• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Двунадесятые праздники

Опубликовано Чистякова Людмила Константиновна вкл 15.11.2011 - 19:08
Чистякова Людмила Константиновна
Автор: 
Дементьева А., Макарычева А.

Описание главных христианских православных праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvunadesyatye_prazdniki.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

Великие двунадесятые праздники

                                 Подготовили:         учащиеся  

 МОУ СОШ №11

     Дементьева А., Макарычева А.

                                                                Руководитель Чистякова Л.К.

                                 Выступили  на зональной                            

                                                         научно-практической конференции

учащихся по теме  

«Духовно-нравственные и религиозные

 традиции народов России и Мира»

г.о.Орехово-Зуево

2009-2010 учебный год.

Двунадесятые праздники

В  богослужении Православной Церкви двенадцать великих Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице.

По временам празднования разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи.

Каждый двунадесятый праздник имеет свои особенности.   Православные праздники сопровождаются обрядами, многие по истечению времени уже забыты, иные снова приходят в нашу жизнь.  Все обряды являются очень интересным окунанием в старину. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.

В своей работе мы поставили задачу исследовать обряды, которые  совершались в России при праздновании великих  двунадесятых праздников.

Рождество Христово

Рождество Христово, великий христианский праздник, установленный в воспоминание  рождения Иисуса Христа в Вифлееме.

Как же встречали прежде в России праздник Рождества Христова?

Вечер шестого января  – канун, навечерие праздника. Называют этот день – Сочельников в честь праздничной каши.

В Рождественский Сочельник по столу раскладывали солому – чистую, золотую. Стелили поверх белую скатерть. В крестьянских избах ,  в дальних уездных усадьбах ставили в красный угол , под иконы снопы ржи и овса, увитые лентами и  сухими цветами. На стол в Сочельник обязательно подавали коливо – кашу из пшеницы и меду. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло слово Сочельник. Прочая праздничная еда в Сочельник была постной. Ведь в этот день завершается сорокадневный Рождественский пост.

В сочельник люди с утра держат строгий пост. И не садятся за праздничный ужин, пока не взойдёт на небо первая звезда. Рождественская елка тогда еще не стояла. Ведь она появилась лишь в 30-ых годах XIX столетия.  

Крещение

Крещение Господне (Богоявление), христианский праздник, посвященный воспоминанию  крещения  Иисуса Христа в водах Иордана.

Как же встречали в России праздник Богоявление?

Канун Крещения Господня, день 18 января, зовется в России Крещенским сочельником.

Главный обряд самого дня Богоявления – торжественное водосвятие, освящение воды. Во всех городах России и селах в этот день выходят из церквей, храмов к реке или озеру  крестные походы на водосвятие.

Крещенские водосвятие в старину совершалась так : во льду вырубали  крестообразную прорубь – иордань. Ставили над иорданью «сень»- балдахин на четырех витых столбах , с расписным карнизом, с позолоченным крестом наверху. Украшали сень цветами из шелка, зеленными жестяными листьями, медными птицами.

И под пение, под крики народа торжественно погружал патриарх в   морозную воду жемчужный крест, благословляя гладь воды крестообразно, освещая и очищая реки, родники, ключи, озера, моря и подземные водяные жилы, питающие землю.    

Сретение

 Сретение Господне, христианский праздник, посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав .Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными праведниками — Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей.

Как же встречали прежде в России праздник Сретение Господне?                          

На Руси об этом празднике говорили «На Сретение зима с весной встречаются!». Деревенские дети в день Сретения Господня, ближе к закату, бегали на холм или пригорок за селом, звали солнышко, чтобы выглянуло «из-за гор-горы»:

Встретило весну-

Солнцеву сестру.

Выглянет солнышко из-за облаков – значит, по старой примете, не будет больше морозов, весна совсем близко. По старому, разумному обычаю сразу после праздника начинались Починки: плуг, борону, конскую упряжь осматривали заранее.

Благовещение

Благовещение Богородицы, христианский праздник, посвященный возвещению архангелом Гавриилом деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова.

