Сочинение-эссе посвящено М.П. Двухбратову, участнику войны, педагогу и писателю. Если пройти по школе, где он работал директором, то можно много увидеть и услышать о непростой судьбе легендарного земляка. Творческая работа взрослых и детей имеет награды.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-esse_o_m.p.dvuhbratove.doc | 36 КБ |
Номинация.
Мой край. Мои земляки.
Сочинение - эссе
«А память нам покоя не дает…». Победа глазами детей.
Автор: Ковалько Л.В.,
учитель русского языка и литературы,
учащиеся группы «Поиск»
средней общеобразовательной школы № 6
города Донецка Ростовской области
2009 год
Давно отгремели бои
И смолкли орудий раскаты,
Но помнят сраженья свои
Отважные наши солдаты.
Эти стихи написал Двухбратов Михаил Петрович, бывший директор средней школы № 6 города Донецка Ростовской области, а ныне пенсионер и писатель. В школе много стендов, посвященных его судьбе, по заголовкам которых можно узнать о жизни этого интересного человека: «Учитель. Воин. Писатель», «В рядах Красной Армии», «Это книги М.П. Двухбратова».
Михаил Петрович – частый гость в школе. С учениками он делится поэтическими замыслами, обсуждает первые наброски произведений. В школьной библиотеке хранятся его книги с дарственной надписью. Недавно напечатан очередной его сборник сочинений – «Расплата». Книга посвящена живущим, погибшим и умершим фронтовикам и труженикам тыла.
Звенит веселый звонок, ученики спешат на урок, пустеет коридор, вокруг становится тихо…Но если прислушаться, то можно услышать официальную речь стендов, плакатов, строгий голос учителя, шелест страниц учебников и книг, бойкие ответы учеников.
Урок посвящен жизни и творчеству Двухбратова Михаила Петровича. Открываем дверь кабинета литературы.
- А теперь о войне прочитаем в повести Двухбратова Михаила Петровича «Мстители», - с особой патетикой говорит учитель. – Автору удалось правдиво отобразить действительность: написать о невзгодах тех, кто попал в окружение и до конца остался верным своей Родине.
- Михаила Петровича, - продолжает ученик, - в апреле 1941 года призвали в ряды Красной Армии. Он был еще в учебной роте, когда грянула война. Почти с первых дней стрелковый полк № 1638, в котором служил наш земляк, оказался в окружении. Трижды бойцам удавалось прорывать вражеское кольцо, но силы были неравные. Выйти из окружения удалось немногим. Нашему Михаилу Петровичу повезло. Об этом времени он и поведал в своей повести «Мстители»…
- Нам особенно приятно, что Михаил Петрович хранит наши отзывы о его книгах, публикации – рецензии педагогов и общие фотографии, сделанные на встречах.
Урок продолжается. Кабинет истории. Старшеклассники рассказывают о своей поисковой деятельности.
- Нас интересовало то военное время, когда Двухбратов Михаил Петрович служил в стрелковом полку № 1382 в роте противотанковых ружей, сокращенно ПТР. В одном из боев неподалеку от украинского селения Красная Поляна ПТРовцы уничтожили несколько фашистских танков – тяжеловесов. Михаил Петрович до сих пор помнит, как горели танки, как выпрыгивали из них обожженные и растерянные немцы. Он нам рассказывал, что наряду с ненавистью в душе бушевала жалость. Это говорит о высоких чувствах, отличающих наших воинов от фашистов. На пути к Победе, наряду с воинскими, проявлялись и человеческие качества.
- Мне запомнился рассказ о ячмене, который был спасительным для воинов. В окопах солдаты часто не могли дождаться кухни, а животы сводило. Чем поможет писарь (в это время Двухбратов служил писарем в роте)? А он помогал тем, что набивал карманы ячменем, а солдаты во время затишья толкли его, а иногда на костре проваривали. Еда! Но часто просто жевали, жевали…и голод уходил.
- В это время молодой воин впервые стал писать очерки для дивизионной газеты, познакомился с корреспондентом.
- Михаил Петрович рассказал нам необычный случай, когда они методом наблюдения засекли вражеский самолет- разведчик. Как его сбить на открытой местности? Только несколько небольших балок, поросших кустарником и низкорослыми деревцами. И вот взгляд упал на огромнейшие две шелвовицы ( в народе их называют такие деревья «тютиной»). Вот здесь солдаты решили сделать пункт наблюдения. На раскидистых ветках устроили сидение, втянули туда установку ПТР, вес которой больше 10 килограммов. Все выдержало дерево! Чем не солдат? Нас было три человека. Все затихли, когда услышали знакомый гул немецкого самолета. Аж дух захватило. Выстрелы раздавались подряд. Вдруг самолет издал какой-то другой звук и начал делать вычурные фигуры. Огонь! Самолет загорелся и упал недалеко от передовой, где-то около Красной Поляны! «Вот, даже деревья помогали нам в правом деле», - улыбался участник войны и журил нас за небрежное отношение к живой природе.
- Михаил Петрович был ранен осенью 1944 года. Через несколько месяцев пришла долгожданная Победа. В октябре 1945 года он демобилизовался и вернулся к своей любимой профессии – учитель.
Идем по коридору. Кабинет математики, но шестиклассники решают не дроби, а на классном часе знакомятся с новым сборником Двухбратова «Расплата», рассказывающем о жизни пенсионера, решившего поведать подрастающему поколению о Великой Отечественной войне.
На таких уроках мужают и взрослеют ученики. Жизнь Двухбратова Михаила Петровича становится для них самым лучшим примером. Фронтовик, учитель, писатель – живая легенда!
Огонь фламенко
Снежная книга
Новый снимок Юпитера
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Домик зимней ночью