Выступление на городской научно-практической конференции "Духовное единство народов СССР в годы Великой Отечественной войны". Г.О. Орехово-Зуево 2010 г.
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnoe_edinstvo_narodov_sssr_v_gody_vov..docx | 20.45 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Роль русской православной церкви в Великой Отечественной войне
Подготовили: учащиеся
МОУ СОШ №11
Дементьева А.,Соловьев А.,
Куренков М.
Руководитель Чистякова Л.К.
Выступили на городской
научно-практической конференции
«Духовное единство народов СССР
в годы Великой Отечественной войны»
г.о. Орехово-Зуево
2009-2010 учебный год.
«Не убивай!
Жизнь - дар Господний.
А ты - не Бог, чтоб суд вершить.
Не забывай о преисподней,
Не позволяй душе грешить»
Строки стихотворения, как фразы из Библии ... «не убивай!». Но к великому сожалению, в тяжелые времена для России, заповедь была нарушена. И во многих сраженьях убивали себе подобных, и верили в церковь. Много всего вытерпела наша Русь. Но люди шли вперед с гордо поднятой головой. « Мы славяне, мы защитим свою страну или погибнем в тяжелом бою» - так думали русские люди.
Полуистлевшие свидетельства веры поисковики находят на полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками (нательные кресты, спрятанные в карман гимнастерки иконки Божьей Матери). А сколько рассказов "как Бог спас" передавались из уст в уста. Как, уходя в разведку, шептали: "С Богом!", как молились втайне перед началом наступления и крестились уже в открытую, поднимаясь в атаку, и как пронзало радиоэфир предсмертное: "Господи, помилуй!". Хорошо известен афоризм: "На войне атеистов не бывает". А вот о том, как жила Церковь во время войны, известно не много.
К началу Великой Отечественной войны духовенство Русской Православной Церкви было почти уничтожено. Безбожная пятилетка была в разгаре. Закрыты и разрушены тысячи храмов и монастырей. Расстреляно более 50 тысяч священнослужителей. Сотни тысяч сосланы в лагеря.
К 1943 году на территории СССР не должно было остаться ни одного действующего храма и ни одного действующего священника. Однако этим планам не суждено было сбыться. Разгул воинствующего безбожия остановила Война.
Перед лицом опасности Сталин ищет поддержки у Церкви. Приглашает духовенство к себе в Кремль, где обсуждает положение Русской Православной церкви в СССР и возможность открытия духовных школ и академий. Еще один неожиданный шаг навстречу Церкви - Сталин разрешает провести Поместный Собор и выборы Патриарха. Так, упраздненное православным царем Петром I патриаршество было восстановлено при богоборческом советском режиме. Главой Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 года становится митрополит Сергий (Страгородский).
Открывались закрытые ранее храмы. Так, в 1942 году в Саратове, где к началу войны не осталось ни одной действующей церкви, верующим был передан (поначалу в аренду) Свято-Троицкий собор, а после открылась Духосошественская церковь.
Узнав о нападении фашисткой Германии, патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) благословил верующих на борьбу с фашистским захватчиком. Свое "Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви" он сам напечатал на пишущей машинке и обратился с ним к народу. Несколько дней после начала войны главнокомандующий Красной армии молчал. Оправившись от шока, он также выступил с обращением к народу, в котором назвал людей, как называют их в Церкви, "братия и сестры". В послании Владыки Сергия были пророческие слова: "Господь нам дарует победу".
Одни битвы шли в Кремле, другие - на линии огня. Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды - почти сорок священнослужителей были награждены медалями "За оборону Ленинграда" и "За оборону Москвы", более пятидесяти - "За доблестный труд во время войны", несколько десятков - медалью "Партизану Великой Отечественной войны"
Вернувшись из заключения, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) дослужился на войне до звания майора. Многие, избежав смерти на фронте, становились священниками после победы. Так, будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), прошедший от Москвы до Берлина и награжденный орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги", вспоминал: "Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь". Посвятить свою жизнь Богу решил и кавалер орденов Славы трех степеней Борис Крамаренко, после войны став диаконом в храме под Киевом. А бывший пулеметчик Коноплев, награжденный медалью "За боевые заслуги", стал впоследствии митрополитом Калининским и Кашинским Алексием.
Хирург с мировым именем, бывший некогда земским врачом в селе Романовка Саратовской губернии, епископ Русской Православной Церкви Лука (Войно-Ясенецкий) встретил войну в ссылке в Красноярске. В город приходили эшелоны с тысячами раненых бойцов, и святитель Лука вновь взял скальпель в руки. Он был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края. Когда срок ссылки закончился, епископ Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру.
На первую военную Пасху впервые за годы советской власти вновь было разрешено провести крестный ход во всех крупных городах страны. "Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство",- писал митрополит Сергий в пасхальном послании того года.
Разрешения провести крестный ход вокруг города с Казанской иконой Божией Матери просил у Жукова Ленинградский митрополит и будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). В тот день, 5 апреля 1942 года, исполнялось 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в ледовом побоище святым князем Александром Невским( небесный покровитель городов на Неве. Крестный ход был разрешен. И случилось чудо - танковые и моторизованные дивизии, необходимые группе армий "Север" для взятия Ленинграда, были переброшены по приказу Гитлера группе "Центр" для решительного броска на Москву. Москву отстояли, а Ленинград оказался в кольце блокады.
Митрополит Алексий не покинул блокадный город, хотя голод не щадил духовенство - не пережили зиму 1941-1942 года восемь клириков Владимирского собора.
В дни блокады в ряде храмов были устроены бомбоубежища, в Александро-Невской Лавре разместился госпиталь. Но главное - в вымирающем от голода городе ежедневно совершалась Божественная литургия. В храмах молились о даровании победы нашему воинству. Служился особый молебен "в нашествие супостатов, певаемый в Отечественную войну 1812 года".
В дни войны не прекращал своей молитвы о спасении страны преподобный Серафим Вырицкий, прославленный в лике святых в 2000 году.
Иеросхимонах Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев) до того, как принять сан, был крупным петербургским купцом. Приняв монашество, он стал духовным руководителем Александро-Невской Лавры и пользовался огромным авторитетом у народа - к нему ехали за советом, помощью и благословением из самых дальних уголков России. В 30-е годы старец переезжает в Вырицу, куда к нему продолжает стекаться народ.
Великий утешитель и подвижник говорил: "Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши". Сам старец возносил постоянную молитву не только в своей келье, но и в саду на камне перед устроенной на сосне иконой преподобного Серафима Саровского. В этом уголке, который святой старец называл Саровом, он провел много часов, молясь на коленях о спасении России,- и вымолил.
Православная Церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. На фронте верили в чудотворную силу икон и крёстного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели. Православная Церковь внесла немалый вклад в общесоветскую борьбу против фашистов во время Великой Отечественной войны. Положение Православной Церкви в советской России на время укрепилось. Но власть следовала, прежде всего, своим интересам, и это укрепление было лишь временным. Простые же люди часто верили в Бога и надеялись на него как на поддержку свыше.
Машенька - ветреные косы
Ель
Где спят снеговики?
Почта
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна