В настоящее время тема изучения истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов является одним из приоритетных направлений изучения истории. Соотношение хода исторических событий с жизнью человека является важным, так как материал, полученный в ходе исследования, вносит вклад в изучение исторического процесса, который даёт нам наиболее полное понимание происходящего. Нужно понимать, что не все исторические сведения наиболее правдиво и полно раскрывают суть определенного периода в истории, это связано с разнообразием взглядов на исторические процессы. Лишь через воспоминания людей, возможно, наиболее широко раскрыть и изучить историю страны. Слова Владимира Владимировича Путина: «Историю Великой Отечественной войны нужно изучать не через литературу, а через встречи с людьми ее пережившими, так как эти воспоминания ценны тем, что они не искажены», раскрывают суть проблемы данной работы. Решить проблему помогает сопоставление судьбы человека с событиями Великой Отечественной войны.
Итак, объектом исследования является история повседневности в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования – дневник бывшей узницы концентрационного лагеря Германии Емельяновой Екатерины Климовны.
Цель работы исследовать этапы Великой Отечественной войны на основе дневника бывшей узницы концентрационного лагеря Германии Емельяновой Екатерины Климовны.
Задачи.
При решении поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:
- сбора фактов (беседа, изучение литературы);
- теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Гипотеза: судьба человека является частью истории Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116.5 КБ |
XV научная конференция молодых исследователей Сургутского района в рамках научно-социальной программы «Шаг в будущее»
Война в судьбе человека
в воспоминаниях Емельяновой Е. К.
Автор:
Нурманбетова Алина Тагировна
МОУ «Федоровская СОШ №3»
ученица 9 «Б» класса
Научный руководитель:
Сиротина Виктория Викторовна
учитель истории и обществознания
МОУ «Федоровская СОШ №3»
Сургутский район
2011 год
«Война в судьбе человека в воспоминаниях Емельяновой Е. К.»
Нурманбетова Алина Тагировна
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, гп Федоровский
МОУ «Федоровская СОШ №3», ученица 9 «Б» класса
Аннотация.
В настоящее время тема изучения истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов является одним из приоритетных направлений изучения истории. Соотношение хода исторических событий с жизнью человека является важным, так как материал, полученный в ходе исследования, вносит вклад в изучение исторического процесса, который даёт нам наиболее полное понимание происходящего. Нужно понимать, что не все исторические сведения наиболее правдиво и полно раскрывают суть определенного периода в истории, это связано с разнообразием взглядов на исторические процессы. Лишь через воспоминания людей, возможно, наиболее широко раскрыть и изучить историю страны. Слова Владимира Владимировича Путина: «Историю Великой Отечественной войны нужно изучать не через литературу, а через встречи с людьми ее пережившими, так как эти воспоминания ценны тем, что они не искажены», раскрывают суть проблемы данной работы. Решить проблему помогает сопоставление судьбы человека с событиями Великой Отечественной войны.
Итак, объектом исследования является история повседневности в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования – дневник бывшей узницы концентрационного лагеря Германии Емельяновой Екатерины Климовны.
Цель работы исследовать этапы Великой Отечественной войны на основе дневника бывшей узницы концентрационного лагеря Германии Емельяновой Екатерины Климовны.
Задачи.
При решении поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:
- сбора фактов (беседа, изучение литературы);
- теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Гипотеза: судьба человека является частью истории Великой Отечественной войны.
«Война в судьбе человека в воспоминаниях Емельяновой Е. К.»
Нурманбетова Алина Тагировна
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, гп Федоровский
МОУ «Федоровская СОШ №3», ученица 9 «Б» класса
Введение
В настоящее время тема изучения истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов является одним из приоритетных направлений изучения истории. Война коснулась практически каждой советской семьи, оставив после себя тяжелые воспоминания. В городском поселении Федоровский, как и во многих других уголках России, живут люди, пережившие тяжелые военные годы. Мы очень мало знаем о них и порой не догадываемся, что они живут в соседней квартире, подъезде. Сразу вспоминаются слова главы правительства Владимира Владимировича Путина: «Историю Великой Отечественной войны нужно изучать не через литературу, а через встречи с людьми ее пережившими, так как эти воспоминания ценны тем, что они не искажены». Тема войны будет актуальна во все времена. Поколения сменяют друг друга, совершенствуется оружие, техника, но война остается античеловеческим явлением во все времена. Через воспоминания ветеранов, людей выживших во время войны, понимаешь, насколько тяжелы военные годы для обычных мирных жителей, которые хотят учиться, работать и просто жить. Среди нас живет человек, который на своих хрупких плечах вынес много горя и лишений и все-таки остался «Человеком» с добрым сердцем и открытой душой. Это бывшая узница концентрационного лагеря Германии Емельянова Екатерина Климовна, которая по воле судьбы стала жительницей Ханты – Мансийского автономного округа – Югра. Екатерине Климовне нелегко вспоминать пережитое, и она рассказала о войне в своем дневнике, где описаны нелегкие годы, принесшие много потерь и лишений, дни, которые невозможно забыть, хотя «…иногда хочется, чтобы память их стерла…» (из воспоминаний Емельяновой Е. К.).
