• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Международный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира» (Национальная образовательная программа «Интеллектуально - творческий потенциал России» Региональное отделение общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект

Опубликовано Набокова Людмила Александровна вкл 06.02.2019 - 21:23
Набокова Людмила Александровна
Автор: 
Кадырбекова Гурижат

Международный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира» (Национальная образовательная программа «Интеллектуально - творческий потенциал России» Региональное отделение общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего» МБОУ «Гимназия №2» участник  Межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира» Кадырбекова Гурижат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Стили изобразительного искусства, используемые в графической композиции «Время»» 109.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«ОТКРЫТИЕ МИРА»

город Нижневартовск

«Стили изобразительного искусства, используемые в графической композиции «Время»»

Секция 25. Искусствоведение. Культурология.

Автор

Кадырбекова Гурижат Абдулагатовна,

ученица 10 «б» класса.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического  профиля»

Руководитель

Набокова Людмила Александровна,

учитель изобразительного искусства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №31 с углубленным                                                           изучением предметов художественно-эстетического профиля»

2016


План исследования

Проблемный вопрос: Можно ли передать «Время» в  графике, используя разные стили?

Гипотеза: Если я изучу стили и элементы, которые символизируют время, проанализирую и объединю полученные знания о стилях в картинах художников, изображающих время, то я смогу создать композицию в соответствующем стиле для более яркой передачи темы. 

Область исследования. Изобразительное искусство.

Объект исследования. Стили изобразительного искусства.

Предмет исследования. Процесс создания творческой композиции.

  1. Методы исследования:
  • Теоретические методы – анализ и синтез материала, восхождение от абстрактного к конкретному. (Книги знатока сюрреализма Сальвадора Дали, материалы и инструменты для передачи поставленных задач)
  • Эмпирические методы – наблюдение, сравнение, опытный эксперимент (практическая работа: поэтапное выполнение работ в графике), сравнительная таблица стилей разных художников №2;  (Таблица №1) Символы, используемые в моей работе и их значения.
  • Математические методы – статистические (сравнительные таблицы); (периоды наложения слоев и переход к итоговой работе) «Приложение (схема №1)

Цель: Отобразить время в графической композиции, применяя разные стили.

Задачи:

  1. Проанализировать стили, передающие время в картинах художников.
  2. Изучить и выбрать элементы, которые бы смогли символизировать время.
  3. Создать работу в определенном стиле, используя средства выразительности графики.

Библиография:

1. В.М. Полевой Малая история искусств, Искусство, Москва, 1991г.

2. Н. М. Сокольникова «История изобразительного искусства» Том 2, 2–е издание. 2006 г.

3.  Лесли Р. Сюрреализм. Мечта о революции./ Р. Лесли.- М.,1991г.

Исследовательская  работа

Содержание

I. Ведение

 Время в изобразительном искусстве……………………………..…………………….4стр.

 Основная часть:

II. Теоретическая часть…………………………………………………………………...5стр.

2. Отображение времени в картинах художников……………………………………..5стр.

2.1. Предметы, символизирующие время……………………………………………….6стр.

2.2. Стили………………………………………………………………………………….6стр.

2.3. Работы художников - как опора для создания композиции……………………....8стр.

III. Практическая часть…………………………………………………………………...9стр.

3.1. Этапы практической работы над композицией....…………………………………9стр.

4. Заключение……………………………………………………………………………...9стр.

5.Список литературы…………………………………………………………………….10стр.

Приложение


I. Введение

Исследования выбора темы

 Прежде чем начать работу, мне необходимо определиться с темой. Не хочется рисовать  картину на такую тему, которая   часто  затрагивается, хотелось чего-то важного, особенного.  Что такого важного и необратимого в нашей жизни, что нельзя вернуть? "Время" - наше дорогое время, которое идет всегда вперед  и не оборачивается назад. Время - самое ценное, что есть у людей, оно бесконечно. Эта тема меня очень очаровала, ведь время понятие растяжимое. Оно чарует меня тем, что это не просто время, это бесконечность. Время пробуждает такие чувства, как любопытство и нетерпение. Я начала анализировать картины, которые могли помочь воплотить мой замысел. Я исследовала картины разных художников, но больше всего о времени написал Сальвадор Дали. В картинах других художников я не нашла точно сформулированного понятия о времени. Их картины написаны только в определенном направлении, но ничего обобщающего нет. Но символы уходящего времени в виде часов песочных и черепа встречаются в натюрмортах голландцев Эпохи Возрождения                                                                          (Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках. Картины в стиле Ванитас - жанр живописи эпохи барокко,   аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп, который  предназначался для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти, такие символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящих удовольствий и достижений. Но я хотела передать тему времени не в натюрморте, а в творческой композиции. Приложение(иллюстрация№9,10).  Задумаемся о роли этого понятия - "Время", вдумчиво, не затрагивая духовную, социальную и экономическую точку зрения. Без сомнений оно влияет и на них. Но что воспитывает в нас время? Вот что меня интересует.

