Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Красненского района
Исследовательская работа
«Волшебство бумажной пластики»
Работу выполнила:
Соломина Алиса, обучающаяся
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Руководитель: Пашкова Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
2023 год
Содержание
Введение
1. Основная часть.……………………………………….3
1.1История развития бумажной пластики.…………….4
1.2Виды бумагопластики..……………………………….5
Заключение.. ………………………………………………7
Литература……………………………………….………..8
Введение
Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные композиции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы обычной бумаги, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Все остальное – уникальное авторское мастерство, талант, вдыхающий в материал жизнь.
Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – бумажная пластика. Бумагопластика более трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Не имея специальной художественной подготовки, вы можете освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.
Актуальность: В нашем современном мире технических новинок, бумага стала популярным материалом в декоративно – прикладном искусстве. Начиная с древнего японского вида искусства оригами, и заканчивая современными способами складывания бумаги, хотелось бы узнать какие техники бумагопластики существуют в декоративно- прикладном искусстве.
Цель исследовательской работы: изучить виды и техники в бумажной пластике.
Задачи:
· Работа по источникам: книги по бумагопластике, интернет ресурсы;
· Рассмотреть исторические изменения в бумагопластике;
· Изучить основы бумагопластики;
· Рассмотреть художественные произведения;
· Расскрыть особенности этого вида искусства;
Объект: бумажная пластика в декоративно-прикладном искусстве.
Предмет: процесс моделирования из различных видов бумаги.
Методы: изучение исторических аспектов развития, анализ художественных объектов, исследование различных поделок из бумаги.
Гипотеза: изучение основ складывания из бумаги развивает творческое мышление, воображение, мелкую маторику (пальцы), помогает приобщиться к миру прекрасного, если дети будут интересоваться бумагопластикой, то им легче будет изучать такие предметы, как черчение и геометрия.
Практическая значимость: Создания брошюры в помощь учителю по изобразительному искусству, для использования, как на уроках рисования, так и на занятиях по технологии или кружковой работы.
Новизна: современные техники в бумажной пластике. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Помогает поистине постичь универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, приобретаются навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
История развития бумагопластики
Бумагопластика – это современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Первая в мире система конструирования в бумагопластике является оригами. Хотя уже в Древнем Китае, в 105 г. н. э. появились первые предпосылки для возникновения этой техники – искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги.
Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В VII веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение.
Они становились участниками религиозных церемоний. Ими украшали стены храмов, статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги – коробочки «санбо», в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.
В средние века, когда производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена бумага было материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. Считалось признаком хорошего образования, воспитания и изысканных манер умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его.
Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами. Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера – оригамиста Акиры Йошизавы.
В настоящее время, когда утрачено первоначальное храмовое значение оригами, в этот древний вид искусства приходят новые веяния. Теперь оригами все чаще и чаще напоминает конструирование изделий из бумаги, где находят применение и клей, и краски, и возможно создание фигур из нескольких частей и деталей.
Виды бумагопластики
Квиллинг — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.
В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Многие педагоги применяют её на своих занятиях.
Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
Торцевание из бумаги бывает:
• контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
• плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
• объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
• многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
Для того чтобы выполнить мозаику в технике торцевания, необходима цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности. Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур, с целью усиления выразительных возможностей, очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику – нет.
В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.
Заключение
Бумагопластика сегодня является перспективным направлением дизайнерского формообразования, влияющим на развитие проектной культуры. В этой области заключен вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпан.
Работая над исследованием по бумагопластике, нами собран обширный материал по видам и разным технологиям. Работая по источникам и собирая материал через интернет были рассмотрены исторические изменения в развитии бумагопластики и изучены отдельные техники. Проанализировали творчество современных художников, их удивительные произведения дизайнерского искусства.
Изучая основы бумагопластики пришли к выводу, что работа с бумагой трудоёмкая, хотя не требует специальной подготовки. У нас в России специалистов в этой технике нет, в основном занимаются бумагопластикой с детьми на уроках трудового обучения или рисования.
Литература
1. «Праздник своими руками» - поделки к праздникам. Ярославль. Академия развития, 2001г.
3. «Уроки для начинающих». Владис. Рипол. Классик. Оригами, 2011г.
4. Джун Джексон «Поделки из бумаги». М.: Просвещение, 1979г.
5. «Сделаем это сами». М.: Просвещение, 1983г.
6. «Самоделки из разных материалов». М.: Просвещение, 1985г.
7. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М.: Просвещение – Владос, 1994г.
