• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Творческий проект «Изготовление декораций для настольного театра в технике папье-маше»

Опубликовано Шнайдт Ольга Сергеевна вкл 14.02.2022 - 10:22
Шнайдт Ольга Сергеевна
Автор: 
Полина П.

Кукольный театр доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, развивает внимание, память, речь, увеличивают словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Таорческий проект.25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

     В век цифровых технологий многие современные дети не представляют своей жизни без компьютеров, планшетов, телефонов. Конечно, компьютеры решают сегодня много проблем. Но сами того не осознавая мы так много теряем из-за них. Время уходит неизвестно куда, мы теряем его увлекаясь ненужной информацией и рекламой, а ведь могли бы потратить с гораздо большей пользой. Например – сделать своими руками поделку из бумаги и подарить ее своим близким, друзьям. Подарок, выполненный своими руками, всегда очень трогателен и приятен. Их изготовление начинается с детских развлечений и заканчивается настоящими произведениями искусства.

Актуальность

Кукольный театр-явление в нашей жизни распространенное. Детство каждого ребенка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол. Они приходят в дом, прежде всего, с экрана телевизора, часто малыши приобщаются к ним в детском саду, в семье. Позже, когда ребенок подрастет и станет школьником, он может поменять роль пассивного зрителя на роль активного создателя кукольного спектакля. Множество людей вовлечено в самодеятельное кукольное творчество и должны испытывать естественную потребность и желание узнать о кукольном театре больше.

       Кукольный театр-это искусство, с помощью которого решаются многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, а также созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

      Моя исследовательская работа посвящена технике «папье-маше». Меня привлекает данная тема исследования тем, что можно изготовить все что угодно своими руками.

Объект исследования – декорации для настольного театра.

Предмет исследования: технология изготовления декораций в технике «папье-маше».

Цель проекта: изготовление декораций для настольного театра в технике «папье-маше».

Задачи:

  1. Изучить историю кукольного театра и их виды
  2. Изучить технологию изготовления декораций в технике папье-маше.
  3. Изготовить декорации для настольного театра в технике «папье-маше»

Требования к продукту: практичный, аккуратный, эстетичный, качественный, оригинальный, красивый на вид, привлекательный, экономичный, функциональный.

Ожидаемый результат: 

В процессе работы над проектом я должна познакомиться с историей появления кукольного театра и их видами, изучить технологию изготовления декораций с использованием техники папье-маше. Представить проанализированную и изученную информацию в теоретической форме и показать полученный продукт.

 Гипотеза состоит в том, что, освоив технику «папье-маше», можно изготавливать много интересных предметов и подарков для друзей своими руками.

 

1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения кукольного театра.

Кукольный театр создавался в течение тысячелетий. В истории всех народов кукольный театр берет свое начало из религиозных мистерий. Еще в глубокой древности, во время религиозных церемоний, человечество начало употреблять фигуры богов-истуканов. С течением времени эти, вначале неподвижные, изображения начали изготовляться движущимися, и согласно описанию древних историков, во время религиозных церемоний толпой шли жрецы, неся на плечах изображения божеств, которые, исполняя элементарные движения, непрерывно двигали головой и руками. Впоследствии эти религиозные изображения движущихся кукол в дни празднеств начали разыгрывать самостоятельные религиозные действа

Ученые считают, что именно Египет является родоначальником кукольного театра.  Оказывается на сегодняшний день очень популярен во всех странах Востока. В Индии кукольный театр марионеток является любимым представлением для взрослых и детей. Большое влияние на развитие кукольного театра всех европейских стран оказала Италия. Затем кукольный театр проник во Францию, Бельгию, Голландию, Англию, Германию, Чехи.

 В России же кукольный театр произошел от языческих, обрядовых культов. Например, весной славяне выносили соломенные чучело, являвшееся образом смерти, сжигали его или бросали в реку, приветствуя приход весны и тепла песнями. Таким образом в обрядах зарождались элементы театра [6].

По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, другие - с запада. Принесённое ими искусство перемешивалось, что в итоге порождало новые формы, которые со временем воспринимались как "своё" искусство, и становилось им. Главным героем кукольного театра всегда был и остается Петрушка. Вместе с кукольным театром, он так же проходил изменения и в итоге приобрел отличительные черты в разных странах мира.

     

1.2 Виды кукольного театра.

