Вложение | Размер |
---|---|
umka._tvorcheskiy_proekt.doc | 120 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Районная научно-практическая конференция учащихся 1 – 4 классов
«Умка - 2018»
Секция литературоведения
Знакомьтесь: поэты родного края
Автор: ученица 2 класса
МБОУ « Клюевская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель: Падерина
Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
п.Клюевка
2018 год
Оглавление
Введение
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину — значит беречь и охранять ее, изучать ее историю и культуру. Я живу в маленьком поселке Клюевка, расположенном на берегу знаменитого озера Байкал. На уроках литературного чтения мы изучаем стихи известных детских поэтов, далеких от наших замечательных мест, не любовавшихся красотой нашей природы, не знающих ее истории. А.П.Чехов говорил: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Мне захотелось узнать, а есть ли в п.Клюевка творческие люди, сочиняющие стихи о природе, стихи для детского круга чтения.
Проблема: Выяснить есть ли в нашем поселке люди, сочиняющие стихи.
Цель проекта: Выявление талантливых людей поселка Клюевка и пропаганда их творчества.
Объект исследования: Творчество жителей п.Клюевка.
Предмет исследования: Стихотворения для детского круга чтения.
Задачи проекта:
Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования:
Практическая значимость проекта заключается в создании газеты, а в дальнейшем брошюры, в которую войдут стихи для детей и которую можно будет использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира .
Этапы проекта:
- посещение библиотеки, работа с литературными источниками.
- анкетирование учащихся;
- интервью взрослых;
- беседа с авторами стихов;
- обобщение материала, подведение итогов, выпуск школьной газеты.
Основное содержание
Целью работы на подготовительном этапе стало изучение литературных источников по данному вопросу. Посетив библиотеку, я узнала, что стих
(др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй) - стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:
Стихотворение — это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме, которая придает речи повышенную эмоциональную окраску, выразительность.
Стихотворение, написанное стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму; оно организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения. В силу особой по сравнению с прозаическими произведениями композиционно-ритмической упорядоченности в стихотворении каждый его отдельный элемент и вся конструкция в целом получают повышенную смысловую нагрузку. В зависимости от содержательной и композиционной структуры выделяются разные типы и жанры стихов — например, ода, элегия, баллада и т.д. Стихотворение изображает обычно краткий, но напряженно-существенный, содержательный момент человеческой жизни и жизни природы, передаёт "концентрированную душевную настроенность". В 19—20 вв. стихотворение как поэтическая структура осознаётся преимущественно как форма лирики и противостоит другим стихотворным жанрам, например рассказу в стихах и поэме.
В отличие от обычной речи стих требует полного произношения, сохраняющего все звуки, тем самым усиливая его выразительность. В лирическом стихотворении выражается непосредственное чувство, пробужденное в авторе явлением природы или жизни [2].
Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
Нередко слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст; во избежание путаницы в научной литературе существует поэтому тенденция избегать слова поэзия и говорить исключительно о стихе (стихах), однако и такое словоупотребление не свободно от недостатков, поскольку основное значение термина «стих» — отдельная стихотворная строка [3].
Стихотворный размер - это заданная схема строения стихотворной строки. Размер различен в зависимости от системы стихосложения - размещения долгих и кратких слогов в метрической системе; количество слогов - в силлабической, и их чередование с ударением - в силлабо–тонической. Сочетание разного количества слогов и размещение ударений дает преимущество силлабо–тонической системы перед остальными. Можно использовать самые разнообразные размеры, варьировать их.
В современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, забывая, что и в нынешней повседневной жизни достаточно текстов поэтических, но нехудожественных (например, рекламные). Исторически же стихотворными могли быть тексты любого содержания, вплоть до научных и медицинских трактатов. Целесообразность облекания этих текстов в стихотворную форму была связана с тем, что таким образом текст дистанцировался от обыденной речи, маркировался как наиболее важный, значимый [4].
Свою проектную деятельность я начала с анкетирования учащихся нашей школы. Были опрошены 27 учеников нашей школы, которые отвечали на три вопроса. На первый вопрос: «Знаете ли кого-нибудь из жителей п.Клюевка, кто сочинял бы стихи? Если да, то напишите фамилию», получены следующие ответы: Байрамова Людмила Ивановна, Мещенин Анатолий Дмитриевич, Изюрьева Ольга Михайловна, Тюменцева Ольга, Руписов Артем, Серебрянников Иван.
Второй вопрос: «С какими стихами этих авторов вы знакомы?», вызвал затруднение. А на третий вопрос: «Хотели бы вы больше узнать о жизни и творчестве этих людей», все ответили утвердительно.
Взрослым были заданы эти же вопросы. Взяв интервью у председателя Совета депутатов СП «Клюевское» Гилазова А.М., библиотекаря Иващенко Г.Г., директора СДК «Байкал» Изюрьевой О.М., я выяснила, что в п.Клюевка есть творческие люди, которые сочиняют стихи, с творчеством которых я познакомилась. (Приложение 1)
Это: Байрамова Людмила Ивановна- учитель русского языка и литературы в нашей школе. Родилась и выросла в п. Каменск Кабанского района , училась в Каменской школе №1, после окончания которой поступила в Бурятский педагогический институт. В 2001 году Людмила Ивановна приехала работать в Клюевскую школу, в которой трудится и по сей день.
Стихи Людмила Ивановна пишет уже давно, в настоящее время её стихи печатаются на сайте «Стихи. Ру» в Интернете. Она принимает участие в создании коллективных сборников современных авторов, ведёт активную деятельность на сайте. В будущем Людмила Ивановна планирует выпуск авторских сборников своих стихотворений. Темы её стихотворений различны-это родная природа, красота и первозданность Байкала, стихи о животных, легенды и предания о Байкале.
Изюрьева Ольга Михайловна, будучи еще школьницей, проявляла интерес в большей степени к предметам гуманитарным и творческим. В 1987 году, закончив школу, она сразу же поступила в Бурятское Республиканское училище культуры на отделение режиссуры массовых мероприятий. После поступления в экспериментальную группу училища была участницей женского духового оркестра и народного хора «Нэйдал».
В 1990 году приехала работать в п.Клюевка, где и по настоящее время ведет творческую трудовую деятельность в ДК «Байкал».
Мещенин Анатолий Дмитриевич родился 13 марта 1933 года. Окончил Клюевскую семилетнюю школу в 1949 году и сразу же поступил в Бурят — Монгольскую двухгодичную лесную школу. Вся его жизнь связана с лесом. За свой многолетний и добросовестный труд в лесном хозяйстве ему присвоено звание «Заслуженный лесовод Бурятской АССР», награжден медалью «Ветеран труда», почетными грамотами.
Тюменцева Ольга — ученица 11 класса. Когда Оля была маленькой, она очень любила подбирать рифмы для слов, а когда подросла, то поняла, что может выражать свои мысли и чувства через стихи.
Руписов Артем родился 4 октября 1982 года, состоит в обществе молодых инвалидов «Гэрэл», что по-бурятски означает «свет». Артем очень жизнерадостный человек, он интересуется математикой, отлично играет в шахматы, очень много читает.
Серебрянников Иван родился и живет в п.Клюевка. Ваня очень любит свой родной край, а особенно озеро Байкал. Будучи еще ребенком и обучаясь в школе, он сочинял стихи о родной природе.
Заключение
Древние греки считали, что поэзия — это речь богов. В стихах есть определенный смысл, ритм, рифма, которые помогают читателю обнаружить и выразить красоту мира природы, внутреннего мира человека, передать самые важные переживания: сочувствие, сострадание, радость, дружбу, любовь.
В ходе проекта я установила , что среди жителей п.Клюевка есть творческие люди, сочиняющие стихи о природе, стихи для детей.
Ребята нашего класса издали новый выпуск школьной газеты.
В дальнейшем я планирую продолжить эту работу и под руководством взрослых организовать « Клуб интересных людей».
Список используемой литературы
Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клюевская средняя общеобразовательная школа»
Газета основана
10 ноября 2005 года
(СПЕЦВЫПУСК)
п.Клюевка
2018 год
Недавно мы завершили работу над творческим проектом под названием «Знакомьтесь: поэты родного края» и своими результатами решили поделиться с вами, дорогие читатели.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину — значит беречь и охранять ее, изучать ее историю и культуру.
Мы живем в маленьком поселке Клюевка, расположенном на берегу знаменитого озера Байкал. На уроках литературного чтения мы изучаем стихи известных детских поэтов, далеких от наших замечательных мест, не любовавшихся красотой нашей природы, не знающих ее истории. А.П.Чехов говорил: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Нам захотелось узнать, а есть ли в п.Клюевка творческие люди, сочиняющие стихи о природе, стихи для детского круга чтения.
Проект проходил в три этапа: подготовительный, основной и завершающий.
