Изделия ручного труда снова обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Не случайно в народе всегда ценили ручную работу - как источник эмоциональной духовности. Особое место занимает шитье из лоскута, корни которого погружаются в далекое прошлое.
Различные виды лоскутного шитья присутствуют в декоративно-прикладном искусстве народов мира. Они тесно переплетаются со многими другими видами народного искусства: вышивкой, вязанием, оригами, кукольным творчеством и др.
В нашей стране проходит немало выставок и фестивалей, посвящённых искусству лоскутного шитья. С каждым годом, растёт количество экспонируемых на них работ. Современные художники – дизайнеры работают в различных жанрах, используют современные материалы в создании оригинальных фактур, раскрывая огромный потенциал техники в создании художественного текстиля для изготовления предметов интерьера и одежды.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volkova_karina.docx | 265.42 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 106 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»
Грибоедова ул., 35, Челябинск г., 454071, тел. (351) 772-80-20, факс 772-84-84,
E-mail: schoolchel106@bk.ru Сайт: http://shkola106chel.ru/
Проект
На тему:
Народные элементы в декоре одежды
Выполнила: ученица 7А класса
Волкова Карина
Проверил: учитель технологии
Емельяненко А.А.
Челябинск 2018.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………………3
История становления техники лоскутного шитья………………………………………….5
Характеристика фольклорного стиля с учетом современной моды………………………7
Цвет как средство композиции………………………………………………………………8
Изготовление народного элемента в декоре одежды с использованием художественных возможностей лоскутного шитья……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………15
Выводы………………………………………………………………………………………...15
Список используемых источников…………………………………………………………..16
Изделия ручного труда снова обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Не случайно в народе всегда ценили ручную работу - как источник эмоциональной духовности. Особое место занимает шитье из лоскута, корни которого погружаются в далекое прошлое.
Различные виды лоскутного шитья присутствуют в декоративно-прикладном искусстве народов мира. Они тесно переплетаются со многими другими видами народного искусства: вышивкой, вязанием, оригами, кукольным творчеством и др.
В нашей стране проходит немало выставок и фестивалей, посвящённых искусству лоскутного шитья. С каждым годом, растёт количество экспонируемых на них работ. Современные художники – дизайнеры работают в различных жанрах, используют современные материалы в создании оригинальных фактур, раскрывая огромный потенциал техники в создании художественного текстиля для изготовления предметов интерьера и одежды. [1]
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Народное искусство, раскрывает изначальные истоки духовной жизни народа, наглядно показывает его моральные, эстетические ценности и является частью его истории. Поэтому привитие любви к родной культуре, привлечение к познанию истоков народного творчества, знакомство с обычаями и традициями русского народа являются одним из основных задач в творческом развитии.
Проблема: влияние народного костюма на современную моду продолжает сохранять актуальность и в наши дни. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда, это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства.
Цель проекта:
Развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию на примере лоскутного шитья.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Интерес к технике лоскутного шитья, появлялся в периоды кризисных ситуаций. Женщины были вынуждены из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
История лоскутного шитья связана со становлением и расцветом текстильной промышленности России XIX века, с именем купца Мещерина, владельца фабрики «Даниловская мануфактура».
Геометрический подбор различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».
Для художественного языка лоскутных изделий того периода характерны следующие черты:
– в лоскутном полотне применялись домотканые ткани, часто поношенных, не подлежащих починке предметов одежды, зачастую с элементами вышивки или аппликации (в современном лоскутном шитье сочетание лоскутного рисунка с вышивкой считается наиболее гармоничным и популярным)
- в более поздний период с появлением набивных материалов использовались ткани с геометрическим рисунком в виде клетки, полосок различной ширины, гороха, с использованием растительных мотивов;
-в цветовой гамме преобладает контрастное цветовое решение (сочетание красных, белых, синих деталей – открытых цветов;
-использовались лоскутные полотна для изготовления исключительно утилитарных изделий: предметов интерьера (одеяла, коврики); декоративных элементов одежды, в изготовлении кукол.
С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
Современные художественные лоскутные изделия по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества в искусстве народов мира. Сохранив традиционные черты лоскутного шитья, современные матера, работая в различных жанрах, создают великолепные авторские работы с использованием сложных авторских техник. Среди современных мастеров знаменитая Тамара Санчес, заслуженный художник РФ, родоначальница украшений современного костюма в технике лоскутной графики, тот человек, который активно возрождал в России интерес к лоскутному шитью. Наталия Акимкина, Римма Быбина - члены Совета Ассоциации мастеров лоскутного шитья России, Любовь Лежанина, Елена Фоломьева, и другие участники многочисленных российских и зарубежных выставок и фестивалей.
Лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – культурным наследием прошлого.
Лоскутные работы в русском стиле отличаются собой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур.
Очень актуальны работы, выполненные со сказочными персонажами русских сказок.
Лоскутная техника требует от художника великолепного владения и цветом и мастерством шитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная, миллимитровая точность кроя и такая же точность при сшивании лоскутков, так как из-за разницы в несколько миллиметров возникает перекос изделия.
Различные узоры служат дополнительным украшением лоскутного изделия.
В 1970-е годы в одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный стиль, и тогда появился новый всплеск интереса к лоскутной технике. Музеи России начали собирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекции народного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Музея ивановского ситца, местных краеведческих музеев. Лоскутными технологиями заинтересовались современные профессиональные художники.
Лоскутная техника требует от художника великолепного владения и цветом, и мастерством шитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная, миллиметровая точность кроя и такая же точность при сшивании лоскутков, так как из-за разницы в несколько миллиметров возникает перекос изделия. Кроме того, нужно еще в совершенстве освоить ручную и машинную стежку (от слова "стегать" - прошивать насквозь положенный между двумя кусками ткани слой ватина, ваты или другой прокладки). Различные узоры стежки служат дополнительным украшением лоскутного изделия.
Из лоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки, жакеты, жилеты. Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборе тканей.
Очень часто в нашей жизни используется термин «стиль». Понятие стиль многостороннее. Можно говорить о стиле отдельных произведений, или жанра, об индивидуальном стиле отдельного автора, о стиле образа жизни, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений.
Стиль - это конкретное воплощение эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена "больших художественных стилей": ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образов. Уже в XIX в. появились стили, ориентированные на использование стилей прошлого и их смешение. Можно сказать, что стиль существует по законам живого, так как каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка.
Однако стиль не исчезает бесследно. Стиль выражает стремление к вечному.
Стили в интерьере можно разделить на основополагающие: исторический, этнический фольклорный. Рассмотрим каждый стиль подробнее.
Интерьер в фольклорном стиле стилизован под национальные мотивы народов мира. Это русские, скандинавские, индейские, латиноамериканские, восточные и другие.
Фолк стиль в интерьере не копирует национальный костюм, а использует некоторые типичные черты.
Фольклорный стиль в интерьере не имеет каких-то четких границ, ведь тут многое зависит от того, мотив какого народа взят за основу интерьера.
Фольклорные мотивы могут просматриваться в крое, в отделке, в деталях интерьера.
Изделия для интерьера в фольклорном стиле должны быть изготовлены из натуральных тканей, естественной гаммы или наоборот ярких цветов (за исключением черного). Распространены геометрические узоры, орнаменты, иногда изделия для интерьера в фольклорном стиле украшают дополнительными техниками. [2].
Цвет как средство композиции.
Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».
Цвет играет огромную роль в создании изделий, как и в любой другой декоративной композиции и остаются одним из важных компонентов.
Основа работы при создании художественного лоскутного изделия – гармоничный подбор цвета используемых лоскутов ткани.
Все цвета делятся на ахроматические (белый, серый, черный) и хроматические – цвета цветового спектра и их оттенки.
Основные цвета – красный, желтый, синий.
От смешения основных цветов образуются дополнительные:
Красный + желтый = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Желтый + синий = зеленый
По окружности цветового круга между основными и производными цветами располагается бесконечное множество промежуточных цветов и оттенков, естественно переходящих от одного к другому.
Группа коричневых цветов получается при смешении всех цветов цветового круга. Эти цвета не подчиняются строгим законам шестичленного цветового круга, поэтому не будем включать их в круг, а поговорим о них отдельно.
Расстояние по дуге окружности цветового круга между соседними вершинами треугольников основных цветов называют сектором цветового круга.
У любого цвета или его оттенка три характерных признака, отличающих его от других цветов и оттенков:
Тон цвета – принадлежность его к определенному основному или производному цвету. Например, с первого взгляда мы определяем: это – синий цвет, а это – красный. Для сложных оттенков обычно указывают принадлежность к определенному сектору цветового круга: это сине-зеленый, а это оранжево-красный.
Насыщенность цвета – проще говоря, сколько белой или черной краски добавлено к определенному по тону цвету.
«Разводить или, наоборот, «сгущать» можно любой оттенок цветового круга: для этого при окраске ткани изменяют концентрацию раствора красителя.
