• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Открытый урок по изобразительному искусству «Средства и правила построения композиции при выполнении пейзажа».

Опубликовано Казакова Ирина Альфитовна вкл 11.03.2019 - 19:56
Казакова Ирина Альфитовна
Автор: 
творческое объединение "Чудеса палитры"

Цель занятия: Расширить знания, учащихся о композиции и жанре пейзажа, повторить приемы и законы построения композиции. Завершить передний план пейзажа, применяя свои навыки и знания.

   Задачи:

  • совершенствовать навыки создания композиции;
  • развивать воображение и фантазию;
  • воспитывать уверенность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать восприятие гармонии цвета и композиции;
  • совершенствовать способ работы гуашью.

Зрительный ряд:

-  Репродукции картин художников с изображением пейзажа.

- Композиционные схемы.

   Тип урока: комбинированный.

   Оборудование:

Гуашь, кисти, палитра, баночка для воды, салфетка, бумага (формат А3, А4).

   План урока:

1. Сообщение темы урока, задания.

2. Повторение теоретических знаний.

3. Анализ репродукций картин художников и композиционных схем.

4. Объяснение задачи задания.

5. Практическая работа.

6. Анализ выполненных работ.

7. Итог работы.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

 

  1. Сообщение темы урока.

   УРОК МЫ ПОСВЯТИМ ОДНОМУ ИЗ ЖАНРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА –ПЕЙЗАЖУ.

   А что такое пейзаж? Это жанр изобразительного искусства.

   ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного искусства, а, в котором основным предметом изображения является природа.

   Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

   Какие пейзажи бывают? В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить лирический, сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический и эпический характер.

   На уроке мы продолжим и завершим работу над пейзажем, применяя знания о композиции.

   Ребята, мы с вами уже знакомились с понятием «композиция» и знаем, что сложно изобразить любую картину без знаний о композиции. Любая работа должна быть целостной, поэтому Равновесие – это первое и непременное условие композиции. На этом занятии каждый из вас будет изображать пейзаж согласно правилам выбранной композиции.

 

  1. Повторение и закрепление знаний.

   Учитель: «Что означает слово композиция?»  (составлять, сочинять).

   Композиция (от лат. compositio) — правильное расположение предметов на листе.

   Какие основные приёмы композиции вы знаете?

1.центр (смысловой, композиционный),

2. применение золотого сечения,

3. Динамика,

4. Статика,

5. Ритм.

   Поговорим о цвете: Какие цвета называют основными, а какие дополнительными? (Человек различает 3 основных цвета (контрастные) - это жёлтый, синий и красный. На их основе строятся все остальные цвета. Белый цвет – отражает все цвета, находящиеся рядом. Черный цвет - отсутствие любого цвета. Черный цвет - это пустота - это полное отсутствие видимого цвета и света).

   Посмотрим на репродукции – они написаны разными авторами в разных стилях, их выразительность достигнута благодаря четкому композиционному построению.

   СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С ОДНОЙ ИЗ СТОРОН КОМПОЗИЦИИ – ЭТО КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ.

Композиционные схемы можно применять в любом из видов изобразительного искусства. При изображении натюрморта или портрета, мы разберём, как с помощью композиционных схем выполнить пейзаж.

 

   Проведем анализ ряда репродукций.  Для передачи на картине образа чего-то устойчивого или неподвижного подойдет замкнутая композиция, статичная, закрытая. Основные линии направляются к центру. Если нужно написать пейзаж, в котором требуется показать простор и величие природы, то элементы изображения располагаются по вертикали или горизонтали. Это тип открытой композиции.

Чтобы передать динамику движения в картине, художники применяют схему диагонального построения изображения. Чем круче диагональ, тем больше движения.

 

   Итак, повторим основные моменты сегодняшней темы:

Композиции в пейзажной картине можно разделить на замкнутые и открытые, статичные и динамичные, а также композиции с ярко выраженным центром – центровые.

 

   Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы воздушной перспективы:

Как воспринимаются ближние и дальние предметы? Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана.

Как изображать контуры ближних и дальних предметов? Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.

 

  1. Практическая работа.

   Повторить технику безопасности.

   Сейчас каждый из вас будет составлять собственную композицию. Продумайте композицию - где будут располагаться элементы вашего рисунка? Не забывайте о законах перспективы: предметы, расположенные близко, кажутся большими, отдаленные предметы - напротив, маленькими. (Во время самостоятельной работы обратить внимание учащихся на типичные ошибки. Индивидуально даются советы по выполнению композиции). Работу начинаем с тщательного обдумывания и   компоновки предметов на формате, выполнение работы в цвете. Ведётся фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.

 

  1. Завершение работы.

Вернисаж – выставка пейзажей. Просмотр работ проходит в классе. Композиции располагаются на столе. Критерии оценки: 
- создание равновесия в композиции 
- работа в материале
- оригинальность композиции 
Учащиеся активно принимают участие в обсуждении композиций. Выбирается лучшая композиция. 

   Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил излюбленный мотив, подобрал цветовой строй пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы, свой колорит. Пейзажи отражают ваше видение природы. И вся наша работа ведет к тому, что нужно не просто смотреть, а видеть красоту вокруг нас!

 

Поделиться:

Выбери путь

Ветер и Солнце

А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?

Мороз Иванович

Большое - маленькое