Презентанция сделана ученицей 9а класса в качестве экзаменационной работы по литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
dueli_19-go_veka.pptx | 1.4 МБ |
Слайд 1
Дуэли и дуэлянты в литературе А.С Пушкина Работа выполнена: Ученицей 9 «а» класса МОУ СОШ №5 Чигаревой ТатьянойСлайд 2
Содержание 1. Русская дуэль. Феномен русской дуэли. 1. 1.История русской дуэли. 2. Дуэли и дуэлянты в литературе А.С Пушкина. 2.1 Негативные варианты дуэли у Пушкина. 2.2 Негативные варианты дуэли изображены у Пушкина. 2.3 Онегин и Ленский. 2.4 «Капитанская дочка». 2.5 Вариации сюжета дуэли и «выстреле». 3. Заключение.
Слайд 3
Цели и задачи Раскрыть феномен русской дуэли.
Слайд 4
Феномен русской дуэли Русская - дуэль одно из самых загадочных явлений русской жизни. Дуэль – есть условный бой между двумя лицами смертельным оружием для удовлетворения поруганной чести. Трудно представить себе быт и нравы России двух предреволюционных столетий без такого явления, как дуэль. Словно в зеркале с увеличительным стеклом, в этом явлении выпукло отразились характерные черты нормативного поведения тогдашнего русского общества, дворянско-чиновничьей среды, прежде всего.
Слайд 5
История русской дуэли . Из Европы дуэль перешла в Россию, для русского XVIII века дуэлянт (тогда говорили “дуэлист”) - уже достаточно симптоматичная фигура. За французским “заимствованием” тянулся кровавый след, что вызвало беспокойство властей; Петр I категорически запретил поединки и повелел их участников “смертью казнить и оных пожитки описать”. Позднее Екатерина II подтвердила запрет Петра, и потом ситуация не претерпела изменений. В XIX веке смертная казнь дуэлянтам не угрожала, но офицер мог поплатиться разжалованием в солдаты и ссылкой на Кавказ, в зону боевых действий - наказание достаточно суровое. Тем не менее, россияне “стрелялись” и в столице, и в провинции, и непросто указать на случай отказа от дуэли по причине официального запрета. С другой стороны, восприятие и оценка явления были неоднозначными, громкие “за” и резкие “против” чем дальше, тем чаще смешивались, переплетались. Официальный запрет сопровождался и противодействием, и поддержкой общественного мнения.
Слайд 6
Дуэли и дуэлянты в литературе А.С Пушкина. Онегин – характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. Ленский - романтик и по натуре и по духу времени. Это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в тоже время “он сердцем милый был невежда”, вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии.
Слайд 7
Негативные варианты дуэли у Пушкина. Если примирение оказывалось невозможным, как это было, например, в дуэли Пушкина с Дантесом, секунданты составляли письменные условия и тщательно следили за строгим исполнением всей процедуры. Так, например, условия, подписанные секундантами Пушкина и Дантеса, были следующими (подлинник по-французски):1. Противники становятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга и пяти шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется десяти шагам.2. Вооруженные пистолетами противники по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьеры, могут стрелять. 3. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии*. 4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз: противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила. 5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий»82. Условия дуэли Пушкина и Дантеса были максимально жестокими (дуэль была рассчитана на смертельный исход),
Слайд 8
Негативные варианты дуэли изображены у Пушкина в повести Негативные варианты дуэли изображены у Пушкина в повести “Выстрел”, в романе “Евгений Онегин”. Герой “Выстрела” ищет предлог для драки, дабы утвердить свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки. Его противник - богатый граф, “любимец счастья” - демонстрирует наигранное презрение к смерти: ест черешни под дулом пистолета. Как люди, действующие в угоду своему самолюбию, они стоят друг друга. Евгений Онегин, напротив, не заботится о первенстве и не ведет игру, более того, ему понятна легковесность вызова, сделанного Ленским - разгоряченным юношей-романтиком; тем не менее, он берет в руки пистолет - берет, подчиняясь нравам “большого света”, опасаясь сплетен, “хохотни глупцов”, иначе говоря, уступая тому, что в душе презирает. “Пружина чести” здесь играет роль ложного стимула, предопределяющего неизбежность бессмысленного убийства.