Глава 1.«История повседневности»
Существует множество источников, с помощью которых возможно познать и понять, интересующие моменты истории. Они могут быть различными, но преследовать единую цель. В той или иной степени источниками познания для современного человека являются средства массовой информации: теле - и радио - передачи, публикации газет и журналов, которые транслируют не только достоверную информацию, но и исторические мифы. Следует отметить, что именно к этим источникам восприимчиво современное общество, нежели к книгам и научной литературе. Информация, полученная по средствам массовой информации, обладает рядом весьма привлекательных для человека свойств. Это все доступность, эмоциональность восприятия, актуальность. Но нельзя недооценивать значимость таких источников, как мемуары, личные дневники и записи, переписка, то есть то, что касается частной жизни человека. Ведь именно из множества частных историй рождается история страны.
Новой отраслью исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности, во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических контекстах является - «история повседневности». В центре ее внимания находится «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира» [7, с. 18], комплексное исследование этой реальности (жизненного мира) людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события. Возникновение истории повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого – одна из составляющих «историко-антропологического поворота», начавшегося в гуманитарных науках в конце 60-х годов XX века.
Незадолго до второй мировой войны основатель «социогенетической теории цивилизаций», работавший в Амстердаме, Н.Элиас показал, насколько оторвалось в гуманитарном знании изучение общества от изучения индивида. Он призвал преодолеть это и рассматривать общество и отдельных людей «как нераздельные аспекты одного меняющегося набора взаимосвязей». Н.Элиас подарил мировому гуманитарному знанию видение развития цивилизаций как переплетения воспитания, познания, труда, власти и способов их упорядочивания, закрепленных различными институтами. Шагом к выделению исследований повседневности в отрасль науки было появление в 60-ые годы XX века модернистских социологических концепций, прежде всего – теории социального конструирования П.Бергера и Т.Лукмана. Именно они призвали изучать «встречи людей лицом к лицу», полагая, что такие «встречи» есть основное содержание обыденной жизни. На рождение истории повседневности оказали влияние идеи К. Гирца, увидевшего в любой культуре «стратифицированную иерархию структур, состоящих из актов, символов и знаков». [7,с.43] Расшифровка этих актов и символов, составляющих повседневные типизированные людские практики, «интерпретация паутины значений, которую человек сам сплел. Было предложено увидеть в реконструкции «повседневного» элемент воссоздания истории в ее целостности, понимание прошлого как медленное чередование периодов «большой длительности», в которые была включена и повседневно-бытовая составляющая. [6,с.189]
История повседневности, является составляющей частью порядка, власти, познания, которые определяются специфически организованными дисциплинарными пространствами общества. Изучая структуры таких пространств, существовавших в прошлом, люди способны по- иному оценить свой каждый настоящий день, его мимолетность, стремительность и в то же время связанность с другими такими же днями, своими и чужими. Каждый из таких дней предстает не случайностью, но неотъемлемой частичкой внутреннего содержания, составляющая историю в целом «история повседневности» доказывает: люди не одинаково движутся по одной и той же колее, а потому путь к постижению общего через отдельное – весьма продуктивный путь воссоздания жизни ушедших столетий. [6,с.204]
Глава 2. «Долгая дорога домой»
Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года вторжением немецких войск, на территорию Советского Союза без объявления войны является, без сомнения, одним из самых значительных событий XX века. В настоящее время актуальность проблематики цены Победы значительно возросла. Обусловлено возникновением новых международно-правовых, социально-экономических, морально-психологических и других проблем, вызванных распадом государства, народ которого не только выстоял, но и разгромил мощнейшую военную машину в лице фашистской Германии и союзников.
