• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Презентация к уроку литературы в 11 классе по произведениям В.Астафьева "Царь-рыба" и Э.Хэмингуэя "Старик и море"

Опубликовано Сигачева Елена Валерьевна вкл 09.03.2012 - 1:11
Сигачева Елена Валерьевна
Автор: 
Хасанов Заир

В презентации представлен яркий иллюстративный материал, который рекомендуется  использовать на уроке  литературы в 11 классе по произведениям В.Астафьева "Царь-рыба" и Э.Хэмингуэя "Старик и море".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Астафьев и Хэмингуэй.zip669.39 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕСТИ В. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА» И РАССКАЗА Э.ХЭМИНГУЭЯ «СТАРИК И МОРЕ»

Цель урока:  воспитание ответственного отношения к природе; формирование умения анализировать прочитанное, закрепление умения постановки проблемы художественного текста, развитие самостоятельной и творчески мыслящей личности; демонстрация глобализации знаний путем межпредметной интеграции.

Оборудование: компьютер, проектор, портреты писателей, тексты произведений, презентации учащихся.

Эпиграф на доске: Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить (Э. Хемингуэй)

Я не знаю другого смысла и другого счастья, чем писать для простых, но истинных тружеников нашей земли... Ради них мечтаешь написать так, как никто еще до тебя не писал, чтобы душа читателя таяла, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный всему великому и живому.( Виктор Астафьев)

ОРГМОМЕНТ.

  1. Стадия вызова.

          Слово учителя. Наш урок посвящается теме человека и природы в произведениях американского писателя Э. Хемингуэя и русского писателя В. Астафьева.

На предыдущем уроке мы говорили о жизни и творчестве Б.Астафьева и Э.Хемингуэя, обсуждали отдельные эпизоды прочитанных  произведений. Сегодня наша задача – провести анализ повести “Старик и море” и рассказа “Царь-рыба” путем сравнения. Также мы определим круг проблем, которые поднимают авторы, и задумаемся над их решением.

Послушаем Настю, которая  подготовила небольшую презентацию о жизни и творчестве писателей.

Работа над содержанием произведения. Ученики кратко передают содержание.

Слово учителя. На прошлом уроке вам было предложено домашнее задание: написать небольшой отзыв о прочитанных произведениях. Прочитайте, пожалуйста, ту информацию, которая, на ваш взгляд, должна заинтересовать ваших товарищей (но  не больше 1-2 предложений.

  1. Стадия осмысления.

Сопоставительная  характеристика героев.

Как зовут героев? Подберите определение-приложение. (Старик-рыбак, Игнатьич-браконьер).Подобранные  приложения несут какую-то эмоциональную нагрузку? (Да, Старик – положительный герой, Игнатьич – отрицательный).

1.Вам предложены фрагменты текста. Что мы можем сказать о мотивации героев, об их поступках, характерах, отношении к своей добыче?

2. Два произведения – два поединка между человеком и рыбой, образ которой  занимает важное место в произведении. Хасанов Заир расскажет об особенностях марлина и осетра. Вопрос: определите стиль речи,  использованный во 2, 4   слайдах.(Научный .)

3. Подготовка к заданию В8(ЕГЭ по русскому языку): какие художественные средства используются при описании Царь-рыбы?

Старик

Игнатьич

– Рыба – она тоже мне друг, – сказал он. – Я никогда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен ее убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!“Может быть, грешно было убивать рыбу. Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей.”

«Не всем умом, какой-то его частью,  скорее опытом он дошел  --  одному  не  совладать  с этаким  чудищей…Делить  осетра? Рубить надве, а то и на три части -- с братцем механик увяжется, этакий, на бросового человечишку Дамку похожий обормот. В осетре икры  ведра два, если не больше.Икру  тоже  на  троих?!