Как же встречали прежде в России праздник Благовещение Богородицы?

На деревянных мостах через малые реки горят костры, пылает солома , дрожит в воде отражение огня. И деревенские девушки, собравшись  на мосту у огня, глядят за реку, зовут весну странным наговором:

-Звонок-колокол благовещенский, потиху звонит, далеко слышен, зарецкие, перерецкие, передайтесь на нашу сторону…

Вход  Господен  в Иерусалим

Вход Господен в Иерусалим, христианский праздник, посвященный воспоминанию о входе Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до Его страданий и крестной смерти, когда народ приветствовал Его как Царя.

Как же встречали в России Вход Господен в Иерусалим?

Господь входил в Иерусалим, а жители встречали его с широкими, зеленеющими ветвями финиковой пальмы.

На Руси финиковую пальмовую ветку заменили весенней веткой вербы.

         Обязательно на праздник Входа Господня в Иерусалим наряжали вербу. Огромную вербу укрепляли на санях, обитых алым и зеленым сукном, изукрашенную узором из медных гвоздик.

В деревнях в этот день, возвратясь от обедни, хлестали легонько веткой каждого домочадца и приговаривали:

-Не я бью- верба бьет!

- Верба бела- бьет за дело, верба красна – бьет напрасно!

Вознесение

Вознесение, христианский праздник, установленный в воспоминание вознесения Иисуса Христа на небо. Празднуется в 40-йдень Пасхи, на следующий день после ее отдания, и всегда приходится на четверг 6-й седмицы по Пасхе.

Как же в России праздновали этот день?

Белизна, Золото, Синева – цвета Вознесеньева дня.

Ночь под Вознесение - самая соловьиная, самая певчая в году. Особым грехом считалось  убить или ранить птицу.

Крестьянские девочки лет семи-восьми припасали к Вознесеньеву дню ленты-лоскутки, бисер-стеклышки, медные колечки. Каждая мечтала побывать «вознесенским колоском». Девушки и женщины в праздничных нарядах утром собирались  у околицы. Брались за руки, строились парами в ряд, а по сцепленным рукам, по живому мосту, крытому кисеей, шитьем, ситцем, шла девочка – «колосок», разукрашенная лентами, монистами, с весенним венком на голове. Те, по чьим рукам  прошел «колосок», забегали вперед , вновь выстраивались. Так шли до самых полей, до майской зелени, славили «колосок» песней:

-Лада, Лада! Ой, Лада! Ой, Лада!

Когда доходили до ближней межи, «Лада» должны была вырвать пучок колосьев и во весь дух бежать назад, разбрасывая зеленые колосья по селу.

Троица

Троица, христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого духа на апостолов и посвященный прославлению Троицы. В православной церкви— великий двунадесятый праздник. На Западе праздник Пятидесятницы не носит названия Троицы, хотя тесно связывается с ее почитанием. С 14 века праздником Троицы в католической церкви стало называться воскресение по Пятидесятнице.

Как встречали этот день на Руси?

По сей день жив древний обычай : украшать на Троицу храмы молодыми деревцами, усыпать пол в церкви душистой травой. Цветами увивают на Троицу иконы, с букетами, с зелеными ветвями идут на праздничный обед. И дома в этот день полны цветов  и душистых трав.

Березку несут в церковь. И она царит в этот день на деревенском, девичьем празднике:

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Алыми цветами расцветала…

А Троицкая березка действительно расцветала алыми цветами. И белыми, и синими, и желто-лиловыми, и лентами, и бусинами , и галуном, и кружевом, в общем, всем, что цвело окрест,  и всем, что лежало в ларцах, с приданным у деревенских девушек.

Преображение

Преображение Господне, христианский праздник, посвященный воспоминанию Преображения Иисуса Христа. Празднуется  19 августа.

Как встречали в России Преображение Господне?

