• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект на тему: «Быть или не быть школьной форме»

Опубликовано Газизова Энже Маратовна вкл 13.01.2023 - 10:26
Газизова Энже Маратовна
Автор: 
Евтемирова Э., Шинкарук С.

Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

18 октября 2012 года на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта Президент В.В. Путин предложил ввести единую школьную форму, так как это решило бы много проблем, в том числе социального, национального и религиозного неравенства обучающихся. В настоящее время существуют разные мнения по вопросу введения школьной формы. Сегодня во многих школах она становится обязательной и имеет следующие преимущества:

  • требует от человека соблюдения определенных норм в поведении;
  • воспитывает в ребёнке внутреннюю дисциплину и хороший вкус к элегантному деловому стилю;
  • формирует чувство сплочённости с классом, школой.

Так как мы учимся в школе, то важным для нас является наш внешний вид. Что подходит современному ученику? Свободный стиль одежды? Или школьная форма? Проблема в том, что многие учащиеся не осознают всю сущность и красоту школьной формы. Поэтому в проекте мы попытаемся решить вопрос о необходимости школьной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6a.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Исследовательский проект на тему:

«Быть или не быть школьной форме»

                                              Выполнили:

                                                          учащиеся 6а класса

Евтемирова Э., Шинкарук С.

                                                                  Научный руководитель:

                                                            учитель технологии

                                                  Газизова Э.М.

г. Пыть-Ях, 2022 г

Содержание

  1. Введение                                                                                                         3
  2. Что же такое школьная форма?                                                                   4
  3. Из истории школьной формы                                                                       5
  4. Школьная форма за рубежом                                                                       6
  5. Плюсы и минусы школьной формы                                                            8
  6. Дизайнерское исследование                                                                       10
  7. Стилисты предлагают классический стиль                                              11
  8. Социологический опрос учащихся                                                            11
  9. Заключение                                                                                                  13
  10. Список литературы                                                                                     14
  11. Приложение                                                                                                 15

Введение

Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

18 октября 2012 года на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта Президент В.В. Путин предложил ввести единую школьную форму, так как это решило бы много проблем, в том числе социального, национального и религиозного неравенства обучающихся. В настоящее время существуют разные мнения по вопросу введения школьной формы. Сегодня во многих школах она становится обязательной и имеет следующие преимущества:

  • требует от человека соблюдения определенных норм в поведении;
  • воспитывает в ребёнке внутреннюю дисциплину и хороший вкус к элегантному деловому стилю;
  • формирует чувство сплочённости с классом, школой.

Так как мы учимся в школе, то важным для нас является наш внешний вид. Что подходит современному ученику? Свободный стиль одежды? Или школьная форма? Проблема в том, что многие учащиеся не осознают всю сущность и красоту школьной формы. Поэтому в проекте мы попытаемся решить вопрос о необходимости школьной формы.

Цель исследования: обозначить актуальность школьной формы в современной России

Задачи:

  • познакомиться с историей возникновения школьной формы в России;
  • провести анкетирование среди учащихся 5-8 классов, чтобы узнать их мнение о необходимости ношения школьной формы; 
  • выявить преимущества и недостатки школьной формы.

Методы исследования: работа с информационными источниками, анализ материала, анкетирование, беседа.

Что же такое школьная форма?

Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Зачем вводится школьная форма?

Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. И нам очень бы хотелось, чтобы учащиеся школы гордились своей принадлежностью именно к нашей школе и тем, что они носят особенную форму.

Во - вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы.

Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников. Нынешняя молодежная мода часто пугает: сочетание ярких кричащих цветов, обнаженная поясница, джинсы, обтягивающие до предела. Девочки носят мини-юбки и брюки на бедрах, из-под которых видно нижнее белье, мальчики ходят с развязанными шнурками на кроссовках.

Здоровье сберегающий аспект. Мнение врачей

Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.

Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника.

Таким образом, одежда ребенка должна быть, прежде всего, безопасной для здоровья. Конечно, первоклассники не ходят с голыми пупками, но как раз у них школьная форма и не вызывает негативных эмоций. Наоборот, они ждут не дождутся того дня, когда им придется ее надеть. Поэтому к тому времени, как они станут подростками, ношение деловой одежды войдет у них в устойчивую привычку.