Яркость (светлота) цвета – самая сложная и относительная характеристика. По яркости цвета цветового круга делятся на 2 группы: более яркие (красный, оранжевый, желтый) – их называют активными или теплыми; менее яркие (зеленый, синий, фиолетовый) – их называют пассивными или холодными. Яркость цвета убывает по дуге цветового круга от оранжевого (самого теплого) до синего (самого холодного).
Для художника, создающего лоскутные изделия, чрезвычайно важно уметь сочетать цвета тканей в одном произведении. Гармоничность цветовых сочетаний, зависит от расположения цветов в цветовом круге.
Различают два основных типа гармоний по цветам: родственные и контрастные.
Родственные цвета – это все цвета и оттенки в пределах двух соседних секторов цветового круга.
Гармонии родственных цветов делятся на три группы.
Одноцветная гармония – сочетание цветов, распологающихся в двух соседних секторах цветового круга, достаточно близко к границе между ними.
Тональная гармония – сочетание чистого цвета и его же с примесью другого цвета или тона (например, желтого с табачным или голубого с пепельно – голубым). В лоскутной технике шитья эффекта тональной гармонии достигают сочетанием однотонного цветного лоскута и лоскута, у которого по фону того же оттенка нанесен цветной набивной рисунок.
Контрастные цвета – это цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга.
Различают две группы гармоний контрастных цветов. Парная, или дополнительная гармония – сочетание любой пары цветов, расположенных на концах диаметра цветового круга. Вращая диаметр вокруг центра круга, получают гармоничные сочетания пар различных оттенков, на которые укажут концы диаметра. Можно немного «смягчить» жесткую контрастность сочетания, взяв один оттенок точно с конца диаметра, а другой – на небольшом удалении по дуге от другого конца диаметра.
Гармония триады – сочетание трех контрастных цветов или их оттенков, отличающихся по насыщенности и расположенных на вершинах равностороннего треугольника, вписанного вписанного в цветовой круг. По этому типу гармонии сочетаются между собой все основные, а также дополнительные цвета.
Ахроматические цвета, не входящие в цветовой круг. По этому типу гармонии сочетаются между собой. Однако в окраске тканей часто присутствуют ахроматические цвета с заметным теплым или холодным оттенком.
Так же лучше работать и с коричневыми оттенками, сочетая теплые «земляные» оттенки с теплыми цветами цветового круга, а холодные «шоколадные» - с холодными оттенками.
При создании сложной лоскутной мозаики часто используют множество различных оттенков лоскутов. В этом случае применять правила сочетания цветов напрямую нельзя, но можно работать в так называемой цветовой гамме.
Цветовая гамма – это объединение бесконечных переходов и оттенков однородных по тону цветов.
В цветовые гаммы входят оттенки нескольких соседних секторов цветового круга. Например, в сине – фиолетовую гамму могут входить цвета от зеленовато синих до красно – фиолетовых. Основное условие – плавный, без больших скачков и разрывов, переход от одного тона к другому по цветовому кругу, через несколько промежуточных цветов и оттенков.
Цветовой контраст можно наблюдать также на примере сопоставления теплых и холодных цветов. Размещенные рядом теплые и холодные цвета будут усиливать друг друга, вызывать взаимное контрастное воздействие. Так, холодные цвета в окружении теплого приобретает большую звучность, и, наоборот теплый тон резче выделяется на фоне холодного.
Основываясь на явлении цветового контраста, можно придать тому или иному цвету нужный оттенок. Если холодный цвет смешать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее.
Теплые цвета в окружении холодных кажутся как бы выступающим вперед. Красный предмет, поставленный в ряд синих, создают ощущение удаленности: синий мазок на красном фоне как бы «проваливается». Необходимо помнить, что цвет сам по себе, в силу ассоциативных представлений, может выявить ту или иную реакцию – теплые светлые тона создают бодрое настроение, серые, черные, темные цвета вызывают чувство уныния, подавленности.
Известно, что на цвета влияет освещение. При искусственном освещении (электрическом) все цвета, в зависимости от яркости источника света, принимают более или менее желтоватый оттенок. Так, все желтые цвета и их оттенки кажутся менее яркими, а иногда даже выглядят почти белыми. Оранжевый цвет светлеет и переходит в желтовато – оранжевый. Ярко – красный цвет становится ярче, а некоторые оттенки его желтеют. Синий цвет, особенно его светлые тона, принимают зеленоватый оттенок, а порой кажутся сероватыми или беловатыми. Синий цвет с красноватым оттенком приближается к сиреневому. Цвет электрик (ярко-синий) теряет яркость и становится темнее. Голубой цвет зеленеет, светло – синий – темнеет, темно – синий кажется почти черным. Синевато – зеленый делается более зеленым, а чисто зеленый – ярче и желтее, ярко – зеленый цвет становится менее резким. Фиолетовый заметнее других цветов теряет яркость и чистоту тону, он становится краснее, темнее и тусклее, а некоторые его оттенки выглядят грязноватыми. Следовательно, для вечернего туалета наиболее выигрышны зеленый, оранжевый, и желтый цвета, а также темно-красные тона. Менее желательны фиолетовый, синий, электрик и светлые оттенки красного.
