• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа "Гендерные различия в письменной речи старшеклассников"

Опубликовано Лютикова Наталья Петровна вкл 05.04.2012 - 9:35
Лютикова Наталья Петровна
Автор: 
Лаптева Анна Сергеевна

 

  Работа учащейся  9 класса Лаптевой Анны Сергеевны посвящена исследованию гендерных различий в письменной речи старшеклассников.

Во время работы учащаяся проводила языковой анализ   творческих работ старшеклассников, анкетирование учащихся 8 – 9 классов, похожее на разновидность метода незаконченных предложений. Анна посчитала, что в данном случае не представляется возможным использовать методы тестирования и наблюдения, т.к. метод тестирования предполагает либо выбор ответа уже из существующих вариантов, либо ответом из одного слова или словосочетания, что не дает полную характеристику письменной речи учащегося.  

   Цель исследования – изучить особенности письменной речи старшеклассников разного пола, обусловленные их гендерной принадлежностью.

    Объект – речевая письменная сфера учащихся старшего школьного возраста.

         Предмет– особенности письменной речи учащихся старшего школьного возраста, обусловленные их гендерной принадлежностью.

         В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что письменная речь учащихся старшего школьного возраста отличается определенными гендерными особенностями.

В работе были использованы методы математической и статистической обработки результатов:

  1. описательная статистика;
  2. концент – анализ.

         С помощью перечисленных методов Анна получила следующие результаты: письменная речь учащихся старшего школьного возраста действительно отличается определенными гендерными особенностями, девушки и юноши используют разное количество языковых единиц частей речи. Это наглядно доказывается в работе.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.rar2.61 МБ

Предварительный просмотр:

                        Районный конкурс исследовательских, проектных,

                                           творческих работ учащихся  

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


                                                        полное название образовательного учреждения 

                     Чулковская основная общеобразовательная школа        

                 Образовательная область:   ФИЛОЛОГИЯ

                Секция:  РУССКИЙ ЯЗЫК

 Тема: Гендерные различия в письменной речи  старшеклассников

                                                                         Лаптева Анна

                                                                          9 класс

                                                                                                                                                    Руководитель: Лютикова

Наталья  Петровна

 

                                                                  Должность: учитель русского языка

и литературы

                                                  2012 год

                                                 

                                                                 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Понятие «гендерные различия» в психологии

  1. Понятие «гендер»………………………………………………….....5
  2. Гендерные различия в психологии старшеклассников……………7

Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий на примере анализа сочинений учащихся старших классов

        2.1.   Характеристика базы и выборки исследования……………………10

        2.2.   Характеристика методов исследования…………………………….10

2.3.   Анализ результатов…………………………………………………. 13

2.4.   Выводы и методические рекомендации……………………………29

Заключение………………………………………………………………………..30

Библиографический список……………………………………………………...32

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованию гендерных различий в письменной речи старшеклассников.  

Актуальность исследования. Теория гендера представляет собой новое представление российской гуманитарной науки, находящейся сейчас в процессе становления. В центре внимания сейчас находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение старшеклассников в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о женских и мужских качествах – все то, что переводит проблематику пола из области биологии в сферу социальной жизни и психологии. Мужественность и женственность рассматриваются, таким образом, не как имманентный природный фактор, а как концепты психологии. Актуальность исследования продиктована также насущной потребностью кардинальных перемен в общественной системе; выдающиеся достижения гендерологии как за рубежом, так и у нас в стране (в России активные гендерные исследования начались в 80-ые годы XX века) должны, наконец, стать предметом пристального внимания как со стороны школьных психологов, так и со стороны обычных учителей-предметников и классных руководителей. Ведь не секрет, что в настоящий момент только среди школьных психологов (да и то не всегда) можно встретить людей заинтересованных гендерной проблематикой; обычный учитель (как показывает практика) обычно «отмахивается» со словами: «Других проблем хватает». Однако, на наш взгляд, это не решение проблемы, а уход от неё.

Цель исследования – изучить особенности письменной речи старшеклассников, обусловленные их гендерной принадлежностью.

Объект – речевая письменная сфера учащихся старшего школьного возраста.

Предмет – особенности письменной речи учащихся старшего школьного возраста, обусловленные их гендерной принадлежностью.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что письменная речь учащихся старшего школьного возраста отличается определенными гендерными особенностями.

Задачи исследования:

  1. Дать теоретический анализ литературных источников, посвященных изучению гендерных особенностей речевой сферы детей старшего школьного возраста.
  2. Выполнить анализ продуктов речевой деятельности старшеклассников мужского пола.
  3. Выполнить анализ продуктов речевой деятельности старшеклассниц.
  4. Выполнить сравнительный анализ продуктов речевой деятельности юношей и девушек для выявления гендерных различий.
  5. Сделать выводы и сформулировать методические рекомендации.

Основой методологического подхода нашего исследования являются следующие положения:

во-первых, гендер является социокультурным конструктом;

во-вторых, изучение гендерной специфики письменной речи старшеклассников должно включать в себя учёт таких параметров коммуникативной ситуации, как социальный статус коммуникантов, стиль общения (формальный или неформальный), степень социальной (коллективной) солидарности, функциональная направленность коммуникации.

Методы исследования. Были использованы следующие методики:

  1. Психологический анализ использования частей речи в сочинениях старшеклассников.
  2. Анкета на основе метода неоконченных предложений.
  3. Анкетирование, направленное на выявление социального статуса испытуемых, степени социальной (коллективной) солидарности, общение в коллективе.

В работе были использованы методы математической и статистической обработки результатов:

  1. описательная статистика;
  2. концент – анализ.

База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чулковской основной общеобразовательной  школы Зарайского района Московской области в период с 01 сентября 2011 года по 31 января  2012 года в 8-м и 9-м классах. В исследовании приняли участие 20 старшеклассников – 9 юношей и 11 девушек.

Элемент научной новизны состоит в том, что, анализируя гендерные различия в сочинениях учащихся 8 и 9 класса, мы столкнулись с интересным психологическим феноменом. Дело в том, что языковая картина мира, представленная близнецами Р. (братом и сестрой) воспроизводит гендерную картину мира с точностью до наоборот; т.е. языковые показатели Маши Р. соответствуют языковым показателям юношей, а Жени Р. – всех девушек-одноклассниц.

Ни в одном исследовании, доступном нам, не говорится о языковых исследованиях у разнополых близнецов, поэтому результаты нашего языкового эксперимента вполне самостоятельны.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в образовательной деятельности для оптимизации речевой деятельности подростков разного пола.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 62 источника, приложения. В тексте   имеются таблицы и рисунки. Содержание работы изложено на  34 страницах.

ГЛАВА I

Понятие «гендерные различия» в психологии

  1. Понятие "гендер"

Как результат бурного роста феминистских исследований, в профессиональный язык психологов в 70-80-х годах XX века пришло понятие "гендер". В отличие от термина "пол" (sexus), обозначающего чисто биологические отличия мужчин и женщин, и термина "род" (genus), обозначающего грамматическое явление, термин "гендер" (gender), не снимая и не отрицая половых различий, делает упор на те социальные особенности, которые возникают у мужчин и женщин в результате их общественной деятельности (15).