Несомненно, у каждого будут разногласия с моей точкой зрения, а может кто-то согласится. Время в человеке воспитывает выдержку. А почему? Ответ заключается в том, что не многие люди могут выдержать трудности на своем пути, особенно если они продолжительны. Еще время воспитывает в нас вовремя совершать и исправлять свои поступки. Оно не возвращается назад и не дает бесконечное время, чтобы исправить  наши собственные ошибки. Понятие время можно исследовать бесконечно, и все время будут появляться новые открытия.

Благодаря прожитому времени человек становится мудрее, умнее, способнее. Как мне передать ту мысль, которую я вложила в свою работу. Может, если я разберу работы художников и  стили, в которых работали они, у меня получится создать мою картину.

Основная часть

II. Теоретическая часть        

2. Отображение времени в картинах художников.

Одной из вдохновивших картин была работа Сальвадора Дали "Постоянство памяти". Его картина выражала то, что я хотела изобразить. Его взгляды на мир многим не понятны, но если всмотреться, то можно заметить  идею, которую он хотел передать. Безусловно, его фантазия поражает меня. Приложение (иллюстрация №1).  Изучив стиль, в котором работал Сальвадор Дали - сюрреализм, я могу сделать вывод, что в моей работе присутствуют от части этот стиль, в которой происходят метаморфозы стили сюрреализма - превращения предметов, и отсутствует полная передача реалистичности предметов, что характерно данному стилю.

А больше всего меня поразили картины польского художника Яцека Йерка. Его работы сами по себе удивительны и взгляд на мир очень интересен. Рассматривая его картины, я заметила такую удивительную особенность, будто Яцек насмехается над суетливой жизнью людей. На мой взгляд, его картины  точь в точь воплощают суть наших обыденных дней. Сюрреализм в картинах Яцека Йерка восхитителен. Приложение (иллюстрация№2,3,4). Яцек Йерк работал в стиле неосюрреализма, его работы необычны, раскрывают новый взгляд на реальность и часто объединяют несколько реальностей в одну графическую картину. Вывод: сравнивая свою композицию с работами неосюрреалиста, я нахожу сходства объединения нескольких реальностей в одной работе. Например, человек в образе девушки в центре моей композиции можно сравнить с героиней Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» - сказочная реальность. Звезды, которые на заднем плане, я ассоциирую с космосом. Изменена реальность пропорций объектов, предметов и пространственной среды. Приложение (фото№7). Символ времени (часы), который использовал Яцек Йерк, я тоже включила в свою композицию, то есть приемы и средства выразительности,  которые использовал Яцек: реалистические объекты в абстрактном пространстве.

Не менее интересной оказалась картина Васнецова "Витязь на распутье", написанная в стиле символизма. В основе символизма лежал образ - символ, в аллегорической форме, выражающий скрытый смысл художественного произведения. Меня поражает трансформация понятий – Время в истории, идея картины выражает время написания  (1886) год. Воин на лошади, опустивший голову перед могилой погибшего в бою. Эта картина выражает времена жестокие, безжалостные и в тоже время грустные. Но этот памятник никак воспоминание об этом, а как знак того, что не напрасна была его смерть, теперь все позади! Вывод: символ картины – аллегория триумфа победы. Приложение (иллюстрация №5). В его картине Время представляется конкретной эпохой, а в моей картине оно выступает, как общий символ.

2.1. Предметы, символизирующие время.

  • Инь-янь. Время включает в себя понятие инь-янь. Теория Инь — Янь является философской концепцией, которая сформировалась при наблюдении и анализе явлений окружающего мира. Она выкристаллизовалась во времена династий Инь и Чжоу. Мысль о том, что все в природе имеет два начала присуща всем формам философии даосизма. Теория Инь — Янь, однако, не отражает какой-либо конкретный феномен, а является лишь теоретическим методом и инструментом его познания. Инь — Янь - это два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного явления. Приложение (таблица №1) Символы, используемые в моей работе и их значения.
  • Часы. Виды часов: - песочные,  электронные, огненные, солнечные, механические
  • Знаки зодиака.

