Колыбельная песня — один из древнейших жанров.В работе раскрывается значение, виды колыбельных песен разных народов.
Вложение | Размер |
---|---|
kolybelnye_pesni_kak_folklornyy_zhanr_raznyh_narodov.doc | 98 КБ |
Содержание
Введение
1.Теоретическая часть. Колыбельные песни как фольклорный жанр разных народов . 4
2.Практическая часть. Сравнительный анализ колыбельных песен разных народов. 7
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Приложение №1 I
Приложение №2 IV
Введение.
«Песня матери – главная песня в мире;
начало всех человеческих песен".
Расул Гамзатов
Когда заходит солнышко и затихает суета, когда наступает вечер и за окном появляются первые звездочки — мамы склоняются над кроватками малышей, и слышится мелодичная песня, наполненная нежностью, покоем и теплом. С детства мы помним этот мамин голос, под который так хорошо, так уютно засыпать. Так же как пища необходима детям, чтобы расти и развиваться физически, колыбельная песня необходима, чтобы развиваться душевно. К сожалению, дети, которым никогда не пели колыбельные песни, лишены чего-то очень важного, что в будущем может отразиться на характере ребёнка и, как следствие, на всей дальнейшей судьбе. Младенец еще не понимает значение слов, но зато он очень хорошо чувствует интонации маминого голоса, убаюкивающий ритм мелодии, ласковые мамины руки — и благодаря этому засыпает крепко и спокойно, что помогает развиваться правильно, укрепляет здоровье ребенка
Сколько же лет существуют колыбельные песни? Видимо, столько же, сколько существует само человечество. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так они и дошли до наших дней, не оставив имен своих создателей. Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Наши предки придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя - ее при рождении сочиняла мать. Потом эта песня всю жизнь была его оберегом.
Отсутствие музыкальных способностей у мамы - не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях. Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, чувствовать любовь, ласку и нежность мамы. Пение мамы целительно для малыша. Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие.
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого человека - матери. Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее…
Многие столетия мамы поют своим детям песни на ночь, и в этих песнях — настоящее доброе волшебство. Колыбельных песен не так много, но при этом, для каждого ребёнка — есть только своя, неповторимая. Потому что каждая мама поет ее по - своему, вносит в нее особенные мотивы, и поэтому колыбельная песня, как бы рождается заново. Ритм колыбельной песни соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души маленького существа.
Сколько младенцев засыпало под слова незатейливой песенки! Ее пели наши бабушки и прабабушки, наши мамы. Хотя, в целом не так важно, кто именно укладывает малыша спать и поет колыбельную песню — мама или папа, бабушка или старшая сестра: лишь бы песня была лиричной и пелась искренне и с любовью.
Это было давно. А что же сейчас? Насколько исполнение колыбельных песен актуально и необходимо сейчас? Что же за магия такая таится в колыбельных песнях? Кто и для чего их придумал?
Я считаю, что эта проблема актуальна в наше время. Я хочу доказать, что несмотря на то, что в современном мире где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, значение колыбельных песен очень велико, ведь сколько существует мир, столько существуют мамы, столько существуют и колыбельные песни.
Цель данного исследования: выявить роль колыбельной песни разных народов в жизни ребенка, определить ее позитивное влияние на его дальнейшую жизнь.
Задачи исследования:
Гипотеза: колыбельные песни разных народов звучат по-разному, но имеют одинаково положительное влияние на дальнейшее развитие ребенка в целом.
Объект исследования: колыбельная песня как фольклорный жанр.
Предмет исследования: колыбельные песни русских, английских, дагестанских, хантыйских народов.
Актуальность исследовательской работы заключается в том ,что тема востребована временем , пока жизнь продолжается ,всегда будет существовать колыбельные песни
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы мною использовались следующие методы исследования: метод поиска информации, изучение литературы по теме, методы обработки полученной информации; метод сравнения, обобщения, метод опроса (анкетирование), метод структурного анализа проблемы исследования.
Теоретическая часть. Колыбельные песни как фольклорный жанр .
Колыбельная песня — один из древнейших жанров. Обычно это мелодия или песня. В основном колыбельную поёт мать или нянька при укачивании ребёнка. Отчего же песню назвали колыбельной? Сначала я решил разобраться с термином «колыбель» и использовал «Толковый словарь русского языка» Даля В.И. Слово «колыбель» происходит от глагола колыбать (качать, зыбать, колыхать), т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд. Издавна было подмечено, что при определённом ритме покачивания младенец быстро успокаивался и засыпал. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели. Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными.