Общеизвестно, что фонд языка имеет бинарногенетический характер, как бы повторяющий бинарногенетическую сущность живой природы. Бинарногенетический характер культуры позволяет условно разделить все культурные явления на два типа - "маскулинные" и "феминные" и рассматривать каждое из явлений как своего рода продукт синтеза, образующийся вследствие неаддитивных взаимодействий признаков обоих типов. Поскольку любая область языка является своего рода культурной проекцией, то бинарная оппозиция "мужское - женское" заложена в каждой языковой сфере генетически.

В последней трети XX века гендерные исследования в языке получили достаточно широкое распространение (10). В лингвистическом анализе языковой материи русские и зарубежные ученые учитывают данные различных областей человеческого знания: антропологии, истории, психологии, социологии, физиологии и т.д.

При изучении гендерной проблематики в лингвистике, т.е. наличия определенных особенностей в женском и мужском вербальном поведении, можно выделить следующие основные направления исследований:

  1. выявление определенных различий языковых уровней - фонетики, морфологии, семантики и синтаксиса, а также различий в области вербальных стереотипов в восприятии женщин и мужчин;
  2. выявление семантических различий, которые объясняются особенностями перераспределения социальных функций в обществе, подход исключительно с гендерных позиций, связанный с социальной природой языка женщин и мужчин;
  3. построение психолингвистических теорий, в которых женский и мужской языки сводятся к особенностям языкового поведения мужчин и женщин.

Среди многообразия факторов экстралингвистического характера, обуславливающих специфику речевого кода говорящего, одно из ведущих мест занимает физиологический и психический факторы дифференциации по принадлежности к полу.

В лингвистике проблема гендера изучается в двух направлениях: во-первых, проявление гендера в языке; во-вторых, изучение гендера в речи. В первом случае, цель - изучить, как, собственно, в языке закреплено мужское доминирование, как ущемляется женщина даже в сфере языка. Это направление в науке изучается, как правило, феминистской лингвистикой. На основе исследований второго направления лингвисты приходят к выводу, что речь женщин (и девушек) более эмоциональна, для нее характерно редкое использование (во всяком случае, реже, чем у мужчин) вульгарной лексики. Она чаще, нежели мужчина, использует в речи эвфемизмы, междометия, прилагательные и наречия, выражающие ту или иную оценку.

При метафоризации различного рода описаний женщина чаще использует семантические поля, связанные с бытом, природой, животными. Мужчины в подобных речевых ситуациях используют метафоры, сравнения, связанные с охотой, спортом, профессией и войной.

В речевом поведении для женщин характерны отступления, смена ролей; мужчины же предпочитают не отвлекаться на бытовые темы и чаще перебивают собеседника.

Мужчины восприимчивее к новым фактам в языке, нежели женщины, они употребляют больше неологизмов, а также слов из терминологической и профессиональной лексики.

Женщины в большей степени, чем мужчины, используют престижные формы слов, новомодные иностранные заимствования. Они употребляют модные слова в повседневной речи, в то время как в официальной речи стремятся их избегать (35).

Однако следует подчеркнуть, что выделенные нами характеристики не являются универсальными и зависят часто от окружения, в котором происходит общение, от социального и культурного уровня коммуникантов. Другими словами, речи некоторых женщин (девочек и девушек) присущи подчас черты чисто мужского речевого поведения, и наоборот.

Изучение особенностей реализации гендерного фактора в рамках фразеологических исследований представляется крайне интересным (42). Внимание к данной проблематике обусловлено неисчерпаемой возможностью фразеологического фонда русского языка хранить и передавать информационные матрицы, а также отражать и определенным образом адаптировать лингвокультурологические средства школьного коллектива к социально-культурным изменениям, имеющим место в данный (современный) период развития общества.

Появление и существование в системе русского языка различных фразеологических неологизмов говорит о высокой степени актуальности и релевантности таких культурных концептов, как "мужественность" и "женственность", отражающих социальный опыт, характерный для русского языкового сообщества.

В связи с этим встает вопрос: с помощью каких средств происходит фиксация или регистрация гендерного компонента в письменной речи старшеклассников?

В качестве маркеров гендера могут выступать лексемы, обозначающие лицо мужского или женского пола, а также  смысловые компоненты в семантике фразеологических единиц. Соответственно гендерно-маркированными в фразеологии могут быть как план выражения, так и план содержания.

Репертуар лексем, которые являются гендерными маркерами плана выражения идиом, может быть представлен тремя основными группами:

  1. антропометрические лексемы;
  2. термины родства;
  3. антропонимические лексемы (имена собственные).

Первая группа гендерных маркеров включает лексические оппозиции, типа: "девочка-мальчик"; "девушка-юноша"; "девка-пацан"; "девушка-парень".

        Однако классификация оппозиций может быть иной. Так, например, если концептуальным центром фразеологической номинации становятся признак "внешность", то в одну группу гендерных маркеров можно объединить такие лексемы, как «мальчик»-«девочка», «худышка»-«толстяк», «курносая»-«рыжий» и т.д. Анализ интерпретационного поля концепта отражает стереотипные мнения и суждения.

При анализе содержательных признаков концептуального основания "внешность" было выявлено различное восприятие мужской и женской красоты (54). Привлекательная внешность девушки рассматривается как необходимый для неё атрибут, как шанс, который позволит ей наилучшим образом устроиться в жизни. Красота девушки имеет важное значение не только для нее, но и для окружающих. Красота юноши - вредна, ненормальна; привлекательная внешность для будущего мужчины - явление не только не нужное, но и "немужское". Красота юноши часто ассоциируется с недостойным поведением.

Вторая группа гендерных маркеров включает оппозиции, обозначающие семейно-родственные отношения: мать-отец, дочь-сын, сестра-брат, тётя-дядя и т.д. Классификация гендерных маркеров данной группы может осуществляться по следующим критериям: 1) кровное - некровное родство; 2) родство по прямой и боковой линии.

К третьей группе относятся антропо́нимы, представляющие собой открытую систему гендерных оппозиций, поскольку допускают замены того или иного имени, обусловленные и оправданные коммуникативной системой (30).

  1. Гендерные различия в психологии старшеклассников

Значение категории пола для понимания психологических особенностей старшеклассников доказано многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович (1),   В.Е. Каган (27) и др.).

Действительно, в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различиями между полами. В максимально обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности и женственности.

Мужчина - сильный, независимый, активный, агрессивный, рациональный, ориентированный на индивидуальные достижения;         женщина - слабая, зависимая, пассивная, мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная.

Существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя их направленность. Исходя их своих представлений о качествах, характерных для мужчин и женщин, родители и воспитатели образовательных учреждений поощряют детей проявлять именно эти, полоспецифические черты (1).

Взрослые люди, хотят они этого или нет, вне всякого сомнения, оказывают на подростка большое влияние. Они служат для него моделью гендерного поведения и источником информации о половой роли. В этом смысле мальчик находится в значительно менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с детьми гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже. В связи с этим как для девочки, так и для мальчика первичной оказывается идентификация с матерью, т.е. феминная. Более того, сами базовые ориентации ребенка по отношению к миру по своей природе феминны, т.к. включают в себя такие традиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение, пассивность.

Таким образом, в плане становления половой идентичности мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образу культурных стандартов маскулинности. Однако в современном российском обществе воспитатели детских садов, учителя, как правило, женщины. Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской роли, чем женской.

В то же время распространенность традиционных представлений об иерархическом соотношении  ролей приводит к тому, что по сравнению с девочками мальчики испытывают более сильное давление со стороны социума (43).

