• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Моя игрушка"

Опубликовано Якшинская Ольга Евгеньевна вкл 11.03.2024 - 16:34
Якшинская  Ольга Евгеньевна
Автор: 
Морозова Анастасия

Как и зачем возникли игрушки. Какие они бывают и каким целям служат.

В ходе проектной деятельности ученица третьего класса  Морозова Анастасия изучила историю возникновения русской игрушки, рассмотрела разное предназначение кукол на Руси.

В практической части Анастасия научила учеников класса делать самые простые куклы - мотанки, а также попробовала приготовить игрушки, используя безотходное производство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Игрушка 1.28 МБ
Файл Описание работы над проектом. Цели, задачи, результаты29.86 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ ЦОиС «Москва-98» Москомспорта Проект на тему: «Моя игрушка» Подготовлен ученицей 3 класса «И» Морозовой Анастасией Научный руководитель: Якшинская О.Е

Слайд 2

Цель проекта: создать развивающие игрушки из повторно используемых материалов своими руками Задачи Познакомиться с историей и видами игрушек России. Изучить особенности использования разных видов игрушек для детей разного возраста. Создать игрушки своими руками и изучить целесообразность их использования. Гипотеза: Можно ли, учитывая возрастные особенности ребенка, придумать игрушку, которая будет интересна и которая будет развивать.

Слайд 3

Куклы - мотанки Кукла «Каша» Кукла-перевертыш «Вертушка»

Слайд 4

Кукла – мотанка своими руками

Слайд 5

Матрешка Фукурума – японская кукла Первая русская матрешка авторов В.Звёздочкина и С.Малютина

Слайд 6

Игрушки из бересты, глиняные, деревянные

Слайд 7

Современные игрушки

Слайд 8

Экологичное потребление

Слайд 9

«Занимательные окошки» – игра на развитие памяти, логики и внимания

Слайд 10

«Лицо человека на магнитах» – игра на ознакомление с окружающим миром, развитие интеллекта

Слайд 11

«Яркая полянка» - игра на изучение цветов и развитие мелкой моторики

Слайд 12

Использование игрушек

Предварительный просмотр:

Введение

Каждая мама хочет, чтобы его ребенок был самым умным. Развитие интеллектуальных способностей граждан - это одна из важнейших задач государства. А что лучше всего развивает малышей? Игрушки. Делать развивающие игрушки я буду из подручных материалов повторного использования, и это тоже говорит об актуальности темы. Экологичное потребление в современном мире стало одной из важных задач.

  1. Развивающие игрушки прошлого

Во все времена взрослые пытаются дать своим детям представление о будущем, которое их ждет, чтобы облегчить им жизнь, чтобы дети делали меньше ошибок. Взрослые дают детям игрушки, советуют игры, в которых есть совет на будущее.

Каждый период времени диктует взрослым необходимость передачи определенных знаний своим детям.

Так у матери девочки, которая жила в 17-18 веке в средней полосе России, была задача научить девочку готовить еду, заботиться о детях. Так как девочки выходили замуж и уезжали от родителей в другие деревни, и часто даже не виделись больше со своими родными, то матери пытались успокоить девочек. Показать, что быть замужней женщиной не страшно. Рассмотрим на примерах кукол-мотанок, как матери давали дочерям эти знания.

Кукла-мотанка – это славянский оберег в виде куклы, сшитой из ткани методом мотания.

  1. Кукла - мотанка «Каша».

Кукла-мотанка «Каша» являлась помощницей для девочек. Помогала она приготовить девочке свою первую кашу самостоятельно.

Наши предки учили девочек заниматься хозяйством уже с 5 лет. И приучали к труду такими игрушками. Куклу «Кашу» мамы делали своим дочкам для приготовления своей первой каши. Кукла «Каша» делалась из льняного мешочка, тельце должно было быть высотой с горшочек. Главное было в соотношении головы и тельца. По поясок тельца насыпалась в горшочек крупа, а по шею - вода.

Игру в куклу «Кашу» мама могла сопровождать потешкой:

Ты пшена из туеска вровень сыпь до пояска.

А по шеечку водицы чтобы каше получится.

