Ученица 7 класса знакомит нас с творчеством башкирского народа, представители которого были активными участниками Отечественной войны 1812 года.
Вложение | Размер |
---|---|
shalaeva_mariya_sosh_20.docx | 44.21 КБ |
seseny.pptx | 819.96 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Салават
Выполнила Шалаева Мария, ученица 7 б класса
МБОУ «СОШ №20»
г. Салават
Салават, 2012
На мироощущение башкир сильное влияние оказала Отечественная война 1812 года, которое так заметно отразилось на различных жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах.
Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния.
Окрашенные мотивами патриотизма и бессмертия народа, вставшего за честь и свободу общей Родины - России, эти песни, как память тех героических лет, и поныне живут в народах Башкортостана, глубоко волнуют, выполняя большую воспитательную и познавательную функции.
В этом цикле особое место по своей поэтике занимает песня “Любизар”. В ней не дается картина какого-то определённого события, как того требует специфика жанра. Напротив, она последовательно рассказывает о войне, начиная с вступления Наполеона в Москву и заканчивая возвращением домой башкирских конников после блистательного завершения войны.
Баик (Плясовая)
Перевод с башкирского языка
Ох, французов миллион,
Царь у них – Наполеон,
Подошел уже к столице,
На её пороге он.
Ой, ой, ой, ой,
Ой, какой француз герой.
Ой, ой, ой, ой,
С нашей кончит он страной.
Ухмыляется в лицо,
Ногу поднял на крыльцо.
Азаматы, словно львы:
Быть врагу без головы!
Свет в глазах у льва лучится.
Эй, французы, где же вы?
Эй, эй, эй, эй.
Меду сладкого налей,
Льва-батыра, разрешаю,
Все пляшите, топайте!
По спине похлопайте.
С древнейших времен культура, история многих народов обозначена устно-поэтическим творчеством, важную часть которого представляет феномен сказительства.
Башкирское сказительство представляют йырау, сэсэны, в своем искус стве соединяющие и поэтическое импровизаторство, и исполнение известных жанров народного творчества. На более древние истоки происхождения слова указывает тот факт, что дедушку-основоположника сасанидской династии Бабакана Ардашира (224—651 гг. д.н.э.) — великого жреца звали Сасан. Возможно, память о выдающихся способностях великого мага, провидца и мастера слова запечатлелась в назывании башкирских поэтов-импровизаторов сэсэнами.
Слушающий певца-сказителя переживал огромное чувство психологического, эстетического удовлетворения и приобретал новые потенциалы воли и духовного обновления. Русский писатель Ф.Д.Нефедов, который "слушал пожилого башкира-кураиста" и записал эпическое сказание "Ушкуль", писал: "он поет, возбуждая в слушателях благоговейное внимание и сочувствие…. Вызывает у слушателей или улыбку и радость, или безграничную печаль и нередко слезу". Незабываемое впечатление оказало речитативное пение (основной стиль кубаира) байгуша-старика на Д.Н.Мамина-Сибиряка: "Меня поразило это пение. В нем сказывалось такое отчаяние, такая безысходная тоска… Кажется, кругом все плакало…". Башкирские сэсэны, сказители сочиняли и исполняли в основном эпический жанр — кубаир — героико-патетические, напевно-речитативные, гимнические песнопения, сопровождая телодвижением, игрой на курае, жестикулируя и т.д.
Сэсэн "не будет защищать зло", "в защите справедливости равного ему нет", "его язык — это язык народа", "его глаза — это глаза страны" и т.д. — так определяется его личность в изречениях, пословицах. История духа башкирского народа и история его выживания неразрывно связаны с именами и феноменальной самоотверженной деятельностью философов, дипломатов, поэтов и воинов — сэсэнов.
Творческие откровения, сочинения многих сэсэнов затеряны в истории. Имена этих служителей народа и певцов о народе восстанавливаются по произведениям народного творчества (предания, эпосы, легенды, песни), историческим хроникам, шежере и т.д. Мастеров слова, которые более всего одарены не в сочинительстве, а в передаче исполнения жанров народного творчества, также звали йырау-сэсэн.
Башкирский сэсэн-сказитель — не только мастер слова, но и личность, в даровании которого обозначены качества мудреца, идеолога, целителя, провидца, жреца и патриота своего народа. Феномен сказительства маркирует историю и культуру только коренных народов, живущих на своей земле и защищавших ее много веков, также свои обычаи и традиции. Эпос, кубаиры, созданные сэсэнами, являются поэтико-философскими свидетельствами о народе, языке, культуре и истории. Сказительство пережило многие изменения, трансформации, но не исчезало из духовной и творческой практики: служение народу и справедливости определяло главный принцип башкирских сэсэнов. Прежде всего, сэсэн — правдивый слуга чести, выразитель идей, чаяний народа, пламенный патриот, "не имеющий в древности ни постоянного места жительства, ни времени, ни расчета заниматься хозяйством. Всю жизнь он посвящал творчеству, общественно-политической деятельности — служению народу".
