Волкова Ева, Лазебная Анна и Фетисова Полина приняли участие в XI областном Фестивале презентаций учебных проектов в секции "Восторги чистых дум" с проектом "Колыбельная моей мамы", а в феврале приняли участие в III областном конкурсе учебно-исследовательских работ и творческих проектов "Царицын. Сталинград. Волгоград" и заняли первое место.
Вложение | Размер |
---|---|
kolybelnaya_pesnya-glavnaya_pesnya_materi_-_kopiya.doc | 587 КБ |
Проект
Колыбельная песня -
главная песня матери
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Тип проекта по предметной области: литературное чтение
Тип проекта по форме: коллективный
Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный
Цель проекта:
проанализировать использование колыбельных песен в современном мире и выяснить: пела ли в детстве мама колыбельную песню
Задачи:
изучить литературу и выяснить:
- истоки колыбельных песен
- какое влияние оказывает исполнение колыбельной песни на ребенка
- изучить содержание колыбельных песен;
- провести опрос среди взрослых и детей нашего класса
Гипотеза:
В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы что-то невосполнимо теряем.
Участники проекта:
учащиеся 3Е класса МОУ лицея №9 города Волгограда:
Волкова Ева
Лазебная Анна
Фетисова Полина
Актуальность.
«Песня матери - главная песня в мире, начало всех человеческих песен» - сказал Расул Гамзатов.
Сколько существует мир, столько существуют мамы и колыбельные песни. Что припомнит, что выберет и споет мама, конечно, колыбельную, которую ей пели в детстве. Значит, колыбельная песня выбирает нас самая первая, она первая влияет на будущее восприятие человеком мира, на его будущую речь.
Механизм реализации проекта:
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с родителями и обучающимися 3Е класса лицея, педагогом, библиотекарем.
Руководитель проекта:
Чаликова Любовь Ивановна, учитель начальных классов МОУ лицея №9
города Волгограда.
Продукт проекта:
1. Создание сборника колыбельных песен, в который вошли как народные колыбельные песни, так и авторские.
2. Рукописная книга «Колыбельная песня моей мамы».
3. Презентация.
Этапы работы над проектом
Подготовительный: (погружение в проект)
При изучении произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения мы познакомились с колыбельными песнями.
Ребят очень заинтересовала эта тема. На подготовительном этапе мы продумали план предстоящей работы. Мы решили, что нам, конечно же, необходимо побольше узнать о том, какие колыбельные пели и поют мамы своим детям, кто сочиняет эти песни, зачем их поют. Это и стало целью нашего проекта. Мы решили обратиться за помощью к мамам, к бабушкам, к библиотекарю. Найденную информацию проанализировали и создали тематический сборник, который можно использовать и учителю, и ученику. Проект коллективный, но у каждого ученика была возможность проявить свою индивидуальность: одни находили сведения о колыбельных песнях, другие - сами песни, третьи рисовали героев колыбельных песен.
Выдвинули гипотезу: в настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы что-то невосполнимо теряем.
II. Основной этап:
На данном этапе была определена задача проекта:
Изучить литературу по данной теме и выяснить:
- истоки колыбельных песен;
- какое влияние оказывает исполнение колыбельной песни на ребенка;
- изучить содержание колыбельных песен
Истоки колыбельных песен
Определив задачи проекта мы, конечно же, отправились в нашу библиотеку. Прочитав необходимую литературу, выяснили, что колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. Колыбельные песни – это не только снотворное для малыша, но и его оберег. Согласно древним традициям для каждого младенца создавалась своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь служила ему оберегом. Слова и мелодии защищали ребёнка от злых духов, от бессонницы, болезней. Эти песни наполнены любовью, добротой. Они похожи на сказку.
В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Колыбель совершает плавные и ритмичные движения по направлениям “вверх – вниз”, “вправо – влево”, “назад – вперед”. Издавна было подмечено, что при определенном ритме покачивания младенец быстро успокаивается и засыпает. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания - колыбели. Также в народном обиходе было и название «байка» - от глагола «байкать» - укачивать, баюкать, усыплять. Люди примечали, что в пути, при ритмичном движении, покачивании, ребенок быстро засыпает. Колыбель подвешивали на шесте (очепе), чтобы удобно было качать, вешали возле материнской постели.
Покачивая колыбельки матери припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, успокаивающие, монотонные песни. Так создалась форма колыбельной песни. Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песен маленький человечек начинает познавать окружающий его мир.