Подбирая цветовую гамму композиции, необходимо представлять общий световой тон изделия в целом: будет ли оно светлым, легким или, наоборот, темным, мрачным. При создании изделия вовсе не обязательно стремиться только к нежным, «пастельным» сочетаниям цветов. Очень выразительны работы, выдержанные в темной тяжелой гамме. Черные, багрово – красные, темно – фиолетовые тона придают украшениям строгость, торжественность, своеобразную «монументальность». При разработке цветовой гаммы ни в коем случае нельзя ограничиваться только теплыми или холодными, светлыми или темными цветами. Теплые тона должны противостоять холодным, светлые – темным, насыщенные – глухим, малонасыщенным. Радость теплых красок ощутима сильнее, если в композиции прозвучат холодные цвета. Нежность светлых тонов усиливается благодаря соседству темных.
Цветовая гамма – это бъединение бесконечных переходов и оттенков однородных по тону цветов.
В цветовые гаммы входят оттенки нескольких соседних секторов цветового круга. Например, в сине – фиолетовую гамму могут входить цвета от зеленовато синих до красно – фиолетовых. Основное условие – плавный, без больших скачков и разрывов, переход от одного тона к другому по цветовому кругу, через несколько промежуточных цветов и оттенков.
Цветовой контраст можно наблюдать также на примере сопоставления теплых и холодных цветов. Размещенные рядом теплые и холодные цвета будут усиливать теплохолодность друг друга, вызывать взаимное контрастное воздействие. Так, холодные цвета в окружении теплого приобретает большую звучность, и, наоборот, теплый тон резче выделяется на фоне холодного. Основываясь на явлении цветового контраста, можно придать тому или иному цвету нужный оттенок. Теполоходность цветов – достаточно относительное понятие, поэтому при сравнении между собой двух холодных цветов один из них, обладающий меньшей «холодностью» будет восприниматься как теплый, например, зеленый и сине – зеленый. Оба они относятся к холодным, но при сопостовлении зеленый цвет будет казаться теплее по сравнению с сине – зеленым. Если холодный цвет смешать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее.
Теплые цвета в окружении холодных кажутся как бы выступающим вперед. Красный предмет, поставленный в ряд синих, создают ощущение удаленности: синий мазок на красном фоне как бы «проваливается». Необходимо помнить, что цвет сам по себе, в силу ассоциативных представлений, может выявить ту или иную реакцию – теплые светлые тона создают бодрое настроение, серые, черные, темные цвета вызывают чувство уныния, подавленности.
Цветовой контраст, то есть сочетание различных по своей насыщенности, светлоте красок, подчеркивает детали орнамента. Если необходимо привлечь внимание к какой – либо детали узора, ее нужно окружить контрастным цветовым или светлым фоном. Орнамент, выдержанный в теплых тонах, желательно расположить на холодном фоне, а светлый на темном фоне.
Однако не стоит чрезмерно увлекаться яркими, броскими сочетаниями цветов. Излишняя пестрота изделия (аксессуара) чаще всего дисгармонирует с элементами костюма. Но даже самые яркие цветовые пятна можно удачно и гармонично связать между собой, используя некоторые простые приемы.
Еще один способ объединения насыщенных цветтовых пятен – введение в цветовую гамму ахроматических нейтральных цветов: белого, серого, черного.
Из выше изложенного, можно сказать, что основной задачей при подборе цветовой гаммы будущего изделия является создание цельного колорита.
Следует учитывать, что сам фон, конфигурация декорирующей поверхности есть элемент общей композиции, подчеркивающий особенности узора. В грамотно составленной композиции всегда можно выделить главные и соподчинительные элементы узора. Определяющим началом в процессе работы над орнаментом является не только форма декорированного предмета, но и неотъемлемой чертой является цвет.
Удачно подобранные цветовые сочетания делают изделия очень интересными с точки зрения творческого процесса, поиска новых композиционных решений.