Среди всех сэсэнов ХХ в. Мухаметша Бурангулов отличается тем, что лишь в его творчестве сохраняется традиция сочинения кубаиров, 8—16 строфных по этических сказаний. Человек несгибаемой воли, яркий образец целеустремленности и самоутверждения, он создал произведения, наполненные героикой и любовью к родине. Кубаир М.Бурангулова "Ватан hуғышы" ("Отечественная война") вышел отдельной книгой с предисловием Г.Амири — "Поэма о народном героизме и народной дружбе" (1949 г.). По сюжету кубаира Баик Айдар — славный сэсэн XVIII века, благословляет батыров на Отечественную войну 1812 года. Таким образом проводится ретроспектива, передающая идею воинских традиций народа. Кубаир представляет собой поэтическую хронику, повествующую о походе башкирских войск, победе и "взятии дворца Наполеона". М.Бурангулов проводит идею особой необходимости личности сэсэна-трибуна в трудное время. Герои легенд, преданий, реальные батыры, полководцы выстроились под воззвания легендарного Баика Айдара, произнося клятвы. Иронично предстает царь Александр, который "Словно трава, побитая заморозком, поник, Трясется, будто на ветру желтый лист: плачет, словно ребенок, просящий грудь", — так он себя ведет, пока не услышал от Баика Айдара о том, что есть такая сила против врага, как свой народ. Узнав об этой спасительной силе, царь пожимает руку сэсэну и на вопрос, как отблагодарить его, слышит достойное слово сэсэна:
Когда будет большой той,
После победы славной той,
Батыры выстроятся в ряд —
Тому подарку буду рад,
Одна на всех победа будет,
Подарком это будет, вот!.
Баик Айдар (башк. Байыҡ Айҙар; 1 декабря 1710 — 1 октября 1814) — выдающийся башкирский поэт-импровизатор, сэсэн, певец, танцор, воин, борец за справедливость и свободу башкирского народа.
Родился в деревне Махмутово Мурзаларской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии. В тех же местах, где сделал первые шаги по земле Салават Юлаев, которого он хорошо знал. Сын тархана Байназара Айдар Баик принимал участие в башкирских восстаниях 1735-1740-х годов и 1755-1756-х годов. Преследуемый царскими карателями, он скрывался в казахских степях. Но к началу Крестьянской войны вернулся на родину. Разъезжая по аулам, он выступал со своими песнями, в которых зажигательным поэтическим словом призывал земляков примкнуть к повстанцам, к их предводителям Емельяну Пугачеву и Салавату Юлаеву. Дожил сэсэн и до Отечественной войны 1812 года. И снова звучали его песни, его пламенные стихи. Теперь он напутствовал полки башкирских батыров, отправлявшихся на поля сражений с армией Наполеона. А когда те вернулись после окончания войны, встретил победителей песней, прославляющей их подвиг. Впоследствии это песня стала называться «Байык».
Из дошедшего до нас его поэтического наследия наиболее известны «Айтыш (состязание) Баик-сэсэна с казахским акыном Бухаром» («Байыҡ сәсәндең ҡаҙаҡ аkыны Бохар менән әйтеше»), «Обращение Баик-сэсэна к батыру Салавату» («Байыҡ сәсәндең Салауат батырға әйткәне»), поэтическое обращение «К башкирским воинам-защитникам» («Ил hаҡлаусы башҡорт яугирҙәренә»), а также народные песни «Юрюзань» («Йүрүҙәнкәй»), «Уҡтар аттым», «Песня Баик-сэсэна» («Байыҡ-сәсән йыры»). Баик Айдар является автором популярного танца «Байык». Это старинный башкирский танец, первоначально исполнявшийся во время эпических представлений. Ныне существует несколько вариантов танца, но обязательно исполняют его пожилые башкиры (а если молодые – то подражают старикам, имитируют их).