Целью работы на подготовительном этапе стало изучение литературных источников по данному вопросу. Посетив библиотеку, мы узнали, что стихотворение — это небольшое лирическое произведение, написанное в форме, которая придает речи повышенную эмоциональную окраску, выразительность. Древние греки считали, что поэзия — это речь богов. В стихах есть определенный смысл, ритм, рифма, которые помогают читателю обнаружить и выразить красоту мира природы, внутреннего мира человека, передать самые важные переживания: сочувствие, сострадание, радость, дружбу, любовь.
Свою деятельность на основном этапе мы начали с анкетирования учащихся нашей школы. Были опрошены 27 учеников, с помощью которых мы узнали фамилии людей, сочиняющих стихи. Затем мы взяли интервью у председателя Совета депутатов СП «Клюевское» Гилазова А.М., библиотекаря Иващенко Г.Г., директора СДК «Байкал» Изюрьевой О.М.
В ходе проекта установлено, что среди жителей п.Клюевка есть творческие люди, сочиняющие стихи о природе, стихи для детей. Знакомьтесь, поэты родного края: Байрамова Людмила Ивановна, Мещенин Анатолий Дмитриевич, Изюрьева Ольга Михайловна, Тюменцева Ольга, Руписов Артем, Серебрянников Иван.
Байрамова Людмила Ивановна- учитель русского языка и литературы в МОУ «Клюевская средняя общеобразовательная школа». Родилась и выросла в п. Каменск Кабанского района, училась в Каменской школе №1, после окончания которой поступила в Бурятский педагогический институт. В 2001 году Людмила Ивановна приехала работать в Клюевскую школу, в которой трудится и по сей день.
Стихи Людмила Ивановна пишет уже давно, в настоящее время её стихи печатаются на сайте «Стихи. Ру» в Интернете. Она принимает участие в создании коллективных сборников современных авторов, ведёт активную деятельность на сайте. В будущем Людмила Ивановна планирует выпуск авторских сборников своих стихотворений. Темы её стихотворений различны - это родная природа, красота и первозданность Байкала, стихи о животных, легенды и предания о Байкале.
Гимн ручейкам и рекам Байкала
Из недр земли
У вершины хребта
На волю пробился
Поток родника.
Вздохнул с облегченьем,
Оглянулся кругом,
И вниз покатился,
Змеясь ручейком!
Весёлый такой
Ручеёк получился,
Он брызгами льдинок
На солнце искрился.
Хоть был молодым
И немножко беспечным,
Но знал, что издревле
Его путь намечен.
Что надо бы встретить
Ему на пути
Потоки струящейся
Горной реки.
Вспугнув тишину
Весельем и звоном,
Несутся, стремглав,
Повинуясь законам!
Им важную надо
Задачу решить:
Байкальскую чашу
Водой угостить,
Водой первозданной,
Рождённой в горах,
В глухих, недоступных
И мрачных местах!
Одна из легенд о Байкале
У бурят легенда существует:
Что была у Байкала семья-
Сыновья- ручейки удалые
И красавица- дочь Ангара.
Жила дочь по отцовским заветам,
Строго он её честь сторожил,
Но богатый Иртыш её встретил,
Руку с сердцем он ей предложил.
Стал Байкал собирать её замуж,
Стал готовить приданое ей.
Ангаре же по сердцу пришёлся
Раскрасавец лихой - Енисей!
И течёт из Байкала беглянка
Против воли навстречу судьбе,
А отец - возмущённый, сражённый,
Свою ярость оставил на дне!
Закат на Байкале
Есть на Байкале
Дорожка одна,
Солнечным светом
Она соткана.
Это лучи
Заходящего солнца,
В ваше они
Не заглянут оконце…
С детской поры
До сегодняшних дней,
Тайно мечтаю
Пройтись я по ней.
Знаю, что если пойду,
Попаду
В солнечным светом
Объятой страну…
Знаю, страна эта
Раем зовётся,
Может и впрямь
Побывать доведётся….
Туманы и дожди
Тумана плотною, стенной завесой
Могучий и немой хребёт покрыт,
Холодным, блеклым саваном объятый,
Подрёмывает в тишине Мунко-Сардык.
Стянули на себя байкальские хребты
Магнитной лентой злую непогоду,
И плакать не перестают дожди,
Горючими слезами, проливаясь понемногу.
Рассержен мудрый и седой шаман,
Не пропускает солнца луч в свои чертоги:
Туманный чей-то лечит он обман,
И чьи-то чистит проливным дождём дороги.
Воздушный змей
Взглянув в окно,
Однажды я решила,
Что миру летний день
Могу дарить!
Обильем многоцветья,
Восхищаясь,
Воздушным змеем
В небесах парить!