Интернет ресурсы
1. /find/nodes/модульное;
2. /technic/swan;
3. /2011/05/modulnoe-origami
4. www. /community/post/rukodelie
5. tvorchestvo. /category/азбука;
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.73 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Красненского района
Исследовательская работа
«Волшебство бумажной пластики»
Работу выполнила:
Соломина Алиса, обучающаяся
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Руководитель: Пашкова Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
2023 год
Содержание
Введение
1. Основная часть.……………………………………….3
1.1История развития бумажной пластики.…………….4
1.2Виды бумагопластики..……………………………….5
Заключение.. ………………………………………………7
Литература……………………………………….………..8
Введение
Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные композиции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы обычной бумаги, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Все остальное – уникальное авторское мастерство, талант, вдыхающий в материал жизнь.
Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – бумажная пластика. Бумагопластика более трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Не имея специальной художественной подготовки, вы можете освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.
Актуальность: В нашем современном мире технических новинок, бумага стала популярным материалом в декоративно – прикладном искусстве. Начиная с древнего японского вида искусства оригами, и заканчивая современными способами складывания бумаги, хотелось бы узнать какие техники бумагопластики существуют в декоративно- прикладном искусстве.
Цель исследовательской работы: изучить виды и техники в бумажной пластике.
Задачи:
· Работа по источникам: книги по бумагопластике, интернет ресурсы;
· Рассмотреть исторические изменения в бумагопластике;
· Изучить основы бумагопластики;
· Рассмотреть художественные произведения;
· Расскрыть особенности этого вида искусства;
Объект: бумажная пластика в декоративно-прикладном искусстве.
Предмет: процесс моделирования из различных видов бумаги.
Методы: изучение исторических аспектов развития, анализ художественных объектов, исследование различных поделок из бумаги.
Гипотеза: изучение основ складывания из бумаги развивает творческое мышление, воображение, мелкую маторику (пальцы), помогает приобщиться к миру прекрасного, если дети будут интересоваться бумагопластикой, то им легче будет изучать такие предметы, как черчение и геометрия.
Практическая значимость: Создания брошюры в помощь учителю по изобразительному искусству, для использования, как на уроках рисования, так и на занятиях по технологии или кружковой работы.
Новизна: современные техники в бумажной пластике. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Помогает поистине постичь универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, приобретаются навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
История развития бумагопластики
Бумагопластика – это современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Первая в мире система конструирования в бумагопластике является оригами. Хотя уже в Древнем Китае, в 105 г. н. э. появились первые предпосылки для возникновения этой техники – искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги.
Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В VII веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение.
Они становились участниками религиозных церемоний. Ими украшали стены храмов, статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги – коробочки «санбо», в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.
В средние века, когда производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена бумага было материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. Считалось признаком хорошего образования, воспитания и изысканных манер умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его.
Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами. Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера – оригамиста Акиры Йошизавы.
В настоящее время, когда утрачено первоначальное храмовое значение оригами, в этот древний вид искусства приходят новые веяния. Теперь оригами все чаще и чаще напоминает конструирование изделий из бумаги, где находят применение и клей, и краски, и возможно создание фигур из нескольких частей и деталей.
Виды бумагопластики
Квиллинг — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.
В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Многие педагоги применяют её на своих занятиях.
Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
Торцевание из бумаги бывает:
• контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
• плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
• объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
• многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
Для того чтобы выполнить мозаику в технике торцевания, необходима цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности. Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур, с целью усиления выразительных возможностей, очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику – нет.
В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.
Заключение
Бумагопластика сегодня является перспективным направлением дизайнерского формообразования, влияющим на развитие проектной культуры. В этой области заключен вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпан.
Работая над исследованием по бумагопластике, нами собран обширный материал по видам и разным технологиям. Работая по источникам и собирая материал через интернет были рассмотрены исторические изменения в развитии бумагопластики и изучены отдельные техники. Проанализировали творчество современных художников, их удивительные произведения дизайнерского искусства.
Изучая основы бумагопластики пришли к выводу, что работа с бумагой трудоёмкая, хотя не требует специальной подготовки. У нас в России специалистов в этой технике нет, в основном занимаются бумагопластикой с детьми на уроках трудового обучения или рисования.
Литература
1. «Праздник своими руками» - поделки к праздникам. Ярославль. Академия развития, 2001г.
3. «Уроки для начинающих». Владис. Рипол. Классик. Оригами, 2011г.
4. Джун Джексон «Поделки из бумаги». М.: Просвещение, 1979г.
5. «Сделаем это сами». М.: Просвещение, 1983г.
6. «Самоделки из разных материалов». М.: Просвещение, 1985г.
7. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М.: Просвещение – Владос, 1994г.
Интернет ресурсы
1. /find/nodes/модульное;
2. /technic/swan;
3. /2011/05/modulnoe-origami
4. www. /community/post/rukodelie
5. tvorchestvo. /category/азбука;
Мост Леонардо
Пейзаж
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Отчего синичка развеселилась
Притча о гвоздях