Генеральным штабом фашистской Германии был разработан план «Барбаросса» - план ведения военной кампании против СССР в течение лета 1940 года, который предусматривал проведение молниеносной (6 — 7 недель) войны («Блицкриг»). [1,с.507]
План предусматривал одновременное нанесение ударов по трем главным направлениям: ленинградскому (группа армий «Север»), московскому («Центр»), киевскому («Юг»). Цель плана — выйти на линию «Архангельск — Астрахань», захватить европейскую часть СССР.
Генеральный план колонизации и германизации Восточной Европы, разработанный в 1940 году, носивший название план «Ост», предусматривал уничтожение Советского Союза как самостоятельного государства. А также уничтожение, выселение и онемечивание населения. Предполагалось в течение 30 лет выселить в Западную Сибирь около 31 миллиона человек из Польши и западных районов СССР, поселить на эти земли 10 миллионов немцев. Гитлеровцы хотели уничтожить 30 миллионов славян, а часть превратить в послушных рабов. [1, c.508]
В 3 часа 40 минут 22 июня 1941 года немцы перешли границу Советского Союза. «22 июня ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили, что началась война…». Обратимся к страницам дневника Емельяновой Е.К.:«..Летом 22 июня 1941 года началась война! Мы так же продолжали работать на заводе. Всех мужчин, парней забрали на войну. Девчата копали окопы. Все надеялись, что весь этот ужас вскоре закончиться и будем жить как прежде…». Долгие 1418 дней и ночей страдали и погибали мирные жители, уничтожались города и деревни. «…Война словно «Дух» - кровожадный, безжалостный и жаждущий смерти беззащитных жертв, который побывал в каждом доме, в каждой семье. Он врывался во все дома, без выбора, оставлял после себя одни муки, слёзы и страх. Нельзя просто словами описать весь тот ужас, который творился в те незабываемые кровавые годы. Все вместе боролись за одно: за Родину, за мир, за справедливость. Каждая семья понесла жертвы и потери, каждую семью коснулось то, о чём нельзя просто пересказать: этот ужас перед взглядом на смерть…» (воспоминания Емельяновой Е.К.).
Страна, прежде единая, целая была поделена врагом на части: линию фронта, тыл и зону оккупации. Оккупированные советские земли были расчленены на отдельные части и делились на два рейхскомиссариата – «Ост ланд» и «Украина». На этих территориях хозяйничали военно-полевые комендатуры. Из своих пособников гитлеровская администрация создавала местные органы власти. Назначала старост, формировала «вспомогательную» полицию. Действовала детально разработанная программа ограбления страны: специальные хозяйственные инспекции реквизировали продовольствие, ценности, ресурсы. Каралось буквально все: отказ от работы, распространение слухов, передвижение в ночное время, убой скота и так далее. Местное население оккупированных территорий использовалось на расчистке и разминировании дорог, минных полей, когда людей гнали на мины. На занятых территориях фашисты создали лагеря смерти и концлагеря, тысячи тюрем и гетто. Производились зверские расправы над мирными жителями. [1,c.234] «..В 1942 году в наше село вошли немцы. Местность бугристая, крайняя улица ровная. Немцы ехали по крайней улице и стреляли зажигательными снарядами, дома загорались, началась паника. В село пришло много фашистов. Их расселили по хатам. К нам поселили семерых. Мы очень сильно испугались. Они оставили свои вещи и куда-то ушли…» (воспоминания Емельяновой Е.К.).
К октябрю 1941 года Украина, Белоруссия, западная часть России, Крым были захвачены гитлеровской Германией. Советский народ в результате стремительного наступления немцев остался на территории, захваченной врагом - на оккупированной территории. Фашистское руководство устанавливало на занятой территории оккупационный режим - «новый порядок», который действовал в нарушении принятых международных конвенций. С немецких солдат и офицеров снималась всякая ответственность за любые преступления. «…Когда немцы увидели, что нас нет – сказали маме: «Отправила к партизанам!» Избивали её и хотели повесить, затем, увидели нас и отпустили. Нас с сестрой начали пытать: били винтовками, ногами и кричали: «Где партизаны?» Но на самом деле знали: они жили в семи километрах от села…» (воспоминания Емельяновой Е.К.).