Из истории школьной формы

Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. У школьной формы в России богатая история. До 1917 года в гимназии учились только дети богатых родителей. Форму носили не только в учебном заведении, но и дома, на улице, во время торжеств.

Мальчики носили форму военного фасона, а девочки темные строгие платья с юбками до колен.

Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий – и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.

Отмененная с приходом большевиков, форма в 1949 году вернулась на прилавки. Мальчики одевались в гимнастерки с воротником-стоечкой, а девочки в коричневые шерстяные платья. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м — в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму.

Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольский значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета. А в 91-м школьную форму совсем отменили, и дети стали ходить в школу в свободной форме.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, имеют её только некоторые гимназии, лицеи, школы.

Школьная форма за рубежом

Впервые школьная форма появилась в Великобритании. Традиционная форма британских школьников – это брюки (юбка для девочек), рубашка, пиджак и галстук. В холодное время года школьники носят единообразные куртки или плащи. В некоторых школах одинакова даже обувь учащихся. Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения, и гордятся тем, что одежда подчеркивает принадлежность к нему. Например, ученики школы при Госпитале Христа вот уже 450 лет носят традиционную тюдорскую униформу, при этом воспринимают такую консервативность, как сохранение вековых традиций своей школы.

В элитных учебных заведениях существует собственная школьная форма с фирменным знаком, как например, в Nottingham Academy – одной из самых больших школ Европы.

В школьную форму учеников школы Харроу входят не только привычные брюки и пиджаки, но еще и соломенные шляпы.

В некоторых британских школах допускается «одежда из магазина», но строго соответствующая определенным требованиям по стилю и цвету.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927—1968 годах. В наше время французские политики предлагают вновь ввести обязательную школьную форму. Это предложение даже входило в президентскую программу одного из кандидатов в президенты на прошедших выборах. Но пока школьная форма обязательна лишь в частных элитных заведениях

В Германии нет обязательной школьной формы, хотя также ведутся споры о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, и ученики даже могут участвовать в её разработке.

В США и Канаде обязательной школьной формы нет, но в частных школах и колледжах она едина. Кроме того, школьная форма обязательна в некоторых штатах. При этом она отличается большим разнообразием, чем в Англии. Формой здесь могут быть даже джинсы и одинаковые футболки с названием учебного заведения.

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений. По стилю она отдаленно напоминает советскую форму, но с учетом более жаркого климата.

Япония известна строгостью правил и верностью традициям. Это касается и отношения к школьной форме. Её стиль не меняется существенно уже более века. Школьники начальных классов чаще всего одеваются в обычную детскую одежду. Для учеников средних и старших классов школьная форма обязательна. Для мальчиков это комплект из брюк или шортов и пиджака темного цвета с воротником стойкой, для девочек – темная юбка до колена и темная или светлая блузка с характерным галстуком, напоминающим форму моряков.

В Индии школьная форма обязательна, но не едина для всех школ. Наиболее популярный вариант школьной формы для мальчиков – светлая рубашка и темные брюки, для девочек – сари, платье или юбка с блузкой, в дополнение – галстук.

В Турции школьная форма обязательна, но школы сами выбирают для нее цвет. Мальчики посещают занятия в классических костюмах, девочки – в тройке, состоящей из юбки, джемпера и блузки. Дополняется школьный костюм галстуком. Летом из-за жары ношение формы отменяется.

Нам было очень интересно узнать о школьной форме других стран. Оказалось, что обязательная школьная форма введена не во всех зарубежных учебных заведениях. Но все же она является неотъемлемой частью детства многих учеников во всем мире. В тех странах, где не существует единой школьной формы, школы самостоятельно устанавливают определенные требования к школьному костюму. Модели школьной формы очень разнообразны. В одних странах форма красивая и яркая, в других — менее интересная. В некоторых странах, она более консервативна, как например, в Англии. В других — очень модная и необычная, как например, в Японии, где форма даже считается эталоном подростковой моды. Многие зарубежные школы имеют специальные отличительные знаки - эмблемы. Ученики эмблемой школы дорожат и гордятся.

