Каждый человек может многое сделать для защиты окружающей среды. Для этого он должен быть экологически воспитан. Важно, чтобы дети уже в школе знали экологические проблемы. Согласно 58 статье Конституции РФ каждый гражданин обязан защищать природу. Поэтому уже, будучи детьми, учащиеся должны задумываться над тем, что они могут сделать для защиты окружающей среды, что они должны и что не должны делать.
Взяться за создание этого проекта меня заставила также обстановка, которая царит на наших улицах, а в частности в нашем городе. Проблема - низкий уровень экологической культуры, знаний школьников. Отсутствие уважения к окружающей среде своего города, района, края, страны.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1018.72 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31
Исследовательский проект по теме
«Сохранить природу – сохранить жизнь»
по дисциплине
«География»
ученика 9 «А» класса
Воропаева Артема
Руководитель проекта: учитель географии
Власенко Светлана Васильевна
г. Таганрог, 2021
Оглавление
Введение………………………………………………………… 3
1.Проблемы загрязнения окружающей среды человеком ………………5
1.1 Экологические факторы окружающей среды ………………………..5
Практическая часть …………………………………………...11
«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша»
А.П. Чехов
В настоящее время очень остро стоит проблема экологического загрязнения планеты. Человечество строит промышленные предприятия, вырубает леса, истребляет животных, птиц, рыб, не задумываясь о негативных последствиях своей деятельности.
Сегодня, в век глобальных экологических проблем, мы жители планеты Земля, осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. Но при этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин и многое другое. При этом меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.
Природа – наше богатство: сберечь это богатство - это сохранить жизнь.
Успешный человек – это, в первую очередь, здоровый человек, а здоровье немыслимо без чистого воздуха, прозрачной воды, экологически безопасных продуктов питания.
Каждый человек может многое сделать для защиты окружающей среды. Для этого он должен быть экологически воспитан. Важно, чтобы дети уже в школе знали экологические проблемы. Согласно 58 статье Конституции РФ каждый гражданин обязан защищать природу. Поэтому уже, будучи детьми, учащиеся должны задумываться над тем, что они могут сделать для защиты окружающей среды, что они должны и что не должны делать..
Взяться за создание этого проекта меня заставила также обстановка, которая царит на наших улицах, а в частности в нашем городе. Проблема - низкий уровень экологической культуры, знаний школьников. Отсутствие уважения к окружающей среде своего города, района, края, страны.
Актуальность темы заключается в том, что экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и самой жизни человека. Без серьезного изучения состояния окружающей среды, без организации систематической работы по охране прекрасных уголков природы в нашем городе и на Земле в целом, невозможно представить дальнейшее существование человечества.
Экологическое воспитание подрастающего поколения и формирование культуры общества, живущего в гармонии с природой.
1.1Экологические факторы окружающей среды
Что такое естественная среда обитания? Это совокупность множества элементов природы, обитающих в определенных условиях ареала своего существования в состоянии естественной свободы.
Конечно же, любая природная популяция или биологический вид оказывает на среду своего обитания, в которой он существует прямое воздействие, получая из окружающей среды все то, что необходимо ему для нормальной жизни и выделяя в нее свои продукты обмена веществ.
Поэтому окружающая среда обитания человека слагается из множества различных элементов его жизнедеятельности, часто оказывающих на нее отрицательно и даже негативное воздействие.
Такое воздействие на естественную среду:
принято называть экологическими факторами.
На протяжении многих тысячелетий человек осознанно преобразовывал по своему образу и подобию естественную среду своего обитания, которая постепенно начала разрушаться.
В результате такой жизнедеятельности он создал некую искусственную экологическую нишу в системе природной среды обитания, где первым полем его трудовой деятельности стала не измененная, то есть первозданная живая природа.
Доисторический период развития человека был той естественной средой, в которой непосредственный контакт его с природой был ежедневным, так как первоначальные пещерные условия существования привели его на первых этапах своего развития:
Именно применение первых орудий труда стало началом социально-техногенной трансформации окружающего мира природы.
С развитием более современных орудий труда и появлением научных знаний и производственных отношений по отношению к окружающему миру изменился:
Ощутимым результатом, всего этого эволюционного развития стала реальная угроза дальнейшего существования не только всего человечества, под которую уже сегодня необходимо как -то адаптироваться.
1.3 Влияние деятельности человека на природную среду
Современный уровень развития человека лишь увеличил антропогенное влияние на живые существа в природе, приведя к многочисленному загрязнению и истреблению, результатом которого стало вымирание крупных животных, являющихся постоянным и надежным источником пропитания.
Как известно для поддержания жизни человеку нужны:
1.4 Необратимые последствия вмешательства человека в природу
Изменения человеком живой природы, привело к масштабным изменениям, геофизического, геологического, метеорологического и гидрологического масштаба:
Несмотря на достаточно длительный процесс эволюции, человек по-прежнему напрямую зависит от сил природы, так как сам является его прямым представителем царства животных и поэтому ему как воздух нужны –
В нашей стране с 90-х годов образовалась проблема «вымирание деревни», так как местное население деревень в массовом порядке переезжало в поисках счастья на постоянное место жительства в большие города, где на маленькой городской территории было сосредоточено огромное количество жителей.
Со временем многие крупные города за счет притока населения близлежащих деревень превратились в огромные мегаполисы со сросшейся городской агломерацией.
Такая форма расселения огромной группы людей, затравленных смогом создала неблагоприятную атмосферу с постоянной депрессией и хронической усталостью, превратив городских жителей в безумных потребителей, на которых легче всего зарабатывать и проще всего контролировать. А ежедневное соприкосновение с мутагенными факторами потребительской гонкой и агрессивной средой, плохой экологией и низким качеством пищи, сделала их больными людьми. Многая часть населения городов стала ощущать внутреннюю опустошенность и удушающую замкнутость каменного пространства, впадая время от времени в душераздирающее отчаяние.
