• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему: Удивительный мир головоломок

Опубликовано Пономарёва Любовь Юрьевна вкл 05.02.2019 - 10:21
Пономарёва Любовь Юрьевна
Автор: 
Пономарёв Михаил Владимирович

Головоломка "Сложи узор" и "Танграм" своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №17»

Исследовательская работа на тему:

«Удивительный мир головоломок».

Выполнил:  ученик 4А класса

                                                                        МБОУ «Лицей №17»

                                                                     Пономарёв Михаил

                                                 Научный руководитель:

                                                                                    учитель начальных классов                        

Пономарёва Любовь Юрьевна

г.Троицк

2018 г.

Оглавление

  СТР.

Введение___________________________________________________________3

Глава I. Теоретическая часть исследования____________________________4

1.1.Что такое  головоломка, виды головоломок___________________________5

1.2 Кубики Никитиных «Сложи узор», танграм_________________________5-6

Глава II. Практическая часть исследования.__________________________7

 2.1. Анкетирование. Результаты______________________________________ 7

2.2. Практическая работа по изготовлению танграма в классе и изготовлению кубиков Никитина дома______________________________________________8

Заключение_______________________________________________________ 9

Список  литературы________________________________________________10

Приложение_______________________________________________________11

Введение

          Кто из нас не решал головоломки? Каждый человек, хоть раз в своей жизни сталкивался с ними. Невозможно передать ощущения, которые испытываешь, разгадав секрет той или иной трудной задачки.

        Меня давно интересуют различные головоломки, но недавно мне захотелось узнать, а какие вообще головоломки существуют?

       Мы с родителями начали искать информацию в сети Интернет, и нашли массу интересных головоломок, о существовании которых раньше и не подозревали. Мне очень понравились головоломки для малышей, потому что у меня маленькая сестренка.  Увидев, сколько стоят эти головоломки на сайте, я решил сам сделать две головоломки сам, а именно, «Сложи узор» семьи Никитиных, для сестренки и головоломку Танграм,  для игры в классе.

       Итак, цель моего исследования: изучить информацию о различных видах головоломок и сделать две из них своими руками.

       Исходя из этой цели, я сформулировал следующие задачи:

  1. Изучить интернет-ресурсы  и  литературу о данном понятии.
  2. Систематизировать свои знания о головоломках и описать некоторые из них.
  3. Изучить особенности головоломок «Сложи узор» Никитиных и  Танграм.
  4. Составить план изготовления головоломок.
  5. Сделать головоломки своими руками.
  6. Попробовать в классе с ребятами сделать головоломку Танграм.
  7. Обобщить результаты практической работы и сделать выводы.

   Я выдвинул следующую гипотезу: у меня получится сделать головоломки «Сложи узор»  и Танграм своими руками.

Объектом моего исследования является мир головоломок.

Предметом исследования выступают головоломки «Сложи узор» и Танграм.

   В своей работе я использовал такие методы как:

  1. Изучение литературы (цитирование)
  2. Метод опроса  (анкетирование)
  3. Систематизация и обобщение результатов

Глава I. Теоретическая часть исследования

1.1.Что такое  головоломка, виды головоломок.

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах и в других исторических памятниках.

       Существуют различные виды головоломок:

  1. Устные головоломки- задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады, данетки, логические парадоксы)
  2. Головоломки с предметами — логические задачи с обычными бытовыми предметами( со спичками, с монетами, с картами)
  3. Механические головоломки — предметы, специально изготовленные как головоломки (проволочные, шнурковые, складушки, узлы, шкатулки и т. п.) – кубик Рубика, змейка Рубика, танграм, меледа (проволочные), пятнашки, пазлы.
  4. Печатные головоломки — напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определенным правилам ( кроссворд, ребус, судоку, японский кроссворд, мосты, какуро, забор)

      Мне интересны все виды головоломок, но я хотел бы остановиться в своем

исследовании на механических головоломках. В раннем детстве я очень любил собирать пазлы и шнуровки, а сейчас я заметил, что моя сестренка тоже очень любит собирать пазлы и составлять картинки, мама рассказала мне, что существует такая семья Никитиных, которая развивает своих детей, их умственные способности, при помощи различных логических игр. Одной из таких игр, является игра «Сложи узор», я решил познакомиться с ней получше.

1.2 Кубики Никитиных «Сложи узор», танграм.

«Сложи узор»

      Эта головоломка понравилась мне тем, что в этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой мыслительной деятельности.

      Как в нее играть: поначалу нужно изготовить 16 кубиков с цветными сторонами (процесс изготовления будет показан в практической части) и карточки – задания, на которых будут изображены различные узоры. Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. Так как моей сестренке уже 4 года, то мы с ней сначала любовались красотой узора, вспоминали цвета, которые понадобятся для составления узора. Затем я показывал, как составить узор, а Вера смотрела, лишь потом решила попробовать сама.

   Авторы советуют на следующий день дать ребенку несколько заданий из предыдущей серии, которые он уже научился составлять, а затем, переходить к более сложным.

   Процесс освоения этой головоломки очень сблизил нас с сестрой, она прислушивается к моим советам и ждет, что я похвалю ее за успехи. Мы будем продолжать развиваться с помощью этой игры.

Танграм

Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») состоит из семи    плоских фигур, или танов.  Это 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), параллелограмм и квадрат. Их необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т.д. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.

Танграм считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.

Однако, несмотря на устоявшееся представление о Танграме как о древнейшей игре, самое раннее изображение его фигур в китайской книге датируется 1813 годом. Уже в начале XIX века благодаря развитию торговых отношений с Китаем эта игра стала популярна в Европе и Америке. Старейший экземпляр Танграма был подарен сыну американского судовладельца в 1802 году; он сделан из слоновой кости и хранится в шелковом футляре.+

Любителями игры были, например, Эдгар Аллан По и Льюис Кэрролл. В библиотеке последнего имелась книга с 323 заданиями для этой головоломки.              «Очарование Танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

М. Гарднер

      Правила игры: 1. В каждую собираемую фигуру должно войти непременно все 7 элементов . 2. При составлении фигуры, элементы не должны налегать друг на друга, то есть располагаться только в одной плоскости. 3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

Подсчитано, что вариантов составления различных фигур – более 7000.

Что развивает Танграм:

  • усидчивость (как и любая другая головоломка, Танграм требует времени);
  • внимание, умение концентрироваться на деталях;
  • воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения;
  • логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты;
  • умение действовать по правилам.

    Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, Танграм является отличным развивающим пособием.

Глава II. Практическая часть исследования.

                                                  2.1. Анкетирование.

     Собирая информацию по теме головоломок, мне пришла в голову мысль, задать вопросы одноклассникам, любят ли они решать головоломки, знают ли про головоломку Танграм и могут ли сделать ее своими руками?

    Результаты анкетирования получились следующие (приложение):

Анкета (обведи нужный ответ)

  1. Любишь ли ты решать головоломки?_____________________________________________да/нет
  2. Знаешь ли что такое Танграм?_______________________________да/нет/
  3. Сможешь ли сам сделать Танграм своими руками?______________да/нет

Результаты анкетирования получились следующие:

Вопрос

Да

Нет

1.        Любишь ли ты решать головоломки?

17

3

2.        Знаешь ли что такое Танграм?

4

16

3.        Сможешь ли сам сделать Танграм своими руками?

3

17

Результаты анкетирования позволили мне сделать вывод о том, что большинству моих одноклассников, а именно, 85% любят решать головоломки, 80% не знают что такое Танграм и не смогут его сделать.

    Таким образом, я сделал вывод, что изготовление данной головоломки будет интересно моим одноклассникам.

2.2 .Практическая работа по изготовлению Танграма в классе и изготовлению кубиков Никитина дома.

Для изготовления Танграма, мне и моим одноклассникам понадобился только квадратный лист бумаги.

Все этапы работы представлены на слайдах.

  1. В квадрате чертим диагональ, получается 2 треугольника.
  2. Один из них разрезаем на 2 треугольника.
  3. Отсекаем на каждой стороне второго большого треугольника середину.
  4. Отсекаем по этим меткам средний треугольник и остальные фигуры.

Всего должно получиться 2 больших треугольника, 1 средний и 2 маленьких треугольника, 1 квадрат и параллелограмм.

       В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода.

      Для изготовления кубиков Никитина нам потребовалось 16 кубиков. Мы приобрели кубики в магазине, удалили с них наклейки и занялись обклеиванием по плану: передняя грань – белая, задняя – желтая, правая – синяя, левая – красная, верхняя – желто – синяя, нижняя – красно-белая.

      После обклеивания цветной бумагой, для прочности, мы закрепили бумагу скотчем.

    Следующий наш шаг заключался в изготовлении узоров – заданий.Серию СУ-А лучше увеличить до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные – до 1:2 или 1:6 от натуральной величины.

    Делать их удобно на разлинованной на квадраты бумаге, узоры можно нарисовать красками, а можно наклеивать из цветной бумаги, я рисовал фломастерами.

   Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными большими буквами А,Б,В,Г, Д, обозначающими серию.

   Результаты моей работы вы можете увидеть на слайдах и воочию.

Заключение

Выводы:

  1. Изучив интернет-ресурсы  и  литературу, я узнал о том, какие бывают головоломки и познакомился подробно с двумя из них.
  2. Провел  анкетирование  одноклассников.
  3. Вместе с одноклассниками мы изготовили Танграм и поиграли в эту игру.
  4. Дома, мы вместе с родителями изготовили игру «Сложи узор» семьи Никитиных.

          Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: мне удалось сделать головоломки «Танграм» и «Сложи узор» своими руками.

          Актуальность моего исследования заключается в следующем: игры-головоломки нравятся и детям, и взрослым: они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку, не требуют специальных знаний. Кроме того, такие игры являются отличной заменой электронным гаджетам, захватившим время и разум современных людей.

Список литературы:

  1. 1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B0
  2. Наташа Буцик, ГрегорБуцик, Валентин Буцик. Думай 2. Сборник головоломок для развития мышления. Издательство: "Манн, Иванов и Фербер", 2017. - 144с.
  3. Яков Перельман. "Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения" ,2017 Издательство: АСТ.  - 192с.
  4. Гарднер М. Математические досуги. Москва, Мир, 1972 г. - 496 с.


Поделиться:

Госпожа Метелица

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Сочные помидорки

Сказка об осеннем ветре

Две снежинки