Идею мужественной борьбы и патриотизма в кубаире М.Бурангулова "Ватан hуғышы" ("Отечественная война") утверждают образы реальных батыров и героев: Янтуря и его жена Асылбика, легендарная супружеская пара, дошедшая до Парижа в войне 1812 года, славный полководец Кахым-туря (командир башкирской кавалерии Касим Мордашев (1784—1814), храбрый "Сувар ҡашҡа" (полководец, генералиссимус А.Н.Суворов (1729—1800), Котоз-батыр (главнокомандующий русской армии Отечественной войны, генерал-фельдмаршал М.И.Кутузов (1745—1813), а также мифический герой Сура-батыр — герой эпоса "Акбузат" — внук Урал-батыра, Идукай и Мурадым (герои, сражавшиеся против татаро-монгольских войск в XII—XIII вв.). Представлен и Наполеон Бонапарт. Как отметил сам М.Бурангулов в примечаниях к книге "Ватан hуғышы": "Этот кубаир написан на основе легенд "Икенсе әрме" ("Вторая Армия") и "Кахым-туря" [9; 7]. Таким сюжетным построением обеспечивается историзм и фольклорность произведения. Насмешливо изображает сэсэн Наполеона: "Словно шайтан, испугавшийся грозы". Баик Айдар саркастично обрисовывает французов:
Тот, кто против вас идет,
Тонконогий, барчук он белый,
С сердцем маленьким, с головой куриной,
С длинными пальцами, щекою впалой,
На коне держаться не умеет — такой
Враг будет стоять пред тобой!
Перечислив имена и подвиги Сура-батыра, Урал-батыра, Идукая и Мурадыма, Карасакала, Батырши, Бабсака, сэсэн будто оживляет могучий дух батыров, придавая этим силу воли народу. Построив сюжет кубаира таким образом, что Баик Айдар благословляет батыров на битву, сэсэн Мухаметша словно заменяет себя им и свои идеи выражает через уста известного великого воина и сэсэна Баика. Жизненный пример реальных батыров и могучий дар сэсэна, слившись воедино, играли важную роль в поддерживании духа народа и патриотического подвижничества в период войны. В этой связи выход в годы Великой Отечественной войны книги, посвященной батырам, также регулярное появление в периодической печати эпических сказаний "Акбузат", "Юлай и Салават", "Карасакал", "Мэргэн и Маянхылыу", подготовленных М.Бурангуловым, были значимы и актуальны. Военный клич, относящийся ко времени французской войны, был созвучен времени Великой Отечественной войны. В кубаире обозначены высокая гражданская позиция сэсэна, любовь, гордость, великая вера в свой народ, не знающий уныния и поражений.
…Как только враг появился,
И на западе небосклон
Тенью кровавой обагрился –
Сотрясался весь Урал,
И деревья, птицы все
Вместе встрепенулись,
Клич услышав:
"Москва падет — страна уйдет,
Идель уйдет — дороги уйдут,
Урал уйдет — и жизнь уйдет, –
Что с нами тогда будет?!..
Взбушевалось людское море,
В единый кулак большой
Свернулся гнев людской!
Творчество сэсэнов являет собой ценное художественное наследие, объективно отразившее реалии исторического периода, сыгравшее важную подвижническую, консолидирующую, воспитательную роль. Продолжая лучшие традиции сказителей, башкирские поэты-импровизаторы сыграли важную роль в поддержании духовно-психологической стойкости, самоотверженности масс, вдохновенно-ораторским словом и пером высекая и произнося животворный, благословляющий клич Сэсэна.
Литература
|
Слайд 1
Слово поэта Шалаева Мария, ученица 7 б класса МБОУ «СОШ №20» г. СалаватСлайд 2
На мироощущение башкир сильное влияние оказала Отечественная война 1812 года, которое так заметно отразилось на различных жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах. Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния.
Слайд 3
Исторические песни о войне 1812 года В этом цикле особое место по своей поэтике занимает песня “ Любизар ”. В ней не дается картина какого-то определённого события, как того требует специфика жанра. Напротив, она последовательно рассказывает о войне, начиная с вступления Наполеона в Москву и заканчивая возвращением домой башкирских конников после блистательного завершения войны.
Слайд 4
Башкирские сказители - сэсэны Башкирское сказительство представляют йырау , сэсэны , в своем искусстве соединяющие и поэтическое импровизаторство, и исполнение известных жанров народного творчества. На более древние истоки происхождения слова указывает тот факт, что дедушку-основоположника сасанидской династии Бабакана Ардашира (224—651 гг. д.н.э.) — великого жреца звали Сасан . Возможно, память о выдающихся способностях великого мага, провидца и мастера слова запечатлелась в назывании башкирских поэтов-импровизаторов сэсэнами .