Изучив и проанализировав много литературы пришла к выводу: существует несколько видов кукольного театра.

Плоскостный и объемный – разновидность настольного театра, который может быть изготовлен своими руками из бумаги и картона;

Теневой театр – фигурки людей и животных движутся по ярко освещенному экрану;

Театр на фланелеграфе – картинки не падают, а надежно держатся на доске; Магнитный кукольный театр – герои сказки крепятся на доску благодаря плоским магнитам;

Перчаточный кукольный театр – наручных кукол шьют из ткани или вяжут из шерсти и ниток;

Театр-книжка – объемные и движущиеся картинки, оживляющие персонажей сказок;

Настольный кукольный театр – обычные игрушки, которыми дети играют каждый день.

1.3 Что такое папье-маше?

    И так что такое Техника папье- маше?

Сначала я узнала, что папье-маше – это масса, состоящая из переработанных бумажных материалов, смешанных с клейстером, или клеем ПВА. Название с французского переводится «жёваная бумага». Из папье-маше можно сделать игрушки, маски, декоративные элементы, муляжи и даже мебель, машинки кукольные домики и многое другое.

   История папье-маше началась в 16-м столетии во Франции. Тогда из грубой толстой бумаги и своеобразного клейстера делались персонажи- куклы. В Россию данная технология пришла при правлении Петра I.

Чтобы сделать папье-маше мне понадобилось следующие материалы: газеты, туалетная бумага, бумага А4, клей ПВА, кисти, краски гуашь, клеёнка для защиты стола, пластилин. Когда техника папье-маше была изучена, я поняла, что сделать декорации в этой технике не составит много труда и финансовых затрат. Осталось только определиться к какой сказке будут эти декорации. Нашла фигурки настольного театра сказки «Три поросенка», а вот декорации со временем пришли в негодность. И, так, было решено, буду делать декорации к настольному театру- к  сказке «Три поросенка» в технике папье-маше.

2. Практическая часть

В моих старых декорациях были бумажные домики, деревья, и бумажные куколки. Я думаю декорации быстро пришли в негодность так как были тонкие, часто падали и были односторонние. Поэтому я решила попробовать эту технику и сделать то что я хочу более качественно и практично, тем более эта техника мало затратная, так как все материалы которые я использовала подвергались утилизации. Также хочу добавить к своим декорациям: скамейку, забор, деревья, засушенную веточку виноградной лозы, так как в перевернутом состоянии напоминает яблоню, колодец, и маленькое ведерко тоже сделаю в технике папье маше.

    2.1. Подготовка материалов и инструментов.

Итак, нам понадобились следующие материалы: клей ПВА, ножницы, бросовая бумага (черновики А4), краска гуашь, коробочки ( для придания формы), кусок плотной бумажной коробки, Декоративные ленточки, деревянные шпажки разного диаметра, салфетки цветные, солома, вода, ткань, дсп (основа), ивовые веточки, спички, синтепон, картон, клей пистолет и клеевые стержни, клей «мастер».

2.2. Порядок выполнения работы.

  1. Для изготовления домика из соломы мне понадобилось:

Приготовить клеевую бумажную массу. Для этого я нарвала бумагу в ведро и замочила ее на 3 суток, затем ее отжала, и добавила клей ПВА. Так получалась у меня бумажная масса.  Затем я стала лепить на основу бумажную массу, давала высохнуть. (Приложение 1) 

Раскрасила, сделала крышу конусную и обклеила ее соломкой, задекорировала лентой окно, и крышу. (Приложение 2)