В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.п.

В. Е. Каган (22), на основе экспериментальных данных, установил, что стереотип мужественности в восприятии старшеклассников (мальчиков) включает в себя позитивные инструментальные характеристики:

  1. решительный,
  2. независимый,
  3. энергичный,
  4. сильный,
  5. уверенный,
  6. деятельный.

В стереотипе мужественности у девочек на первый план выходят эмоционально - коммуникативные характеристики:

  1. симпатичный,
  2. общительный,
  3. вежливый,
  4. добрый,
  5. сильный,
  6. искренний,
  7. умный.

Сравнивая данные по полу, В.Е. Каган приходит к следующему выводу. Стереотипы женственности у мальчиков и девочек более сходны, чем стереотипы мужественности. У мальчиков стереотипы мужественности и женственности более дифференцированы между собой, чем у девочек:

Таблица №1.

мужественность

женственность

решительный

скромная

независимый

-

энергичный

робкая

сильный

слабая

уверенный

умная

деятельный

внимательная

-

красивая

Негативные характеристики включены в стереотипы "своего пола", причем у мальчиков это выражено резче (непривлекательный, враждебный, эгоистичный, несправедливый, неискренний), что может быть связано как со спецификой реакций эмансипации в диаде "сын - отец", так и с присущей этому возрасту романтизацией полового самосознания (47), благодаря которой стереотипы противоположного пола представлены исключительно позитивными характеристиками  (см. таблицу №1). Стереотипы у девочек опираются больше на эмоционально - коммуникативные, а у мальчиков - на инструментальные свойства личности (27).

Теоретический анализ проблемы позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Термин «gender», не отрицая половых различий, делает упор на социальный фактор.
  2. Каждое из культурных явлений (маскулинное и феминное) – являются своего рода продуктом синтеза, образующемся вследствие взаимодействий обоих типов: «маскулинный» и «феминный». Бинарная оппозиция «мужское - женское» заложена в каждой языковой сфере генетически.
  3. В нашем обществе, ориентированном на феминность, мужская идентичность легко уязвима.
  4. Мужской протест обусловлен отрицательным отношением в школе к активности и к различным проявлениям подростковой активности («нельзя драться» и т.п.).

                                                            ГЛАВА II

Эмпирическое исследование гендерных различий на примере анализа сочинений учащихся старших классов

2.1. Характеристика базы и выборки исследования

Исследование гендерных различий в письменной речи старшеклассников проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чулковской основной общеобразовательной школы Зарайского района Московской области в период   с 01  сентября по      31 января  2011/2012 учебного года   в  8  и 9 классах. В исследовании приняли участие 20 старшеклассников –  9 юношей и 11 девушек.

  1. 2.2.Характеристика методов исследования

Языковой эксперимент по методу исследования В.К. Лосевой и         А.И. Лунькова (40).

Данное исследование проводилось на основе письменных работ старшеклассников, целью которого было проведение психологического анализа и выявления гендерных различий в письменной речи подростков.

Гендерный фактор является далеко «не доминирующим» параметром, оказывающим сильное воздействие на особенности поведения человека. Во многих случаях образ жизни и мысли людей имеют гораздо большее значение, нежели их половая принадлежность. Поэтому эмпирическое исследование гендерных различий основывается на психологическом анализе письменной речи старшеклассников для выявления её смысла.

Психологический анализ использования глагольных форм в речи учащихся

 Таблица №3

Доминирование в речи глагольных форм, описывающих действия или переживания

Психологическая интерпретация

Прошедшее время

Регрессивные тенденции, депрессия

Будущее время и сослагательное наклонение

Чувство нереализованности, зависимость от внешних условий, низкая автономия

Настоящее время

Психологическая зрелость, автономия, свобода от обусловленности

Возвратная форма

Чувство зависимости от внешних обстоятельств, потеря субъективности, безынициативность

Повелительное наклонение

Репрессивные и аутопрессивные тенденции, потребность в доминировании, трудности самоконтроля

Психологический анализ использования личных местоимений, существительных, прилагательных и наречий в речи учащихся

Таблица  №4

Части речи

Психологическая интерпретация

Преобладание

Недостаток или отсутствие

Личные местоимения:

первое лицо

Чувство субъективности, отношение к ответственности определяется по глаголу

Недоверие к личному опыту, конформизм, тревожность

второе лицо

Делегирование ответственности, манипулятивные тенденции, приписывание вины, неспособность к отстранению, низкая рефлексия при частом использовании прямой речи

третье лицо

То же

Существительные

Ригидность, фиксация на своем состоянии, нарушение временной перспективы

Утрата субъективности, низкая ответственность

Прилагательные

Эмоциональность, демонстративность

Слабая дифференцированность восприятия

Наречия

Возведение частностей в закон, самоотчуждение

Низкая способность к обобщению, ситуативность

Семантические неточность в речи консультируемого

Таблица №5

Типы семантических неточностей

Психологическая интерпретация и возможные вопросы

1

Существительные с неопределенно широким содержанием: любовь, понимание, страх…

Сопротивление. Бессознательная защита проблемы или симптома. «Что именно?», «Как именно?», «Как Вы об этом узнали?»

2

Глаголы с неопределенно широким содержанием: любить, понимать, бояться…

То же

3

Обобщения: все, никто, всегда, никогда…

Внутренняя ориентация на «всеобщие» законы, защита от индивидуальной психологической травмы. «Были ли исключения?»

4

Сравнительная степень: лучше/хуже, чаще/реже, более/менее…

Недостаточная дифференцированность восприятия или недостаточная выраженность его данных в речи. «По каким признакам Вы узнаете, что стало лучше.., чаще.., более..?»

5

Долженствования: должен, обязан, вынужден, нужно…

Влияние родительских директив, ориентация на «личные» законы, защита от психотравмы через самоприказ. «От кого Вы это услышали (в первый раз)?»

Психологический анализ пауз

Таблица №6

Проявление сопротивления

Вопрос на осознание источника сопротивления: «Что Вам мешает ответить на этот вопрос?»

Обдумывание ответа, актуализация воспоминания

Предоставление времени

Негативизм, потребность скрыть, обмануть; мутизм; ориентация на «правильный» ответ, подтверждение ожиданий

Установление контакта другими средствами, обеспечение чувства безопасности

Результаты эмпирического исследования гендерных различий в письменной речи старшеклассников мы получили с помощью применения следующих методов:

  1. Анализ и психологическая интерпретация сочинений учащихся 8-9 классов.
  2.  Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально – психологической практике достаточно большой срок. Существует множество вариантов этого метода. В данном эксперименте мы использовали один из вариантов метода незаконченных предложений.

Инструкция: «на бланке теста 10 незаконченных предложений. Необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль».

(Тест НЗП см. в приложении №1).

  1. Анкетирование. Во время работы над проблемой  мы провели анкетирование, направленное на выявление социального статуса испытуемых, степени социальной (коллективной) солидарности, общение в коллективе (см. в приложении №2).

2.3. Анализ результатов исследования

2.3.1. Анализ и психологическая интерпретация сочинений учащихся 8 и 9 классов.

Языковой эксперимент проходил по методу исследования В.К. Лосевой и А.И. Лунькова (40); гендерный анализ сочинений и выборка анкетных данных предприняты нами вполне самостоятельно.

