С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития школьников снижается. Как следствие, ученики испытывают трудности в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение младшими школьниками знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра.
Вложение | Размер |
---|---|
govorushka.docx | 18.47 КБ |
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития школьников снижается. Как следствие, ученики испытывают трудности в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение младшими школьниками знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра.
Актуальность. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые способна решить игрушка «Домик для Язычка».
В период школьного детства формируются первоосновы речевого развития. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов речевого развития.
Цель проекта. Создание и организация условий для использования игровых методов на занятиях группы продлённого дня для повышения эффективности работы учителя, а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников.
Пособие «Домик для Язычка» помогает решить несколько задач:
1. использование домика как атрибута в проведении цикла занятий по
ознакомлению детей с органами речевого аппарата «Сказка про Язычок».
2. Владения речью как средством общения и культуры.
3. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизация словаря.
4. Развитие речевого творчества. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6. Владеет активной речью, включённой в общение. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Знает название окружающих предметов и игрушек.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс речевого воспитания будет более эффективным в том случае, если:
Формировать представления речевого развития через обучение пальчиковых игр.
Речевое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для школьника с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Деятельность младших школьников по формированию речевого развития осуществлять систематически и планомерно.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационно - диагностический
2 этап - формирующий
3 этап - обобщающий
I. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определённых знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребёнка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурной речевого общения и поведения. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Для ребят младшего школьного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд.
Заниматься с игрушкой «Домик для Язычка», играя, весело и интересно. В результате возникающего интереса к игре, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для школьника увлекательными заданиями.
Использование игр позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Применение игровых методов на занятиях интересно, познавательно и увлекательно ученикам. Они притягивают внимание, которого учитель не можем добиться при работе с младшими школьниками.
Оригинальность идеи заключается в том, что в проекте представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам речевого развития.
Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми основ речевой культуры, возрастет интерес к речевой деятельности.
Значение игровых приёмов в развитии детей с нарушениями речи.
1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
5. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для детей младшего школьного возраста.
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Участие в проекте способствовало формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у младших школьников. Дети стали более свободными, уверенными в себе. Научились культуре речевого общения, умеют владеть голосом, телом, следят за своим звукопроизношением. Они научились сочувствовать и сопереживать, стали дружными, умеют общаться со сверстниками и взрослыми.
У детей появился интерес к занятиям с детьми по развитию речи, развитию творчества.
Использование разнообразных игр на занятиях способствует возрастанию у школьников интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Создание насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно - пространственной среды для обобщения материала по формированию основ речевого развития у младших школьников
Повышение качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению школьников к речевому воспитанию через проектную деятельность.
Создание методической копилки по потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики.
Улучшения в классе условий для обобщения материала по формированию основ речевого развития у школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. А.В. Никитина «Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром». Издательство КАРО. Санкт -Петербург 2011 г.
2. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи средняя группа». Центр педагогического образования. Москва 2009 г.
3. О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества школьников» (игры, упражнения, конспекты занятий). «ТЦ Сфера» 2003 г.
4. Т.В. Калинина и др. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 7 лет». Издательство «Учитель» Волгоград 2011 г.
5. Н.А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в школе». «Центр педагогического образования» 2008 г.
6. Т.Д. Пашкевич «Социально — эмоциональное развитие детей 7 - 9 лет» (совместная деятельность, развивающие занятия). Издательство «Учитель» 2012 г.
Мороз Иванович
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем ананас акварелью
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью