• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Символы двух начал в национальной одежде народов Забайкалья

Опубликовано Собашникова Татьяна Илларионовна вкл 06.11.2021 - 13:22
Автор: 
Вахтеев Анатолий

    Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расставляет свои ценностные ориентиры, исходя из опыта, мудрости предков, оставленных им в наследство.

Испокон веков люди наделяли символикой все, особое значение придавали своей одежде. Во все века в разных религиозных группах главным выступает символ двух начал - «мужского» и «женского», как воссоединения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_simvol_dvuh_nachal.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Бичурское управление образования

МОУ «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»

Символы двух начал в национальной одежде народов Забайкалья

                                                               

                                                                Выполнил:  

                                                                 МОУ Мало-Куналейская средняя

                                                                 общеобразовательная школа

                                                                 ученик Вахтеев Анатолий 9  класса

                                                                Научный руководитель:

                                                                Собашникова Татьяна Илларионовна

                                                                Учитель ИЗО и черчения,

                                                                 МОУ  Малокуналейская средняя

                                                                общеобразовательная школа

Малый Куналей,

2020

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава1. Теоретическое исследование символики двух начал в буддизме и христианстве…4

  1. Символы Инь и Янь в буддизме…………………………………………………………4
  2.  Символы союза двух начал у христиан ………………………………………………..5

Глава 2. Исследование символов двух начал  в одежде народов Забайкалья……………….6

    2.1. Символы двух начал в  одежде бурят Бичурского района……………………………6

    2.2. Символ женского и мужского начала в одежде семейских  

            Бичурского района………………………………………………………………………7

   2.3. Сравнительный анализ символа двух начал  в национальной одежде

семейских и бурят Бичурского района…………………………………………………………9

  Заключение…………………………………………………………………………………….10

  Список литературы……………………………………………………………………………11

 Приложение

Введение

    Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расставляет свои ценностные ориентиры, исходя из опыта, мудрости предков, оставленных им в наследство.

Испокон веков люди наделяли символикой все, особое значение придавали своей одежде. Во все века в разных религиозных группах главным выступает символ двух начал - «мужского» и «женского», как воссоединения. Эти символы у народов Забайкалья  в современной литературе почти   не изучены.

 Цель исследования – изучить символику двух начал в национальной одежде народов Забайкалья, на территории Бичурского района.

Объект исследования – символика союза двух начал  в разных этнических группах.

Предмет исследования – национальная одежда бурят и семейских Бичурского района

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
  2. Исследовать символ союза двух начал семейских Забайкалья и бурят.
  3. Провести сравнительный анализ символики двух начал в национальном костюме бурят и семейских Бичурского района.

Выполняя данную работу, автор использовал методы - беседы, сравнения, наглядности, поиска.

Глава1. Теоретическое исследование символики двух начал в буддизме и христианстве

  1. Символы Инь - Ян в буддизме

     Священный брак неба и воды (или земли как второго женского начала мироздания) воспроизводится в дождях и грозах, даруя плодородие; в представлениях о священном браке вода одновременно выступает как оплодотворяемое (небом) и как оплодотворяющее (водой дождя оплодотворяется земля).

    С водой часто сравнивали догматы вероучений. В буддизме вода- труднопреодолимая преграда, "пересечение потока" в буддийском каноне есть преодоление мира иллюзий и достижение просветления  и нирваны. Из первичных вод растет стебель великого лотоса, мировая ось.

  Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения Инь-Ян. В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, изображен хас. Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин - солнечный камень. [2]

   В настоящее время этот магический символ известен главным образом в Индии, Центральной и Восточной Азии.

Инь-Ян - символ двойственности мира. В древней китайской философии - взаимодополняющие друг друга элементы, несут в себе: Инь - холодное, пассивное, влажное женское начало, Ян - горячее, активное, сухое мужское. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян. Инь и Ян - это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания. [2]

    Радуга (hолонго) символизирует связь между небом и Землей - мост между ними. Символизм радуги зависит от количества цветов в ней. Так, в Китае в ней различают пять цветов, соединение которых олицетворяет единство Инь и Ян.
     Линия круга - это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца, и все точки равно удалены от центра. Центр круга - источник бесконечного вращения во времени и пространстве. Круг представляет небо в противоположность квадрату Земли.

В бурятском и монгольском искусстве изображение круга встречается очень часто на изделиях из металла - колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальной одежде, в росписи мебели. [3]

Бурятская орнаментика пока еще мало исследована. Она хранит в себе множество загадок, раскрытие которых значительно обогатит представления о самобытной культуре бурятского народа.

1.2 Символика союза двух начал у христиан

Тема единения и конфликта двух диаметрально противоположных сил – один их главных  закон в христианстве, закон существования мира. Это и дуальная пара Правь-Навь, это и День с ночью, это, наконец мужчина и женщина. Правь – царство всепобеждающей правды, справедливости, царство светлых богов, в нем располагается прекрасный Ирийский сад с молодильными яблоками и молочной рекой, в нем живут волшебные птицы, туда попадают люди, жившие в явском мире по Прави – справедливо, по совести (подобен саду Гесперид греческих мифов). Навь – темное царство хаоса и разрушения, в ней живут темные боги и люди, живущие по законам Кривды. Конфликт между ними понятен – Навь пытается уничтожить мир, Правь пытается его сохранить, блюдет в нем свой порядок, единение же их в том, что ни одна из этих сил не может ни победить ни проиграть, без них мир не мыслим, их существование – условие существования мира, их единения мы наблюдаем в мире Яви, мире людей, человек, между прочим, олицетворение единения этих двух сил.

Дуальная же пара мужчина и женщина – это опять же, союз двух начал. Считается, что у мужчины преобладает разумное начало, у женщин – чувственное. Это вполне согласовывается с выводами современной психологии. Если мужчина мыслит, стремиться все привести в порядок и равновесие (отбросим некоторые «мужские» исключения и сексуальные меньшинства), женщина пытается все привести к хаосу и дисбалансу (это ее нормальная среда существования). Здесь можно проводить аналогию с Правью и Навью, однако это все же несколько иной конфликт, на скромный взгляд автора, мы не можем говорить о том, что мужчина – олицетворение Прави, а женщина – Нави, однако мы можем говорить о том, что и те и другие олицетворяют какие-то особенности Прави и какие-то особенности Нави (все зависит от человека). Если человек склонен к Прави (в его личной битве на Калиновом Мосту,  Правь одерживает победу), значит он будет проявлять стороны Прави: если это мужчина – он будет «мыслить по Прави», подобно светлым богам, если же это женщина, она будет «чувствовать по Прави», как это делают светлые богини – Лада, Леля, Жива и другие. Однако, если человек склонен к Нави, он будет подобен Вию, Кощею, змею Юше, или же Морене (если это женщина). Единение мужчины и женщины символизирует, как уже говорилось, крест и ему подобные знаки.

Еще одна дуальная пара, которую нельзя рассмотреть, это Небо и Земля. Эта пара, в принципе, похожа на пару Мужчина-Женщина, однако есть некоторые различия. Итак, в традиционном представлении, Земля – мать, Небо – отец.  Небо оплодотворяет землю небесной водой, дождем,  земля родит растения. Такой родительный аспект здесь основной, в отличие от пары мужчина-женщина, где он отходит на второй план. [7]

Что же касается символов подобных единений, то они представляют собой переплетенные прямые,  срастающиеся, в итоге, в одну, перекрещивающиеся прямые, короче говоря, двучастные знаки, переходящие в одночастные. (Приложение 1)

Глава 2. Исследование символов двух начал  в одежде народов Забайкалья

2.1. Символы двух начал в  одежде бурят Бичурского района

        В эмблеме Бурятии, Монголии - соембо - диск Солнца и полумесяц - древние прародители монголоязычных народов. "Отец наш - месяц молодой, мать - солнце золотое" - поется в старинных сказаниях. Дисковидные изображения Солнца и Луны из золота и серебра известны по погребениям древних хунну. Как орнаментальный мотив Солнце - круглый диск, Луна - серповидный полумесяц.

 Для всех народов земного шара было характерно солнцепоклонничество. Солнце лежит в основе противопоставления света и тьмы - двух борющихся в мире принципов. Солнце и Луна - носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой связывается с женским началом. В противоположность ежемесячной ущербности Луны Солнцу свойственна неумирающая ясность. Солнце - источник высших ценностей, духовной власти, духовного авторитета. Оно изливает на землю поток жизнетворных сил, утреннее Солнце - символ воскресения.

Земным эквивалентом Солнца является Огонь, который с древних времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров - символ жизни, света, тепла. Миф о Прометее, добывшем огонь для человека, передав его в полом тростнике символизирует раскрытие смертному человеку тайны богов.

Огонь - символ возрождения. Трех язычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх - к Солнцу, небу. Огонь - символ очищения.

Календарное значение  образа оленя-Солнца – начальная точка отсчета. В Бичурском районе, у бурят, на вершине колышков прикрепляли лоскутки красной ткани – символ Солнца.

Солнце выступает со знаком «женский», числовым кодом «восемь». Кодом же Луны являлся знак «мужской» и число «девять». Часто на одежде мы встречаем  розетки, как символ солнца.

 Встречается соединение  символов двух начал у женщин, они заплетали две косы, как символ соединение и образования единого целого в лице женщины, рождающей детей.

Еще одной особенностью   являются височно-нагрудные  украшения. По нашему мнению эти украшения служат символическим знаком объединения сакральных оппозиций: Вверх – Небо – мужское; низ –Земля – женское.

Дождь, льющийся с небес, сравнивается с мужским семенем, оплодотворяющим женское начало – Землю, вода подразделяется на «живую» (мужское начало) и «мертвую»(женское начало). У Бурят есть понятие «мунхын аршаан» (целебная вода, дарующая бесмертие).

Устойчивое сочетание «красного» и «черного» на старинных предметах местных бурят связано с традиционными представлениями о мирздании, оппозиции «своего, теплого» и «чужого, холодного».

Таким образом, можно сделать вывод, что буряты  Бичурского района долго сохраняли традицию ношения одежды и драгоценностей имеющее символическое значение и связанное именно с символами двух начал: неба и земли, солнца и луны, огонь и вода, вода и земля – мужское и женское.  Некоторые буряты до сей поры сохраняют национальные традиции учитывающие символическое значение ношения одежды и украшений.

2.1. Символ союза мужского и женского в одежде семейских  Бичурского района

В христианстве с водой как влажной витальной субстанцией естественным образом связывались архаические представления о женском начале в природе, о влажной земле, порождающей все живое, об источнике жизни и вместе с тем о земле - могиле, о земле - материнском лоне, но уже как месте исчезновения, о преисподней с ее подземными водами.

А вот у семейских Бичурского района мы находим символическое значение неба и воды, кика – это «птица» - небо, а ленточка с бисером свисающая по верх кички – «дождь»- вода. Это соединение является символом зарождения новой жизни.

        Жизнь семейского христианина была окутана паутиной суеверий и предрассудков. Оберегая себя от ничистот, они наделяли символом свою одежду.

Исследуя,  литературу и беседы жительниц села  Бичура, мы пришли к выводу, о том что семейские на каждой веще изображали  именно символ воды. Кичку они украшали вертикально свисающими бусинками и лентами, служили защитой от болезней и символизировали дождь и каплю росы. На рукаве и на вороте женской рубахи вышивались зигзагообразные и волнистые линии – символизировавшие течение реки, оберег запястья от вывиха, оберег  шеи от простудных заболеваний. Яркие ленты на сарафане и на запоне сохраняли детородные функции.