Но чтобы изделие было оригинальным необходимо правильно подобрать орнамент, учитывая назначение будущего изделия, его форму, расположение отдельных фигур или орнаментальной полосы. Для придания изделию привлекательности и насыщенности, подбираются цвета. Только подобрав правильно цветовую гамму можно выполнить красивое и оригинальное изделие.
Поиск колористического решения представляет серьезную проблему еще и потому, что зависит не только от слаженности избранных цветов, но еще и от внешних по отношению к собственному колориту факторов – функционального назначения, среды, где будет функцианировать костюм, половозрастных характеристик и фактур материалов, из которых выполнено изделие или аксессуар.
Гармония цветовой композиции панно во многом определяется тем, насколько эти изделие сливается с дизайном интерьера, его индивидуальными колористическими особенностями, такими как цвет стен, пола, потолка. Цвет изделия должны обязательно учитывать эти нюансы и гармонировать с ними по принципу контраста или подобия.
Работа в цветовой гамме сложна, она требует от художника большого вкуса и интуиции при подборе цветов, но часто дает прекрасные результаты. Восприятие цвета и цветовых сочетаний – очень индивидуальное свойство человека и зависит от его национальности, пола возраста, физиологического состояния и т.п. подбирая лоскуты для изделия, художник должен прежде всего опираться на свою интуицию, что бы отразить в произведении собственное видение мира и свое настроение в данный момент. [4].
Изготовление народного элемента в декоре одежды с использованием художественных возможностей лоскутного шитья.
Если вы задумали смастерить себе лоскутную одежду, то стоит узнать о технологиях ее изготовления. Беря за основу лоскутное шитье, сначала придумайте орнамент (узор, схему), а затем приобретите подходящие ткани и нарежьте из них лоскутов. Не забудьте (согласно технике лоскутного шитья) предварительно подготовить ткань, постирав ее и отутюжив. После этого приступайте к сшиванию пэчворк-полотна. Когда полотно будет готово, можно начинать выкраивать детали будущей одежды, а затем уже и приступать непосредственно к ее шитью.
Основное полотно состоит из отдельных квадратиков:
Каждый из квадратиков дважды сложен уголками к центру по тому же принципу, как из бумаги начинает складываться кораблик :
Единственное отличие от бумажного в том, что для ткани необходимо предусмотреть припуски на швы, чтобы полотно вышло аккуратным. В итоге готовое полотно получается довольно плотным , потому что ткань имеет четыре сложения. Ну и расход ткани большой по той же причине.
Отлетные уголки каждого из квадратиков зафиксировать в центре короткими строчками крест-накрест:
Затем, все получившиеся квадратики нужно соединить в единое полотно. Для этого сначала сшиваем их попарно , лицом к лицу и соединяем их невидимым швом.
А затем таким же образом сшиваем все квадратики в единое полотно:
Теперь делаем «окошки». Для того чтобы сделать маленькие квадратики нужно из белой и голубой ткани вырезать квадраты 4 на 4см , 32 шт белой и 16 шт голубой ткани.
Затем, самое интересное . Край диагонального квадрата отогнуть на ткань « окошка» и проложить невидимый шов по краю.
Аналогичным образом обрабатываем все четыре стороны «окошка».
Заключение.
В современной моде, на сегодняшний день очень актуальны вещи созданные своими руками.
В ходе написания проекта нами была подробно изучена технологическая и культурологическая литература. Благодаря чему, мы изучили современные тенденции моды, техники лоскутного шитья, что существенно облегчило выбор практической деятельности.
Вывод.
В результате проекта по созданию народного элемента в декоре одежды, нами было выявлено, что на сегодняшний день изделия ручного труда снова обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами.
Мы разработали инструкционную карту по технике лоскутного шитья и видим дальнейшую перспективу применения разработанного нами продукта для обучающихся школы.
Список используемой литературы.
1.Зайцева, А.А. Забавные поделки в оригинальной лоскутной технике [Текст] / А.А. Зайцева// Азбука рукоделия. - М.: Эксмо,2012.- 64 с.
2. Кибалова, Л. Иллюстрированная энциклопедия моды [Текст] / О. Гербенова, М. Ламарова.- Артия, Прага, 1988- 317—321 с.
3. Костикова, И. Школа лоскутной техники [Текст] / И.Костикова.- М.: Культура и традиции, 1997.-432 с.
4. Максимова, М. Лоскутная мозаика [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина , Н. Кузьмина.- М.: Эксмо, 2006-232 с.
5. Уцеховская, Л. Лоскутная пластика [Текст]/ Л.Уцеховская. - М.: Легпромбытиздат, 1989. – 187 с.
Заповеди детства и юности
Весенняя сказка
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Серебряное копытце
Свинья под дубом