В России в храм приносили созревшие яблоки. Дух малиновки, грушовки, ранета, коричневых яблок, яблок «фонариков», дух райской китайки, мелкой и румяной, витает в этот день в церкви. И одежда того, кто отстоял праздничную литургию, пахнет чуть слышно ладаном и яблоками…

А в старину, в деревнях яблоки из своего сада хозяйки с утра раскладывали возле церкви на зеленом лугу, на белом платке, ало-золотые – всем напоказ.  И говорили, хоть праздник приходит  на время Успенского поста: - Второй Спас яблочком разговляется!

Успение

Успение Богородицы, христианский праздник, последний в годичном круге великих праздников; посвящен окончанию земной жизни Богородицы, празднуется 28 августа.

Как же праздновали на Руси Успение Богородицы? Как правило, в православных храмах в ближайшие после праздника дни совершается чин Погребения Божией Матери. После чтения соответствующих молитвословий с пением «Святый Боже…» Плащаница обносится с Крестным ходом вокруг храма. По возвращении в храм все молящиеся проходят под Плащаницею, осеняемые Покровом Пречистой … «Ея дивным Успением и заступничеством пред Господом и Спасителем нашим».

В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). В XVI веке она была широко распространена на Руси. Потом эта служба была почти забыта. В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. В нашем храме она совершается в день праздника, вечером.

Рождество Богородицы

Рождество  Богородицы, христианский праздник, отмечается  21 сентября. В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников, с него начинается годичный круг церковных праздников.

Как прежде встречали на Руси Рождество Пресвятой Богородицы?В этот сентябрьский день крестьянские женщины праздновали Осенины: выходили с овсяным хлебом в руках на берега рек и озер, к воде, от которой тянуло стылым холодом. Над водой стояли серые, обложенные тучи, в овинах горел огонь, там сушили зерно; жгли на гумнах солому… А крестьянки с этого дня величали песнями Осень.

Воздвижение

Воздвижение Креста Господня, христианский праздник, посвященный воспоминанию обретения святой равноапостольной царицей Еленой подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос, и воздвижения его для общего чествования и поклонения. Празднуется 27сентября. В Православной Церкви — Господский двунадесятый праздник. Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.

Как в старину отмечали  Воздвижение Креста Господня?

Именно в день Крестовоздвижения старались русские зодчие поднять крест на купол новопостроенного храма.

В этот праздник ставили( в благодарность за исцеление от болезней, за спасение на войне, за урожайный год) обетные кресты. Они вставали на развилках дорог, по берегам рек: иногда каменные , резные, иногда чугунные, литые, а чаще всего деревянные кресты-голубцы, с иконой на перекладине с шатровым навершие- защиты от непогоды.

В этот праздник держали однодневный Крестовоздвиженский пост. Молились за больных, чтоб воздвигнуты были с ложа болезни, чтоб встали на ноги. И еще вспоминали старое поверье: на Крестовоздвижение не осенняя буря шатает леса: где-то  в Заволжье, в лесной чаще идет упорный бой. Каждый год в этот день сходятся в заволжском лесу, в открытом бою на мечах Правда и Кривда, бьются неутомимо и нет победителя в их поединке. Но когда-нибудь рядом с местом битвы дрогнет, и расступиться земля, из глубин ее вознесется блистающий Крест Господень. И тогда Правда обретет лоб и отложит меч. А Кривда, содрогнувшись, рухнет в пропасть, и земля сомкнется над ней навеки.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы, христианский праздник, установленный в память апокрифического события из раннего детства Пресвятой Девы Марии. Празднуется 4 декабря.

Каждый год в этот день  церковь приглашает желающих посетить ее стены, выслушать молитвы и прочистить душу. Из старины этот день не меняется.

Изучая историю праздников, обычаев, традиций  мы можем проследить, как формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы. Мы можем оценить  богатства  культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также  церковные обряды и таинства. Это живая историческая память, воплощение  пройденного нацией пути, запечатленный опыт  сотен поколений. Это то, что  в конечном счете хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений,  а в трудную минуту получить необходимую поддержку и жизненную опору. Мы считаем, что сохранение этого наследия   - одна из задач    нашего поколения.


Поделиться:

Почта

В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое

Дымковский петушок

Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?

10 осенних мастер-классов для детей