Назначение колыбельных песен — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. Под звуки колыбельной песни малыш засыпал, погружаясь в мир сновидений. Через неё он узнаёт первые сведения об окружающем мире. Колыбельная песня содержит сведения о проблемах и радостях взрослого мира, даёт первые представления о родном языке, знакомит с народной музыкой.
Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он их начинает петь своим детям. Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек, нянь.
Колыбельная песня – это один из многочисленных фольклорных жанров. Фольклор – устное народное творчество – сопровождал жизнь народа постоянно: был важной частью быта, украшал праздники и помогал в будни.
Слово фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов “фольк” - народ, “лор” - учение. Итак, фольклор – это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверяя и т.д.
Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.
Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.
Появление ребенка на свет по-народному называется – родины. При рождении ребенка совершается обряд крещения. Совершая его, матери как бы оберегали своих детей от недугов и нечистой силы. Колыбельные песни – материнская поэзия. Монотонность, несложный ритм успокаивал, убаюкивал ребенка, что очень важно для физического развития, одновременно способствовала накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса как сигнала общения.
Самая первая мелодия, песня, которую человек слышит, появившись на свет, – это колыбельная песня. Устное народное творчество – сокровищница народной мудрости – сохранило нам множество образцов колыбельной песни.
Колыбельная – это песня, адресованная малышу, находящемуся в состоянии перехода от бодрствования ко сну.
Но не следует забывать, что колыбельные песенки играли еще и охранительную роль. Они по древним языческим верованиям защищали ребенка от злых сил! Наши предки считали, что явившийся из небытия младенец еще не до конца принадлежит миру живых, так как одержим духом того мира, откуда пришел. И лишь после изгнания злого духа из малыша можно было бы «лепить» настоящего человека. В момент засыпания и сна коварные духи, обретающие в это время власть над душой человека, могли вернуться в его тело и окончательно утащить в потусторонний мир!
Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить ребёнка и ввести его в состояние сна, – она была и формой знакомства младенца с миром окружающих его людей. Это первые словесные музыкальные произведения, которые взрослые исполняли для детей. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко, мотив был однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий.
Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
Самым главным в колыбельной песне во все времена остаётся поэтическое выражение любви матери, её желание оберечь дитя и подготовить к жизни и труду.
А много ли лет существует колыбельная песня?
Однажды внучка спросила у дедушки:
- Дедушка, кто старше меня?
- Твои мама и папа.
- А кто старше, чем они?
- Мы с бабушкой.
- А кто старше всех-всех на свете?
- Я думаю, внучка, хлеб наш насущный да ещё колыбельная,
которую поёт тебе твоя мама. (М.Танк)
Почему так дедушка ответил? Потому что хлеб и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбельная песня – душу. Давно, очень давно родилась колыбельная песня. Мамы в песнях выговаривали свои радости, заботы, печали и мечты о будущем.
Современные ученые считают, что дети, которым мамы пели колыбельные песни, не только более спокойны, послушны, но и более интеллектуальны. Слова в колыбельных использовались лишь те, без которых понятие окружающего мира невозможно. В песнях использовалось лишь то, что ребёнок мог реально воспринять. Слова эти дают и первые навыки речи. Учёные установили, что на первом месяце жизни колыбельные песни оказывают успокаивающее воздействие на малыша, так как ребёнок начинает воспринимать мелодию ещё до своего рождения. А повторяющиеся колыбельные песни развивают свойства памяти. Слушая материнские песни, малыш чувствует, что он ценен, любим. Его окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, согласие.
2. Практическая часть. Сравнительный анализ колыбельных песен разных народов.
Казалось бы, все колыбельные песни одинаковы, они предназначены для того, чтобы успокоить ребенка перед сном и пожелать ему спокойного сна. Однако они разные. Наша задача: найти общие черты и различия в колыбельных песнях разных народов.
Русский язык | Английский язык | Дагестанский язык | Хантыйский язык | |
Перевод | Баю-бай | Lallaby | Белелей, белелей | Тей-тей-тей. |
Образы | кошки, cон угомон, голуби, дрема, кукушки, зайцы, злой зубастый волчок | Звезды, овечки | скакуны, куропатки | рыба, птицы, обращение к явлениям природы |
Поются | вполголоса, | неторопливо | Ровно, тихо | Связно |
Мотив | однообразный, но добрый, успокаивающий. | Монотонный,веселый, нежный ,негромкий | убаюкивающий речетативый. | тихий, спокойный задушевный |
В чем же отличие этих песен с точки зрения их смысловой нагрузки. Колыбельные песни, переходя из поколения к поколению, каждая мама пела их по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная песня рождалась как бы заново. Сколько матерей, столько и песен. Но во всех песнях мы услышим: приобщение к родным мелодиям, описание богатой счастливой жизни, прогнозы на будущее, призыв небесных покровителей, описание опасностей, выражение чувств и переживаний.