Исследователи колыбельных песен дали определение жанра:
колыбельная – песня, адресованная малышу, находящемуся в состоянии перехода от бодрствования ко сну.
В народе дорожили колыбельным мастерством, передавали его из поколения в поколение. Собиранием и изучением колыбельных песен занимались фольклористы, этнографы, врачи, педагоги, начиная с первой половины 19 века.
Колыбельная песня предназначалась не только для того чтобы успокоить и ввести ребёнка в состояние сна - она была и способом знакомства младенца с окружающим его миром. Это первые словесные, музыкальные произведения, которые взрослые исполняли для детей. Тексты песен как бы сотканы из существительных и глаголов, в песню вводилось преимущественно то, что ребенок может воспринять органами чувств. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко.
Колыбельные пела не только мама. Бабушка, дед, старшие братья, сестры с давних пор выговаривали в песне добрые пожелания самому младшему в семье. Выговаривали свою любовь к нему, свои заботы.
В колыбельных песнях отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного, весь мир матери, характер ее чувств, заботы и тревоги, все – то, чем она живет, и эпоха, в которой она живет.
Какое влияние оказывает исполнение колыбельной песни на ребенка
В современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы, многие просто забыли о значении колыбельных песен для развития ребенка, для формирования его мировоззрения. Поэтому мы решили, что современные мамы и папы должны знать о назначении колыбельных песен и петь колыбельные песни своим детям.
Современные психологи считают, что дети, которым мамы пели в детстве колыбельные песни, не только более послушны, спокойны, но и более развиты, у них более высокое интеллектуальное развитие.
Слова в колыбельных использовались простые, более или менее понятные младенцу. Колыбельная уже на первом этапе жизни развивала свойства памяти, так как для прочного запоминания информации нужно многократное её повторение. Объем колыбельной песни в целом составляет около 8 стихов, сюжет краткий, простой, переходит из одного произведения в другое.
С колыбельной песни начинается приближение человека к чарующему миру музыки и ритма. Мать и бабушка поют, и незаметно наполняют душу ребенка новыми для него звуками, простыми и нежными. У ребенка постепенно развивается вкус, музыкальность. Когда ребенку поют на родном языке, то он слышит и усваивает, прежде всего, национальные мелодии и понятия, родившиеся в народе вместе со словом.
Ученые установили, что на первом месяце жизни именно колыбельные оказывают успокаивающее действие на малыша, так как ребенок начинает воспринимать мелодию еще до своего появления на свет. Слушая песни, которые мама поет для своего малыша, ребенок ощущает свою значимость, любовь окружающих, и постепенно осознает свое место в семье и в жизни.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод:
Дети, которым в детстве мамы пели колыбельные песни -
Тематика колыбельных песен
Колыбельные песни дают детям первые уроки послушания и добродетели. В их основе всегда был авторитет родителей. Больше всего колыбельных о природе, о труде. Все живое в природе постоянно трудится. Но, рассказывая о работе земледельца и рыбака, пастуха и кузнеца, о труде зверя и птицы, колыбельные все – таки желали детям прожить жизнь по возможности с веселой душой. Пели песни в основном мамы и бабушки. Самый необходимый дар мамы, бабушки – это терпение. Терпение – это вера в собственные силы. Терпение и любовь к детям по-особому окрашивают содержание колыбельных. Они могут выражать идеальные мечты о совершенном человеке, такие колыбельные вобрали в себя народный опыт, знания, и представления о прошлом и мечты на будущее. Нередко они делятся на колыбельные для мальчиков и колыбельные для девочек. Так передается идеал мужчины и женщины, выработанные народами на протяжении веков. Мужчина – физически здоров, трудолюбив, честен. Женщина – трудолюбива, скромна, добра. Колыбельная поэзия каждый раз возвращает слушателя к его «малой родине»: к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека.
А почему в гости к малышам вместе с колыбельными песнями приходят образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон? По мнению старых людей, это невидимые существа, обитавшие где-то рядом с человеком. Матери верили, что именно Сон, Дрема и Угомон, вызванные ими, приносят покой, здоровье ребенку.
Уж ты глазоньки зажми,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Сам покрепче усни.
Колыбельная песня все время создает образ покоя, тишины:
Бай-бай-бай,
Бай-бай-бай,
Ты, собаченька, не лай,
И гудочек не гуди,
Нашу Машу не буди.