Я приглашаю всех:
«Со мной летайте,
Умейте изумляться
Миру чудесов,
Восторг души
Со мною разделяйте,
И о простом величии
Дня летнего
Со мною вместе пойте
Вновь и вновь!"
Пронзающая душу синева
Синева небес разметалася,
По воде волной расплескалася,
Синь влекущая, в даль манящая,
Колоколом тихо звенящая.
Взмою чайкою в эту синеву,
Иль русалкою опущусь ко дну,
Буду птицею в высоте парить,
Иль, свободная, буду в волнах плыть.
Буду счастие на крылах носить,
Синей птицею по домам гостить,
Буду в море-синь рыбаков хранить,
Им русалочью я любовь дарить!
Горы платья цветные накинули
Горы платья цветные накинули,
Воздух тонкой прозрачностью свит,
Ели зеленью лапы раскинули,
Караван птиц прощальный летит.
В представлении мига осеннего
Слышу голос зовущих чудес,
Вижу росчерк пера неизменного
В изумительной тайне небес!
Изюрьева Ольга Михайловна, будучи еще школьницей, проявляла интерес в большей степени к предметам гуманитарным и творческим. В 1987 году, окончив школу, она сразу же поступила в Бурятское Республиканское училище культуры на отделение режиссуры массовых мероприятий. После поступления в экспериментальную группу училища была участницей женского духового оркестра и народного хора «Нэйдал».
В 1990 году приехала работать в п.Клюевка, где и по настоящее время ведет творческую трудовую деятельность в ДК «Байкал».
«С днем рождения, родная Бурятия!»
Ты раскинулась вольно, широко
По хребтам и могучей тайге.
Твоё небо, как бездна, глубоко,
Нет такого больше нигде!
Утонуть бы в багульнике розовом,
Средь саранок забыться, уснуть,
Иль в лихом табуне по морозу бы
По пьянящей степи проскакать бы мне путь,
По которому ветры лихие летят,
На который звезды ночные глядят.
Я бы чайкою взмыл над пучиной Байкала,
И жемчужною каплей стал в твоем роднике,
Иль могучим хребтом, что небеса подпирая,
Задушевную песнь посвящает тебе!
Если б смог, заключил бы тебя я в объятья,
Но я просто кричу, небеса содрогая:
С днем рождения, родная Бурятия!
Таежная, озёрная, степная!
« Шаман»
Мудрость народная испокон веков свята,
Каждый её бережет и хранит!
Но своя, несравненная, она у бурята,
Эта древняя мудрость в его жилах бежит.
Уж изрезана степь лентой серой асфальта,
И потоки машин заменили коней,
Вездесущий прогресс расползается гладко,
Но не в силах бурят не думать о ней.
Время мчится стрелой и несется куда-то,
И порой не угнаться и не верится нам,
Но всмотритесь, почувствуйте –
На сопке в закате
Свой таинственный танец танцует шаман!
Его раскосые очи, словно звезды мерцают!
Его могучие руки пламя пронзают!
Он движется плавно в танце шальном,
Напоминая невольно о далёком, былом.
И теплится в сердце гордость и радость
За предков и мудрость, что от них нам досталась.
Мещенин Анатолий Дмитриевич родился 13 марта 1933 года. Окончил Клюевскую семилетнюю школу в 1949 году и сразу же поступил в Бурят — Монгольскую двухгодичную лесную школу. Вся его жизнь связана с лесом. За свой многолетний и добросовестный труд в лесном хозяйстве ему присвоено звание «Заслуженный лесовод Бурятской АССР», награжден медалью «Ветеран труда», почетными грамотами.
«Байкал»
Байкал — на всех у нас один, И вы и все мы за него,
Он наш, как друг неповторимый, Сейчас и в будущем в ответе!
И чтобы в будущем он был - Давайте вместе, сообща,
Всегда был с рыбой и красивым. Всем миром дружно, всем народом,
Давайте будем мы беречь Байкал любимый наш беречь,
Красу Земли неповторимой! Любить его, как мать — природу,
Чтоб дети наши жили здесь, Оставим мы его навек,
На берегу его селились, Любимым, чистым и красивым,
Байкал наш чистый и глубок - Чтобы потомки за него
Краса и гордость всей планеты, Нас всех всегда благодарили!
Тюменцева Ольга — ученица 11 класса. Когда Оля была маленькой, она очень любила подбирать рифмы для слов, а когда подросла, то поняла, что может выражать свои мысли и чувства через стихи.
*****
Я одна бреду по дороге, И не видно добра впереди,
А вокруг меня — ни души. И не хочется даже жить,
Мое сердце бьется в тревоге, Потому что нету любви,
Колотится в резкой души. Люди разучились любить.