Психологический анализ использования частей речи в письменных работах старшеклассников привел нас к следующим выводам:

Психологический анализ использования глагольных форм в речи старшеклассников

  1. Глаголы в форме прошедшего времени почти в полтора раза больше используют девушки, чем юноши, что позволяет определить регрессивные тенденции и депрессию у девушек.
  2. Глаголы настоящего времени  преобладают у юношей в два раза, т.о. у молодых людей явно прослеживается психологическая зрелость, автономия, они более свободны от обусловленности, чем девушки.
  3. Будущее время и сослагательное наклонение в значительно большей мере употребляется девушками, поэтому их мучает чувство нереализованности, они зависимы от внешних условий, поэтому низкая автономия.
  4. Глаголы повелительного наклонения не были использованы ни юношами, ни девушками. Т. о., можно сказать, что у подростков нет потребности в доминировании, они не испытывают трудности в самоконтроле.
  5. Возвратная форма – языковые единицы используют только юноши, поэтому чувство зависимости от внешних обстоятельств, безынициативность присуще мужскому полу.

Психологический анализ использования глаголов в письменной речи старшеклассников

Таблица №7

№

Глагольные

формы

юноши

девушки

Психологическая интерпретация

1

Прошедшее время

860

1260

Регрессивные тенденции, депрессия

2

Настоящее время

1260

520

Психологическая зрелость, автономия, свобода от обусловленности

3

Будущее время и сослагательное

наклонение

78

300

Чувство нереализованности, зависимость от внешних условий, низкая автономия

4

Повелительное наклонение

0

0

Репрессивные тенденции, потребность в доминировании, трудности самоконтроля

5

Возвратная форма

340

0

Чувство зависимости от внешних обстоятельств, потеря субъективности, безынициативность

Использование глаголов в сочинениях старшеклассников

Таблица №8

№

Глагольные

формы

юноши

девушки

Психологическая интерпритация

1

Прошедшее время

Регрессивные тенденции, депрессия

2

Настоящее время

Психологическая зрелость, автономия, свобода от обусловленности

3

Будущее время и сослагательное

наклонение

Чувство нереализованности, зависимость от внешних условий, низкая автономия

4

Повелительное наклонение

Репрессивные тенденции, потребность в доминировании, трудности самоконтроля

5

Возвратная форма

Чувство зависимости от внешних обстоятельств, потеря субъективности, безынициативность

Условное обозначение:        - преобладание,          - отсутствие,                        

                                                - уменьшение,            - поровну.  

Психологический анализ использования личных местоимений, существительных, прилагательных и наречий в письменной речи старшеклассников

1. Личное  местоимение 1-го лица ед. числа ("я", "мне") - количество языковых единиц преобладает у девушек почти в пять раз; т.е. чувство субъективности у девушек выражено сильнее, чем у юношей; у последних же сильнее проявляется недоверие к себе.

2. Личное местоимение 3-го лица ед. и мн. числа ("он", "она", "они") - количество языковых единиц почти равное; по сравнению с употреблением личного местоимения 1-го лица ед. и мн. числа, количество языковых единиц увеличилось у старшеклассников (обоих полов) почти в двадцать раз, что может свидетельствовать не только о манипулятивных тенденциях, но и в неспособности к отстранению, что, кстати, в этом возрасте действительно затруднительно.

3. Существительные - количество языковых единиц преобладает (правда, преобладание это незначительное, всего 10%) у юношей; поэтому об утрате субъективности говорить не приходится.

4. Прилагательные - преобладание языковых единиц у девушек минимальное, поэтому нельзя сказать, что девушки-старшеклассницы более демонстративны, чем юноши; эмоциональность также выражена равномерно у разнополых старшеклассников. Этот языковой факт весьма интересен, так как у зрелых людей, как показывают гендерные исследования ученых     (Кирилина А. В. (31), Горошко Е.И. (20) и др.) эмоциональность возрастает    у женщин, а у мужчин снижается.

5. Наречия - преобладание языковых единиц у девушек свидетельствует о более низкой способности к обобщению, чем это наблюдается у юношей; девушки чаще придерживаются конкретной ситуации, у них ярче выражена ситуативность.

Психологический анализ использования личных местоимений, существительных, прилагательных и наречий в письменной речи старшеклассников

Таблица №9

№ п/п

Части речи

Количество языковых единиц

Юноши

Девушки

1

Личные местоимения

Единственное число

1 лицо

38

220

2 лицо

3 лицо

980

1130

Множественное число

1 лицо

78

79

2 лицо

3 лицо

140

0

2

Существительные

7630

1370

3

Прилагательные

2430

2870

4

Наречия

550

920

Семантические неточности (повторения, неверное употребление, искажение) в письменной речи старшеклассников. Психологическая интерпретация.

6. У девушек преобладают существительные с неопределенно широким содержанием: любовь к своей стране, любовь к родине, Руси, к народу, стране (неоправданное повторение, почти тавтологические сочетания); творение и пение; мир, фантазия, (и тут же) мир фантазии, картинность, фантастичность, блеск творения, произведения; упоение, восторг, мук, страданий, источник творений, произведений (неоправданная повторяемость) и т.д.

В этом чрезмерном употреблении существительных с неопределенно широким содержанием может скрывать какая-то проблема личного характера, либо социального. Причем из всех частей речи именно количество языковых единиц существительных намного больше. И это не только у девушек, но и у юношей. Например, если у девушек из общего количества языковых единиц 30% составляют существительные с неопределенно широким содержанием, то у юношей - 25%. Более того, в идеале сочинение должно раскрывать "образ Я" старшеклассника, но на практике, как правило, учащиеся чаще всего руководствуются учительскими директивами "как надо писать сочинение". Отсюда у них возникает желание "защитить" свой внутренний мир, прикрываясь словами-шаблонами, стереотипами, типа: Россия, родина, Русь, народ, подвиг, судьба, русский народ, история России и т.д. (эти слова, употребленные многократно теряют уже свою смысловую нагрузку).

7. Глаголы с неопределенно широким содержанием: любить, понимать, обращать (внимание) и т.д. - Встречаются у девушек чаще, чем у их сверстников. Правда, языковой эксперимент показал наглядно, что и юноши, и девушки стараются их избегать, что свидетельствует о том, что в некоторых случаях учащиеся пытаются (быть может, бессознательно) оказать сопротивление языковым стандартам и шаблонам; пытаются и через сочинение выразить свое (индивидуальное) отношение к миру. Однако эта тенденция не столь значительная, чем та, что указана выше в пункте №1.

8. Обобщения: всё, никуда, всегда, никогда... - количество языковых единиц, выражающих обобщение, распределилось почти поровну, т.е. и девушки, и юноши в большинстве случаев ориентированы на "всеобщие" законы (так правильно, так у всех, так нужно...). Исключений, к сожалению, не было. Ни один учащийся (будь то девушка или юноша) ни разу не выразили (ни в одном предложении) мысли нерасхожие, оригинальные и самобытные.

9. Долженствования: должен, обязан, вынужден, нужно... - у юношей языковых единиц значительно больше, чем у девушек, что практическим образом подтверждает концепцию Алёшиной и Волович (1), изложенную мной в теоретической части работы. Наличие единиц долженствования свидетельствует о влиянии родительских и учительских директив на психологию подростка. На вопрос, заданный нами в анкете ("От кого Вы это услышали в первый раз?"), ответ был однозначен как у юношей, так и у девушек - "от родителей".