Наша умница малышка чугунок накрыла крышкой.

Вот пшено бурлит и пляшет

И знакомо пахнет кашей!

  1. Кукла-перевертыш «Вертушка».

Куклу-перевертыш называли «Вертушкой» или «Девка-Баба» - это традиционная игровая кукла, отражение двух сущностей женщины — девки и бабы, как закрепление перехода женщины из одной ипостаси в другую.
Русские народные сказки часто начинаются словами: «Жили-были дед да баба…». И мы сразу представляем себе деревенских пожилых стариков. Это не так. Наши предки называли бабой замужнюю женщину, которая родила дочь. Звание баба было очень почетным. Позже бабой стали называть просто замужнюю женщину.

Девка и баба одевались по-разному, носили разные прически. У девки была одна коса. Баба носила две косы, уложенные вокруг головы и обязательно повязанные платком. Девке позволялось ходить простоволосой, без головного убора. Дорогую одежду она готовила к замужеству. Поэтому у кукол-перевертышей девка одета в светлую одежду из недорогой ткани. А баба одета уже в одежду из дорогой ткани с украшениями.

Я и мои одноклассники тоже попробовали сделать куклу - мотанку самостоятельно. На уроке «Технология» каждый из нас смастерил куклу из ткани методом мотания.

  1. Матрешка

Нельзя, рассказывая о русских игрушках, не вспомнить Матрешку. Все любят и знают эту деревянную куклу с секретом: внутри у нее целое семейство. Едва появившись, она сразу стала символом России.

Трудно поверить, что на Руси такой игрушки когда-то не было. Появилась она не так давно, немногим более 100 лет назад в Москве. У первой матрешки были конкретные авторы, но очень быстро игрушка стала народной.

В конце XIX века в московском особняке находилось издательство и книжный магазин «Детское воспитание» известного книгоиздателя и переводчика Анатолия Мамонтова. Его жена Мария Александровна решила, что кроме книг в магазине должны продаваться игрушки, и организовала столярную мастерскую. Чтобы помочь мастерам придумывать новые игрушки, она заказывала образцы из разных стран. Так сюда попала японская кукла Фукурума, изображавшая доброе божество. Тогда Василий Звездочки сделал деревянную заготовку, такую же обтекаемую, гладкую и разъемную. Но придал ей форму женщины в русском платье. Дальше за дело взялся художник Сергей Малютин. Он нарисовал цветастый платок, сарафан и петуха в руке. Вышла настоящая крестьянка.

Первая матрешка была восмиместная. Все фигурки были в разноцветных платочках и народной крестьянской одежде. Среди них был и один мальчик, в красной рубахе. Самая маленькая матрешка изображала младенца в пеленках. В 1900 году эта семейка отправилась на выставку в Париж. Авторов наградили медалью за идею сохранения и объединения семьи.

Имя Матрёна, Матрёша было очень распространенным в России. Поэтому куклу назвали Матрешкой.

Делали на Руси игрушки и из дерева. Например, Богородские игрушки из Московской области. Вырезанные из дерева фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит лишь подвигать планку, на которой они закреплены. Этой игрушке больше 300 лет! Игрушка называется «Кузнецы»..

  1. Современные развивающие игрушки.

Современные магазины пестрят разнообразными игрушками. Есть те, которые как и игрушки в старину, готовят детей к взрослой жизни. Сейчас такие игрушки и игры называют «ролевые»: наборы для игры в доктора, в парикмахера, в полицейских и другие.

Очень много игрушек на логику и освоение азбуки и счета, знакомством с окружающим миром.

Экологичное потребление

Здесь я хотела бы добавить, что делая игрушки своими руками из предметов повторного потребления мы становимся ближе к проблеме экологичного потребления.

Существуют специальные правила ответственного экономического потребления, которые может применить в своей жизни каждый из нас:

  • Экономить ресурсы: снижать расход электроэнергии, а также воды.
  • Дать новую жизнь старым вещами, например, отдать в переработку ненужную технику или одежду.
  • Снизить потребление одноразовых вещей, например, пластиковой посуды.
  • Использовать экологические виды транспорта: автобусы, электрички, велосипед.
  • Отказаться от товаров, произведенных с использованием химии.
  • Сортировать мусор.