Слайд 5
Сэсэн "не будет защищать зло", "в защите справедливости равного ему нет", "его язык — это язык народа", "его глаза — это глаза страны" и т.д. — так определяется его личность в изречениях, пословицах. История духа башкирского народа и история его выживания неразрывно связаны с именами и феноменальной самоотверженной деятельностью философов, дипломатов, поэтов и воинов — сэсэнов . Русский писатель Ф.Д.Нефедов, который "слушал пожилого башкира-кураиста " и записал эпическое сказание " Ушкуль ", писал: "он поет, возбуждая в слушателях благоговейное внимание и сочувствие …. Вызывает у слушателей или улыбку и радость, или безграничную печаль и нередко слезу". Незабываемое впечатление оказало речитативное пение (основной стиль кубаира ) байгуша-старика на Д.Н.Мамина- Сибиряка : "Меня поразило это пение. В нем сказывалось такое отчаяние, такая безысходная тоска… Кажется, кругом все плакало…". Башкирские сэсэны , сказители сочиняли и исполняли в основном эпический жанр — кубаир — героико-патетические , напевно-речитативные, гимнические песнопения, сопровождая телодвижением, игрой на курае , жестикулируя и т.д.
Слайд 6
Среди всех сэсэнов ХХ в. Мухаметша Бурангулов отличается тем, что лишь в его творчестве сохраняется традиция сочинения кубаиров , 8—16 строфных по этических сказаний.
Слайд 7
Человек несгибаемой воли, яркий образец целеустремленности и самоутверждения, он создал произведения, наполненные героикой и любовью к родине. Кубаир М.Бурангулова " Ватан hуғышы" ("Отечественная война") вышел отдельной книгой с предисловием Г.Амири — "Поэма о народном героизме и народной дружбе" (1949 г.).
Слайд 8
По сюжету кубаира Баик Айдар — славный сэсэн XVIII века, благословляет батыров на Отечественную войну 1812 года. Кубаир представляет собой поэтическую хронику, повествующую о походе башкирских войск, победе и "взятии дворца Наполеона". М.Бурангулов проводит идею особой необходимости личности сэсэна-трибуна в трудное время. Герои легенд, преданий, реальные батыры, полководцы выстроились под воззвания легендарного Баика Айдара, произнося клятвы.
Слайд 9
Баик Айдар ( башк . Байыҡ Айҙар ; 1 декабря 1710 — 1 октября 1814 ) — выдающийся башкирский поэт - импровизатор , сэсэн , певец, танцор, воин, борец за справедливость и свободу башкирского народа. Разъезжая по аулам, он выступал со своими песнями, в которых зажигательным поэтическим словом призывал земляков примкнуть к повстанцам , к их предводителям Емельяну Пугачеву и Салавату Юлаеву .
Слайд 10
Дожил сэсэн и до Отечественной войны 1812 года. И снова звучали его песни, его пламенные стихи. Теперь он напутствовал полки башкирских батыров , отправлявшихся на поля сражений с армией Наполеона . А когда те вернулись после окончания войны, встретил победителей песней, прославляющей их подвиг. Впоследствии это песня стала называться « Байык ».
Слайд 11
Из дошедшего до нас его поэтического наследия наиболее известны « Айтыш (состязание) Баик-сэсэна с казахским акыном Бухаром » (« Байыҡ сәсәндең ҡаҙаҡ аkыны Бохар менән әйтеше »), «Обращение Баик-сэсэна к батыру Салавату» (« Байыҡ сәсәндең Салауат батырға әйткәне »), поэтическое обращение «К башкирским воинам-защитникам» («Ил hаҡлаусы башҡорт яугирҙәренә »), а также народные песни «Юрюзань» (« Йүрүҙәнкәй »), « Уҡтар аттым », «Песня Баик-сэсэна » (« Байыҡ-сәсән йыры »).
Слайд 12
Баик Айдар является автором популярного танца « Байык ». Это старинный башкирский танец, первоначально исполнявшийся во время эпических представлений. Ныне существует несколько вариантов танца, но обязательно исполняют его пожилые башкиры (а если молодые – то подражают старикам, имитируют их).
Слайд 13
Насмешливо изображает сэсэн Мухаметша Бурангулов в кубаире « Ватан һуғышы » Наполеона: "Словно шайтан, испугавшийся грозы". Баик Айдар саркастично обрисовывает французов: Тот, кто против вас идет, Тонконогий, барчук он белый, С сердцем маленьким, с головой куриной, С длинны ми пальцами, щекою впалой, На коне держаться не умеет — такой Враг будет стоять пред тобой!
Слайд 14
Творчество сэсэнов являет собой ценное художественное наследие, объективно отразившее реалии исторического периода, сыгравшее важную подвижническую, консолидирующую, воспитательную роль. Продолжая лучшие традиции сказителей, башкирские поэты-импровизаторы сыграли важную роль в поддержании духовно-психологической стойкости, самоотверженности масс, вдохновенно-ораторским словом и пером высекая и произнося животворный, благословляющий клич Сэсэна .
Слайд 15
200 лет победе России в Отечественной войне 1812 года Спасибо за внимание!
Сказка "Колосок"
Снегири и коты
Цветок или сорняк?
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Девчата