• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Эссе «Вечная признательность Отечества»

Опубликовано Вальская Татьяна Анатольевна вкл 03.05.2012 - 22:28
Вальская Татьяна Анатольевна
Автор: 
Степанова София

 

Работа посвящена юбилею открытия Российских железных дорог и памятнику Францу  Антону  фон Герстнеру в Санкт- Петербурге.

Появлению  железных дорог в России мы обязаны человеку, украшающему сегодня  зал Витебского вокзала...

Между прочим, даже «День железнодорожника» стал первым профессиональным праздником в нашей стране!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sofiya_stepanova_lica_rossiyskoy_istorii.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова София- 9а класс лицей 369   Тема «Лица истории»

Эссе «Вечная признательность Отечества»

Веселится и ликует весь народ…

Поезд мчится… в чистом поле…

Эти слова когда-то известной песни я напевала по пути к Витебскому вокзалу. Меня ожидала  встреча с  создателем дороги, по которой двигался пароход. Да, да, я не оговорилась: первые паровозы называли именно так, а М.И. Глинка- автор «Попутной песни»- воспел проект Франца Антона фон Герстнера.

Наконец,  я у входа в  Витебский (бывший Царскосельский) вокзал и  ощущаю дух  прошлого: ведь это первый вокзал не только в Санкт-Петербурге, но и  во всей России.

Прохожу через металлодетектор, поднимаюсь на второй этаж... Еще пара минут, и я увижу предмет моего интереса…

В светлом просторном зале  у левой стены  я вижу бронзовую  скульптуру человека  на гранитном постаменте. Импозантный мужчина  бережно держит в руках макет паровоза. На макете игрушечного паровоза читаю название «Проворный». Странно, я где-то слышала, что первые  паровозы изготавливались в Англии или Бельгии, а тут- русское название  (потом я узнала, что на дороге работало 6 паровозов, куп ленных за рубежом. Каждый паровоз имел свое имя: Проворный, Стрела, Богатырь, Слон, Орел, Лев). На постаменте надпись: «Франц Антон фон Герстнер  Автор и строитель первой железной дороги в России Санкт- Петербург- Царское село- Павловск  Открыта 30 октября 1837г.»

Стройный молодой мужчина одет как «денди». Видно не чуждо ему было желание стильно выглядеть. Взгляд устремлен вперед, серьезен, и я бы сказала, суров.  Хотя с какой стороны посмотреть: «читается» некоторая  ухмылка, довольствие, что ли… То, что он уверен в себе - бесспорно! Одна нога выставлена вперед - как будто человек только что сделал шаг…  Может,  это попытка художника передать тот толчок, который талантливый инженер  дал прогрессу в России, в корне переломав все представления о передвижениях?

Мне показался необычным постамент. Как будто боковые детали (похожи на шпалы или части рельсов) поддерживают основу. Вероятно, эту задумку автора  памятника можно истолковать тем, что  у  строителя первой  российской дороги была хорошая поддержка в лице императора,  и он не обманул его надежд! 

Вернувшись домой  и  обратившись к всемирной паутине, я узнала много интересного.  

Я выяснила, что Франц Антон фон Герстнер  - австрийский подданный чешского происхождения. На самом деле звали его Франтишек  Антонин, частицу «фон», говорящую о дворянском происхождении, получил его отец за особые  заслуги только в 1810 г., когда сыну было  уже 14 лет.

Закончив университет в Праге, Франц Антон  становится  молодым преподавателем  Венского Политехнического университета, но увлечение,  заложенное  отцом (автора проекта первой конной железной дороги) пересилило… Молодой человек до самой кончины в возрасте  почти  44 лет, стал продолжателем дела отца и посвятил жизнь  проектам строительства железных дорог.  

Судьба посылает  встречу уже опытного инженера  с  российским императором  и  проект строительства  железной  дороги в России осуществляется…

Благодаря  чему имя Франца  Антона  фон Герстнера  вносится в скрижали российской истории.  А в юбилейный год для  Российской Железной Дороги  – 30 октября 2007 г. – состоится открытие памятника  примерно на том месте, где 170 лет назад в свой первый рейс отправился паровоз  «Проворный», машинистом которого был  Франц Антон фон Герстнер…

Поезд двигался со средней скоростью 51 км/ч и через 35 минут прибыл в Царское село.  На обратном пути  Герстнер  развил скорость до 63 км/ч и доехал до Петербурга за 27 минут.  На другой день «Санкт- Петербургские ведомости»  писали: «60 верст в час, страшно подумать!...вы не замечаете этой быстроты… какая же сила несет экипажи с быстротой ветра в пустыне.. Эта сила - ум человеческий!»

Кстати, в 1987 г, на  платформе пригородных электричек Витебского вокзала в стеклянном павильоне установили модель   того  самого первого  поезда!

Первая российская дорога  была построена за год и восемь месяцев. Специально образованное  акционерное общество израсходовало на её сооружение 5 млн. рублей. Не могу не упомянуть следующий факт: для строительства дороги  привлекли 3200 человек: 1800 крепостных крестьян и 1400 солдат, расквартированных в Красном Селе!

Итак,  1837 год  стал стартовым в развитии железнодорожного транспорта в России. Протяженность Царскосельской железной  дороги была невелика — 24 версты, она  не имела хозяйственного значения. Но все же создание этого пути — первый опыт строительства междугородных пассажирских железных дорог в страдавшей от бездорожья России.

Для  Герстнера  же  окончание строительства поставило крест на его российских проектах, он был вынужден уехать. Глубоко разочарованный в своих ожиданиях, Герстнер умирает  в 1840 г. в Филадельфии.

А в Петербурге ликуют! Открытие железной дороги вызывает небывалый резонанс в обществе. Всюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах появляются  изображения паровозов. На сцене Александринского театра дают  водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль отводится паровозу. 

Все понимают: железнодорожный транспорт отличается быстротой движения, непрерывностью и всепогодностью, гарантиями сроков доставок и дешевизной перевозок, что делает  его преимущества в сравнении с другими видами перемещений того времени очевидными.

Появлению  железных дорог в России мы обязаны человеку, украшающему сегодня  зал Витебского вокзала. Очень жаль, что авторство памятника  нужно узнавать в разных источниках… А это- известный московский скульптор, заслуженный художник России,  профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Салават  Александрович Щербаков.  Спасибо ему еще раз за то, что своим творением он обращает внимание пассажиров к персоне,  подарившей  России новый путь сообщений! Между прочим, даже «День железнодорожника» стал первым профессиональным праздником в нашей стране!

Император Николай 1 произнес слова, которые сегодня может повторить любой россиянин, обращаясь к Францу  Антону  фон Герстнеру: «Одна достойная вам награда будет- вечная признательность Отечества!»


Поделиться:

Сказка "12 месяцев". История и современность

Филимоновская игрушка

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики

Весёлые польки для детей

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)