10. В ходе языкового эксперимента выяснилось также,

  1. что девушки чаще цитируют стихи, чем юноши;
  2. учащихся мужского пола больше привлекают неологизмы ("гребётся по снегу", вместо "бредёт");
  3. девушки предпочитают синонимические ряды (знал, осознавал; переживал, страдал), а юноши нет;
  4. тавтология (не был, не был; осознавал, понимал) чаще встречается в письменной речи старшеклассниц;
  5. у юношей в синтаксических конструкциях преобладают деепричастия и деепричастные обороты, а у девушек - причастия и причастные обороты (за исключением сочинения Паньшина Игоря - преобладание причастий).

Мы рассмотрели языковые данные старшеклассников и дали им психологическую интерпретацию, основанную не только на методе, предложенном В.К. Лосевой и А.И. Луньковым (40). Некоторые языковые факты нам удалось откорректировать с поправкой на анкетные данные учащихся (анкета была анонимная; отличалась она только цветом бумаги: вопросы для девушек были записаны на розовой бумаге, для юношей - на белой). Так, к примеру, при анализе сочинений учащихся нами было выявлено, что глагольные языковые единицы в прошедшем времени явно доминируют у девушек (на 30% больше, чем у юношей). По психологической интерпретации ученых это означает, что у старшеклассниц имеют место элементы депрессии. Поэтому мы задали в анкете вопрос: "Скоро вы заканчиваете школу. Что вас тревожит?". 85% девушек - старшеклассниц ответили на этот вопрос однозначно: страх провала на экзамене. При этом юноши не выразили особой тревоги, большинство из них утверждают, что они об этом даже не думали.

Наиболее впечатляющие результаты мы получили при анализе языковых данных разнополых близнецов Евгения и Марии Р.

Для сравнения с близнецами мы выбрали из списка испытуемых двух старшеклассников (наиболее типичных): Артема Р. и   Юлия Н. Языковой эксперимент мы представили в двух таблицах. Оказалось, что у близнецов языковая картина выглядит с точностью до наоборот: девушка-сестра и юноша-брат словно поменялись местами. Например, у Жени Р. преобладает количество языковых единиц прилагательных и наречий, чем у его сестры; в то время как у Артема Р. все прямо наоборот (как и у большинства мальчиков). Существительных у Евгения меньше, чем у сестры, в то время как у Артема больше, чем у Юлии. Другими словами, языковые данные Марии Р. - более соответствуют языковым данным Артема Р., а языковые данные ее брата Евгения - почти совпадают с данными Юлии Н.

Таким образом, возникает психологический портрет близнецов: ближе к феминному - у юноши, а к маскулинному - у девушки. Этот психологический феномен, на мой взгляд, весьма интересен. Однако он еще недостаточно изучен в психологии, связанной с гендерной проблематикой.

Типичные старшеклассники

Таблица № 10

№

Глагольные

формы

Артём Р.

Юлия Н.

1

Прошедшее время

2

Настоящее время

3

Неопределенная форма глагола (infinitive)

4

Будущее время и сослагательное

наклонение

5

Повелительное наклонение

6

Возвратная форма

7

Причастие и деепричастие

деепричастий больше

преобладают причастия почти в 3 раза

Условное обозначение:        - преобладание,          - отсутствие,                        

                                                - уменьшение,            - поровну.

Таблица №11

Разнополые близнецы

№

Глагольные

формы

Евгений

 Р.

Мария

Р.

1

Прошедшее время

2

Настоящее время

3

Неопределенная форма глагола

(infinitive)

4

Будущее время и сослагательное

наклонение

5

Повелительное наклонение

6

Возвратная форма

7

Причастие и деепричастие

Условное обозначение:        - преобладание,          - отсутствие,                        

                                                - уменьшение,            - поровну.

Типичные старшеклассники

(Количество языковых единиц)

Таблица № 12

№

Глагольные

формы

Артём Р.

Юлия Н.

1

Прошедшее время

22

32

2

Настоящее время

32

14

3

Неопределенная форма глагола (infinitive)

7

9

4

Будущее время и сослагательное

наклонение

2

8

5

Повелительное наклонение

0

0

6

Возвратная форма

9

0

7

Причастие и деепричастие

12

15

Психологический анализ использования личных местоимений, существительных, прилагательных и наречий в письменной речи типичных старшеклассников

Таблица №13

№ п/п

Части речи

Количество языковых единиц

Алексей Н.

Диана В.

1

Личные местоимения

Единственное число

1 лицо

1

6

2 лицо

3 лицо

26

29

Множественное число

1 лицо

2

2

2 лицо

3 лицо

4

0

2

Существительные

191

185

3

Прилагательные

61

72

4

Наречия

15

24

Использование личных местоимений, существительных, прилагательных и наречий в письменной речи разнополых близнецов

Таблица №14

№ п/п

Части речи

Количество языковых единиц

Евгений Р.

Мария Р.

1

Личные местоимения

Единственное число

1 лицо

2

6

2 лицо

3 лицо

27

16

Множественное число

1 лицо

1

2 лицо

3 лицо

1

1

2

Существительные

185

233

3

Прилагательные

79

54

4

Наречия

35

9

Разнополые близнецы

(Количество языковых единиц)

Таблица №15

№

Глагольные

формы

Евгений Р.

Мария Р.

1

Прошедшее время

34

16

2

Настоящее время

12

34

3

Неопределенная форма глагола (infinitive)

4

11

4

Будущее время и сослагательное

наклонение

3

0

5

Повелительное наклонение

1

0

6

Возвратная форма

1

7

7

Причастие и деепричастие

14

25

2.3.2. Метод незаконченных предложений

С помощью метода незаконченных предложений нам удалось выяснить, что в письменной речи девушек преобладает наличие множества вводных слов, определений, местоименных подлежащих и дополнений, девушки склонны употреблять «престижную», книжную лексику, клише; используют простые и сложносочиненные предложения, частое употребление знаков пунктуации; высокая эмоциональная окраска в целом.

Для юношей в письменной речи характерно использование дворового жаргона, частое употребление вводных слов, большого числа абстрактных существительных, однообразие лексических приемов при передаче эмоций; использование газетно-публицистических клише.

Исследованию методом незаконченных предложений предшествовало установление контакта с испытуемыми для получения искренних, объективных, полных, естественных ответов, так как данный метод использовался не только для того, чтобы выявить границы языковых возможностей испытуемых, но и помочь ему успешно развиваться как личности, потому что важной целью современного тестирования является содействие самопознанию и развитию личности.

Психологический анализ использования частей речи в методе незаконченных предложений привел нас к следующим выводам:

  1. Девушки чаще, чем юноши употребляют личные местоимения, прилагательные, наречия, глаголы прошедшего и будущего времени, т.о., девушки склонны к депрессии, преобладают регрессивные тенденции, старшеклассниц одолевает чувство тревожности, нереализованности и зависимости от внешних условий.
  2. Юноши в своей речи стараются употреблять больше существительных и глаголов настоящего времени, а так же глаголы прошедшего времени. Молодые люди с недоверием относятся к личному опыту, хотя фиксируются на своем состоянии; старшеклассникам характерна психологическая зрелость, автономия, свобода от обусловленности и нарушение временной перспективы. Мужской пол чаще, чем женский употребляет в речи глаголы с возвратной формой, что влечет безынициативность, потерю субъективности.