  1. Следующий домик также: обклеила бумажной массой, за тонировала, прорезала окно, обклеила ивовыми сухими веточками, которые нашла возле дома, обклеила крышу фоамираном. (Приложение 3)
  2. Кирпичный домик также обклеила бумажной массой, крышу сделала из картона и спичек, то есть наклеила спички на картон, склеила основу домика и крышу при помощи клеевого пистолета, раскрасила. Дала просохнуть, прорисовала кирпичики, и на уголки стен домика приклеила кирпичики из толстого картона, затем раскрасила. Трубу сделала из картона, приклеила на клеевой пистолет, раскрасила и приклеила   синтепон- дым. ( Приложение 4)
  3. Для изготовления деревьев мне понадобилось: толстая картонная коробка, из нее я сделала ствол, нарисовала заготовку, вырезала 2 шт. сделала прорези и соединила. Для кроны понадобились салфетки разных цветов. Так как в сказке действие происходило осенью, то я взяла салфетки красного, желтого, розового цветов. Забор сделала тоже из толстого картона. ( Приложение 5)
  4. Мост делала из бумажной втулки. Разрезов ее на пополам. Затем брала деревянные шпажки нарезала их ножницами по 5 см, и приклеила на основу клеевым пистолетом, раскрасила его .
  5. Колодец сделала также, основу (втулку) обклеила деревянными шпажками по 3 см., и раскрасила его. Ведро также сделала в технике папье маше. (Приложение 6)
  6. Последним этом моей работы стала сборка декораций на ДСП. Я взяла обрезки ткани оранжевого , желтого, синего цветов.

Затем куском ткани оранжевого цвета обклеила заготовку-основу под декорации, вырезала ленточку из синей ткани, получилась речка. Осталось только собрать декорации на подставку. Вот как у меня получилось. ( Приложение 7)

 Работать с папье-маше удобнее всего на большом столе. Обязательно накройте рабочую поверхность газетами или старой клеёнкой. Чтобы не испачкать руки, лучше надеть перчатки.

    

  1. Заключение

    Изделие из папье-маше можно окрашивать любыми красителями — гуашью, акварелью, акриловыми красками, фломастерами.

     Для закрепления краски можно покрыть изделие лаком — он хорошо ложится на материал.

      Готовый предмет получается прочным, легким и неприхотливым в уходе (пыль с него можно вытирать обычной влажной тряпкой).

    Работать с папье-маше интересно и приятно. С помощью этой техники можно воплотить в жизнь практически любую идею. Единственный минус состоит в том, что на изготовление изделия требуется довольно много времени: если толщина бумаги будет большой, то заготовку придется довольно долго высушивать, прежде чем приступить к следующей стадии процесса (например, нанесению краски). Однако, поверьте, это того стоит!

     Что можно сделать из папье-маше? Огромное разнообразие прекрасных вещей. Это и украшения для интерьера, и всевозможные декоративные фигурки для сада... Шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, вазы для сухих букетов, пасхальный сувенир — яйцо и даже бусы и браслеты... Словом, всё, на что у вас хватит фантазии!

     Какие свойства делают папье-маше таким популярным видом рукоделия?

     Минимум материальных затрат: годится любая бумага, которая найдется в доме. Для работы не нужно специальных инструментов и приборов, подойдет любая плоская поверхность. Не требуется никаких особых навыков или подготовки.

    И так работа выполнена. Цель проекта достигнута – я изготовила декорации к сказке в технике папье-маше. Я очень довольна своей работой. Мне удалось не только сделать декорации, а также поставить эту сказку и показать моей младшей сестренке и друзьям. Еще хочу сделать в этой технике карету для золушки. Я уверена, что освоение данной техники позволит мне в будущем создавать новые и интересные произведения искусства.

     

  1. Список литературы

  1. Берестенёва Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок» (серия «Моя первая книга» – М.: Белый город, 2011. – 198 с.
  2. Боголюбская М., Табенкина А. «Наши сказки», Москва, изд-во «Детская литература», 1981. – 192с.
  3. Войдинова Н. М., «Театр кукол» Издательство: Проф-Издат, 2008. – 112 с. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/162610/
  4. Данилов-Данильян В. И., Некипелов А. Д., Карев В.М – Новая Российская энциклопедия: В 12 т. – М.: ООО «Издательство Энциклопедия», 2003 — Т.1: Росси — 2003. — 960с.: ил.
  5. Марков М. «Театральная энциклопедия. Том 5» - М.: Советская энциклопедия, 1967. – 118—126 с.
  6. Максимова М., Кузьмина М.. «Быстрый крючок» (серия «Заботы маленькой хозяйки») – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 98 с.
  7. Советов В. М., «Театральные куклы: Технология изготовления» изд-во: Академия театрального искусства, 2007. – 192 с.
  8. Степченко Э.В. «Путешествие в сказку» - Москва, изд-во «Кристина и Ольга», 1993. – 98 с.
  9. Цехновицер, И.Еремин. «Театр Петрушки» — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927. – 198 с.


Поделиться:

Пятёрки

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Упрямый зяблик

Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт

Алые паруса