Когда мама укладывала малыша, то пела ему о благополучной жизни:
Баю-баюшки-баю,
Живет старик на краю,
Он не беден, не богат,
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу ложками едят,
Кашка масленая,
Ложка крашеная.
Вот вырастет этот паренек, что лежит в зыбке, станет настоящим мужиком:
Спи, Ванюша, спи, родной,
Спи, Ванюша, спи, усни,
Будет пора – мы разбудим тебя.
Будешь, Ваня, ты большой,
Будешь рыбку удить,
И тетерку ловить,
Будешь лес ты рубить,
Папку, мамку кормить.
И качает мать зыбку, и качает, а уйдет – садится няня ( это могла быть или бабушка, или сестра, или соседская девчонка) и поет свою песню:
Я качаю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка дрова рубить,
Бабушка коров доить.
Особенно неоценимы колыбельные песни в период болезни, когда малыши больше всего нуждаются в материнской заботе. Мамы стараются как можно дольше держать больного на руках и петь:
Бедный мальчик весь в огне,
Все ему неловко.
Ляг на плечико ко мне,
Прислонись головкой.
Я с тобой похожу,
Крепко, нежно обниму,
Будешь завтра ты здоров,
Будешь петь и танцевать,
И сестренку обнимать.
Главным персонажем колыбельных песен очень часто является кот. Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка. Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками. Он быстро определяет благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель. Прежде чем впервые положить в люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало (и продолжает жить по сей день) общенародное поверье, что кот – большой друг домового (подлинного хозяина дома), и поэтому, если кота не обижать, то он “при случае” непременно доложит "дедушке" (домовому) о “доброте хозяйской”, а уж "дедушка" наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой.
Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Птицы в древнеславянском мировоззрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Мы попытались систематизировать и объединить по темам встретившиеся нам колыбельные песни:
«Засыпай» (песни убаюкивающие)
«После теплого парку» ( песни, которые пели после купания)
«Вырастешь большой» (песни о будущем)
«Котик», «Гуленьки», «Заиньки», «Сон и дрема» (песни с персонажем)
«Рай» (песни о хорошей жизни)
« Ушел отец за рыбою» (песни о занятости родителей)
«Будешь завтра ты здоров» (песни для заболевших деток)
«Страшилки» (Бука, Бабай, цыган)
Словарик «колыбельных слов»
Колыбельная песня пришла к нам из устного творчества народа, передаваясь из уст в уста. Несмотря на то, что каждый, кто исполнял ее, добавлял что-то свое, в колыбельных песнях сложился устойчивый набор слов. Мы попытались собрать словарик слов, характерных именно для колыбельной песни. Вот что у нас получилось.
Круг опоэтизированных лиц, предметов, явлений, очень узок, это – сам младенец и его родные (мать, отец, бабушка, дедушка), котик, гули (голуби), домашние животные(овца, корова и т. д.) домашняя птица( куры, гуси, петушок), мифологические образы(сон, дрема, угомон, бука, покой), колыбелька обычно яркая, золотая, золотой крюк, люлька - точеная позолоченная, одеяльце, еда, пища, мечта о сытости (хлеб, молоко), музыкальные инструменты ( рожок), природные явления (ветер, дождь, снег), небесные образы (звезды, луна, звездное небо), яркие красивые ткани (побайки, китайки, бархатец, кумач), природа (леса, поля, луга, реки).
Значение некоторых слов мы решили пояснить:
Колыбель - Родина, место рождения человека, где провел он свое младенчество; место происхождения народа, поколения, науки. (В. Даль).
«Колыбель» произошло от глагола «колыбать» (качать, зыбать, колыхать, колебать), т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд.
Колыбель - своеобразный «инструмент » укачивания.
«Баю» - от глагола «байкать» - укачивать, баюкать, усыплять.
Гули – голуби. Баушка – бабушка. Дитя – ребенок.
Али - или.
Колыбелочка – колыбель.
Дремлет – спит.
Гулюшка – голубь.
Калита – калитка (дверь в ограде).
Бука - мифическое существо, обитающее в хозяйственной части крестьянского двора.
Угомон – от глагола «угомонись», «успокойся». Мифическое существо
Дрема – от глагола дремать, мифическое существо
Плакун – трава – народное название полевой травы.
Вихорок (вихор) – волосы на виске.
Исследовательский этап проекта
Проведя нашу исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что колыбельная песня имеет очень большое влияние на психологическое развитие, нравственное воспитание, и формирование мировоззрения ребенка. Мы решили проверить, как обстоят дела сейчас, поют ли мамы колыбельные песни своим детям. Имеют ли дети связь с историей своего народа, с ее корнями, передающимися из поколения в поколение через колыбельные песни, и будет ли дальше существовать такой жанр народной песни, как колыбельная.
