиков. Сначала выбор их был очевиден. На вопросы: «Какого цвета Вы хотели бы иметь парты, и в какой цвет покрасить стены?» Девочки предпочли розовый и фиолетовый, мальчики зеленый и голубой.

И тогда мы вместе с классным руководителем Лидией Владимировной посвятили этой теме классный час и в конце провели анкетирование. В результате: для кабинета ребята выбрали жёлтый цвет, для парт – зеленый, для доски – темно-зеленый, а для пола – коричневый.

Свои результаты мы показали нашим родителям, потому что они собирались летом делать ремонт класса. На собрании родители поддержали наше желание сделать солнечный класс и решили окрасить стены в жёлтый цвет, потому что, во-первых, он стимулирует умственную деятельность, способствует концентрации внимания, а во-вторых, вызывает весёлое радостное настроение.

В августе 2017 года силами родителей нашего класса в кабинете был изменен цвет стен с синего на желтый.

Изменилось ли что-нибудь в нашей жизни после этого?

Прошла только одна четверть, но некоторые изменения все-таки есть:

1. Мы стали более аккуратными, это отмечает и техничка, которая моет наш класс.

2. На уроках стали лучше работать, поэтому закончили первую четверть лучше, чем второй класс – это доказывает классный журнал.

3. Мы стали более спокойными и дружными.

Конечно, может быть это возраст, ведь мы же растем, а может и новый цвет стен помогает нам становиться лучше. А самое главное, что и осенью, и зимой, когда на улице пасмурно и мало солнечного света, у нас всегда в классе солнечно, уютно и весело!

И учителям очень нравится наш солнечный кабинет!

Изучив данную проблему, можно сделать следующие выводы:

  1.  Цвет оказывает влияние на организм человека, разные цвета могут воздействовать на наше эмоциональное состояние по-разному. Есть цвета активные, возбуждающие, есть успокаивающие.
  2. Дети интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность, и их выбор совпадает с мнением психологов.
  3. Наиболее подходящие тона для дизайна школы - желтый, оранжевый, зеленый, голубой.  

Мы считаем, что, планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, администрация школы и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников.

Мы подготовили рекомендации, которые могут помочь в будущем выбрать цветовую гамму для оформления школы.

Интересно, что дети любят тот или иной цвет в зависимости от возраста:

  • В раннем возрасте предпочитают: мальчики – красный, девочки - розовый.
  • В 9-11 лет интерес меняется к оранжевому, затем к жёлтому – салатовому - зелёному.
  • После 12 лет любимый цвет - синий.

В своей книге «Человек - цвет - пространство» Фрилинг и Ауэр предлагают следующие цвета для школы.

  • Для стен в классах и библиотеке использовать желтый, бежевый, кремовый цвета. Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета - он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
  • При оформлении стендов и классных уголков, использовать зеленый или синий текст на белом фоне.
  • Для спортзала лучше подходит светло-оранжевый; это самый тонизирующий цвет. Он стимулирует активность!
  • Лестничные проемы лучше покрасить зеленым. Он стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети бегают по лестницам вверх-вниз, зеленый будет поддерживать в равновесии их дыхание.
  • Коридоры нужно красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки успокаивают и дают отдых глазам.
  • А школьная столовая должна быть светло-желтой или бежевой, с красно- оранжевыми акцентами. Теплые тона улучшат аппетит и работу желудка.

Список литературы

1 .Герасименко Н.В. «Разноцветный класс». Домашний доктор, 1998г, № 4

2. Дядюн Т.В. «Эмоциональные сферы». Школьный психолог, 2004, № 24

З. Золоторев Ю.Г. «Целительные мудры» М:, 2000г

4.Зверев А.Т., Зверева Е.Г. «Экология 7-9 кл». М:, Дом педагогики, 2002г

5. Ауэр К., Фрилинг Г. «Человек – цвет пространство. Прикладная цветопсихология». Издательский дом Питер, 1999г.

Рекомендации по выбору цветового дизайна школы

с учетом психологических особенностей.

  • Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета - он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
  • Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения - доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей.
  • Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Лучше всего темно- зеленая доска: на ее фоне лучше всего воспринимаются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками.
  • Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты - от цвета этих деталей интерьера тоже кое-что зависит. Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом.
  • Спортзал - выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого; это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность - ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале. Кроме того, этот цвет согревает, что нелишне для облаченных в футболки, голоногих ребятишек.
  • Лестничные проемы - должны быть зелеными. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети бегают   по лестницам вверх-вниз, зеленый будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
  • Коридоры и вестибюли - нужно красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам.

  • В основе колорита школьной столовой - должны лежать светло-желтые и бежевые оттенки: теплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу желудка. Очень красивы и уместны на фоне желтого декоративные панно или витражи в красно-оранжевой гамме.
  • Для актового зала - приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету думают, что удачнее всего сочетание (чередование) светло-зеленых и золотисто - желтых плоскостей.

Желаем успеха!

Люди часто говорят:

«Дома стены помогают!»

А ведь школу для ребят

Вторым домом называют.

Чтобы было в ней уютно,

И спокойно, и надежно.

По гипотезе работы

Перекрасить стены можно!

Классы красим в жёлтый цвет.

Лучше солнца – цвета нет!

Концентрирует вниманье,

Улучшает состоянье!

Чтоб внимательно читали,

И, конечно, выполняли

Правила и объявленья.

Синий стенд! И нет сомненья!

В тонус быстро приведет

Цвет оранжевый спортзала.

И наградам от побед

В школе места будет мало!

Мы по лестничным проёмам

На перилах вниз «летим».

Если будет там зеленый,

То дыханье сохраним.

Голубой, жемчужно-серый

Коридор нас успокоит.

Отдых будет глазкам бедным.

На серьезный лад настроит.

Желтый, бежевый и красный

И оранжевый акцент!

Аппетит в столовой нашей!

Будет классный. Спору нет!

Если наше предложенье

Директор к сведенью возьмёт!

За всё наше поколенье

Путин руку её пожмет!


Поделиться:

По морям вокруг Земли

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

Четыре художника. Осень

Золотая хохлома