«…рыба вышла из воды. Она все выходила и выходила, и казалось, ей не будет конца, а вода потоками скатывалась с ее боков. Вся она горела на солнце, голова и спина у нее были темно-фиолетовые, а полосы на боках казались при ярком свете очень широкими и нежно-сиреневыми. Вместо носа у нее был меч, длинный, как бейсбольная клюшка, и острый на конце, как рапира. Она поднялась из воды во весь рост, а потом снова опустилась, бесшумно, как пловец, и едва ушел в глубину ее огромный хвост, похожий на лезвие серпа… Рыба приближалась, делая свой круг, такая спокойная и красивая, чуть шевеля огромным хвостом…»

«Но что она  может вспоминать, эта холодная водяная  тварь? Шевелит  вон

щупальцами-червячками,   прилипшими  к  лягушечьей  жидкой  коже,  за  усами

беззубое отверстие, то сжимающееся в плотно западающую щель, то отрыгивающее

воду в трубку, рот похож  на что-то  срамное,  непотребное.  Чего  у нее еще

было, кроме  стремления кормиться,  копаясь в  илистом дне, выбирая из хлама

козявок?! Нагуливала  она икру  и раз в году терлась о  самца или о песчаные

водяные дюны? Что еще  было у  нее? Что? Почему же он раньше-то не  замечал,

какая  это отвратная рыба на  вид! Отвратно и нежное бабье мясо ее, сплошь в

прослойках  свечного, желтого жира,  едва  скрепленное хрящами, засунутое  в

мешок кожи;  ряды панцирей в придачу,  и нос, какого  ни у одной рыбы нет, и

эти  усы-червяки,  и  глазки,  плавающие в  желтушном жиру, требуха, набитая

грязью черной икры,  какой тоже  нет  у  других  рыб,  -- все-все  отвратно,

тошнотно, похабно!»

Ее судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти ее там, куда не проникал ни один человек.» "Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой.

. "Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!" --молвил  ловец, и ему  сделалось  легче. Телу  -- оттого, что  рыба не тянула вниз,  не висела  на нем сутунком, душе -- от какого-то, еще не постигнутого

умом, освобождения.

В бога я не верую, – сказал он. – Но я прочту десять раз «Отче наш» и столько же раз «Богородицу», чтобы поймать эту рыбу.

Старик стал читать молитву. «Богородицу» повторять легче, чем «Отче наш», – думал он.

– Богородица дева, радуйся, благодатная Мария, господь с тобою. Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, яко спаса родила еси души наших. Аминь. – Потом он добавил: – Пресвятая богородица, помолись, чтобы рыба умерла. Хотя она и очень замечательная.

Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда больше не сделал малой  пакости,  надеясь   безблудьем избыть  вину,  отмолить  прощение.  Но  не  зря сказывается:  женщина  -- тварь божья,  за нее и суд, и кара особые. Вот и прими заслуженную кару, и коли ты хотел когда-то  доказать,  что  есть мужик -- им останься!  Не раскисай,  молитвов своедельных не сочиняй, притворством себя и  людей не обманывай!  Прощенья,  пощады  ждешь?  От  кого?  Природа,  она,  брат, тоже женского рода! Значит, всякому свое, а Богу -- богово! Освободи от себя и от вечной вины женщину, прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под  этим небом, на этой  земле мучает женщину,  учиняет  над нею пакости.

Определение проблематики произведений. Работа над мини-проектом «Банк аргументов».

Учащиеся  выдвигают варианты проблем  (проблема воздействия человека на природу, проблема духовного возрождения человека, проблема нравственного выбора, проблема преемственности поколений, проблема смысла жизни  и др.) (3 мин.) В это это же время двое учащихся фиксируют проблемы в презентации и продолжают работу до начала этапа рефлексии.

Межпредметная связь. 