Исследование показало, что в основном за рубежом школьная форма приветствуется. Ученики любят свою форму, гордятся ею, считают символом школы и частью ее истории.

Плюсы и минусы школьной формы

В ношении школьной формы есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

Нынешняя молодежная мода часто пугает: сочетание ярких, кричащих цветов, обнаженная поясница, мини-юбки и брюки на бедрах. Все это в будущем, как говорят врачи, может привести к плохому функционированию почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга.

Школьная форма дисциплинирует учеников (особенно подростков).

Отсутствие возможности надеть в школу мини-юбку, майку «с голым пупком» приучает детей к мысли, что в школу ходят не себя демонстрировать, а учиться. К тому же форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.

Школьная форма стирает социальные различия между детьми.

И богатый, и бедный равны и одинаковы. У школьников нет возможности продемонстрировать роскошные наряды в стенах школы, а значит, нет и возможности посмеяться над кем-то из-за старых и немодных вещей (а дети в этом вопросе порою бывают очень жестоки, и им не объяснишь, что дело не в том, у кого какая одежда).

Если в школе ввели школьную форму, родителям больше не надо ломать голову, во что одеть ребенка, чтоб и красиво было, и удобно. Купил форму – и вопрос решен.

Минусы:

Форма не дает детям выразиться через одежду.

Родители и учителя могут сколько угодно твердить, что школа – не подиум. Дети все равно будут сопротивляться. Особенно подростки, особенно девочки. Кругом продают столько нарядных вещей, а в школу вечно надо ходить в одном и том же. А как тогда понравиться Петрову?

Даже советские примерные школьницы в свое время старались короче подрезать подол школьного платья, чтобы продемонстрировать свои ножки. Что уж говорить о современных школьницах, на глянцевых журналах, воспитанных?

Еще немецкий философ Людвиг Фейербах говорил: «Человек отличается от обезьяны наличием своей точки зрения». А именно в средней школе ребенок начинает формироваться как личность, ему хочется быть неповторимым, отличаться от других во всём. Особенно в одежде. У девушек и молодых людей формируется чувство стиля. Каждый задумывается о том, что ему идет, а чего лучше не надевать. А школьная форма не дает таких возможностей, все учащиеся становятся одинаковыми. И даже если придумать оригинальный вариант формы, это не поможет, так как уже через несколько дней очень хочется надеть что-то другое, свеженькое. Кроме того, к концу года форма теряет опрятный вид и ужасно надоедает.

Форма – удовольствие не дешевое. Форма стоит от 3 тысяч рублей (причем, неплохо бы иметь два комплекта формы – на смену). Стоимость блузок-рубашек, а также то, что каждый год форму придется менять: ребенок-то растет – и получите внушительную сумму, которую надо вложить «разом». Кроме того, если ребенок испортит форму (особенно это касается сорванцов-мальчишек) – и Вам придется снова тратиться.

А ведь одной покупкой формы дело все равно не ограничится, ведь ребенку надо будет во что-то одеваться после школы и на выходных, то есть он по- прежнему будет просить новые обновки.

За формой надо ухаживать: сдавать в химчистку, стирать, гладить.

Дизайнерское исследование

Широкомасштабные социологические опросы школьников и их родителей показали, что школьная форма имеет как своих сторонников, так и противников. И если основной мотивацией при выборе большинства родителей является ее цена и практичность, то самих школьников больше занимают вопросы моды и стиля. Но по отношению к школьной одежде правильнее рассматривать не моду во всех ее многочисленных проявлениях, а стили в одежде, которые соответствуют образу и укладу жизни современной молодежи.

Это, прежде всего, спортивный стиль — символ простоты, удобства и целесообразности. Сегодня не мода диктует спорту свои законы, а спорт влияет на моду. Новая концепция одежды спортивного стиля выражается в объемности, многослойности, а также возможности ее комбинирования и многофункционального использования.