Именно в знаках задика я беру значение символов 12 знаков, которые соответствуют типам людей.

2.2 Стили.

  • Абстракционизм  — направление не фигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи. Теперь обратимся к моей работе. Я отказалась от прямой перспективы в изображении времени, как и абстракционисты. Но основой абстракционизма является отсутствие приближенного к действительности изображения форм, в своей - же работе я делаю акцент на изменении пропорции и реалистичность каждого образа и предмета, но не академическое. Следовательно, моя работа имеет несколько другой характер. Абстракция на переднем плане частично в квадратных фигурах пола.

Рассмотрим следующее.

  • В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. «Тайна. Искусство  - ключ к тайне» - основная идея этого стиля, в своей же работе, я стараюсь максимально доступно донести свою идею: время имеет некий механизм, понять и прочувствовать который может каждый. Механические элементы – это изображение символичное, которое несет в себе некую тайну – символику движения времени.  Но этот стиль имеет свои нюансы, которые противоречат моей работе. Моя работа содержит символичные элементы, но это лишь фрагменты, помогающие воплотить мою идею. Перейдем к следующему стили изобразительного искусства.
  • Фэнтези (англ. phantasy букв. — фантазия), жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. Моя композиция «Время»  очень близко соприкасается с этим стилем. Очень  близко и  то, что в стиле Фентези используются мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, как раз в моей работе объекты, образы и предметы перемещены в космос, в место, где твоим мыслям не может помешать ни один человек, кроме тебя самого. Но все же проведем параллель с еще одним стилем изобразительного искусства:
  • В целом, основным мотивом, пронизывающим картины в стиле стимпанк является все та же механизация окружающего мира в стиле XIX века. Дирижабли, шестеренки, ржавые трубы, клубы пара, невиданные изобретения. Работа тоже очень близка этому стилю, однако в стимпанке делается акцент на механизм окружающего мира, на новое, или хорошо забытое старое, акцент делается на механизмы. В своей же работе, я делаю акцент не столько на механизм, сколько на изображение времни. Обратимся к следующему стилю.
  • Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Пространство, в котором находятся выбранные мною образы, - космос, различные стрелки, песочные часы, знаки зодиаков, механические часы, это лишь фантастические предметы, позволяющие совершенно точно и доступно передать идею работы «Время», но в сюрреализме должны быть и реальные предметы. Да, в моей работе, рисуя человека, я постаралась максимально точно передать пропорции. Особенности стиля сюрреализм частично встречаются в моей работе, поэтому теперь с  уверенностью я могу сказать, что работа «Время» частично относится к этому стилю.

Вывод.

Проанализировав и изучив особенности выбранных стилей изобразительного искусства, мне удалось выявить стилистическое направление выполненной мною графической композиции «Время». Такие стили, как абстракционизм, стимпанк, фентези, символизм и сюрреализм очень тесно связаны с моей работой, однако доминирующим и ярко выраженным стилем в композиции все же является фэнтези, неосюрреализм и абстракционизм.

2.3. Работы художников - как опора для создания композиции.

Я проанализировала не только стили, но и  картины некоторых художников. Приложение (сравнительная таблица стилей разных художников №2). После анализа картин, я определилась со стилями, которые использовала в своей работе. Хочу привести пример анализа заинтересовавших меня картин. Ганс Гольбейн Младший. «Послы»  ок. 1533 г.  Характеры, знаки и символы. Приложение (иллюстрация№6)

Портреты становятся всё более сложными, и художники, стремясь представить разные аспекты личности портретируемых, начали изображать предметы, обладающие символическим значением. Один из наиболее известных примеров - картина «Послы». Это портрет французского посла Жана де Дентевилля (слева) и его друга, епископа Жоржа де Сельва. На картине множество символов. Предметы на столе символизируют интересы героев: музыка (лютня), наука (книги и приборы) и путешествия (глобус). Зловеще выглядит перекошенный череп, Приложение (иллюстрация№7) протянувшийся через нижнюю часть картины. Это memento mori («помни о смерти» - лат.) – напоминание о том, что все мы умрём. Жизнь и смерть. Череп перекошен с помощью приёма, называемого анаморфоз (искажение изображаемого предмета), - по-настоящему его можно было разглядеть только с двух ракурсов. Для этого нужно закрыть один глаз и посмотреть на него в направлении, указанном одной из стрелок. Такое искажение используется, чтобы захватить наше внимание. И конечно оно демонстрирует мастерство художника. Но в верхнем левом углу мы видим и противоположный символ: небольшое распятие – символ христианской веры в загробную жизнь. Приложение (иллюстрация№7)