По своей жестокости и бесчеловечности план «Ост» не имел и не имеет себе подобных. Расчищенное от «неполноценных народов» жизненное пространство предполагалось заселить немецкими колонистами. На оккупированных территориях проводилась планомерная политика экономического ограбления и беспощадного террора, принудительной отправки трудоспособной части населения в Германию. «…Через несколько дней фашисты согнали всех молодых 14-17 летних к поселковому совету (сорок девчушек с нашей деревни и ещё с другой деревни). Фашисты говорили: «Село окружено! Будете бежать – будем стрелять! Кто спрячется – повесим мать!» У нас в селе было два полицая – они нас всех знали по именам. Нас построили в шеренги по четыре человека и погнали пешком до города Путивля…» (воспоминания Емельяновой Е.К.).
В Германию на принудительные работы в основном вывозилась молодежь. «…Нас загнали в товарный вагон и повезли в Германию. Ехали дней десять. Высадили нас в городе Губертай, было много молодёжи – тысячи человек. Выстроили по четыре человека в шеренги и раздавали нас панам для работы…» (воспоминания Емельяновой Е.К.). В рабство было отправлено около 5 миллионов человек. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. [2,с.236] По признанию самих эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза. Таким образом, только за счет жесточайшей эксплуатации советских узников «Третий рейх» обогатился примерно на 75 миллиардов марок.[2,с.236] «… Привезли в лагерь в лесу, огороженный колючей проволокой, развели по баракам. Только мы переобулись в деревянную обувь, как всех нас построили и повели по цехам какого-то завода. Я попала в цех, где делали колёса для военной техники…» (воспоминания Емельяновой Е.К.).
Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей. «…Работали по 12 часов в две смены с восьми утра и до восьми вечера или с восьми вечера до восьми утра. Я постоянно плакала, сильно болели ноги, кормили два раза в день утром и вечером. Давали хлеб и суп, который состоял из воды и травы. Постоянно присутствовало чувство голода, с каждым днём становилось всё тяжелее и тяжелее… Было трудно поднимать колёса…я молилась: «Господи, дай силы выдержать!» У кого не было сил, их куда-то уводили и мы больше их никогда не видели. Корочки хлеба брали из мусора (немцы не доедали), так и выжили. Немцы под конвоем водили нас на работу и с работы. В нашем лагере была очень злая начальница, всегда ходила с плёткой. Все называли её Фюрер…» (воспоминания Емельяновой Е.К.). Освенцим и Майданек, Бухенвальд и Треблинка, Орадур и Лидице, Бабий Яр и Хатынь. Это – цена победы над фашизмом. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.
В фашистской Германии концентрационные лагеря – инструмент массового государственного террора и геноцида. Несмотря на то, что термин "концентрационный лагерь" использовался применительно ко всем нацистским лагерям, в действительности существовало несколько типов лагерей, и концентрационный лагерь был всего лишь одним из них. Концентрационные лагеря в фашистской Германии были созданы после прихода гитлеровцев к власти с целью изоляции и репрессирования противников нацистского режима. [8,с.25] Заключенные концлагерей были лишены свободы и возможности принимать решения. Фашисты строго контролировали все аспекты их жизни. Нарушители порядка жестоко наказывались, подвергаясь побоям, одиночному заключению, лишением пищи и другим формам наказания. «…Сдружилась с четырьмя девчатами. Мы решили, что нужно бежать, как только представится удобный момент. Железной доской подкопали под проволокой яму и, на рассвете по одной потихоньку пробравшись к лазу, выбрались за территорию лагеря. Пошли, не зная сами куда, попадём. Решили, что наша Родина там, где восходит солнце. Шли мы до самого вечера, выбились из сил, решили заночевать. Остановились, где была высокая трава, и задремали. Очнулись от гула, грохота – началась бомбёжка... Затем всё стихло... Увидели «бауэра» (крестьянин)... Парень привёл нас к себе домой Меня и ещё троих моих «подруг» увезли в лагерь…Мы увидели маленькую фабрику… Начальник написал письмо в лагерь… Через пять дней пришли полицаи… Нас посадили в закрытую машину и куда-то повезли, а когда открылись двери, мы очутились в том самом лагере, из которого и бежали. Немка била меня по лицу плёткой. Затем всё повторялось, как и до побега…. Все девчата были худые, как щепки. Через пять дней мы снова решили убежать. Побег удался…» (воспоминания Емельяновой Е.