Какова трактовка понимания смысла произведений представителями разных наук? ( Сообщения делает либо учитель-предметник, либо подготовленный учащийся)

Слово историкам. В первобытную эпоху культ рыбы был распространен во всем мире, в том числе и в Сибири (свидетельством тому служат каменные рыбы из неолитических погребений, а также наскальные изображения). Следы данного культа легко обнаружить не только в современных нам обычаях и верованиях многих народов, но и в мировых религиях.В Индии и Китае, где рыба также символизирует второе рождение, ее образ нашел свое применение в похоронных ритуалах. В рамках этой же темы рассматривается и библейское предание об Ионе, проглоченном гигантской рыбой (в славянском переводе Библии – китом) и через три дня и три ночи извергнутом ею на сушу.

Слово литературоведам. Т. М. Вахитова отмечает, что «в образе царь-рыбы ощущается древний фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней держится земля, все мироздание, с ее смертью наступает катастрофа, вселенский потоп . А. В. Бармин также сопоставляет астафьевскую царь-рыбу с золотой рыбкой А.С. Пушкина: «значимость образа в архаической сказке одна: везде «рыбка» - владычица природных сил, и добро ее имеет пределы. Так понят был этот образ Пушкиным, таков он и у Астафьева»18. Т. А. Корчмит так поясняет значение самого слова "царь-рыба": это «рыба, которую можно сравнить с царицей – рыба, которую можно встретить в сказках, т. е. это царская или сказочная рыба»

Слово биологам. В биологии есть понятие «биологического регресса». Это эволюционное движение, при котором происходит сокращение ареала обитания; уменьшение численности особей из-за неприспособленности к среде обитания; снижение числа видов групп из-за давления других видов, исчезновение вида.

Сколько же тысячелетий и миллионов лет шли по  пути эволюции предки нашего осетра? Корни осетровых рыб уходят в глубокую древность.
Ископаемые остатки первых осетрообразных рыб обнару жены в нижнеюрских отложениях (около 200 млн. лет назад) . Однако, по данным био химических генетиков, появле ние осетрообразных следует относить к пермскому периоду (около 300 млн. лет назад). В течение последних ста лет наблюдается резкое снижение численности осетровых, и происходит это по вине человека.

Вывод: человек – лишь один из биологических видов на нашей планете, и свою деятельность необходимо строить исходя из того, что биосфера без человека существовала и может существовать, человек без биосферы существовать не может.

Представление МИНИ-ПРОЕКТА

3. Стадия рефлексии.

Итак, в заключение работы мы пришли к выводу: проблемы,  поднятые Астафьевым и Хэмингуэем  в середине прошлого века по-прежнему актуальны. Мы делим их на два блока: экологические и нравственные проблемы. В чем решение? Судя по всему , экологические проблемы вытекают из нравственных.  Попробуем совместно написать синквейн, и темой нашего  синквейна будет слово МИР. (Готовый синквейн зачитывается под музыку)

ПРИМЕР:

МИР.

НЕПОСТИЖИМЫЙ, НЕЗАВИСИМЫЙ.

ИЩЕТ, ПРОСИТ, БУНТУЕТ.

ЧЕЛОВЕК! ПОМНИ СВОЙ ДОЛГ.

РАЗУМ.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК+ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Записать в тетрадях названия созвучных по проблематике произведений других авторов.  Написать мини-сочинение на тему: «Как вы понимаете заключительные строки ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Царь –рыба»:

Все   течет,  все   изменяется  --

свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.

Всему свой час и время всякому делу под небесами:

Время родиться и время умирать;

Время насаждать и время вырывать насаженное;

Время убивать и время исцелять;

Время разрушать и время строить;

Время плакать и время смеяться;

Время стенать и время плясать;

Время разбрасывать камни и время собирать камни;

Время обнимать и время избегать объятий;

Время искать и время терять;

Время хранить и время тратить;

Время рвать и время сшивать;

Время молчать и время говорить;

Время любить и время ненавидеть;

Время войне и время миру.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?

Нет мне ответа.


Поделиться:

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

Твёрдое - мягкое

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Как нарисовать портрет?

Какая бывает зима