М.А. Врубель «Царевна-лебедь», 1900. ТГ Москва. Приложение (иллюстрация №8) Органическое слияние мира человеческих чувств и мира природы. Несмотря на всю сказочность, Царевна-Лебедь кажется не бесплотным видением, а красивой реальной девушкой. Но и в её образе есть некая двойственность. С одной стороны в ней присутствует некая конкретность, с другой стороны, она, словно Афродита из морской пены, рождается из лёгких и свободных мазков, постепенно превращающихся в сильные и изящные крылья, сотканные из чисто живописной субстанции. Отсюда волшебная нереальность её образа. Сюжет полностью растворён в образе, эффект  полотна создаётся не изображением женского лица а фоном, состоящим из голубых, фиолетовых, почти чёрных, изумрудных пятен, которые то и  дело вырываются на первый план, создавая причудливый, загадочный, мерцающий узор.

Практическая часть

3.1. Этапы практической работы над композицией.

Работая над графической композицией, я использовала все знания, полученные в исследованиях стилей и картин художников, и применила их при создании моей композиции «Время». Этапы работы: выполнение линейных эскизов Приложение (фото№1,2 ). Поисковые эскизы, поисковых - графических эскизов, эскизов в цвете и тоне Приложение (фото №3,4). Выполнение форэскиза Приложение (фото№5) . В моей работе средством выразительности являются карандаш (цветной) и гелевая ручка. Сначала я прорисовывала гелевой ручкой, а после накладывала цвет штриховкой карандашом. При переходе от линейной работы к цветовой я учитывала  правила перспективы и цветового круга. Основными цветами являются красный, синий и жёлтый. Цветовой круг делится на теплые цвета и на холодные, это хроматическая гамма цветов, в которой существует множество оттенков. Я использовала в своей работе только маленькую часть существующих оттенков, добиваясь выразительности тонально, применяя ещё один закон классификации цветов – светлые и тёмные штрихи, насыщенные (яркие) и бледные, при этом всё равно моя работа остаётся быть графической, так как основные акценты сделаны на линии, пятна, выполненные гелевой ручкой. Форэскиз и готовая работа Приложение (фото№6,7).

 4. Заключение.

Людям нужно быть более внимательными. Безусловно, время не перематывается назад, но оно носит в себе остатки прошлого, что помогает нам не повторять ошибки. Мы можем без доли сомнения сказать, что оно безжалостно, но и без этого в нем много подсказок, много помощи, но и  с твердостью можем сказать, что время еще и добра к нам, не смотря на наше поведение, которое с каждым годом все ухудшается, но об этом не мне судить. Отсюда следует, что  время оказывается и безжалостным, и добрым, и по - настоящему прекрасным. Время хранит воспоминания, как и плохие, так и хорошие, но в суть в том, что оно хранит их!

  Проанализировав и изучив особенности выбранных стилей изобразительного искусства, мне удалось выявить стилистическое направление выполненной работы «Время». Анализируя и сравнивая картины художников, я смогла выявить, что общего в моей работе и чего вовсе нет. Благодаря моей работе над творческо-исследовательским проектом, я узнала огромное количество полезной и интересной информации. Усовершенствовала навыки работы с карандашом. Составляя композицию, я более подробно познакомилась с символикой знаков зодиака. Я надеюсь, моя работа будет интересна детям, которые имеют в себе художественное начало.


5. Список литературы.

1.        Дали Сальвадор - Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим. Издательство: "Axul-Z" 1993 год

2.        Сальвадор Дали: Живопись, Скульптура, Графика. Издательство: Изобразительное искусство. 1992 год.

3.         Сальвадор Дали- 50 секретов мастерства. Издательство Эксмо. Год издания: 2002.

4.        Лесли Р. Сюрреализм. Мечта о революции./ Р. Лесли.- М.,1991г.

5.        Дали Сальвадор - Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим. Издательство: "Axul-Z" 1993 год

6. Андреев Л.Г. Сюрреализм М., 1972. Архитектура Запада. 1. Мастера и течения. 1972.

7. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф.-М.,1982

8. Дпнилова Г. И. Мировая художственная культура. 7-8 классы.-М.:Дрофа, 2006.

9. Гидион З. Пространство, время, архитектура. Пер. с нем. 2 испр. Изд. Москва 1977г.

10. Петкова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству. 6-е издание. Ростов-на-дону «Феникс» 2010г.


Поделиться:

Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны

Как нарисовать китайскую розу

Басня "Две подруги"

Знакомимся с плотностью жидкостей

Паук