И вот уже человеческий разум с его многовековым инстинктом самосохранения заставил разумного человека сменить условия жизни, вернувшись обратно к древним истокам своих предков, которые долгое время жили огромными семьями в родовых поместьях, постоянно находясь на лоне природы.
Многие современные семьи покинули «каменные джунгли» больших городов и купили небольшой участок земли с уютным домиком в родовой деревне. Живя рядом с землей человек постоянно:
2.Практическая часть
Главную роль в экологическом образовании и воспитании детей любого возраста играет практическая природоохранная работа. Мною были составлены вопросы анкеты «Экологическая грамотность» для выявления уровня экологической культуры учащихся школы.
Найти и впечатать анкету
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, из-за пандемии, анкету проводил среди обучающихся своего 9 «А» класса. Результаты исследования оказались следующее:
диаграммы по результатам анкеты
Результаты анкеты показали, что необходимо разработать план мероприятий по экологическому воспитанию учащихся школы:
1. Просветительская работа (подготовить выступление для обучающихся школы на тему «Экологические проблемы»).
2. Составление и издание буклета в защиту природы. (фото готового буклета с разных ракурсов)
3.Провести конкурс экологических плакатов «Сохраняйте чистоту!»
4. Создание памятки «Правила поведения в природе».
Памятка «Правила поведения в природе»
Чтобы избежать несчастного случая, необходимо знать и соблюдать следующие меры предосторожности на природе:
1. Во время отдыха на природе возможны следующие опасности:
- механические повреждения сучками, хворостом, колючими растениями;
- механические повреждения острыми камнями, осколками стекла и т.д.;
- укусы ядовитыми животными и насекомыми (змеи, пауки, скорпионы, комары, осы и т.д.);
- падение с высоты.
- отравление ядовитыми растениями, ягодами и грибами.
- травмирование на водоемах, речках;
- травмирование во время грозы и молнии.
2. На природе необходимо:
- быть осторожным, находясь на природе: следует беречь природу, соблюдать законы общения с окружающей природой!
- необходимо одевать для прогулок и походов на природу удобную обувь.
- надевать закрытую одежду и головной убор, отправляясь на природу, чтобы уберечься от укусов насекомых, особенно клещей.
- опасаться высокой температуры, задымленности, падения подгоревших деревьев и провалов в прогоревшем грунте во время лесного пожара.
- уметь оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшему при механических повреждениях сучками, хворостом, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла и т.д., а также при укусах ядовитыми животными и насекомыми (змеи, тарантулы, скорпионы и т.д.), при падении с высоты и при ожогах.
3. На природе не следует:
- отставать от группы или того человека, с кем вы пришли на природу.
- ходить в лес, не имея при себе компаса;
- оставлять после себя мусор и различные отходы после отдыха на природе, следует всегда уносить их с собой.
- ломать ветки деревьев и засорять малые речки и родники.
- снимать обувь и ходить по лесу или парку босиком.
4. На природе не разрешается:
- собирать незнакомые растения и грибы.
- брать в руки незнакомые предметы, так как они могут быть взрывоопасны. В случае обнаружения взрывоопасных предметов, следует немедленно сообщить об этом взрослым.
- разжигать костер без присутствия взрослых и не в специально отведенных для этого местах. Уходя, не забывайте тщательно затушить его водой.
5. На природе строго запрещено:
- посещать лес или парк во время грозы, дождя, тумана и в темное время суток.
- пить воду из открытых водоемов. Необходимо заранее взять с собой (из дома) питьевую воду в бутылках.
- купаться в речках, озерах, водохранилищах, на море без присмотра взрослых.
- посещать лесную зону в период наибольшей активности клещей (май-июнь). Обязательно после посещения лесной и степной зоны необходимо проверить себя на наличие клещей.
Деятельность, осуществляемая по проекту, для меня была очень важна. В процессе реализации проекта был накоплен определенный положительный опыт.
В ходе работы над проектом были созданы следующие продукты: памятка «Правила поведения в природе», анкета «Экологическая культура», которые могут быть использованы учениками и учителями в своей практической деятельности, накоплен фото и видеоматериал для истории школы об экологических природоохранных акциях.
Больших проблем в деле охраны природы, нам - учащимся, пока не решить, но мы должны стараться делать все, что в наших силах, а это: сажать деревья, мастерить кормушки и подкармливать птиц зимой, изготовить искусственные гнездования для птиц – скворечники, сдавать макулатуру для вторичного использования, сдавать батарейки в специальные пункты приема, помогать приютам животных, соблюдать чистоту на улицах города.
Учащиеся школы имеют представления о природоохранной работе, о способах защиты окружающей среды, учатся бережно относиться к природной среде, соблюдают чистоту на улицах нашего города, и в естественных природных условиях.
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. - М.: Рос, экон. акад., 2008. - 321 с.
2. Алиев З.Д., Бурцева Н.Н. Экономические механизмы природопользования // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. - 2011.
3. Балашенко С.А. Правовые формы контроля качества окружающей среды I/ Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. - 2008.
4. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. М: ЮНИТИ, 2008.
5.Казанский Ю.А. Введение в экологию. М.: Пресс, 2012. -112 с.
6. Митюшкин К.П. Охрана природы. - М.: Агропромиздат, 2007. - 269 с.
7. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 672 с.
8. Проектная деятельность учащихся, Н.А.Лымарева, Волгоград, «Учитель», 2007.
9. http://ecoportal.ru/ Всероссийский экологический портал – все об экологии в одном месте.
Басня "Две подруги"
Что общего у травы и собаки?
Ночная стрельба
Два Мороза
Рисуем лошадь акварелью