Мы провели провести опрос среди взрослых и детей нашего класса. Опрос проводился среди учащихся и родителей 3е класса МОУ лицея №9. Принимали участие 26 учеников и родителей.
Задавались такие вопросы:
Для детей:
1. Пели ли колыбельные песни вам ваши мамы?
2. Какие колыбельные песни вы знаете?
Для взрослых:
1. Пели ли колыбельные песни вам ваши мамы?
2. Будете ли вы их петь своим детям?
3. Какие колыбельные песни вы поете своим детям?
В результате проведенного опроса получили следующие результаты:
1. Пели ли колыбельные песни вам ваши мамы?
да | нет | не помнят | |
Взрослые | 22 | - | 4 |
Дети | 20 | 4 | 2 |
2. Какие колыбельные песни вы знаете?
3. Какие колыбельные песни вы поете своим детям?
№ | Песни | Взрослые: 26 человек | Дети: 26 человек |
1 | Спят усталые игрушки | 16 | 26 |
2 | Волчок | 20 | 17 |
3 | Спи, дитя мое, усни, | 8 | 10 |
4 | Спи моя радость, усни, | 5 | 16 |
5 | Спи, сыночек мой, усни | 6 | 4 |
6 | Баю – баюшки - баю | 17 | 13 |
7 | И котятки спят, и мышатки спят | 1 | 1 |
Вывод:
Проанализировав результаты анкетирования мы пришли к выводам, что и в современном мире, при наличии достаточно большого выбора различных технологий (телевизоры, ДВД, ПК, ), и дидактического материала (кассеты, диски, и т. д. ) мамы все равно выбирают живое общение с младенцем, поют ему колыбельные песни.
Этот опрос помог нам выявить, какие песни самые популярные, и какие поются чаще всего. Итак, это те песни, которые написаны современными авторами, и которые были очень популярны и исполнялись со сцены популярными эстрадными артистами, а вот истинно народные песни стали забываться.
Творческий этап проекта
Репертуар колыбельных песен современных родителей невелик, поэтому ребята нашего класса решили создать сборник колыбельных песен, в который вошли как народные колыбельные песни, так и авторские. Так же мы с ребятами решили сочинить колыбельные песни. Лучшие из них вошли в наш сборник. Проект коллективный, но у каждого ученика была возможность проявить свою индивидуальность: одни находили сведения о колыбельных песнях, другие - сами песни, третьи рисовали героев колыбельных песен.
Каковы же итоги проекта?
Работая над этим проектом мы постарались ответить на поставленные вопросы и пришли к следующим выводам:
1 Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребенка, устанавливают тесную психологическую связь между матерью и ребенком.
2 Лексика колыбельных песен, образы персонажей связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому ребенок в доступной форме знакомится с жизненным укладом.
3 Гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. Мнение о том, что колыбельные песни почти забыты, их не поют - ошибочно. Но нам удалось выявить ограниченность песенного репертуара современных родителей.
4 Составленный нами сборник колыбельных песен обязательно найдет свое практическое применение.
5. Создали свою рукописную книгу.
Заключение
Все взрослые - бывшие дети, а все дети - будущие взрослые. Важно, чтобы они пели своим детям проверенные временем и полезные для детской психики колыбельные. А часто вместо колыбельной просто ставится тихая музыка, или ребенок засыпает под звук телевизора. В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним. То, что закладывается в детстве, остаётся с человеком и человеке на всю жизнь. Сейчас много появилось изданий, посвящённых воспитанию детей. Однако только их малая часть основана на народных традициях, на фольклоре.
Проведя такую работу, узнав столько интересного, мы прочувствовали важность колыбельной песни в жизни ребенка. Цель достигнута. Мы узнали много нового и интересного о колыбельных песнях. Информацию получили от мам, бабушек, из книг. Нам понравилось изучать культуру своего народа. Всего собрали несколько десятков колыбельных песен, создали сборник колыбельных песен, дополнили его рисунками. Его можно использовать на уроках литературного чтения, на классных часах. Собрали материал и оформили рукописную книгу «Колыбельная моей мамы».
Используемая литература:
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Загадка Бабы-Яги
Хризантема и Луковица
Рисуем акварельное мороженое
Рождественские подарки от Метелицы