В этом проекте я хотела бы показать, что можно сделать игрушки из подручных материалов повторного использования. Эти игрушки дадут знаний ребенку не меньше, а иногда и больше, чем новая купленная игрушка.

  1. Игрушка «Занимательные окошки»

Когда в семье появляется малыш, то расход влажных салфеток возрастает. Сейчас есть пачки влажных салфеток с клапаном, для удобного хранения салфеток, чтобы они долго не высыхали. Когда салфетки в пачке закончились, можно клапан не выбрасывать в контейнер для переработки, а оставить. С помощью таких клапанов я и создала свою первую развивающую игрушку – «Занимательные окошки».

Суть игры. Картинки я взяла дублирующие: 2 паровозика, 2 самолетика, 2 яблока и 2 ежика. Наклеиваем каждый вид картинки на крышки клапанов и даем ребенку вторые половинки. Ребенок должен «поселить» в каждое окошко пару.

Второй вариант игры: положить каждый вид картинок внутрь окошек. Дать ребенку посмотреть, какая картинка в каком окошке. Попросить запомнить и дать вторые части картинок. Ребенок по памяти приклеивает вторые части картинок на крышку.

Эту игру можно использовать для разных игр на работу с парой. Например, мамы и их малыши у животных, кто-то ест, кто где живет, соотношение форм и цветов и так далее.

В процессе игры развивается внимание и тренируется память. Если добавить животных, то включается работа с окружающим миром. Если добавить цвет и формы, то сенсорное развитие.

  1. Лицо человека на магнитах.

Когда мы покупаем наборы игрушек, то очень часто остается много упаковки, при работе с вырезными частями – обрезки картона, магнитных лент и так далее. При создании игрушки «Лицо человека на магнитах» я использовала, оставшиеся обрезки магнитов от магнитного театра.

Суть игры. Ребенок должен правильно расположить на лице рот, нос и глаза. Косички можно расплести и расчесать.

Второй вариант игры: если магнитных остатков не так много, как было у меня, то лицо можно приклеить, например, к холодильнику. И предложить ребенку на холодильнике расположить рот, нос и глазки у получившейся головы куклы.

Можно нарисовать разные эмоции. Глазки могут плакать, ротик искривлен грустью и так далее.

Чему ребенок научится? Идет ознакомление с окружающим миром. Из каких основных частей состоит лицо человека. Если добавить разные эмоции, то ребенок учится коммуникациям.

  1. Игрушка «Яркая полянка»

Пластиковые бутылки – с яркими крышками натолкнули меня на идею их повторного использования в игрушке «Яркая полянка».

Для ее создания мне понадобились:

Суть игры. Ребенок подбирает крышки по цветам и закручивает их.

Второй вариант игры: можно сделать помпоны из разноцветной пряжи. Остатков такой пряжи много в любом доме. Ребенок не только подбирает крышки по цветам, но и подбирает помпоны по цветам. Старается протолкнуть их в отверстия.

Я нарисовала цветную полянку, на которой светит яркое солнышко и над цветами летают бабочки. Для мальчика можно нарисовать парусник или красочную машину. Это может быть и вечерний город с разноцветными окнами и круглой луной в небе. Помпонами можно «кормить» зверей: зайчик ест оранжевую морковь, корова зеленую траву и так далее.

Идет сенсорное развитие: ребенок учится различать цвета. Закручивая крышки, ребенок развивает мелкую моторику.

Выводы.

Итогом работы по моему проекту стали три готовые игрушки. Интерес и развивающие свойства, которых я проверила, играя со своей младшей сестрой двух лет.

Игрушки созданы мной из подручных материалов повторного использования. Так я вношу свой вклад в развитие экологичного потребления.

Я изучила историю игрушек России. Научила своих одноклассников делать кукол - мотанок. Мы постарались повторить игрушку «Кузнецы».


Поделиться:

Император Акбар и Бирбал

Рисуем пшеничное поле гуашью

Простые новогодние шары из бумаги

Мороз и заяц

И тут появился изобретатель