Сравнительный анализ продуктов речевой деятельности старшеклассников

Таблица №16

№

Части речи

юноши

девушки

1

Личное местоимение

34

61

2

Существительное

109

97

3

Прилагательное

23

28

4

Наречие

16

17

Глаголы

5

Прошедшее время

93

116

6

Настоящее время

100

64

7

Будущее время и сослагательное

наклонение

9

35

8

Повелительное наклонение

0

1

9

Возвратная форма

8

0

2.3.3. Анкетирование

        Во время работы над проектом мы провели анкетирование, направленное на выявление социального статуса испытуемых, степени социальной (коллективной) солидарности, общение в коллективе (см. Приложение №2).

        Анкета анонимная, отличалась она цветом бумаги: вопросы для девушек были на розовой бумаге, для юношей - на белой; вопросы составлены с ориентиром на женский или мужской пол отвечающих.

Все предложения могут быть разделены на 7 групп. С помощью анкеты мы получили следующие данные:

Девушки.

Отношение к себе.

        В большинстве случаев использовались глаголы в прошедшем времени и глаголы с неопределенно широким содержанием. Девушки использовали в большом количестве личные местоимения первого лица единственного числа, с частой тавтологией. Психологический анализ показал, что у девушек регрессивные тенденции и возможно депрессия, они субъективны при ответе, бессознательно защищают какую-то проблему или симптом.

 Отношение к вышестоящим лицам.

        Использование глагольных форм настоящего времени, инфинитивы, а также прилагательные, личные местоимения третьего лица - это означает, что девушки свободны от обусловленности, демонстративны, эмоциональны, не способны к отстранению.

Отношение к будущему. Страхи и опасение.

        Около 85% опрошенных девушек опасаются провалиться на экзамене.   При ответе использовались в основном глаголы  неопределенной формы, будущего времени, а также  личные местоимения первого лица единственного числа, прилагательные  и наречия. С психологической точки зрения у девушек преобладает чувство тревожности, нереализованности, зависимости от внешних условий, они не доверяют личному опыту, эмоциональны.

Отношение к своему прошлому. Нереализованные возможности.

        Девушки, при построении своих ответов использовали глаголы прошедшего времени, возвратной формы, глаголы и существительные с неопределенно широким содержанием. Это позволяет сказать, что старшеклассницы бессознательно защищают проблемы, чувствуют зависимость от внешних обстоятельств и чувствительны к депрессии.

Отношение к лицам противоположного пола.

        Женский пол отвечал на вопросы этого плана, обходясь в большинстве случаев одним словом или словосочетанием. Преобладание именных частей речи - существительные и прилагательные. В этом проявление демонстративности, эмоциональности, нарушение временной перспективы.

Отношение к семье.

        Для девушек семья является домашним очагом, заботой близких, чем-то родным, теплым, любимым, т.е. для всех имеет положительные ассоциации. Старшеклассницы используют наречия, прилагательные, глаголы и будущего времени, сослагательного наклонения, и прошедшего времени. Вырисовывается противоречивая картина: с одной стороны, девушки эмоциональны, демонстративны, возводят частности в закон, а с другой стороны глаголы указывают нам на депрессию, чувство нереализованности, зависимость от внешних условий и т.д.

Отношение к друзьям. Отношение к одноклассникам.

        При ответах на этот ряд вопросов девушки лукавят, т.к. не пишут о натянутых отношениях между собой, для них все старшеклассницы хорошие, милые, красивые, но на самом деле большинство так не считает, даже с подругами почти у всех идет выяснение отношений (эти сведения из личного общения с девушками). Хотя формально в ответах были использованы прилагательные, глаголы настоящего времени, местоимения третьего лица. Им должны быть присущи такие качества, как эмоциональность и экспрессивность, психологическая зрелость и свобода от обусловленности, манипулятивные тенденции и др.

Юноши

 Отношение к себе.

        Юноши использовали глаголы настоящего времени и глаголы с неопределенно широким содержанием. Они употребляют личные местоимения первого лица единственного числа. Психологический анализ показал, что у юношей психологическая зрелость, они субъективны при ответе, но бессознательно защищают какую-то проблему или симптом.

 Отношение к вышестоящим лицам.

        Использование глагольных форм настоящего времени, инфинитивы, а также прилагательные, личные местоимения третьего лица - это означает, что юноши свободны от обусловленности, не способны к отстранению, утрата субъективности.

Отношение к будущему. Страхи и опасение.

        Юноши спокойны, они почти ничего не боятся и отвечают на вопросы лаконично с помощью глаголов прошедшего времени, глаголов с неопределенно широким содержанием, обобщений, поэтому характеризует их, как сопротивляющихся, бессознательно защищающих симптом или проблему, внутренне ориентированных на всеобщие законы, у старшеклассников наблюдаются регрессивные тенденции.

 Отношение к своему прошлому. Нереализованные возможности.

        Юноши, при построении своих ответов использовали глаголы прошедшего времени, сравнительную степень прилагательных и прилагательные. Это позволяет сказать, что старшеклассники недостаточно выражают свои мысли в ответах, хотя эмоциональны и демонстративны.

Отношение к лицам противоположного пола.

        Женский пол для юношей имеет неоднозначное значение. В письменных ответах используются и глагольные формы настоящего времени, и местоимения, и сравнительная степень, и обобщения, и существительные с неопределенно широким значением. Поэтому можно сказать, что у юношей проявляется психологическая зрелость, свобода от обусловленности, хотя есть такие качества, как бессознательная защита проблемы или симптома, защита от индивидуальной психологической травмы, в какой-то мере скрытость, недосказанность.

 Отношение к семье.

        В понимании юношей, семья - это лишь прошлое и настоящее, это родители, сестры и братья, бабушки и дедушки, можно сказать их детские годы и до настоящих дней, 90%  не думают о будущем, как о собственной семье. Юноши используют существительные, глаголы настоящего времени, реже прошедшего, такие неточности как долженствования. Психологический анализ показал, что юноши психологически зрелые, свободные от обусловленности, у них нарушена временная перспективность (нет будущего), сказывается влияние родительских директив, ориентация на "личные" законы, защита от психотравмы через приказ.

Отношение к друзьям. Отношение к одноклассникам.

        У юношей все парни - друзья, братва и подобная дворовая лексика. Используются языковые единицы существительных, наречий, семантические неточности - обобщения. Юноши ориентируются на "внутренние" законы, фиксируются на внутреннем состоянии, возведение частностей в закон, самоотчуждение.

Таким образом, наблюдаются следующие отличия девушек и юношей:

1) юноши в своих ответах лаконичны, предложения простые, полные, распространенные, девушки используют ресурсы языка гораздо шире.

2) психологический анализ показал, что юноши психологически более зрелые, свободные от обусловленности, им присущи такие качества, как бессознательная защита проблемы или симптома, защита от индивидуальной психологической травмы, старшеклассники недостаточно выражают свои мысли в ответах, хотя эмоциональны и демонстративны.

3) с психологической точки зрения у девушек преобладает чувство тревожности, нереализованности, зависимости от внешних условий, они не доверяют личному опыту, эмоциональны. Психологический анализ показал, что у девушек регрессивные тенденции и возможно депрессия, они субъективны при ответе, бессознательно защищают какую-то проблему или симптом.