Слайд 9
Онегин и Ленский. Основной смысл эпизода заключается в том, что Онегин только после дуэли понимает, что ничего не изменилось, что он по-прежнему подчиняется правилам общества, от которого хотел убежать. Этот эпизод мы можем назвать моментом истины, так как только после того как Онегин убил Ленского, до него, наконец, дошла идея безысходности. В этом эпизоде главными персонажами являются Онегин и Ленский, так как все действия вращаются вокруг них. Вспомогательными героями здесь являются слуга Онегина, Зарецкий, Ольга, Татьяна. Ленский приезжает домой, осматривает пистолеты. Садится читать Шиллера, но ему видится Ольга, он пишет стихи. Наконец, на рассвете он задремал, но его будит сосед. В это время Онегин ещё спал мертвым сном. Но вскоре он просыпается, зовет Гильо , собирается, и они едут. Гильо разговаривает с Зарецким, а в это время противники стоят, потупив взор. Зарецкий отмеряет 32 шага, не сказав перед этим: «Не угодно ли вам примириться?». Долго описываются все подробности подготовки и дуэль. И так они сошлись: Онегин первым и последним выстрелом в этой дуэли смертельно ранил Ленского. В этом эпизоде автор использует описание действий: подготовка пистолетов, описание дуэли, действия, происходящие с Ленским. Автор использует различные речевые обороты. Слова, усиливающие эффект. Этот эпизод играет одну из главных ролей в романе. Онегин понимает, что убил своего лучшего друга, а может быть, и единственного. Расстроившись, Онегин после дуэли уезжает странствовать, путешествовать по Европе.
Слайд 10
«Капитанская дочка». В “Капитанской дочке” поединок изображен сугубо иронически. Ирония начинается с княжнинского эпиграфа к главе: - Ин изволь и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру! Хотя Гринев дерется за честь дамы, а Швабрин и в самом деле заслуживает наказания, но дуэльная ситуация выглядит донельзя забавно: “Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. “А, Петр Андреич! – сказал он, увидя меня. – Добро пожаловать! Как это вас Бог принес? по какому делу, смею спросить?” Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. “Вы изволите говорить, - сказал он мне, - что хотите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить”. – “Точно так”. – “Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли? Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье – и разойдитесь; а мы уж вас помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?””. И эта сцена “переговоров с секундантом”, и все дальнейшее выглядит как пародия на дуэльный сюжет и на саму идею дуэли. Это, однако же, совсем не так. Пушкин, с его удивительным чутьем на исторический колорит и вниманием к быту, представил здесь столкновение двух эпох. Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут дворянского жизненного стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла. А с позиции бытового здравого смысла дуэль, не имеющая оттенка судебного поединка, а призванная только потрафить самолюбию дуэлянтов, несомненно, абсурдна.
Слайд 11
Вариации сюжета дуэли и «выстреле». I вариант. “Кавказские воды – семья русских – Якубович приезжает – Якубович становится своим человеком. Приезд настоящего любовника – дамы от него в восторге. Вечер в калмыцкой кибитке – встреча – изъяснение – поединок – Якубович не дерется – условие – Он скрывается – Толки, забавы, гуляния – Нападение черкесов, похищение – Москва. Приезд Якубовича в Москву – Якубович хочет жениться”. II вариант. “Поэт, брат, любовник, Якубович, зрелые невесты, банкометы Якубовича III вариант. “Алина кокетничала с офицером, который нее влюбляется – Вечера Кавказские – Приезд Кубовича – смерть отца – театральное погребение – Алина начинает с ним кокетничать – Кубович введен в круг Корсаковых – Им они восхищаются – Гранев его начинает ненавидеть – Якубович предлагает свою руку, она не соглашается – влюбленная в Г. Он предает его черкесам.
Слайд 12
Заключение Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление “светской вражды”, которая “дико… боится ложного стыда”. В “Евгении Онегине” культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок.
Солнечная система. Взгляд со стороны
Шум и человек
Астрономы получили первое изображение черной дыры
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Мост Леонардо