В хантыйской колыбельной песне мама укачивает мальчика и хочет, чтобы он стал охотником. Приложение №2.
Колыбельная песня осмысливается часто не только, как заклинание с целью – дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. Колыбельные песни, дают ребенку чувство уверенности и защищенности, это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновения зла. В редкие минуты общения мама не просто укачивает дитя, но еще и обучает, воспитывает.
Еще есть колыбельные песни, написанные специально для мальчиков и для девочек — с большой смысловой нагрузкой и своеобразным руководством к действию. Это хорошо видно в дагестанских колыбельных песнях.
Отношение матери к сыну было более требовательным и строгим. Мать желает видеть своего сына смелым, находчивым, умеющим постоять за себя и за своих родителей, счастливым в личной жизни:
Яшым мени минген аргъумакъ Аягъы киш, бойну хош, Къычыргъанда кёкде ясагъан
Чыкъ-чыламукъ гечеде, Санап аякъ басагъан .
Скакун, на котором мой сын, Черноног и шея его стройна, От крика его сбегаются тучи В сырой ночной мгле, Уверенно он шагает
Здесь дается характеристика скакуна. Этот подчеркивается смелость и мужество мальчика, не побоявшегося оседлать ретивого коня. В песнях, посвященных дочери, мать выражает надежду видеть свою дочь красивой и женственной:
Мени къызым гьачынна, Гьамары бар башында, Сюрмеси бар гезюнде, Сюйкюмю бар сезюнде Дочь моя красавица, С пышными косами. Глаза ее насурьмлены, Приятны речи. Колыбельная песня исполняется с нежностью и лаской. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные. И Англия – не исключение. В каждой стране свои нравы, традиции. У англичан, конечно же, тоже очень популярны колыбельные, но все отражают культуру народа. Приложение№2. .
Русские народные колыбельные песни являются результатом творческого вдохновения матерей, которые в этих песнях хотели высказать свою любовь к собственному ребенку, успокоить, уберечь малыша от любого бедствия, пожелать красивой судьбы. Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее ребенка. Матери как бы желают своему дитя всего хорошего, обещая богатства, пряника, сладостей, обновы и т.д. В колыбельной «Ой ты, кот, коточек» выражено пожелание ребенку расти большим, здоровым, умным и счастливы. Наши предки обязательно благодарили нижний мир за помощь. Приложение №2
Проходит время, мы взрослеем, а колыбельные песни все также остаются с нами, в нашем сердце. Они продолжают задевать в нас какие-то особенные струны, вызывают воспоминания, возвращают в детство. В них есть что-то теплое и родное. Колыбельная песня очищает, и лечит душу.
Заключение
Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные – самые древние песни человечества, обладающие огромной силой. Наши предки придавали колыбельным песням мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя – ее при рождении сочиняла мать. Потом эта песня всю жизнь была для него оберегом. В современном мире колыбельная песня тоже имеет огромное значение в жизни ребенка.
В своей работе я постаралась ответить на поставленные мною вопросы и сделала следующие выводы:
1. Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют установить тесную связь между матерью и ребёнком.
2. Образы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми особенностями мира.
3. Колыбельные – это первые уроки русского языка. Они развивают память, слух, помогают овладеть речью, понимать ее содержание.
3. В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.
Моя гипотеза подтвердилась. Колыбельные песни у разных народов разные, но их объединяет любовь к ребенку, желание матерей вырастить их сильными и смелыми мальчиками и счастливыми девочками.
Список использованной литературы
1.Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012г.
2. Ступицкая М.А.. Что такое учебный проект?- Москва: Первое сентября, 2010г 3.Английский язык.Учить английский язык онлайн.[cайт]
4. Александров В. Мамина песня, М., Детская литература, 1989.
5.Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., 2002г.
Под ред. В.П. Аникина. М., 1991г.
7. Князева О.Л.. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург, Детство-пресс, 2002. 17.
8.Чудесный короб (русские народные песни, сказки, игры, загадки). Составитель Науменко Г. М., Детская литература, 1989.
9.Ступицкая М.А.. Что такое учебный проект?- Москва: Первое сентября, 2010г
.
Интернет ресурсы
1.http://detkam.e-papa.ru/mp/39/319.html)
2.http:///www.bajuschki-bay.ru
Шелковая горка
Что общего у травы и собаки?
Аэродинамика и воздушный шарик
Если хочется пить...
Агния Барто. Сережа учит уроки