Раздаются гулко удары, От того-то и сердце ныло,
Начинает щемить в груди. Что было оно одиноко,
Словно струны серой гитары Что оно нелюбимо было,
Натянуты нервы мои. И даже стало жестоко.
Устремляется взор мой в небо. Я совсем не чувствую боли.
Но не видят глаза мои, Я не помню, где я была.
И душа готова к побегу, Но я знаю: Бог рядом со мною,
И хочет куда — то уйти. И он очень любит меня.
Терзается грешным желанием Как хотелось мне стать бы птицей,
Выскочить вон из меня! Белым голубем хочется стать.
Переполнена вся страданием Чтобы Божьей любви напиться
Наша матушка, наша Земля. И людям любовь отдавать.
«Детское счастье»
Детское счастье — иметь свою мать,
И вечером тихо по парку гулять,
Взять ее за руку, расцеловать
И даже от радости можно сплясать.
Из школы придешь — про друзей рассказать,
О том, как не хочешь их потерять,
Как Васька за косу подергал опять,
А мама научит меня все прощать.
Для мамочки можно все звезды собрать,
Дорогие подарки ей покупать,
И даже котеночка можно мне взять,
Чтоб, радуя маму с ним поиграть.
Вам мой совет — берегите мать,
Чтобы ее не потерять,
Каждый день цветы раздавать
И вечером тихим по парку гулять.
Руписов Артем родился 4 октября 1982 года, состоит в обществе молодых инвалидов «Гэрэл», что по-бурятски означает «свет». Артем очень жизнерадостный человек, он интересуется математикой, отлично играет в шахматы, очень много читает.
***
Поставив цель перед собой,
Борись, стремись, вперед иди,
Не отступай, преграды все
Сметая, а если споткнешься,
Упадешь или сомнения возникнут,
Поплачь немного, но рук не опускай,
Найди силы, чтоб подняться,
Потри ушибленные места и твердя заветные слова,
Труд свой незаметный продолжай!
Пройдут дни, недели, месяцы, года,
И настанет тот день и час, когда ты,
Достигнув цели, сможешь с уверенность
Сказать: «Я боролся, стремился и достиг!»
***
Лежу на кровати, кругом тишина,
Бессонница замучила меня.
Ворочаюсь с бока на бок,
То на спину лягу, то на живот.
Мысли роятся в моей голове
Минуты считаю, часы в темноте:
Сижу у окошка, грустно и скучно мне,
Смотрю на прохожих,
Куда-то спешащих,
На дома, где семьи живут,
Кто-то в ладу, а может быть в ссоре,
И вдруг подумалось мне,
А может быть там далеко, далеко сидит человек у окошка,
И ему хочется крикнуть:
«Эй, я такой же, как ты, и мне одиноко!»
Серебрянников Иван родился и живет в п.Клюевка. Ваня очень любит свой родной край, а особенно озеро Байкал. Будучи еще ребенком и обучаясь в школе, он сочинил стихи о родной природе и предлагает вам познакомиться с ними.
«Родной край» «Друзья»
Люблю я природу и край наш родной, Это все мои друзья:
Всегда восхищаюсь его красотой. Степан, Абаска, Макс и я
Средь гор и лесов наш поселок лежит, Рыбачим дружно мы толпой
Где Клюевка – речка тихонько бежит, И ловим много: ой, ой, ой!
Где озеро наше, красавец Байкал, В лесу мы дружно шишку бьем,
Он воду и рыбу дает землякам, И сок березовый мы пьем
И лес наш красивый и гордый стоит, Бежим купаться, загорать,
Богатства свои он тихонько хранит, Не забываем поиграть.
Отдать он готов нам богатства свои, Вчера мы дружно всей толпой
Чтоб жили мы лучше, страну берегли! Пошли кататься на коньках,
Набили шишки мы на лбах,
Хотя мы потерпели крах,
Идем кататься на коньках!
«Байкал»
У нас на Байкале живут рыбаки,
Живут рыбаки и не знают тоски,
Ведь озеро наше красивей всего,
Ждем в гости мы вас, посетите его!
Уважаемые читатели! Мы познакомили вас лишь с несколькими творчески настроенными людьми п.Клюевка. Если ваши знакомые сочиняют стихи, сообщите об этом нам в МБОУ «Клюевская СОШ».
Желаем всем творческих успехов!
Над выпуском газеты работали учащиеся 2 класса под руководством Падериной О.Н.
В Китае испытали "автобус будущего"
«Течет река Волга»
Выбери путь
Подарок
Фильм "Золушка"