К.). Все узники концлагерей были обязаны носить отличительные знаки на одежде, в том числе порядковый номер и цветной треугольник на левой стороне груди и правом колене. Заключенные, которые участвовали или которых подозревали в побеге, должны были носить красно-белую мишень на груди и на спине. [1,с.512] Из 18 миллионов граждан стран Европы, прошедших через лагеря различного назначения, в т. ч. и концентрационные лагеря, было уничтожено более 11 миллионов человек. Список концлагерей включает примерно 1 650 наименований концлагерей международной классификации. Только на территории Украины – было 27 лагерей. [1,с.510]
В 1944 году советские войска вошли на территорию стран Восточной Европы: Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Румынии. Болгария, Румыния и Венгрия перешли на сторону антигитлеровской коалиции. Вспоминает Емельянова Е.К.:«…Таня и я начали стучаться в какой-то дом, чтобы укрыться от бомбёжки, но нас не пустили. Рядом было большое ветвистое дерево. Мы встали под ним, держались с Таней за руки. Летели бомбы. Они блестели на солнце как серебро. Воздухом нас подбрасывало. Я зажмурилась и шептала: «Господи, спаси »! Смотрю, дома, куда мы стучались, нет. Бомба упала прямо на него, оставив только глубокую воронку. Таня и я перекрестились и сказали: «Спасибо тебе, Господи!» Стали бомбить ещё сильнее. В конце концов, всё стихло…».
6-го июня 1944 года англо-американские войска высадились на севере Франции и, таким образом, открыли второй фронт в Европе против Германии. «… Нас увезли в город Десельдорф, откапывать бомбоубежище под домами. Постоянно звучала боевая тревога. Немцы бежали, нас уже никто не выгонял из укрытия. Ведь не все же были фашистами. Затем мы очищали дороги. С каждым днём кормили всё хуже. Везде дороги были сильно разбиты… Нас перестали водить на работу. Мы не выходили несколько дней…» (воспоминания Емельяновой Е.К.).
16-го апреля 1945 года началась битва за Берлин. 18-го апреля войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов прорвали оборону противника. Все попытки немецкого командирования деблокировать Берлин успеха не имели. Уничтожение берлинской группировки проходило в ожесточенных уличных боях. Штурм рейхстага стал важнейшим событием битвы за Берлин. 25-го апреля город был полностью окружён. В тот же день завершилась Восточно-Прусская операция, советские и американские войска встретились на Эльбе. 30 апреля 1945 года над рейхстагом взвилось Знамя Победы, его подняли А.В. Берест, М.А. Егоров и М.В. Кантария. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Великая Отечественная война завершилась. [8,с.30] «…Освободили нас девятого мая. Нашли нас в бараке. Одна смелая девушка, выглянув в окно, увидела повсюду белые флаги. Стук в дверь. Мы все были очень напуганы и молчали. Услышали чей-то голос: «Выходи, Марушка!» Американцы нас освободили. С ними был русский парень. Он прокричал: «Кончилась война!..» (воспоминания Емельяновой Е.К.).
17-го июля – 2-го августа 1945 года в пригороде Берлина Потсдаме состоялась конференция глав стран-победительниц: СССР, США и Великобритании. «…Стали вольно ходить. Увидели парк. Нас удивила та красота, которая была там повсюду: сирень разных сортов, лес, озеро, – лодки, дорожки. Пожили мы там, около месяца…» (воспоминания Емельяновой Е.К.). Система концентрационных лагерей в Германии была ликвидирована вместе с разгромом гитлеризма, осуждена в приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге как преступление против человечности.
9-го августа 1945 года Советский Союз вступил в войну против Японии. «…Пришли люди, уже в советской форме и, посадив нас на грузовые машины, увезли под охраной. Ехали с остановками. Привезли в военный городок, там было много бывших узников. Прожив ещё один месяц, снова поехали куда-то под охраной. Ехали очень долго, но с остановками. Привезли нас в Иваново – Хранковек, разместили на нарах в два-три этажа. Потом снова дорога…Поездом доехали до станции Бурынь, затем, до города Путивль. Шли пятнадцать километров пешком…» (воспоминания Емельяновой Е.К.).