Сегодня джинсовое направление разрабатывается в так называемом стиле «кич», когда привычная одежда оживляется цветочными нашивками. Декоративные, выразительные приемы оформления (рюши, вышивки и т.д.) придают одежде нарядный, романтичный вид. Остаются популярными этнические мотивы (фольклор), а также трикотажные изделия, дополненные капюшонами и карманами «кенгуру».

Современная одежда классического стиля приобретает оттенок непринужденности, так актуальной сегодня в моде. Это проявляется в использовании разнообразных застежек, в отказе от внутренних прокладок и подкладок, что делает костюмы более удобными, подвижными и мягкими, оставляя их тем не менее элегантными и достаточно строгими.

Проблема школьной одежды — это поиск компромисса между школой, учащимися и их родителями, предполагающего возможность выбора ребятами формы, формирование их собственного стиля и рационального гардероба на основе единого цветового решения, свойственного конкретному классу, школе.

Стилисты предлагают классический стиль

Классический стиль отличается подчеркнутой строгостью и подтянутостью. Возникнув в XIX веке, он остается в моде постоянно. Мода не вносит здесь резких изменений, она лишь слегка подправляет форму: Деталей в такой одежде очень мало и только необходимые: отложной или английский воротник, карманы прорезные с листочкой, клапаном, с обработкой «в рамку».

Вообще, классический ансамбль предполагает гармоничное сочетание двух цветов, не больше. Исключение составляет только ткань в клетку, дающая возможность сочетания трех-четырех цветов. Но в таком случае юбка или брюки (если они не сшиты из того же материала, что и пиджак) должны быть однотонными.

Социологический опрос учащихся

Для того чтобы узнать мнение учащихся 5-8 классов о необходимости ношения школьной формы, мы провели анкету, текст которой приводится в приложении 1.

Результаты анкетирования учащихся:

1) Вы хотите, чтобы у школьников была школьная форма?

А) да (24,1%)  

Б) нет (56,3%)    

В) не знаю (19,5%)

2) Школьная форма- это хорошо?

А) да (39,1 %)  

Б) нет (36,55%)  

В) не знаю (25,3%)

3) Нужен ли школьной форме символ или значок школы?

А) да (28,7%)    

Б) нет (59,8%)      

В) не знаю (11,5)

4) Влияет ли школьная форма на поведение?

А) да (19,55%)    

Б) нет (72,4%)          

В) не знаю (8%)

5) Становятся ли ученики в школьной форме похожи друг на друга?

А) да (46%)          

Б) нет (37,9%)                

В) не знаю (16, 1%)

6) Нужна ли униформа для учителей?

А) да (48,3%)          

Б) нет (39,1%)                    

В) не знаю (12,6%)

7) Как вы думаете, школьная форма должна быть единой у учащихся с 1 по 11 класс?

А) да (18,4%)            

Б) нет (66,7%)            

В) не знаю (14,9%)

8) Помогает ли школьная форма настроить на рабочий лад?

А) да (27,6%)            

Б) нет (58,6%)                

В) не знаю (13,8%)

9)Нравится ли вам носить школьную форму?

А) да (33,3%)                          

Б) нет (54%)                

В) не знаю (12,6%)

10) Твое отношение в школьной форме, принятой в вашей школе?

А) нравится (24,1%)                

Б) не нравится (33,3%)

В) затрудняюсь ответить (16,1%)

Г) принимаю как правило (26, 4%)

По результатам проведённого исследования мы выяснили, что не все хотят носить школьную форму, но также считают, что школьная форма - это хорошо. Многие считают, что школьная форма не влияет на поведение и о необходимости униформы и педагогам. Большинство ответили, что не хотят носить школьную форму.

Таким образом, мы пришли к выводу, что ребята не хотят носить школьную форму, им не нравится принятая в нашей школе формат школьной формы. Но в то же время думают, что в форме они выглядят опрятно и им удобно и комфортно, не нужно думать утром, в чём идти в школу и школьная форма приучает к порядку и дисциплине.

Заключение

В ходе исследовательской работы мы узнали о том, когда появилась школьная форма в России, в чем была необходимость её введения, познакомилась с учебной формой других стран, изучили мнения врачей, психологов. Изучили плюсы и минусы школьной формы, дизайнерские решения в стиле одежды. Кроме того, мы проанализировали мнения учащихся путем анкетирования и сделали следующие выводы. Ребята не хотят носить школьную форму, им не нравится принятая в нашей школе формат школьной формы.