Использование языковых единиц старшеклассниками в анкетировании

Таблица № 17

№

Части речи

юноши

девушки

1

Личное местоимение

56

80

2

Существительное

127

90

3

Прилагательное

51

69

4

Наречие

32

43

Глаголы

5

Прошедшее время

120

190

6

Настоящее время

146

87

7

Будущее время и сослагательное наклонение

19

43

8

Повелительное наклонение

0

0

9

Возвратная форма

3

0

                              2.4.  Выводы:

  1. Различия в письменной речи старшеклассников действительно существуют. Девушки и юноши используют разное количество языковых единиц частей речи.
  2. По результатам всех методик девушки чаще используют глаголы в форме прошедшего времени, что подтверждают симптомы депрессии, т. к. девушки более ответственно относятся к учебной деятельности, они эмоциональны, всё пропускают через себя, переживают, боятся плохих результатов.
  3. Юноши больше используют в письменной речи глаголы настоящего времени, они спокойнее относятся к учебе, менее эмоциональны, поэтому можно сказать, что юноши свободны от обусловленности, у них проявляется психологическая зрелость, автономия.
  4. Личные местоимения используют и девушки и юноши. Причем девушки используют в основном местоимения 1 и 3 лица, юноши 3 лица. Поэтому у девушек чувство субъективности выражено сильнее, чем у юношей, у последних же  сильнее проявляется недоверие к себе.
  5. Существительные, в большинстве употребляются в письменной речи юношами, у девушек преобладание языковых единиц  прилагательных минимальное.
  6. Эмоциональность выражена равномерно у разнополых старшеклассников. Этот языковой факт весьма интересен, так как у зрелых людей, как показывают гендерные исследования ученых (Кирилина А. В. (31), Горошко Е. И. (20) и др.) эмоциональность возрастает  у женщин, а у мужчин снижается.
  7. В чрезмерном употреблении существительных с неопределенно широким содержанием у девушек может скрывать какая-то проблема личного характера, либо социального. Причем из всех частей речи именно количество языковых единиц существительных намного больше. И это не только у девушек, но и у юношей. Например, если у девушек из общего количества языковых единиц 30% составляют существительные с неопределенно широким содержанием, то у юношей – 25%. Более того, в идеале сочинение должно раскрывать «образ Я» старшеклассника, но на практике, как правило, учащиеся чаще всего руководствуются учительскими директивами «как надо писать сочинение». Отсюда у них возникает желание «защитить» свой внутренний мир, прикрываясь словами-шаблонами, стереотипами, типа: Россия, родина, Русь, народ, подвиг, судьба, русский народ, история России и т.д. (эти слова, употребленные многократно теряют уже свою смысловую нагрузку).

Рекомендации

  1. Неформально подходить к анализу сочинений, к анкетированию и другим методикам, проливающим свет на гендерную проблематику.
  2. Не изымать из общеобразовательной системы методику проведения сочинений, но задуматься над вопросом: «Как выйти из современного кризиса в этой сфере преподавания русского языка и литературы?» Попытаться понять, что некоторые вопросы гендерных исследований помогут эффективнее разработать новые способы подачи сочинений в школе.
  3. Способствовать формированию языковой картины мира у учащихся старших классов; показать, что на процесс формирования языка и картины мира в целом влияет множество факторов (этнических, культурных, региональных, биологических, социальных, психологических и т.д.), и что гендерный фактор в этом ряду занимает не последнее место.

Рекомендации школе:

        Тщательнее изучать "законы" неформальных объединений, предоставляющих мальчикам и юношам дополнительный канал усвоения маскулинности (гонка на мотоциклах, а сейчас и на автомобилях, драки, нарочито грубая речь и т.п.) и задаться вопросом: «Почему возможности для проявления мускулинности у мужского пола школьного возраста в социуме ограничены?» Для решения этой проблемы, быть может, следует активизировать "социализированные" виды маскулинной активности: спорт, игры, техническое конструирование, самостоятельное участие в профессиональной деятельности?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я представляю отчет в соответствии с поставленными задачами.

Теория гендера – это новое представление российской гуманитарной науки, которое находится в процессе становления. В центре внимания сейчас находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение старшеклассников в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о женских и мужских качествах. Мужественность и женственность рассматриваются как концепты психологии.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза была полностью подтверждена в ходе исследования. Письменная речь учащихся старшего школьного возраста действительно отличается определенными гендерными особенностями.

  1. девушки чаще, чем юноши употребляют личные местоимения, прилагательные, наречия, глаголы прошедшего и будущего времени, т.о., девушки склонны к депрессии, преобладают регрессивные тенденции, старшеклассниц одолевает чувство тревожности, нереализованности и зависимости от внешних условий.

2)юноши в своей речи стараются употреблять больше существительных и глаголов настоящего времени, а так же глаголы прошедшего времени. Молодые люди с недоверием относятся к личному опыту, хотя фиксируются на своем состоянии; Старшеклассникам характерна психологическая зрелость, автономия, свобода от обусловленности и нарушение временной перспективы. Мужской пол чаще, чем женский употребляет в речи глаголы с возвратной формой, что влечет безынициативность, потерю субъективности.

3)девушки чаще цитируют стихи,  предпочитают синонимические ряды, поэтому тавтология (не был, не был; осознавал, понимал) чаще встречается в письменной речи старшеклассниц.

  1. учащихся мужского пола больше привлекают неологизмы ("гребётся по снегу", вместо "бредёт"); у юношей в синтаксических конструкциях преобладают деепричастия и деепричастные обороты, а у девушек - причастия и причастные обороты (за исключением сочинения Евгения Р. - преобладание причастий).

В данной работе мы затронули новый ракурс исследования: анализируя гендерные различия в сочинениях учащихся 8-9 классов, мы столкнулись с интересным психологическим феноменом: языковая картина мира, близнецов (братом и сестрой) воспроизводит гендерную картину мира с точностью до наоборот; т.е. языковые показатели сестры соответствуют языковым показателям юношей, а брата – всех девушек-одноклассниц.

Ни в одном исследовании, доступном нам, не говорится о языковых исследованиях у разнополых близнецов, поэтому результаты нашего языкового эксперимента вполне самостоятельны и, возможно, представляют научный интерес.

Данное исследование может представлять интерес для  учителей нашей школы, полученные результаты могут быть использованы в образовательной деятельности различных педагогов для оптимизации речевой деятельности подростков разного пола.

 Наиболее актуальными для дальнейшего исследования проблемы могут составить следующие вопросы:

  1. Каким образом гендерные различия влияют на речь разнополых близнецов? Как влияет социальная среда на развитие речи старшеклассников, обусловленной их гендерной принадлежностью?
  2. Какие языковые изменения происходят под влиянием новых достижений науки?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и  женщины // Вопросы психологии. 1991. №4.
  2. Антропология гендерых исследований. Сб. пер./ Сост. и комментарий           Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
  3. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. с. 7-21
  4. Берн Шон. Гендерная психология. 
  5. Ю.В. Бромлей. Очерки теории этноса. М., 1983
  6. Будде Г.Ф. Пол истории // Пол, гендер, культура / Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. М., 1999. с. 131-155.
  7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание, М.: "Русские словари", 1996.
  8. Вейлерт А.А. О зависимости количественных показателей единиц языка от пола говорящего лица // Вопросы языкознания. №5. 1979. с. 138-143.
  9. Виниковецкая О.В. История гендерных исследований в лингвистике. М., 2006.
  10.  Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. М., 2000., №4.
  11. Габрилян Н.М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки и современность. – 1996, №6 – с.123-133
  12. Ганжина И.М. Состав женских именований в писцовых книгах ХVI века // Язык, литература, культура: традиции и инновации (материалы конференции молодых ученых). М.: изд. МГУ, 1993, с. 12-13.
  13. Гапова Е. Гендерная проблематика в антро-пологии // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
  14.  Гендерный фактор в языке и коммуникации: Сб. научных трудов. Иваново, 1999.
  15.  Гидденс Э. Социология / / Эдиториал. Самара, 1999. с.27.
  16. Горошко Е.И. Анализ смысловой структуры текста и половой диморфизм в речи // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира. Материалы международной конференции. М., 1996, с. 139-141.
  17. Горошко Е. И. Опыт качественной интерпретации вербальных ассоциаций в их связи с некоторыми биографическими данными информантов. Харьков, 2004.
  18. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (Психолингвистический анализ). Дис. … канд. филол. наук. М., 1996. 138 с.
  19. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского письма // Гендерный фактор в языке и коммуникации. Иваново, 1999. с. 28-41.
  20. Горошко Е. И. Особенности мужского и женского речевого поведения (психолингвистический анализ). Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1996.
  21. Горошко Е.И. Особенности мужской и женской ассоциативной картины мира в русском языке // Wiener Slawistischer Almanach. Munchen. 1997. Band 40. s. 203-246.
  22. Горошко Е. И. Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002.
  23. Григорян А.А. Гендерная маркированность имен существительных в современном английском языке. Гендер: язык, культура, коммуникация – М., 2001.
  24. Дерябин А.А. Репрезентация гендерных отношений в русском музыкальном видео // Потолок пола. Сб. научных  и публицистических статей / Под ред. Т.В. Барчуновой. Новосибирск, 1998.
  25. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Под. ред. Е.А.Земской и Д.Н.Шмелева. М.: Наука, 1993. с. 90-136.
  26. Земская Е. А., Китайгородская М. А., Розанова Н. Н. Указ. соч. C. 132.
  27. Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я»                у подростков // Вопросы психологии. 1989. №3.
  28.  В.Е.Каган. Половые аспекты индивидуальности// Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. М., 1984. - с. 109-112
  29. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // русский ассоциативный словарь. Книга 1. М.: Помовский и партнеры, 1994-1996. с. 191-218.
  30. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., Институт социологии РАН, 1999.
  31. Кирилина А.В. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании // Филологические науки. 2000. №3.
  32. Кирилина А.В. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Филологические науки. Москва, 1998.
  33. Кирилина А.В. // Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002.
  34.  Клетцена И.С. Гендерная психология. 2000.
  35.  Колесникова М.С. Лексикографические аспекты современных гендерных исследований // Гендер как интрига познания. М., 2002. – с.28-35.
  36.   Кон И. Проблемы и перспективы развития гендерных исследований в бывшем СССР // Гендерные исследования, 2000. – № 5. – С. 27-33. 
  37.  И.С. Кон. Введение в сексологию. М., 1988
  38. Кронгауз М.А. Sexus, или Проблема пола в русском языке // Русистика. Славистика. Индоевропеистика. М., 1996. с. 510-525.
  39. Крючкова Т.Б. Некоторые эксперементальные использования русского языка мужчиной и женщиной // Проблемы психолингвистики. М., 1975. с. 186-200.
  40.  Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему. М., 1995.
  41. Максимова Т. Женские романы и журналы на фоне постмодернистского пейзажа, или «каждая маленькая девочка мечтает о большой любви» // Потолок пола. Сб. научных  и публицистических статей / Под ред. Т.В. Барчуновой. Новосибирск, 1998. с. 91-128.
  42.  Малишевская Д.И. Базовые концепты культуры в свете гендерного подхода: на примере оппозиций «мужчина-женщина» // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. – с.180-189.
  43. М. Ю. Миронова. Социально-психологические проблемы межполовых различий. М.: 1996.
  44. Митина О.В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспекте // Общественные науки и современность, 1999, №3.
  45.  Митрохина Е.В., Бессарабенко А.В. Различия между речью мужчин и женщин, М., 2001.
  46. Муравьева М.Г. Гендерная история в российском вузе: нужна ли она? // гендерная история: pro et contra. СПб., 2000.    с. 3-20.
  47.  Общая сексопатология // под ред. Г.С. Васильченко, М., 1977. – с.280.
  48. Пособие по гендерному анализу. Перевод осуществлен по заказу     Канадского фонда поддержки российских женщин: (Gender-based Analysis    Backgrounder. …). М. : «Эслан», 2001.
  49. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.
  50.  В.Ф. Сидоренко. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности// Вопросы философии. 1989, №1. - с. 18-28
  51. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация XXI век, 2002.
  52. Смит С. Постмодернизм и социальная история на Западе: проблемы и перспективы // Вопросы истории. 1997. №8. с. 154-161.
  53. Теория и методология гендерных исседований. М.: МЦГИ, 2000.
  54. Телия В.Н. Русская фразеология. М., 1996. – с.260-269
  55. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознвния. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 1996. С. 139-162.
  56. Уэст К. Зиммерман Д. Создание гендера (doing gender) // Гендерные тетради. Вып. 1. СПб, 1997. с.94-124.
  57.  Харчев А.Г. Женский труд и семья // Производственная деятельность женщин и семья. Минск, 1972. – с. 14-28.
  58. Холод А.М. Речевые картины мира мужчин и женщин, Днепропетровск: Пороги, 1997.
  59. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» М.: МЦГИ, 2000.
  60. Шведова Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.
  61.  Юферова Т. И. Формирование представлений подростков о мужественности – женственности как одно из условий подготовки молодёжи к семейной жизни // Психологопедагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодёжи к семейной жизни. М., 1980. – с.92-107.
  62. Юферова Т. И. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. – с.137-146.

                                                        РЕЦЕНЗИЯ

Работа  учащейся  9 класса Лаптевой Анны Сергеевны посвящена исследованию гендерных различий в письменной речи старшеклассников.

Во время работы учащаяся проводила языковой анализ         творческих работ старшеклассников, анкетирование учащихся 8 – 9 классов, похожее на разновидность метода незаконченных предложений. Анна посчитала, что в данном случае не представляется возможным использовать методы тестирования и наблюдения, т.к. метод тестирования предполагает либо выбор ответа уже из существующих вариантов, либо ответом из одного слова или словосочетания, что не дает полную характеристику письменной речи учащегося.  

   Цель исследования – изучить особенности письменной речи старшеклассников разного пола, обусловленные их гендерной принадлежностью.

    Объект – речевая письменная сфера учащихся старшего школьного возраста.

        Предмет – особенности письменной речи учащихся старшего школьного возраста, обусловленные их гендерной принадлежностью.

        В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что письменная речь учащихся старшего школьного возраста отличается определенными гендерными особенностями.

В работе были использованы методы математической и статистической обработки результатов:

  1. описательная статистика;
  2. концент – анализ.

        С помощью перечисленных методов Анна получила следующие результаты: письменная речь учащихся старшего школьного возраста действительно отличается определенными гендерными особенностями, девушки и юноши используют разное количество языковых единиц частей речи. Это наглядно доказывается в работе.


Поделиться:

Свинья под дубом

Композитор Алексей Рыбников

Извержение вулкана

5 зимних аудиосказок

Лупленый бочок