Вторая мировая война окончилась 2-го сентября 1945 года капитуляцией Японии. «…Домой пришла 4 сентября 1945 года. Мама жила одна. Младшая сестра уехала на заработки в шахты. Брат – служил. Я была очень рада, что с такой неволи домой жива, вернулась!..» (воспоминания Емельяновой Е.К.).
Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием истории XX века. Это была не только ожесточенная вооруженная борьба противостоящих сил, но и решительное противоборство с агрессором в экономической, политической, дипломатической сферах, в области идеологии и психологии.
Цена Победы, как часть цены войны, выражает сложный комплекс материальных, экономических, интеллектуальных, духовных и других усилий государства и народа, понесенного ими урона, ущерба, потерь и издержек. Это также и соответствующие последствия не только в социальном и демографическом плане, но и во внешнеполитических и экономических сферах международных отношений, растянувшихся на долгие годы. [8,с.31]
Великая Отечественная война - это кровавая схватка, которая унесла миллионы человеческих жизней. Она закалила многих, но вместе с тем искалечила судьбы людей, круто изменила их жизнь, принеся им муки страданий, лишения, горечь и печаль. «…Отдохнула и снова пошла на прежнюю работу, торф с болота добывать. Рабочим выдавали продукты 500 грамм хлеба и крупы. Было тяжело, работали с темна до темна, в две смены, с двенадцати до двенадцати. Грузили торф в вагоны... Кругом одни женщины. Лошадей не было, так что возить всё приходилось на себе. Работали в колхозах за трудодни. Ближе к весне работы на заводе стало меньше. Жила в общежитие в бараке. Койки в два ряда, одна плитка на всех. И всё-таки мы выжили…» (воспоминания Емельяновой Е.К.).
Человеческие жертвы Советского Союза являются главной составляющей цены Победы. Однако процесс выявления людских потерь в Великой Отечественной войне имеет сложную историю. Она характеризуется фальсификацией реалий, длительным сокрытием конкретных фактов, жесткой цензурой на публикации результатов исследований, гонениями инакомыслящих. Великая Отечественная война - античеловеческое явление. [2,с.248] Основой победы является не только вклад высшего руководства страны: Сталина И.В., Жукова Г. К. , Рокоссовского К.К., Конева И.С. , но и непомерный вклад рядовых граждан, самоотверженно сражавшихся с врагом в боях, работающих в тылу и выживающих в концентрационных лагерях. Все они обладали твердым стержнем, внутренним духом, который присущ только народу-победителю – борьба с неимоверным страхом переплеталась с чувством долга перед Родиной, семьей и самим собой. В народном сознании День Победы стал едва ли не самым светлым и радостным праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной из войн.
Емельянова Е.К. пожелала подрастающему поколению: «Я желаю молодёжи, чтобы они не боялись трудностей, не делали другим зла. И, конечно, чтобы не было войны!».
Заключение
Жизнь человека в соотношение с ходом исторических событий вносит определенный вклад в изучение исторического процесса, который даёт нам наиболее полное понимание происходящего. Я считаю, что только через беседы с современниками войны, исторические документы, возможно, узнать более достоверные сведения. Изучив и проанализировав дневник бывшей узницы концентрационного лагеря Германии Екатерины Климовны Емельяновой, я сделала выводы:
Биография Емельяновой Екатерины Климовны показывает, что воспоминания имеют ценность для нашего поколения и истории в целом, которая заключается в достоверных фактах доказывающих - судьба человека является частью истории. И тогда понимаешь: пока живы такие люди – жива история, наполненная искренними слезами горя и радости каждого из них. Благодаря им человечество может воссоздать подлинные моменты не скрывающие и не боящиеся говорить правды. Из судеб миллионов людей по крупицам воссоздается история страны. Война и оккупация отняли у советского народа право на мирную жизнь. Но не смогли отнять веру в Победу силу своего духа. Они выстояли, а значит - победили!
Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что ее результаты позволяют по-новому взглянуть на происходящее в годы Великой Отечественной войны, глазами человека пережившего ее. Практическая значимость исследования состоит в разработке брошюры «Долгая дорога домой» и презентации, с которыми я познакомила сверстников г.п. Федоровского. С разрешения Екатерины Климовны брошюра была передана в краеведческий музей городского поселения.
Литература
Интернет- ресурсы
Попробуем на вкус солёность моря?
Акварель + трафарет = ?
Колумбово яйцо
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Ручей и камень