Школьная форма дисциплинирует детей. Но она не должна нас уравнивать, убивать в нас индивидуальность. Считаем, что школьная форма должна быть по сезону. Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже ввести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное - чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. Она должна быть сделана со вкусом и из натуральных высококачественных тканей. И по возможности, у каждого лицея, гимназии, школы – своя форма. В противном случае, у детей развивается культ одежды. А самое главное – чтобы она нравилась детям.

Таким образом, подводя итоги нашей исследовательской работы, мы считаем, что школьная форма - это лицо ученика. Дети должны с детства приобщаться к культуре ношения одежды, и понимать, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго.

Школьная форма необходима, и мы с удовольствием будем и дальше ходить в школу в форме.

Список литературы

  1. Гилл М. Гармония цвета. Естественные цвета.- АСТ; Астрель, 2006.
  2. Захаржевская Р. История костюма. - М.: Илиас, 2004.
  3. Кондратенкова Л. Художественное проектирование детской одежды: учебное пособие. - СПб: СПГУТД, 2006.
  4. Купер М., Мэтьюз А. Как понимать язык цвета.- АС, 2008.
  5. Нестерова Н. Страноведение: Великобритания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  6. Сёстры Сорины Язык одежды, или как понять человека по его одежде. - Глобус, 1999.
  7. Стасенко-Закревская М., Закревский В.  Шьем детям сами: конструирование, моделирование и технология пошива детской одежды. - Феникс, 2012.
  8. Фернандес А., Ройг Г.М., Бил А.. Рисунок для модельеров. - АРТ-Родник, 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.wikipedia.org.
  2. www.sibmoda.ru
  3. www.rospotrebnadzor.ru
  4. www.gazeta.aif.ru

Приложение 1

Анкета

  1. Вы хотите, что бы у школьников была школьная форма?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю
  1. Школьная форма - это хорошо?
  1. Да  
  2. Нет  
  3. Не знаю
  1. Нужен ли на школьной форме символ или значок школы?
  1. Да  
  2. Нет  
  3. Не знаю
  1. Влияет ли школьная форма на поведение?
  1. Да
  2. Нет  
  3. Не знаю
  1. Становятся ли ученики в форме похожи друг на друга?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю
  1. Нужна ли униформа для учителей?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю
  1. Как вы думаете, школьная форма должна быть единой у учащихся с 1 по 11 класс?
  1. Да  
  2. Нет  
  3. Не знаю
  1. Помогает ли школьная форма настроить на рабочий лад?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю
  1. Нравится ли вам  носить школьную форму?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю
  1. Твое отношение к школьной одежде, принятой в вашей школе?
  1. Нравится
  2. Не нравится
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Принимаю как правило.

Приложение 2

Достоинства

Недостатки

1. Школьная форма прививает чувство единства, принадлежности к школе и гордости за нее.

1. Навязывание определенного стиля одежды мешает детям самовыражаться и проявлять индивидуальность.

2. Школьная форма настраивает на учебу и дисциплинирует учеников.

2. Покупка формы — несет дополнительные денежные траты и затраты времени родителей на ее поиск.

3. Единая школьная форма уравнивает детей вне зависимости от материального и социального положения их родителей.

3.Низкое качество тканей и пошива, а также однообразие моделей школьной формы.

4. Красивая школьная одежда развивает чувство вкуса и стиля ребенка.

 

5. Школьная форма не оказывает вредного воздействия на здоровье ребенка, т. к. производится с учетом всех санитарно-гигиенических норм.

 

6. Исчезает проблема «В чем пойти сегодня в школу?», а, следовательно, у детей возникает позитивный настрой на учебу.

 

7. Школьная форма позволяет отличить посторонних, зашедших на территорию школы


Поделиться:

Рисуем лошадь акварелью

Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью

Цветение вишни в лунную ночь

Есть ли лёд на других планетах?

Мороз и заяц