В домашнем обиходе символы воды часто встречаются на краях полотенец, ручниках и  пеленах (украшение божницы). Придавая силу своему телу и красоту лицу. Ручники использовались для приема новорожденного ребенка, во время крещения. Тем саамы убирая с ребенка сглаз, придавали на будущее силу, уберегали от болезней.

На кровать клали подзоры вышитые вертикальными  и горизонтальными линиями, что защищало человека от нечистых сил.

Кроме того у семейских еще одним символом союза двух начал  является пояс, который делил на две части семейский костюм, верхняя часть «небо», а нижняя часть – «земля». Поэтому женщины закрывали свой пояс, от боязни сглаза.

Таким образом,  семейские тоже придавали большое значение союзу двух начал. Мы находим союз неба и воды, неба и земли.  Для того, что бы объяснить похожесть и разновидность символического значения образа двух начал, мы провели сравнительный анализ символов у бурят и семейских Бичурского района.

2.3. Сравнительный анализ символа двух начал у семейских  и бурят Бичурского района

Сравнивая символы  мужского и женского в одежде двух этносов  Бичурского района, можно отметить  различия. (см. Таблицу 1)

Таблица 1

Символы двух начал   в национальной одежде семейских и бурят  Бичурского района

Этнос

Изображение символа двух начал в одежде

Символика

Значение

Различия

Семейские

Вода и небо

Вода – жемчуг, бисер, небо - кика

Союз двухначал,

Символ – происхождения новой жизни

Буряты

Соединение контрастных деталей одежды у замужнее женьщины

Воссоединение

Буряты

Две косы

Символ соединения мужского и женского

Буряты

Символ солнца и луны на седле бурят, огонь и вода

Сходство

Небо и земля

Небо – верхняя часть одежды, Земля – нижняя часть одежды, а пояс выступал в качестве союза и деления костюма на две части

Защита , и зарождение новой жизни

Буряты

Вверх – Небо – мужское; низ –Земля – женское височно-нагрудные  украшения

Союз двух начал

Заключение

В докладе раскрывается еще почти не изученная тема «Символы двух начал в национальном костюме народов Забайкалья». В теоретической части мы рассмотрели историю символики союза в двух начал в христианстве и буддизме. Мы нашли подтверждение тому, что данный символ имел очень важное значение в жизни людей разных религиозных конфессий.

Цели и задачи, поставленные в начале доклада, выполнены, проанализировано очень много источников по рассматриваемой проблеме, проведен сравнительный анализ символа в национальной одежде. Проведен большой поиск по селам Бичурского района.

Нами доказано, что символика союза двух начал наблюдается, как у бурят, так и у семейских.  Одинаковое значение они придают символу неба и воды в одежде. Но есть и отличия,  у бурят очень проявляется этот символ в украшениях и прическу, а у семейских на головном уборе.

Считаю важным знать о символе союза двух начал своего региона, так как этот символ является воссоединением  и зарождением новой жизни.

Данные исследования могут быть применены в практической деятельности культурологов, искусствоведов, педагогов МХК и учащихся школы.

Список литературы

  1. Болонев Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ.  

              1992.

  1. Буддизм: каноны, история, искусство.- М,2006 – 600с
  2. Буряты/отв. ред Л.Л.Абаева, Н.Л.Жуковская.- М.: Наука, 2004.-633с.
  3. Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья. – Улан-

             Удэ. 1972.

  1. История и культура семейских Забайкалья: Хрестоматия. Ч.2./сост.В.Л.

              Петров, Е.В. Петрова.- Улан-Удэ, 2007 – 432с.

  1. Путь Аввакума. Журнал Байкал , №10, 2007
  2. Созвездие братства /В.Г. Балицкий, Голотвин Ж.Г.. – Улан-Удэ,1982


Поделиться:

Какая бывает зима

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Сладость для сердца

На берегу Байкала

Ах эта снежная зима